Изучение современного танца как средство гармонизации личностного развития младшего подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 16:10, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: обосновать теоретически и проверить на практике эффективность изучения современного танца в гармонизации развития личности младшего подростка.
Задачи исследования:
Дать определение и раскрыть содержание процесса «гармоничного развития личности».
2. Изучить особенности развития личности в младшем подростковом возрасте.
3. Охарактеризовать современный танец и его возможности в гармонизации развития личности младшего подростка.

Содержание работы

Введение …………...…...4

Глава I. Проблема гармонизации развития личности в психолого-педагогической литературе.
Определение и содержание процесса «гармоничного развития личности»….7
Особенности развития личности в младшем подростковом возрасте………..18

Глава II. Гармонизация личностного развития младшего подростка в процессе освоения современного танца.
2.1. Характеристика современного танца и его возможностей в гармонизации личностного развития младшего подростка……………..…………......................31
2.2. Практика гармонизации развития личности младшего подростка в процессе постановки современного танца в детском хореографическом коллективе «Элегия» ……………..………….............................................................................42

Заключение.. …………53
Библиографический список …………55

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.rtf

— 478.15 Кб (Скачать файл)

Важным моментом в современном танце является контактная импровизация - форма движения дуэта в танце. Два человека двигаются вместе, в соприкосновении, поддерживая спонтанный телесный, физический диалог через кинестетические чувственные сигналы распределения веса и инерции. Тело, по мере осознания ощущений инерции, веса и баланса, учится расслабляться, освобождаться от излишка мышечного напряжения и отказываться от некоторого количества намерений и волевых установок для того, чтобы не противоречить естественному ходу вещей, находиться в «потоке», использовать то, что под рукой. Такие навыки как падение, перекатывание и нахождение вверх ногами исследуются телом и ведут его к осознанию своих естественных двигательных возможностей.

Несложные и ясные дуэтные упражнения позволяют парам исследовать и фокусировать внимание на специфических отношениях, с которыми приходится иметь дело в свободной импровизации: поддерживать и принимать вес другого тела, отдавать ему свой вес, прыгать на него, лежать и кататься по нему. Эти простые упражнения и ощущения вводятся в сферу органического движения тела, становятся легкодоступными ему, при этом возникает возможность выражения огромной сущностной энергии самого тела. Очень важно развивать ловкость, чувство баланса, чтобы можно было работать в динамике, при физической дезориентации гарантировать безопасность, полагаясь при этом только на инстинкт самосохранения, выживания. «Контакт» называют арт-спортом. Контактная импровизация с убеждением доказывает, что сфера органического движения тела не имеет ограничения и богата возможностями для выражения всего себя, всего существа [4, c. 199].

Контактная импровизация - это путь, способ быть вместе и взаимодействовать на чисто физическом уровне. В таком танце необходимо постоянное усиление концентрации на физических, телесных ощущениях момента изменения веса, равновесия и неподвижности. Сила и частота этого усилия концентрации становятся стимулом здорового взаимодействия с другим человеком в танце. Простота в контактной импровизации - это дар. Это ценно тем, что возникает возможность танцевать, импровизировать вместе. Помогать силам инерции и гравитации возможно только с чувством юмора и неизменным смирением, принятием действительности таковой как она есть - значит обнаружить, открыть истинное «Я», истинное существование, раскрывая природу истинного общения [21, с. 69]. Сущность контактной импровизации есть концентрация и внимание, только это должно вести танцора, только через это постоянное усилие можно продолжать танцевать [15, c. 190].

Расцветший в двадцатом веке, главным образом в Штатах и Германии, танец модерн своей экспериментальностью походит на современное искусство и музыку. Он появился в конце девятнадцатого века, его пионеры в Штатах -Айседора Дункан, Рут Сен-Дени, и Тед Шон, в Германии - Рудольф фон Лабан  и Мари Вигман. Каждый из этих людей бунтовал против консервативной и поверхностной классики, против мелочности зрелищных танцев. Модерн фокусирует внимание на балансировке и использовании тела для создания формы в пространстве, классический балет сосредоточен на линиях. Модерн стремится к использованию ломаных движений и ассиметричных фигур. В его основе - атлетизм, а не плавные, легкие черты, присущие балету.

Особое влияние на гармонизацию личности имеет джаз-танец. Основные принципы джаз-танца подобны принципам джаза в музыке. Это, возможно, и стало причиной единого названия. Итак, его основные принципы: импровизация, полиритмия, полицентрия (последние два сродни музыкальной полифонии). Менее значимые принципы джаз-танца, отчасти вытекающие из первых трех: изоляция, контракция-релиз, коллапс (сброс), импульс, волна.

Полиритмия предполагает, что разные части тела движутся в разных ритмах. Полицентрия предусматривает возникновение движения в различных частях тела. Движение может исходить из головы, плеча, колена, очень часто посредством импульса. Полицентрия безусловно требует владения техникой изолированного движения для каждой части тела.

Контракция-релиз - не столько принципы джаза, сколько характерная пара движений, по сути своей противоположных друг другу. Контракция - это искажение, например, прямой линии позвоночника в том или ином его отделе. Контракция - не сжатие (мышечный зажим нарушает ток энергии и потому противен любой танцевальной технике, хотя, безусловно, может быть использован как выразительное сценическое средство), а напротив, удлинение.

Благоприятное влияние хореографического искусства стало причиной возникновения танцетерапии. Танцевально-двигательная терапия (далее - ТДТ) является областью психотерапии. Как отдельное направление она оформилась примерно в 50-70-х годах 20 столетия, в начале в США, а затем - в 60-80-х годах в Великобритании, Германии и Израиле. В 80-90-х годах ТДТ получила свое развитие в других странах Европы, Азии, в Австралии и в России. Официальным годом рождения ТДТ в России считается 1995, когда была создана Ассоциация Танцевально-Двигательной Терапии (АТДТ) в Москве. Неофициально все началось гораздо раньше.

ТДТ - это междисциплинарная область, она существует на стыке психотерапии и танцевального искусства. Кроме того, ее питают многие другие области знания. Среди них: анатомия, физиология, психофизиология, кинезиология, нейропсихология, самые разные теории движения и танца, психология и т. д., - т. е. практически все, что можно отнести к областям знания о теле, движении, танце, психике, о творческом процессе и творческом выражении [14, с. 155].

Танцевально-двигательная терапия - это метод психотерапии, в котором тело является инструментом, а движение процессом, помогающим клиентам пережить, распознать и  выразить свои чувства и конфликты. Телесные движения человека рассматриваются как отражение его внутренней психической жизни и взаимоотношений с окружающим миром. Танцевальная терапия базируется на предпосылке, что тело и психика взаимосвязаны. Танц-терапевты убеждены, что ментальные и эмоциональные проблемы представлены в теле в виде мышечных зажимов и ограничивающих двигательных паттернов. Человеку, который обращается к танц-терапевту, не обязательно иметь опыт движения и танца. Здесь акцент ставится на том, как человек чувствует свое тело и движение, а не на том, насколько хорошо он владеет танцевальной техникой и как он выглядит во время танца. Танцевально-двигательная терапия предназначена для многих:

- для тех, чьи проблемы связаны с телесностью: проблемы, связанные с образом тела, с общим ощущением скованности, напряжения и мышечными зажимами в разных частях тела, или тревогой по поводу близости, физического контакта и доверия;

- для всех, кто испытывает эмоциональные трудности, конфликты, находится в стрессе;

- для тех, кто не доволен собственным телом (весом, размерами, формой) или своим телесным поведением (переедания, «зажатость», повышенная склонность к травмам и т. д.);

- для тех, для кого некоторые чувства или переживания оказываются слишком сильными, или же поглощающими настолько, что трудно подобрать слова, чтобы сказать о них, или для тех, кто избегает собственных чувств и не может подобрать точных слов, чтобы вербализовать свои чувства, желания, потребности;

- для людей, переживающих стрессовый или кризисный период в своей жизни, который связан с разного рода потерями (смерть близких, развод и т. д.) или кардинальным изменением своей жизни;

- для людей, которые обеспокоены тем, что их проблемы не решаются слишком долго, что жизнь будто ходит по кругу, или же они испытывают общее состояние, что в жизни «все идет не так» [13, с. 115].

Это может быть как индивидуальная работа, так и работа в группе.

Современный танец является самым простым средством для знакомства с состоянием «здесь и сейчас», что само по себе уже влияет на процесс гармонизации. Отличие между различными направлениями современной хореографии, на наш взгляд, лишь в расстановке акцентов в целях:

- наиболее полное самовыражение личности;

- стимуляция творческой личности;

- катарсическое высвобождение подавляемых эмоций и отношений;   

- создание более положительного образа тела у участников группы, принятие тела;

- развитие экспрессивного репертуара участников группы по пути гармонизации, астереотипизации, индивидуализации. Расширение сферы осознания членами группы своего тела;

- становление более индивидуализированного самовосприятия;

- развитие членов группы как субъектов невербального общения;

- коррекция системы отношений личности;

- коррекция отношений в группе.

Реализация поставленных целей, по мнению Э. Гренлюнд и Н. Ю. Оганесян, в современной хореографии достигается с помощью следующих методических приемов:

- использование преимущественно  спонтанного, неструктурированного   танца для самовыражения и выражения отношений;

- целенаправленный выбор музыки (как преподавателем, так и самими участниками);

- кинестетическая эмпатия;

- ритмическая синхронизация,

- экспериментирование с движением;

- работа с «мышечным панцирем»,

- целенаправленный выбор темы танцевального упражнения;

- обратная связь [3, с. 76].

Итак, современный танец - это самостоятельная форма искусства, которая является великолепным средством развития и гармонизации физического, эмоционального и интеллектуального начал человека. На сегодняшний день существует много направлений современного танца: хип-хоп, капоэйра, контактная импровизация, модерн, джаз-танец и другие. Мы считаем, что самое большое влияние на процесс гармонизации личностного развития младшего подростка оказывает освоение джаз-модерн танца, так как он является самым простым средством для знакомства с состоянием «здесь и сейчас», что и будет представлено в следующем параграфе.

 

2.2. ПРАКТИКА ГАРМОНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА В ПРОЦЕССЕ ПОСТАНОВКИ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА В ДЕТСКОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ «ЭЛЕГИЯ»

 

Как было раскрыто в предыдущем разделе, интересной и перспективной является работа по гармонизации состояний и отношений через танец, ведь именно танец является интегратором всех аспектов человека.

Работа по гармонизации личностного развития осуществлялась средствами постановки современного танца в творческом коллективе города Красноярска «Элегия». Коллектив основан в 2009 году на базе Центра Детского Творчества № 1. На данный момент в нем занимается более 80 детей. Состоит коллектив из трех разновозрастных групп:

- дошкольный возраст (35 человек);

- младший школьный возраст (20 человек);

- младший подростковый возраст (30 человек).

Коллективом подготовлены постановки разных жанров, но главный акцент ставится именно на современную хореографию, поскольку именно она продуктивно влияет на гармонизацию личности. Как говорилось в первой главе, гармонизация личности - это баланс внутреннего и внешнего проявленного состояния в человеке, включающий в себя умственные, физические, нравственные, эстетические и трудовые аспекты.

Хореографический коллектив - одна из распространенных форм обучения и воспитания, специфика работы которого достаточно сложна. Педагог-хореограф должен совместить задачи эстетического обучения и нравственного воспитания детей с балетмейстерской работой и со всё возрастающими, часто очень высокими требованиями к выступлению детей на концертах. Работа в хореографическом коллективе имеет свою специфику, с которой соприкасается каждый руководитель творческого коллектива. Это ограниченное время (два раза в неделю), различные способности учащихся и степени их подготовки, наличие разный возраст участников, постоянное пополнение и частичный отсев основного состава.

В рамках этих «предлагаемых обстоятельств» необходимо выбрать оптимальный путь для гармонизации развития личности младшего подростка.  Для этой цели следует сочетать задачи тренировки танцевального аппарата с развитием музыкальных, актерских и творческих способностей.

Подростковый период называют периодом активной индивидуализации, этапом обостренно переживаемого стремления к самоутверждению. Желание выделиться, стремление занять высокую позицию, занять высокое положение, признания своей личностной ценности и, тем самым, получить возможность подкрепить свою самооценку и самоуважение во многом определяет поведение детей в этом возрасте и складывающиеся межличностные отношения в коллективе.

Процесс воспитания личности, связан с процессом развития коллектива. То есть, с одной стороны, уровень состояния коллектива, характер сложившихся в нём деловых и межличностных связей влияет на направленность и темп развития каждого членов каждой группы. С другой стороны, активность воспитанников, степень их физического и умственного развития, их возможности и способности обуславливают воспитательную силу воздействия коллектива. Поэтому, вопрос об отношениях коллектива и личности - один из ключевых, что учитывалось в работе с хореографическим коллективом «Элегия».

Для успешного воспитания большое значение имело тесное сотрудничество педагогов с родителями, поскольку очень многое зависит и от семьи. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть потенциальные возможности ребенка; задача педагога - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы они были реализованы.

Для того, чтобы создать у родителей желаемый психологический настрой, вызвать нужное отношение и понимание целей занятий, мы начинаем каждый год с беседы о том, что может дать ребенку искусство танца, если им заниматься серьезно, раскрываем значение объективного, беспристрастного подхода к своим детям, необходимости учета их индивидуальных склонностей и способностей. Особенно подчеркиваем роль прилежания. Прилежный, работоспособный, даже менее одаренный ребенок может достичь хороших результатов, если он находится в атмосфере доброжелательности, уважения к его достижениям, поощряется. Предупреждаем всегда и о вреде захваливания, об опасности «звездной болезни» у способных учащихся. Знакомим родителей с целью занятий, которая заключается не в борьбе за призовое место, а в эстетическом развитии детей, в формировании у них таких умений и навыков, которые влекли бы за собой понимание красоты движений человеческого тела, их пластичности, музыкальности, которые воспитывали бы вкус, интерес и любовь к хореографическому и музыкальному искусству, столь неразрывно связанных друг с другом. Особенно важны эти собрания для установления единой линии в воспитательной работе семьи и танцевального коллектива. В своей работе мы используем индивидуальные беседы с родителями участников, цель которых, как правило, педагогическая помощь и практический совет.

Информация о работе Изучение современного танца как средство гармонизации личностного развития младшего подростка