Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 16:10, дипломная работа
Цель исследования: обосновать теоретически и проверить на практике эффективность изучения современного танца в гармонизации развития личности младшего подростка.
Задачи исследования:
Дать определение и раскрыть содержание процесса «гармоничного развития личности».
2. Изучить особенности развития личности в младшем подростковом возрасте.
3. Охарактеризовать современный танец и его возможности в гармонизации развития личности младшего подростка.
Введение …………...…...4
Глава I. Проблема гармонизации развития личности в психолого-педагогической литературе.
Определение и содержание процесса «гармоничного развития личности»….7
Особенности развития личности в младшем подростковом возрасте………..18
Глава II. Гармонизация личностного развития младшего подростка в процессе освоения современного танца.
2.1. Характеристика современного танца и его возможностей в гармонизации личностного развития младшего подростка……………..…………......................31
2.2. Практика гармонизации развития личности младшего подростка в процессе постановки современного танца в детском хореографическом коллективе «Элегия» ……………..………….............................................................................42
Заключение.. …………53
Библиографический список …………55
Привлечение родителей к совместной общественной работе в коллективе даёт хороший результат. Актив родителей оказывает большую помощь руководителю, перед которым стоит множество других разнообразных задач. Дежурство во время концертов, отделка костюмов, организация отдыха детей, большая подготовка к отчетным концертам, связанная с множеством организационных вопросов - все это ставит на должную высоту дело обучения детей хореографическому искусству и воспитание подрастающего поколения.
Для эффективного развития физических способностей младших подростков в детском хореографическом коллективе требуются определенные профессиональные качества педагога. Наличие профессионально-значимых качеств позволяет педагогу эффективно управлять педагогическим процессом, в нужное время вносить необходимые коррективы, направленные на его совершенствование.
Современные преобразования требуют от педагога готовности к работе в новых условиях, способности адаптироваться к педагогическим инновациям и быстро реагировать на процессы социального и экономического развития общества. Возрастает потребность в педагогах высшей квалификации, владеющих высокой культурой, способных организовать учебно-воспитательный процесс на уровне современных требований.
От общей культуры и глубины знаний педагога во многом зависит мировоззрение, моральный и эстетический принципы его учеников, все хорошее, как и все плохое, что есть в преподавателе, переходит к ним. Педагог танца, как и всякий другой воспитатель, обязан служить примером для своих учеников. Он должен понимать, что одна из главных задач в работе с детьми состоит в воспитании достойных граждан нашей страны, для которых устойчивый моральный облик является основой их жизни и деятельности.
Сочетание эмоционального и логического является непременным условием ведения уроков, репетиций, постановочной работы. Например, разучивание движений закрепляется легче в том случае, когда они от непроизвольного рефлекса подражания проходят стадии прочувствования и осознания, закрепляясь, таким образом, и в мышечном ощущении («отпечатываясь» в качестве стереотипа в коре головного мозга). Выученные таким образом движения надолго остаются в памяти и значительно легче поддаются интерпретации в различном танцевальном образе.
В педагогической практике следует шире использовать сочетание обобщенного и единичного, характерного движений. Изучение на занятиях той или иной выразительной пластики помогает в создании конкретного образа. Такой прием расширяет представление детей об искусстве танца, о связи условных движений с реальными движениями жизни.
Наглядность - это основа обучения и совершенствования хореографических движений. Активно действующие во время хореографических занятий зрительный, мышечный и слуховой анализаторы помогают ученикам воспринять и запомнить движение, уточнить, исправить рисунок хореографической постановки, мышечно проверить равновесие и силу исполнения, распределить во времени исполнение танцевальных комбинаций.
Большое значение имеет образное слово - метафора, логические объяснения. Показ, аннотация, снова повторный показ с объяснением можно считать основным приемом педагогического процесса в занятиях хореографией.
На первом занятии ставится задача формирования в учениках основ грамотности, конкретно выражающейся в правильной постановке корпуса, ног, рук, головы, в соблюдении танцевальной осанки в движениях близких практике детей - шаге, беге, подскоке. Одновременно ставится задача ознакомления учеников с элементами музыкальной азбуки, соотношением движений с ритмом, мелодией и характером музыки. Необходимо практиковать создание определенных образов животных, птиц, что в дальнейшем может развиться в обобщенные понятия мягкости, тяжеловатости, полётности и т. д.
Системность проявляется в методике разучивания движений, элементах соревновательности - какая группа сделает лучше, показать ребят, хорошо освоивших движение, разбудить воображение детей образным показом движения.
Принцип доступности следует понимать в физиологическом и психологическом плане. Существует вопрос о «барьерах» нагрузок, которые вредны детям, о последствиях неправильно поставленного корпуса и ног (как опоры), о доступности движений, основанных на тех или иных координациях (однонаправленных, разнонаправленных, симметричных, асимметричных, разноплоскостных и т. д.). Принцип доступности возникает также на основе различия психологии возрастных групп учащихся (репертуар, соответствующий интересам детей).
Метод сравнения и контраста движений, каждое из которых еще яснее подчеркивает характер другого движения (например, фондю - тающего, фраппе - ударяющего). Необходимо использовать метод утрированно-отрицательного показа в контрасте с идеальной формой движения. Помогает восприятию движений и метод физической помощи (подойти и поправить ученика), после чего ученик мышечно проверяет правильное положение.
Для более доступного обучения следует использовать метод целостного упражнения. Здесь нужно пойти от упрощения отдельных частей фаз движения. Эту методику следует применять при новых и быстрых вводах, когда ученику следует иметь главные ориентиры - поворот через правое-левое плечо, повторение движения в новом направлении, прыжок с двух ног на одну, с одной на другую, на двух ногах и т. д. Однако только последовательность обучения приносит должный результат.
Принцип последовательности является одним из основных в хореографической работе. По теории М. С. Боголюбской, «Только те дети, которые прошли с самого первого шага основы хореографического обучения, воспитания, образования, развиваются правильно, становятся людьми любящими и понимающими хореографическое искусство. Всякий наскок, перепрыгивание через этапы наносит ущерб развитию детей» [22, с. 67].
В данном возрасте детям более интересны хореографические постановки, имеющие сюжет. Для успешного развития нравственности учеников, педагогу необходимо выбирать сюжет, целью которого будет являться донесение до исполнителей и зрителей мысли «что такое хорошо, а что такое плохо».
Также неотъемлемой частью любого коллектива, является дисциплина. Опрятный внешний вид, общие правила поведения на уроке и при выезде на гастроли, ответственное отношение к занятиям - всё это также имеет благоприятное влияние на нравственное развитие младших подростков.
Для гармоничного развития личности младшего подростка, необходимо собрать воедино все аспекты воспитания. Так, является важным и воздействие на эстетическое развитие детей.
Формирование эстетических взглядов, вкусов и идеалов воспитуемых осуществляется при помощи различных методов. Методы эстетического воспитания - это система приемов воспитательной деятельности с целью эстетического развития [22, с. 45]. Традиционно различают три вида методов: словесные, наглядные и практические.
Из словесных методов используются рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, позволяющие не только подать материал, но и проконтролировать его усвоение, поставить проблему и т. д. Из наглядных - демонстрация иллюстраций, видеоматериалов профессиональных ансамблей хореографического творчества. Из практических методов - показ, выступления, выезды на конкурсы различных уровней, гастроли, где дети демонстрируют своё мастерство, и получают возможность увидеть показательные номера других хореографических коллективов.
Процесс эстетического воспитания осуществляется при помощи разнообразных средств. Сюда относятся используемые для эффективности процесса эстетического воспитания произведения искусства (живопись, музыка, художественная и документальная литература, театр, художественные, документальные и учебные фильмы и пр.); учебные программы, пособия, а также внешняя среда (оформление танцевального класса, коридоров, оформление концертного зала и т. д.). Для воспитания эстетических идеалов у младшего подростка очень важно формировать такие понятия как честь, любовь к танцу, гордость за свой коллектив. Важным средством в решении этой задачи являются традиции коллектива. Традиция сохраняет преемственность культуры и сообщает ей новые социальные моменты, новое содержание.
Освоение современного танца в хореографическом коллективе позволяет применять все средства, необходимые для гармонизации личностного развития младшего подростка. Практически такая работа осуществляется через разработанные на основе бальных, народных, классических и современных танцев танцевальные композиции. Разработка таких танцевальных связок основана на соединении несложных основных движений конкретного вида танца. Каждая связка связана с определенным эмоциональным состоянием (нежности, полета, радости, печали, борьбы и т.д.). Танцевальные композиции предполагают множество перемещений участников в пространстве относительно друг друга (что создает многообразие рисунка танца - смену структуры), а также включают, в себя взаимодействие каждого участника с другими. То есть, каждый участник находится в ситуации необходимости двигаться в соответствии не только со своим ритмом, но и ритмом музыки, ритмом других участников, а также держать во внимании всё пространство и всех участников. Показателем того, что все эти моменты удерживаются группой во внимании, является смена ясных и четких рисунков танца. Фактически такой процесс предполагает высокий уровень сонастройки, а потому требует высокой и продолжительной концентрации, а также поддержания эмоционального и волевого усилия продолжать процесс.
Разучивание данных связок (знакомство со структурой) осуществляется через призму чувствования своего тела, удержания во внимании других участников, также пространства, и направлено на повышение степени осознанности своих состояний и изменением отношений к миру природы, миру людей, к себе [8, с. 128].
Характерной особенностью современного танца является знакомство с состоянием «здесь и сейчас», которое поддерживается уже самой включенностью участников в этот процесс. Это состояние связано с интеграцией интеллектуального, эмоционального и физического аспектов, его также можно назвать состоянием целостности. Именно опыт переживания такого состояния сам по себе приводит к гармонизации. Сохраняя данное состояние в своей памяти (в том числе, и в эмоциональной), человек может создавать это состояние в обычной жизни. Это, в свою очередь, влияет на эффективность процесса адаптации и на эффективность процесса общения.
Особое внимание направлено на работу с классом эмоциональных состояний, так как гармонизация именно этого класса психических состояний является залогом высокой устойчивости психики человека.
Работа со структурированным современным танцем позволяет достичь многих целей:
- открытие - появление нового опыта, расширения репертуара движений;
- развитие осознания собственного тела - развитие чувствования своего тела, усиление контакта чувствования и вывода на сознательный уровень неосознанных переживаний;
- реструктурирование - физическое реструктурирование движения и поз на нейромышечном уровне;
- развитие коммуникативных навыков - чувствование партнера(ов), пространства.
Включение просмотра видеозаписи показательных номеров профессиональных коллективов и обсуждение полученного опыта позволяют выразить свои переживания и открытия на вербальном уровне, а также обогатить опыт каждого участника опытом других. Таким образом, прожитые состояния осознаются и остаются в эмоциональной памяти человека.
Использование современного танца с большим интересом воспринимается людьми всех возрастов. В работе охотно участвуют и дети 8-10 лет, подростки, молодежь, людей более зрелого возраста. Огромное значение имеет психологическая и танцевальная компетенция ведущего, его способность к импровизации.
Завершая данный параграф, обобщим: в детском хореографическом коллективе «Элегия» осуществлялась работа по гармонизации личности средствами постановки современного танца. Для достижения данной цели руководителем коллектива использовались различные средства воздействия, а именно: сочетание тренировки танцевального аппарата с развитием музыкальных, актерских и творческих способностей, воспитание нравственных и эстетических сторон личности, воспитание чувства коллективизма, сотрудничество с родителями учащихся, регулярные показательные выступления, участие в массовых мероприятиях и конкурсах хореографического искусства. Главным в гармонизации личности младших подростков, является соединение вышеперечисленных методов в единую систему воспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном мире ежедневно возникает огромное количество сложных ситуаций в воспитании детей, большинство из которых относятся к детям подросткового возраста. Младший подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем, это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Именно поэтому в данном возрасте необходимо содействовать гармонизации процесса личностного развития подростка.