Как делают мультфильмы - технология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:35, статья

Описание работы

Создание мультипликации - длительный, трудоемкий процесс. Продюсер определяет общий замысел, сценаристы разрабатывают сюжет и сценарий, который затем разбивается на эпизоды и сцены, иллюстрируемые серией набросков. Далее все это передается режиссеру-мультипликатору, который распределяет сцены между художниками-мультипликаторами. Каждый из них отвечает за основные положения персонажей в сцене. Промежуточные эпизоды дорисовывают младшие мультипликаторы. Другие художники готовят фон, на котором разворачивается действие. Контурные рисунки передаются для окраски, переносятся на прозрачный пластик и обводятся пером или тушью. В том случае, если используется цвет, он наносится на обратную сторону пластинок. Затем оператор по-кадрово фотографирует рисунки при помощи специальной камеры. Наконец, с изображением синхронизируется звук.

Файлы: 1 файл

Как делают мультфильмы.doc

— 234.50 Кб (Скачать файл)

 В этих фильмах  участвовали специально разработанные  В.А.Старевичем куклы различных  насекомых, которые на основе  мягкой проволочной конструкции  могли перемещаться, видоизменять  свою форму, принимать различные  позы и производить разнообразные движения.

 Старевич старался  найти в поведении своих персонажей  такие характеристики, которые приближали  бы их к людям. Его куклы  совершали характерные действия, в процессе которых стремились  показать человеческие чувства,  донося до зрителей своим поведением и поступками идею, содержание и сюжет фильма.

 В 1913 г. В.А.Старевич  создает мультипликационный фильм: "Стрекоза и муравей". Это  произведение, сделанное по известной  басне Крылова, имело огромный  успех и принесло ему мировую  известность. Фильм "Стрекоза и муравей" разошелся в количестве 140 копий, что для кинематографии того времени было невероятным явлением.

 Помимо кукольной  мультипликации, В.А.Старевич первый  из кинематографистов России  занимался и рисованной мультипликацией.  В 1913 г. он делает мультипликационную вставку в фильм "Ночь перед рождеством" по повести Н.В.Гоголя. Эту мультипликацию, сделанную методом силуэтного рисунка, автору данной книги удалось увидеть в детстве. В ней было показано, как Черт и Солоха вылетают на метле из трубы хаты, путешествуют по звездному небу, крадут месяц и возвращаются домой.

 Американские фирмы  несколько раз предлагали Старевичу  продать секрет конструкции его  кукол и перейти к ним работать, но он категорически отвергал  эти предложения. 

 В развитии русского мультипликационного искусства В.А.Старевич сыграл примерно такую же, если не большую, роль, какую в свое время в иностранной мультипликации сыграл французский художник Эмиль Коль. В.А.Старевич пытался работать и в области графической мультипликации.

 Однако попытки  первого русского мультипликатора,  как и дальнейшие работы русских  художников Н.Баклина и А.Бушкина  в области графической мультипликации, не нашли соответствующей поддержки  у предпринимателей, в руках которых  была сосредоточена наша дореволюционная кинематография.

 В Советском Союзе  первый мультфильм появился в  1924. Затем последовал ряд картин, поставленных такими режиссерами,  как А.И.Бушкин, И.П.Иванов-Вано и  М.М.Цехановский.

В Чехословакии мультипликацией  занимались после Второй мировой войны И.Трнка и К.Земан. Поляки Я.Леника и В.Боровчик, работающие в основном на Западе, создают абсурдистскую мультипликацию.

В Югославии возникла Загребская школа под руководством Д.Вукотича, чей фильм "Суррогат" первым из иностранных мультипликаций получил "Оскара".

 Среди японских  аниматоров за границей наиболее  известен Едзи Кури, работающий  в жанре черного юмора. 

Китайскую мультипликацию возглавляют братья Ван.

НАЧАЛО ЭПОХИ "ЗВЕЗД" В АНИМАЦИОННОМ КИНО

 

1916

 Примерно в это  время начала формироваться система производства и распро-странения анимационных фильмов, которая опиралась на четкое функциональное разделение труда. Индивидуальное, ручное творчество не исчезло окончательно, но возросшие требования потребителей анимационных фильмов привели к созда-нию финансово и технологически оснащенных организаций, а также штата про-фессионально подготовленных работников.

 Сегундо де Шомон и итальянец  Джованни Пастроне снимают фильм,  в кото-ром соединяют актерские  и кукольные эпизоды,-"Война  и сон Мони" ("La Guerra e il sogno di Moni").

1917

 Премьера первого полнометражного  художественного анимационного  фильма

"Еl Apostol" режиссера из Аргентины  Квирини Кристиани.

1918

 В Соединенных Штатах появляются  первые просветительские и инструктивные  фильмы.

1920

 В развитие авангардной  анимации вносят свой вклад  дадаисты. Они делают монтаж из  фотографий, трактуемых ими как  "готовые вещи" (ready made), а также  из материалов, вырезанных из  газет и иллюстрированных журналов.

 Разрабатывается множество  технических усовершенствований для спецэффектов.

1921

 В Берлине состоялась  премьера абстракционистского анимационного  фильма Вальтера Рутмана "Игра  света. Опус 1" ("Lichtspiel/ Opus 1"). Цветные, вручную раскрашенные  эпизоды сопровождались "живой  музыкой". В следующем году Рутман про-должил работу над серией "Опус" ("Опус 22", "Опус 23"). Годом позже Рутман сделает анимационный эпизод "Сон о соколах" для "Нибелунгов" Фрица Ланга.

 Ганс Рихтер создает  абстрактный мультипликационный  этюд "Ритм 21", за которым следуют, соответственно годам, "Ритм 22" и "Ритм 23".

 В Канзас-сити Уолт  Дисней дебютирует в качестве  автора анимационных филь-мов  совместно с Юбом Айверксом  и группой начинающих аниматоров. Они дела-ют на заказ короткие  фильмы, так называемые "Смехограммы" ("Laugh-grams"), которые демонстрируются перед игровыми картинами.

1923

 Во Франции Ман  Рэй показывает фильм "Возвращение  к разуму" ("Retour a Raison"), в котором  была применена техника рэйограмов. Она заключалась в подсвечивании  кинопленки, на которой раскладывались различные предметы. Некото-рые фрагменты фильма были сделаны без использования камеры.

 Дисней переехал  в Лос-Анджелес, где вместе с  братом основал киностудию. С  помощью старых сотрудников он  делает серию про Алису в  стране анимации, в которой анимационные фрагменты сочетались с актерскими эпизодами.

1924

 Премьера фильма  Фернана Леже "Механический балет", в котором соединя-лись фотофрагменты,  рисунки, нанесенные на ленту,  классическая анимация (на-пример, кубистическая  фигура Чаплина или танец ног) и спецэффекты.

 В Советском Союзе  режиссеры-мультипликаторы А.Бушкин  и А.Иванов вмес-те с оператором  И.Беляковым сняли (под руководством  Д.Вертова) анимационные фильмы "Советские  игрушки" и "Юморески", с  которых начинается советский  пе-риод отечественной анимации.

 Известными аниматорами  этого периода были Николай  Ходатаев, Зенон Комиссаренко, Юрий  Меркулов. Они организовали в  стенах Государственного техникума  кине-матографии (ГТК) первую в  стране экспериментальную мастерскую  по мультиплика-ции. Увлеченные идеей "динамической графики", они предлагали Якову Протазанову ввести в фильм "Аэлита" анимационные эпизоды. Протазанов не рискнул этого сде-лать, и художники создали собственный научно-фантастический мультфильм по гото-вым "марсианским" эскизам ("Межпланетная революция", 1925). Вскоре к этой группе художников примкнули молодые режиссеры: Иван Иванов-Вано, Владимир Сутеев, сестры Валентина и Зинаида Брумберг.

 Викинг Эггелинг (шведский  художник-абстракционист, живший в  Германии) показывает знаменитую "Диагональную симфонию", в которой оживают геомет-рические фигуры, сочетающиеся с ритмом.

 Премьера фильма "Скамейка  под цветущей вишней" японца  Нобуро Офуджи. Его творчество  питали китайский театр теней  и японские народные сказки  и легенды.

 Фишер в фильме "Поехали вместе в моем самолете" ("Come Таlсе а Тrip in My Airship") осуществил первые пробы в звуковом кино по системе Lee De Forest's Phonofilm.

1926

 Лотта Райнигер (при  участии ее мужа Карла Коха, а также Вальтера Рутмана и  Бертольда Бартоша) сняла на студии УФА в Германии полнометражный анимаци-онный фильм "Приключения принца Ахмеда", использовав вырезанные из бумаги силуэты. Так же, как Офуджи, она обратились к китайскому театру теней. В той же технике сделаны ее последующие фильмы: "Папагено" (1935), "Сераль" и другие, а также серия фильмов с постоянным героем-доктором Дулиттлом: "Доктор Дулиттл и его звери" (1928), "Приключения Доктора Дулиттла" и "Лев" (1930). Ее уни-кальному опыту были посвящены докумен-тальные ленты: "Рождение силуэтного филь-ма" (1953, озвучена и выпущена в 1971 году), "Движущиеся образы" и "Теневой фильм" (оба-в 1975 году, с участием и коммента-риями самой Лотты Райнигер).

 

На студии Уолта Диснея созданы пер-вые фильмы с кроликом Освальдом. Однако Дисней вскоре потерял  права на этого пер-сонажа по причине неудачно составленного контракта. Тем не менее на протяжении не

 Приключения принца  Ахмеда

 скольких десятилетий  Дисней будет некоронованным  королем анимации. Его студия  сыграла ключевую роль в решении  многих проблем: в разработке характера героя анимационного фильма, в организации производства, технических нововведений-прежде всего в области цвета и звука - и, наконец, в дистрибуции анима-ционных фильмов, их рекламы и рыночного использования популярности филь-мов посредством торговли разными мелочами, журналами, книжками и музыкальными записями, имевшими прямое отношение к фильмам.

 

ЗОЛОТАЯ ЭРА АНИМАЦИИ - ЗВУК И ЦВЕТ

1928

 Рождение Мышонка  Микки-Микки Мауса, самого популярного  рисованного Персонажа в истории  анимационного кино. Третий фильм этой серии, "Пароходик Вилли" ("Steamboat Willie", 1928)-первая сохранившаяся звуковая лента.

 Через год Уолт  Дисней снял "Танец скелетов" ("Skeleton Dancе"), первый из серии  "Забавные симфонии", где задуманный  синтез музыки и изображения,  раз-работанный Чарлзом Столлингом, приобрел реальные черты. Это начинание позд-нее было развито в их "Фантазии" (1940).

 Одним из "столпов"  киностудии Диснея на первом  этапе ее развития был Юб  Айверкс. Это ему, одаренному  исключительной фантазией и талантом художнику, приписывают разработку пластической концепции Освальда и Микки-Мауса. Позд-нее, работая самостоятельно, Айверкс создал персонажи Лягушонка Флипа и Вил-ли Вупера. Когда в 1940 году он возвратился в фирму "Уолт Дисней Продакшн", то разрабатывал главным образом спецэффекты. Айверкс инициировал множество изобретений: использование в анимации ксерографии, трехкамерной системы для синерамы и др. Он умер в 1971 году.

 В конце 20-х годов  американские мультипликаторы заменили  метод переклад-ки рисунками фаз, исполненных на прозрачных листах целлулоида и накладывае-мых на непрозрачный фон. С этого времени "целлулоидная" технология стала пре-обладать в мировой мультипликации.

1930

 В Китае осуществляется  постановка первого анимационного  фильма "Танец верблюдов" (режиссеры-братья Ванг).

 В Ленинградском  научно-исследовательском кинофотоинституте  создается "ла-боратория мультзвука", где группа энтузиастов под  руководством музыканта-тео-ретика  и математика Арсения Авраамова  разрабатывает собственную концепцию  "рисованного звука".

 Дюла Мачкашши, пионер  венгерской анимации, и его соотечественник  Джон Халас (впоследствии покинувший  Венгрию и ставший крупнейшим  мастером мировой

 анимации) основали  студию по производству анимационных  и рекламных фильмов

1931

 В Аргентине Кристиани поставил первый полнометражный анимационный звуковой фильм "Рeludopolis".

1932

 Премьера первого  цветного анимационного фильма "Цветы  и деревья" ("Flowers and Trees") продукции  Диснея.

1933

 Шотландец Норман  Мак-Ларен начал экспериментировать в области абстракт-ного фильма без использования камеры. Сначала он и его Друг Стюарт Макалистер смывали эмульсию со старой бракованной кинокопии и получали прозрачную цел-лулоидную ленту, на которой, не придерживаясь покадрового разделения, рисовали изображение. Это были преимущественно геометрические фигуры: линии, кру-жочки, треугольники или точки. Фигуры размещались одна под другой. В качестве материала использовались цветная прозрачная мастика, черная китайская тушь и разнообразная цветная тинктура. Проекция давала блестящий результат. На экране танцевали абстрактные линии и пятна. Затем Мак-Ларен начал экспериментиро-вать с "рисованием" звука на звуковой дорожке. Об особенностях этой технологии Мак-Ларен узнал из описаний "рисованного звука" в изданной в СССР книге "Мультипликационный фильм" (1936), которую он изучал и переводил.

 Мак-Ларен принадлежит  к числу виднейших и самых  упорных новаторов в анимации. Но все его формальные поиски  были подчинены одной идее-найти  путь к преодолению барьера  между рисованием как искусством и анимационным филь-мом. Кроме абстрактных фильмов: "Камера танцует" ("Саmera Makes Whoopee", 1935), "Звезды и полосы" ("Stars and Stripes", 1939), "Точки и кольца" ("Dots and Loops", 1939)-он снимает документальное кино. В антифашистской ленте "Безграничный ад" он соединяет документальные кадры с анимационными.

 В 1941 году известный  английский режиссер-документалист  Джон Грирсон приглашает Мак-Ларена  на работу в Канадское Национальное  управление кинема-тографии (National Film Board), где Мак-Ларен создает отделение анимации и де-лает ряд фильмов бескамерным методом. В первые послевоенные годы он экспери-ментирует с техникой, позволяющей постепенно менять формы и цветовую гамму своих рисунков, для чего конструирует специальный стол с тремя сменными плос-костями (он называет этот метод системой "фундус"). В 1946 году в фильме "Там, высоко в горах" Мак-Ларен впервые обращается к технике пастели, а уже в 1947-м достигает поразительного совершенства в работе с этой техникой (фильм "Серая курочка" на музыку колыбельной песни). За фильм на темы джазовых композиций Оскара Питерсона "Прочь, нудные заботы" (1949), сделанный методом рисования на ленте, Мак-Ларен получает Гран-при в Венеции (1950) и золотую медаль в Бер-лине (1951), за фильм "Мерцающая пустота" - Гран-при в Канне (1955). Фильм "Соседи" (1952) удостоен "Оскара". В фильме "Ритмика" (1956) у него действуют трехмерные пространственные фигуры, в знаменитой "Сказочной истории со сту-лом" (1957) снимается реальный актер, который сосуществует с анимационным стулом. Мак-Ларен, создавший много ярких авторских фильмов, удостоен всевозможных международных наград, он активно участвовал в руководстве канадским кинематографом, работал в ЮНЕСКО, воспитал много достойных аниматоров. Умер в 1987 году.

Информация о работе Как делают мультфильмы - технология