Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 16:10, дипломная работа
Цель исследования: обосновать теоретически и проверить на практике эффективность изучения современного танца в гармонизации развития личности младшего подростка.
Задачи исследования:
Дать определение и раскрыть содержание процесса «гармоничного развития личности».
2. Изучить особенности развития личности в младшем подростковом возрасте.
3. Охарактеризовать современный танец и его возможности в гармонизации развития личности младшего подростка.
Введение …………...…...4
Глава I. Проблема гармонизации развития личности в психолого-педагогической литературе.
Определение и содержание процесса «гармоничного развития личности»….7
Особенности развития личности в младшем подростковом возрасте………..18
Глава II. Гармонизация личностного развития младшего подростка в процессе освоения современного танца.
2.1. Характеристика современного танца и его возможностей в гармонизации личностного развития младшего подростка……………..…………......................31
2.2. Практика гармонизации развития личности младшего подростка в процессе постановки современного танца в детском хореографическом коллективе «Элегия» ……………..………….............................................................................42
Заключение.. …………53
Библиографический список …………55
Способный. Это тип подростка, отличающегося универсальным свойством проявлять способность ко всему и вся. Они проявляют успехи в учебе, хорошие дети и друзья, достигают больших успехов в художественной, технической и спортивной деятельности. Такой тип подростков отличают глубокие чувства, искренняя привязанность к тем от кого исходит любовь, забота и внимание. Привязанность эта сохраняется, несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор. Утраты переносятся очень тяжело и переживаются долго. Мало мотивированные смены настроения могут создать впечатления поверхностности и легкомыслия, на самом же деле это преданные друзья. Они очень чуткие ко всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям. Они способны активизировать и воодушевлять на реализацию творческой идеи большую группу подростков, но, как правило, их инициативу перехватывает активный позитивист. Формирование такого типа происходит при активной поддержке родителей, их регулярном общении.
Меланхоличный тип (домосед). Этот тип характеризуется вялостью. Общество его раздражает, компании он избегает, приключения и риск, так изобилующие в досуге их сверстников, для них не привлекательны. Они очень тяжело переживают даже мелкие неприятности и неудачи, болезненно реагируют на замечания и укоры как сверстников, так и взрослых. Представители этого типа предпочитают дружить с теми, кто способен удовлетворить их потребность в сопереживании. Тяга к группированию со сверстниками зависит от настроения. Практически никогда не претендует на роль лидера, вполне довольствуясь теневым положением.
Невротичный тип. У подростков этого типа часто бывает хорошее, даже несколько излишне приподнятое настроение, которое нередко омрачается вспышками раздражения и гнева. Им присущи такие черты характера как тревожность, социальная беспомощность, негативизм. Подростки этого типа нетерпимы к проигрышу, вторым ролям и тому подобное, раздражаются, когда долго остаются в тени. Они в постоянном стремлении к самостоятельности и независимости. Плохо переносят строгую дисциплину и строго регламентированный режим. Отсутствие навыков самоанализа и теплого дружеского общения, склонность к конфликтам порождают острое чувство одиночества.
Неустойчивый тип. Это лживые, дерзкие, недисциплинированные подростки с низкой требовательностью к себе и неспособностью к адекватной самооценке. Они, как правило, отличаются эгоистической направленностью, не ориентированы на социальные нормы. В общении с друзьями мало внимательны к их запросам, интересам, в группе конфликтны. У такого типа даже положительные качества часто трансформируются в отрицательные. Главная их черта - крайняя изменчивость в настроении, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. Такие подростки часто инициируют асоциальное поведение сверстников при этом сами готовы совершить подлость, правонарушение, активно противодействуют воспитательному на них воздействию. Для них характерна нестабильность, резкая перемена привычных взаимоотношений с окружающими, конфликтность в сфере досугового общения [5, с. 153].
Таким образом, младший подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем, это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение [23, с. 65].
О младшем подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональной возбудимости, частой смены настроения. Психологические трудности взросления, противоречивость уровня притязаний и образа «Я» нередко приводят к тому, что эмоциональная напряженность типичная для младшего подростка захватывает и некоторые последующие годы [26, с. 277]. Поэтому в этот период важна поддержка и понимание со стороны взрослых. Требуется перестраивать взаимоотношения с ним так, чтобы он мог продолжать гармонично развиваться. Главнейшая задача педагога - направить активность каждого подростка на познание окружающего мира, на общественно-полезную деятельность, на саморазвитие и самовоспитание.
ГЛАВА II. ГАРМОНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА И ЕГО ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ГАРМОНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА
Как известно, хореография - искусство танца. В это понятие входят народные, бытовые танцы, классический балет. Как и другие виды искусства, хореография отражает социальные процессы, взаимоотношения людей. Специфика ее состоит в том, что чувства и переживания человека она передает в пластической образно-художественной форме.
Мир танца диктует свои законы отображения действительности, основанные не на буквальном соответствии жизненного и художественного материала, а на степени верности метафорическому, поэтическому отражению жизни. Танцу, в силу его изобразительно-выразительных возможностей, более чем другим видам искусства, чужда натуралистическая подробность житейской повседневности, обыденная достоверность. Язык танца - это язык человеческих чувств, если слово что-то обозначает, то танцевальное движение - выражает и выражает только тогда, когда, находясь в сплаве с другими движениями, служит выявлению всей образной структуры произведения. Обобщенность и многозначность танцевальной пластики требует применения особых законов отображения действительности, состоящих в поэтической условности хореографических образов. Секрет воздействия танца состоит в силе выражения человеческих дерзаний, в передаче чувств высокого накала, в отвлечении от всего мелкого и случайного. Хореографические образы, как правило, несут в себе отображение этапных, ключевых моментов жизни, и благодаря своей высокой опосредованности и взволнованной приподнятости они оказываются способными постигнуть ее сущность [15, с. 89].
Уже в эпоху верхнего палеолита танцы в связи с разделением труда делятся на мужские и женские, и успех исполнения этих танцев напрямую связывается с определенными мужскими (например, сила) и женскими (способность к репродукции) качествами. Таким образом, танец становится знаком как социальных, так и индивидуальных характеристик человека. Эта мысль в наиболее яркой форме представлена в работах известного немецкого ученого К. Закса - основателя психологического подхода к танцу. По его мнению, «Танец составляют не отдельные разрозненные движения, а движения, прежде всего, выражающие всю сущность индивидуума» [9, с. 35]. С точки зрения психологического подхода танец - это текст, который мы понимаем как совокупность знаков, имеющих пространственно-временную структуру и несущих информацию о состояниях, чертах характера и отношениях личности. Именно на этом принципе построен «новый танец» А. Дункан, который определялся ею как «движение, в совершенстве выражающее данное индивидуальное тело, данную индивидуальную душу» [7, с. 140.].
Кроме биологического, социокультурного и психологического подходов к танцу, в литературе можно встретить идеи космического смысла танца, которые основаны на понимании танца как «движения особого рода», выражающего ритмы Вселенной, ритмы самой Жизни.
Танец - это сложный и многогранный феномен, который может быть понят только в единстве биологического, психологического, социокультурного и философско-космологического аспектов. Исходя из этого, К. Закс определяет танец как:
1. Форму невербального катарсиса. С этой точки зрения танец выполняет ряд функций, а именно:
- функцию катарсического высвобождения сдерживаемых, подавляемых эмоций, в том числе - социально нежелательных;
- функцию моторно-ритмического выражения избыточной энергии;
- как результат первых двух - функцию саморегуляции.
2. Спонтанные движения человека, имеющие пространственно-временную структуру и выражающие всю сущность исполнителя: его характер, состояния, отношения.
С психологической точки зрения, танец является элементом спонтанного невербального поведения человека и является пусковым механизмом процессов интерпретации в общении. Функции танца в этом контексте следующие:
- функция показателя активного эмоционального состояния партнера;
- функция создания образа партнера по танцу;
- функция индикации сложившихся отношений между партнерами и их изменений [6, с. 43]
3. Феномен, в котором находят свое выражение «особо значимые психопластические интонации общества, отражаются социальные мотивы» [9, с. 56]. Именно с этой точки зрения изучение танца, по словам К. Закса, приобретает особое значение для изучения истории развития человечества.
4. Символ Жизни и Всемирного движения. Психотерапевтический подход к танцу основан на биологических и социально-психологических функциях танца, а также на понимании роли танца в развитии человечества. Групповая психотерапия танцем является психологическим процессом, в ходе которого профессионально подготовленный терапевт использует танец как форму самовыражения и невербального общения в специально созданных группах с целью развития личности и системы отношений. Несмотря на то, что в литературе встречаются упоминания об индивидуальной танцевальной психотерапии, групповая психотерапия все же предпочтительнее, что связано с феноменом так называемого «кругового танца» и с тем, что групповой опыт выдвигает проблемы согласования и отношений, невозможные в индивидуальных занятиях.
В настоящее время наиболее развиты 3 школы танцевальной психотерапии: американская, английская, немецкая. Но и эти три направления не исчерпывают всего многообразия танцевальной психотерапии. Так, в рамках американской и английской танцевальной психотерапии существуют психодинамический и не-психодинамический подходы. Отличие этих подходов в различных теоретических основаниях. Базу психодинамического подхода составляют психоанализ 3. Фрейда и теория коллективного бессознательного К. Юнга. Акцент в данном случае ставится на исследовании сознательных и бессознательных аспектов психики, проявляющихся в движении и танце.
Не-психодинамическое направление возникло на базе определенных практических результатов и выводов, полученных профессиональными танцорами в процессе реального танцевального взаимодействия. Пионер танцевальной психотерапии танцовщица Мэрион Чейз вводит в практику два основных метода: «кинестетическая эмпатия», т. е. эмпатическое принятие партнера, отзеркаливание его движений и «ритмическая групповая активность», которые в дальнейшем используются в целях диагностики и коррекции отношений в паре и группе.
«Танец - это спонтанная трансформация внутреннего мира в движение, в процессе которой будет пробужден творческий потенциал и потенциал изменения старого образа жизни» [12, с. 87]
Современный танец - это самостоятельная форма искусства, где по-новому соединились движения, музыка, свет и краски, где тело действительно обрело свой полнокровный язык. Современный танец убеждает людей в том, что искусство есть продолжение жизни и постижения себя [13, с. 167].
Современный танец в отличие от классического танца впитывает в себя все сегодняшнее, его окружающее. Он подвижен, непредсказуем и не хочет обладать какими-то правилами, канонами. Он пытается воплотить в хореографическую форму окружающую жизнь, ее новые ритмы, новые манеры, создает новую пластику. Поэтому современный танец интересен и близок молодому поколению.
Сегодня в стране наблюдается подъем интереса к современному танцу, он живет и активно развивается. Существуют различные школы, труппы, театры современного танца, которые отличаются своеобразным стилем хореографии. Поскольку современная хореография - это, прежде всего, авторская хореография. Она стремится выразить устремления сложного, противоречивого, внутреннего мира человека, помогает понять самих себя.
В этом многообразии современных танцев рассмотрим некоторые, развивающиеся в отечественной хореографической практике виды.
Один из видов современного танца хип-хоп зародился в Нью-Йорке в 1969 году под названием «Good Foot», когда Джеймс Браун продемонстрировал публике свой знаменитый танец «Get on the Good Foot». Брейк-данс - зрелищная танцевальная часть хип-хоп-культуры, в переводе с английского - ломаный танец. Он делится на Botton (нижний брейкинг) и Тор (верхний). Первый весьма травмоопасен и требует хорошей физической подготовки. Он включает сложные акробатические элементы: вращение на голове, прыжки на руках со сменой опоры, обороты на руках или на одной руке на 360, 720 и более градусов, вращение ног вокруг своего тела с опорой на руки и т. д. Второй - больше требует развитой пластики и артистизма.
Искусство танца и боя совмещены в одно и существуют в музыкальном мире африканских ритмов под названием капоэйра. История капоэйры туманна. Есть множество гипотез о том, откуда капоэйра взялась. Самая логичная версия: португальцы вывозили из Африки (Анголы, Мозамбика, Конго) в Бразилию рабов, которые ее и создали. Есть мнение, что беглые рабы придумали капоэйру для защиты своих поселений - «киломбос». Есть другое мнение, что капоэйру придумали не беглые, а те, кому бежать не удавалось, но очень хотелось. Чтобы угнетатели ничего не заподозрили, они маскировали боевое искусство под танец. В течение долгого времени капоэйру отождествляли с воровством, убийством и грабежами, так происходило из-за ее популярности у городских бродяг Бразилии. И хотя это было уже не искусство танца-борьбы, все, что напоминало капоэйру находилось под запретом. К двадцатым годам двадцатого века капоэйра «ушла в подполье» и совсем стала походить на танец. В тридцатом году случился военный переворот, изменивший культурную обстановку, а в тридцать втором открылась первая официальная школа капоэйры. С тех пор она стала плодиться и размножаться в Бразилии, а после и по всему миру.
Создатели современного танца мыслили его не только как новое слово в искусстве, но и как новую культуру движения и сознания - культуру XX века. Их замысел был предельно смелыми и широкими. Они мечтали о том, что танец даст универсальный язык для общения людей всех национальностей, станет прообразом совместного социального действия. Эти идеи возникли в разных уголках мира в одно и то же время в начале XX века. Пространством, где разворачивались основные события из истории свободного танца, была Центральная и Западная Европа. Здесь создавали свои центры Айседора Дункан, Эмиль Жак-Далькроз, Рудольф Штайнер и Рудольф Лабан. В это движение оказались вовлечены артисты, танцоры, художественная интеллигенция из России.