В этих фильмах
участвовали специально разработанные
В.А.Старевичем куклы различных
насекомых, которые на основе
мягкой проволочной конструкции
могли перемещаться, видоизменять
свою форму, принимать различные
позы и производить разнообразные движения.
Старевич старался
найти в поведении своих персонажей
такие характеристики, которые приближали
бы их к людям. Его куклы
совершали характерные действия,
в процессе которых стремились
показать человеческие чувства,
донося до зрителей своим поведением и поступками идею,
содержание и сюжет фильма.
В 1913 г. В.А.Старевич
создает мультипликационный фильм:
"Стрекоза и муравей". Это
произведение, сделанное по известной
басне Крылова, имело огромный
успех и принесло ему мировую
известность. Фильм "Стрекоза и муравей" разошелся
в количестве 140 копий, что для кинематографии
того времени было невероятным явлением.
Помимо кукольной
мультипликации, В.А.Старевич первый
из кинематографистов России
занимался и рисованной мультипликацией.
В 1913 г. он делает мультипликационную вставку
в фильм "Ночь перед рождеством" по
повести Н.В.Гоголя. Эту мультипликацию,
сделанную методом силуэтного рисунка,
автору данной книги удалось увидеть в
детстве. В ней было показано, как Черт
и Солоха вылетают на метле из трубы хаты,
путешествуют по звездному небу, крадут
месяц и возвращаются домой.
Американские фирмы
несколько раз предлагали Старевичу
продать секрет конструкции его
кукол и перейти к ним работать,
но он категорически отвергал
эти предложения.
В развитии русского мультипликационного
искусства В.А.Старевич сыграл примерно
такую же, если не большую, роль, какую
в свое время в иностранной мультипликации
сыграл французский художник Эмиль Коль.
В.А.Старевич пытался работать и в области
графической мультипликации.
Однако попытки
первого русского мультипликатора,
как и дальнейшие работы русских
художников Н.Баклина и А.Бушкина
в области графической мультипликации,
не нашли соответствующей поддержки
у предпринимателей, в руках которых
была сосредоточена наша дореволюционная кинематография.
В Советском Союзе
первый мультфильм появился в
1924. Затем последовал ряд картин,
поставленных такими режиссерами,
как А.И.Бушкин, И.П.Иванов-Вано и
М.М.Цехановский.
В Чехословакии мультипликацией
занимались после Второй мировой войны И.Трнка и К.Земан. Поляки
Я.Леника и В.Боровчик, работающие в основном
на Западе, создают абсурдистскую мультипликацию.
В Югославии возникла
Загребская школа под руководством
Д.Вукотича, чей фильм "Суррогат"
первым из иностранных мультипликаций получил "Оскара".
Среди японских
аниматоров за границей наиболее
известен Едзи Кури, работающий
в жанре черного юмора.
Китайскую мультипликацию
возглавляют братья Ван.
НАЧАЛО ЭПОХИ "ЗВЕЗД"
В АНИМАЦИОННОМ КИНО
1916
Примерно в это
время начала формироваться система производства и распро-странения
анимационных фильмов, которая опиралась
на четкое функциональное разделение
труда. Индивидуальное, ручное творчество
не исчезло окончательно, но возросшие
требования потребителей анимационных
фильмов привели к созда-нию финансово
и технологически оснащенных организаций,
а также штата про-фессионально подготовленных
работников.
Сегундо де Шомон и итальянец
Джованни Пастроне снимают фильм,
в кото-ром соединяют актерские
и кукольные эпизоды,-"Война
и сон Мони" ("La Guerra e il sogno di Moni").
1917
Премьера первого полнометражного
художественного анимационного
фильма
"Еl Apostol" режиссера из Аргентины
Квирини Кристиани.
1918
В Соединенных Штатах появляются
первые просветительские и инструктивные
фильмы.
1920
В развитие авангардной
анимации вносят свой вклад
дадаисты. Они делают монтаж из
фотографий, трактуемых ими как
"готовые вещи" (ready made), а также
из материалов, вырезанных из
газет и иллюстрированных журналов.
Разрабатывается множество
технических усовершенствований для спецэффектов.
1921
В Берлине состоялась
премьера абстракционистского анимационного
фильма Вальтера Рутмана "Игра
света. Опус 1" ("Lichtspiel/ Opus 1").
Цветные, вручную раскрашенные
эпизоды сопровождались "живой
музыкой". В следующем году Рутман про-должил работу
над серией "Опус" ("Опус 22", "Опус
23"). Годом позже Рутман сделает анимационный
эпизод "Сон о соколах" для "Нибелунгов"
Фрица Ланга.
Ганс Рихтер создает
абстрактный мультипликационный
этюд "Ритм 21", за которым следуют, соответственно годам, "Ритм 22"
и "Ритм 23".
В Канзас-сити Уолт
Дисней дебютирует в качестве
автора анимационных филь-мов
совместно с Юбом Айверксом
и группой начинающих аниматоров.
Они дела-ют на заказ короткие
фильмы, так называемые "Смехограммы"
("Laugh-grams"), которые демонстрируются перед
игровыми картинами.
1923
Во Франции Ман
Рэй показывает фильм "Возвращение
к разуму" ("Retour a Raison"), в котором
была применена техника рэйограмов.
Она заключалась в подсвечивании
кинопленки, на которой раскладывались различные предметы. Некото-рые
фрагменты фильма были сделаны без использования
камеры.
Дисней переехал
в Лос-Анджелес, где вместе с
братом основал киностудию. С
помощью старых сотрудников он
делает серию про Алису в
стране анимации, в которой анимационные фрагменты сочетались с
актерскими эпизодами.
1924
Премьера фильма
Фернана Леже "Механический балет",
в котором соединя-лись фотофрагменты,
рисунки, нанесенные на ленту,
классическая анимация (на-пример, кубистическая
фигура Чаплина или танец ног) и спецэффекты.
В Советском Союзе
режиссеры-мультипликаторы А.Бушкин
и А.Иванов вмес-те с оператором
И.Беляковым сняли (под руководством
Д.Вертова) анимационные фильмы "Советские
игрушки" и "Юморески", с
которых начинается советский
пе-риод отечественной анимации.
Известными аниматорами
этого периода были Николай
Ходатаев, Зенон Комиссаренко, Юрий
Меркулов. Они организовали в
стенах Государственного техникума
кине-матографии (ГТК) первую в
стране экспериментальную мастерскую
по мультиплика-ции. Увлеченные идеей "динамической графики",
они предлагали Якову Протазанову ввести
в фильм "Аэлита" анимационные эпизоды.
Протазанов не рискнул этого сде-лать,
и художники создали собственный научно-фантастический
мультфильм по гото-вым "марсианским"
эскизам ("Межпланетная революция",
1925). Вскоре к этой группе художников примкнули
молодые режиссеры: Иван Иванов-Вано, Владимир
Сутеев, сестры Валентина и Зинаида Брумберг.
Викинг Эггелинг (шведский
художник-абстракционист, живший в
Германии) показывает знаменитую "Диагональную симфонию", в которой
оживают геомет-рические фигуры, сочетающиеся
с ритмом.
Премьера фильма "Скамейка
под цветущей вишней" японца
Нобуро Офуджи. Его творчество
питали китайский театр теней
и японские народные сказки
и легенды.
Фишер в фильме "Поехали вместе в моем самолете"
("Come Таlсе а Тrip in My Airship") осуществил
первые пробы в звуковом кино по системе
Lee De Forest's Phonofilm.
1926
Лотта Райнигер (при
участии ее мужа Карла Коха,
а также Вальтера Рутмана и
Бертольда Бартоша) сняла на студии УФА в Германии полнометражный
анимаци-онный фильм "Приключения принца
Ахмеда", использовав вырезанные из
бумаги силуэты. Так же, как Офуджи, она
обратились к китайскому театру теней.
В той же технике сделаны ее последующие
фильмы: "Папагено" (1935), "Сераль"
и другие, а также серия фильмов с постоянным
героем-доктором Дулиттлом: "Доктор
Дулиттл и его звери" (1928), "Приключения
Доктора Дулиттла" и "Лев" (1930).
Ее уни-кальному опыту были посвящены
докумен-тальные ленты: "Рождение силуэтного
филь-ма" (1953, озвучена и выпущена в 1971
году), "Движущиеся образы" и "Теневой
фильм" (оба-в 1975 году, с участием и коммента-риями
самой Лотты Райнигер).
На студии Уолта Диснея
созданы пер-вые фильмы с кроликом
Освальдом. Однако Дисней вскоре потерял
права на этого пер-сонажа по причине неудачно
составленного контракта. Тем не менее
на протяжении не
Приключения принца
Ахмеда
скольких десятилетий
Дисней будет некоронованным
королем анимации. Его студия
сыграла ключевую роль в решении
многих проблем: в разработке характера героя анимационного фильма,
в организации производства, технических
нововведений-прежде всего в области цвета
и звука - и, наконец, в дистрибуции анима-ционных
фильмов, их рекламы и рыночного использования
популярности филь-мов посредством торговли
разными мелочами, журналами, книжками
и музыкальными записями, имевшими прямое
отношение к фильмам.
ЗОЛОТАЯ ЭРА АНИМАЦИИ
- ЗВУК И ЦВЕТ
1928
Рождение Мышонка
Микки-Микки Мауса, самого популярного
рисованного Персонажа в истории
анимационного кино. Третий фильм этой серии, "Пароходик
Вилли" ("Steamboat Willie", 1928)-первая сохранившаяся
звуковая лента.
Через год Уолт
Дисней снял "Танец скелетов"
("Skeleton Dancе"), первый из серии
"Забавные симфонии", где задуманный
синтез музыки и изображения,
раз-работанный Чарлзом Столлингом, приобрел
реальные черты. Это начинание позд-нее
было развито в их "Фантазии" (1940).
Одним из "столпов"
киностудии Диснея на первом
этапе ее развития был Юб
Айверкс. Это ему, одаренному
исключительной фантазией и талантом художнику, приписывают разработку пластической
концепции Освальда и Микки-Мауса. Позд-нее,
работая самостоятельно, Айверкс создал
персонажи Лягушонка Флипа и Вил-ли Вупера.
Когда в 1940 году он возвратился в фирму
"Уолт Дисней Продакшн", то разрабатывал
главным образом спецэффекты. Айверкс
инициировал множество изобретений: использование
в анимации ксерографии, трехкамерной
системы для синерамы и др. Он умер в 1971
году.
В конце 20-х годов
американские мультипликаторы заменили
метод переклад-ки рисунками фаз, исполненных на прозрачных листах
целлулоида и накладывае-мых на непрозрачный
фон. С этого времени "целлулоидная"
технология стала пре-обладать в мировой
мультипликации.
1930
В Китае осуществляется
постановка первого анимационного
фильма "Танец верблюдов" (режиссеры-братья Ванг).
В Ленинградском
научно-исследовательском кинофотоинституте
создается "ла-боратория мультзвука",
где группа энтузиастов под
руководством музыканта-тео-ретика
и математика Арсения Авраамова
разрабатывает собственную концепцию
"рисованного звука".
Дюла Мачкашши, пионер
венгерской анимации, и его соотечественник
Джон Халас (впоследствии покинувший
Венгрию и ставший крупнейшим
мастером мировой
анимации) основали
студию по производству анимационных
и рекламных фильмов
1931
В Аргентине Кристиани поставил первый полнометражный
анимационный звуковой фильм "Рeludopolis".
1932
Премьера первого
цветного анимационного фильма "Цветы
и деревья" ("Flowers and Trees") продукции
Диснея.
1933
Шотландец Норман
Мак-Ларен начал экспериментировать в области абстракт-ного фильма
без использования камеры. Сначала он
и его Друг Стюарт Макалистер смывали
эмульсию со старой бракованной кинокопии
и получали прозрачную цел-лулоидную ленту,
на которой, не придерживаясь покадрового
разделения, рисовали изображение. Это
были преимущественно геометрические
фигуры: линии, кру-жочки, треугольники
или точки. Фигуры размещались одна под
другой. В качестве материала использовались
цветная прозрачная мастика, черная китайская
тушь и разнообразная цветная тинктура.
Проекция давала блестящий результат.
На экране танцевали абстрактные линии
и пятна. Затем Мак-Ларен начал экспериментиро-вать
с "рисованием" звука на звуковой
дорожке. Об особенностях этой технологии
Мак-Ларен узнал из описаний "рисованного
звука" в изданной в СССР книге "Мультипликационный
фильм" (1936), которую он изучал и переводил.
Мак-Ларен принадлежит
к числу виднейших и самых
упорных новаторов в анимации.
Но все его формальные поиски
были подчинены одной идее-найти
путь к преодолению барьера
между рисованием как искусством и анимационным
филь-мом. Кроме абстрактных фильмов: "Камера
танцует" ("Саmera Makes Whoopee", 1935), "Звезды
и полосы" ("Stars and Stripes", 1939), "Точки
и кольца" ("Dots and Loops", 1939)-он снимает
документальное кино. В антифашистской
ленте "Безграничный ад" он соединяет
документальные кадры с анимационными.
В 1941 году известный
английский режиссер-документалист
Джон Грирсон приглашает Мак-Ларена
на работу в Канадское Национальное
управление кинема-тографии (National Film Board), где Мак-Ларен создает отделение
анимации и де-лает ряд фильмов бескамерным
методом. В первые послевоенные годы он
экспери-ментирует с техникой, позволяющей
постепенно менять формы и цветовую гамму
своих рисунков, для чего конструирует
специальный стол с тремя сменными плос-костями
(он называет этот метод системой "фундус").
В 1946 году в фильме "Там, высоко в горах"
Мак-Ларен впервые обращается к технике
пастели, а уже в 1947-м достигает поразительного
совершенства в работе с этой техникой
(фильм "Серая курочка" на музыку
колыбельной песни). За фильм на темы джазовых
композиций Оскара Питерсона "Прочь,
нудные заботы" (1949), сделанный методом
рисования на ленте, Мак-Ларен получает
Гран-при в Венеции (1950) и золотую медаль
в Бер-лине (1951), за фильм "Мерцающая
пустота" - Гран-при в Канне (1955). Фильм
"Соседи" (1952) удостоен "Оскара".
В фильме "Ритмика" (1956) у него действуют
трехмерные пространственные фигуры,
в знаменитой "Сказочной истории со
сту-лом" (1957) снимается реальный актер,
который сосуществует с анимационным
стулом. Мак-Ларен, создавший много ярких
авторских фильмов, удостоен всевозможных
международных наград, он активно участвовал
в руководстве канадским кинематографом,
работал в ЮНЕСКО, воспитал много достойных
аниматоров. Умер в 1987 году.