Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 00:08, доклад
Фараон Аменхотеп IV, известный как Эхнатон, правил приблизительно с 1367-1350 гг. до н. э.. Первые пять лет он пребывал со своим двором в Фивах, и уже тогда постепенно начинает создаваться культ Амона-Ра. Затем наступило время радикальной религиозной реформы: вначале проводится универсализация Амона, затем в некоторых текстах появляется слово «Атон» , т. е. «солнечный диск».
На 4 году правления при датировках перед именем фараона начинают ссылаться на годы «царствования» Атона, объявив его верховным правителем.
С 1902 года начинается детальное изучение богатейших материалов гробниц. Английский египтолог Норман Дэвис публикует шесть томов с общими сведениями о гробницах, их владельцах, а также воспроизведения наиболее важных рельефов и пограничных стел.
В 1905 г. Дж. Квибелл обнаружил в Долине Царей богатую гробницу Иуйи и Туйи, родителей жены Аменхотепа III Тийи. Несмотря на неоднократные визиты воров, там сохранились роскошные саркофаги, кресла, ложи, ларцы, колесница и другие предметы погребального инвентаря.61
Систематическое изучение Ахетатона начинается в 1907 году, когда концессию на раскопки получает Германское востоковедческое общество. Вплоть до Первой мировой войны экспедициями руководил Людвиг Борхардт. Именно тогда были найдены скульптурные портреты Эхнатона, Нефертити и их дочерей. После войны раскопки возобновляются только в 1920 году, теперь их возглавляет Английское общество исследования Египта. Результатами его деятельности явились находки множества домов и мастерских, пригородные дворцы, поселения некропольских рабочих и новые скульптуры, рельефы и росписи. Возглавляли экспедицию такие археологи, как Т. Э. Питт, Ф. Ньютон, Л. Вуллэй, а затем Дж. Пендльбюри.
Совершённые находки помогли получить теперь уже более ясное представление о времени Ахетатона. Итоги археологических изысканий сравнили с имевшимися ранее письменными, изобразительными материалами, что помогло восстановить ход событий, изучить религиозную и политическую основу перемен в Египте XIV века.62 Тщательный анализ полученных данных провёл замечательный советский египтолог Ю. Я. Перепёлкин. Его обобщающее исследование до сих пор является несравненным трудом по изучению и осмыслению событий правления Аменхотепа IV. Текстологический анализ эволюции солнечных титлов и написания имён дал несравненные сведения для изучения практического применения новых религиозных и социальных представлений. Существует очень мало памятников, которые помечены годами царствования. Важная задача, которую ставил перед собой Ю. Я. Перепёлкин – датировать как можно точнее имеющиеся источники, чтобы восстановить хронологию и проследить развитие реформы63. В основном источниками для проставления дат служат хозяйственные примечания, как, например, скорописные отметки на винных сосудах, найденных в большом количестве в Ах-Айот.64
Большой гимн Атону был найден на стенах гробницы вельможи Эй е, современника Эхнатона. До сих пор он является наиболее полным источником, по которому мы можем судить о теологической наполненности реформы Эхнатона. Существуют разные варианты переводов гимна, что связано не только с попыткой наиболее точного выражения содержания, но и с высокими литературными качествами текста. Впервые гимн был опубликован Д. Брестедом в 1894 г. в издании «De hymnis in solem sub rege Amenophide IV conceptis».
Условное деление гимна на смысловые части обыкновенно предлагается исследователями для лучшего понимания структуры гимна. К примеру, А. Морэ в 1911 г. предлагал такое деление:65 Начальная часть (без заглавия)66, Ночь67, День /Человечество68, Животные69, Вода70, Люди и животные71.
Можно предложить вариант, основанный не на предметном, формальном членении, а на смысловом: вступительное славословие, описание величества солнечного диска, описание пробуждения жизни под лучами, рассказ об устройстве мира, слова об избранности фараона и заключительное славословие.
Вопрос об авторе гимна до сих пор неясен. Скорее всего, это сам фараон Эхнатон. Подробнее вопрос об авторе будет рассмотрен в следующей части работы, посвящённой непосредственному анализу текста. Перевод, используемый в данной работе, сделан Н. С. Петровским по изданию M. Sandmann, Texts from the time of Akhenaten, Bruxelles, 1938, pp. 93-96.
Для того, чтобы оценить, насколько полезен для данной работы может быть гимн Атону (в качестве источника), рассмотрим, насколько он получает получить представление о следующих явлениях: сущность божества и его космическая роль, мире и место конкретного человека в нём, существование правящей силы и её обязанности (то есть роль фараона в общей системе мира, божественность и уникальность его власти).
Для начала проанализируем, какие конкретные географические, исторические, ономастические, бытовые детали прямо названы в тексте. В гимне присутствуют такие названия, как Ахетатон, Обе Земли – традиционное название Верхнего и Нижнего Египта, Сирия и Куш, Египет; Нил. Из народов упоминаются египтяне и «чужестранцы».
Из божеств упоминается Ра, кроме того, присутствует слово маат («истина», также имя богини правды) и собственно Атон. Из имён реальных людей фигурируют Нефернефруитен-Нефертити и Эхнатон.
Также в тексте упоминаются разнообразные явления живой природы: животные (львы, гады, скот), птицы и птенцы в яйце, рыбы, поля с колосьями, море. Все они наряду с людьми участвуют в ежедневном цикле оживления и умирания. По описанию этого цикла мы можем судить о быте египтян: землепашество, животноводство; развитие корабельного дела; завоевание земель.
Теперь рассмотрим заданные ранее вопросы и отметим кратко присутствие ответов на них.
Условно весь текст гимна состоит из двух типов предложений: прямые обращения к божеству, озвучивающие его титулы и наделяющие его красноречивыми эпитетами и описание того, что происходит с миром благодаря воле божества. Гимн как бы окольцовывают славословия Атону (где он именуется Ра и Ра-Горатхи) и царю и его жене (соответственно именам, Эхнатону и Нефертити). Это создаёт некую базу для восприятия остальной информации, контекст, в котором должен мыслить всё описанное в гимне человек.
Каждая религия базируется, в первую очередь, на представлении о происхождении мира. Процесс творения находит достаточно подробное отражение в обращениях к божеству и в описании восхода солнечного диска, причём подробности этого описания уже дают конкретную информацию о модели мира и его устройстве, которые представлял себе написавший гимн.
Когда рассказывается о каждодневном цикле человека, речь идёт о египтянине. Остальные зовутся «чужеземцами», вообще, разделение мира на «свой» и «чужой» оговаривается прямо. Это даёт немаловажную информацию о мировоззрении древних египтян вообще, а также о закреплённом реформой восприятии Египта в сравнении с другими странами.
Как уже было сказано, в тексте много внимания уделяется разнообразным природным реалиям. Наиболее подробно объяснено появления влаги в землях: в Египет её приносит Нил «из преисподней», а в остальные страны она приходит путём «небесного Нила». Таким образом, мы узнаём о существовании некой преисподней, что существенно дополняет картину мира.
В конце гимна рассказывается об особенной роли фараона, его исключительной связи с божеством, выраженной в даровании особенного знания сыну – «царю Египта».
Таким образом гимн как источник информации по содержанию религиозного учения и роли фараона в новой системе мира способен дать достаточно полное представление вследствие нарративного характера восхваления с подробными деталями и описаниями.
Изобразительные источники.
Перемены, происходившие в духовной, политической, социальной и даже экономической жизни общества не могли не отразиться на памятниках изобразительного искусства, тем более после переезда в новую столицу после первых пяти лет правления фараона. К числу таких памятников относятся знаменитые пограничные стелы Ахетатона, датированные шестым годом правления фараона. Они были высечены на отвесных плоскостях гряды скал, служивших в качестве естественной границы города. Верхнюю часть стел занимали изображения поклонения царя и его семьи Атону, а нижнюю – текст, извещавший об основании Ахетатона, содержавший клятву царя не покидать пределы новой столицы, указание на размеры её территории, посвящение её Атону и список основных будущих сооружений Ахетатона – храмов, дворцов, гробниц царя, царицы, старшей дочери, священного быка Мневиса. Рядом со стелами были высечены колоссальные скульптуры фараона и его жены с жертвенниками в руках в знак почитания солнца. Центрально место на рельефе каждой стелы занимает солнечный диск, многочисленные лучи оканчиваются руками либо знаками анх.72
Анализируя ценность изобразительных источников, остановимся на том, какие ситуации на них представлены и, соответственно, какие сферы существования возможно на их основе охарактеризовать.
В качестве изобразительных источников рассмотрим рельефы с пограничных стел Ахетатона и росписи в гробницах, также отливки, скульптуры и заготовки из мастерской скульптора Тутмеса. Хозяин мастерской известен благодаря надписи на части крышки из слоновой кости73. Там были найдены источники, которые способны дать наиболее правдоподобное представление о внешности фараона, его жены и приближения. Основные источники представлены двумя типами моделей: отливки с масок и собственно скульптурные изображения (бюсты и статуэтки). Поразительна разница в отображении внешности в скульптуре и рельефах и росписях.
Как точно отмечено в книге Д. Брестеда и В. Тураева «Древний Египет», в росписях место загробных монструозных, пугающих изображений занимают картины повседневной жизни египтян.74 На изучаемых нами стелах это быт самого фараона и его семьи. Основные сцены, представленные на рельефах, таковы: Эхнатон, его жена и дочери находятся вместе, участвуют в награждении вельмож, совершают жертвоприношения. Наряду с подобными «парадными» сюжетами существуют и такие, как, например, набросок из известняка, на котором царевна ест утку (Каирский музей).75 Художники пытаются показать даже забавы царевен: вот они с любимыми зверками на руках, вот они дарят цветы друг другу. Наиболее часто изображается сцена моления божеству. Этот сюжет присутствует также и в скульптуре (в том числе заготовка для скульптуры «Молящийся фараон»). Впервые применяют сочетание разных материалов в одной скульптуре: лицо и руки – кристаллический песчаник, туловища из известняка, по-прежнему раскраска и инкрустация глаз. Также уделяется большое внимание к расцветке ремесленных изделий, в частности, из фаянса и стекла, для декорировки храмов применяются цветные рельефы с позолотой.76
При этом в каждом источнике продолжают присутствовать символические детали, как традиционные, так и новые. Среди наиболее заметных можно назвать: символы власти у скульптур фараона и бюстов Нефертити (урей на головном убранстве, жезл в руках Эхнатона), изображения символа жизни – анх – на рельефах. Существуют и предположительно прямые иллюстрации к Большому гимну Атона. Так, М. Э. Матье обращает внимание на глиняный сосуд, найдённый в гробнице Тутанхамона, крышка которого украшена скульптуркой только что вылупившегося утёнка, который невероятно напоминает птенца из гимна, родившегося благодаря живительной силе Атона («Птенец в гнезде говорит ещё в скорлупе…»77).78 Следовательно, можно сделать вывод о том, что изобразительное искусство тесно связано с содержанием религиозной реформы и, возможно, даже с конкретными текстами.
Итак, приступим к подробному изучений сведений, которые может дать нам гимн. Работа по анализу источника будет состоять из трёх этапов: изучение текста и выводы по ключевым вопросам, сравнение Большого гимна Атону и гимна Амону-Ра для выявления новаторских характеристик религии, заключение о содержании религиозной реформы Эхнатона и элементах новаторства в ней.
Начнём с описания Атона, его функций и места в системе мироздания.
Сущность божества – «живой солнечный диск»79. Он обладает лучами, которые зримо выражают всесилие божества: они способны дотянуться «вплоть до предела всего того, что ты создал»80, проникнуть в глубину моря, в скорлупу – словом, в самые недостижимые части материального мира. Значит, Атон наделён уникальным правом достигать всего, что и создаёт первое условие его божественности. Эта способность является необходимым условием для обеспечения жизни всему сущему, благодаря ей Атон может приносить свой живительный свет всему сущему. Люди просыпаются с приходом солнечного диска, и это пробуждение равноценно ежедневному рождению, так как при заходе солнечного диска «земля [находится] во мраке, наподобие мёртвого»81, а египтяне спят, «причём головы их закутаны»82, то есть они лежат словно мертвецы, обёрнутые согласно ритуалу погребения. Что же придало божеству такое исключительное значение, почему именно его свет является необходимым условием жизни? Атон является создателем всего. Кроме земного мира упоминается преисподняя, в которой был создан Нил. Прямое противопоставление земли и преисподней в тексте никак не отражено, поэтому логично предположить, что в виду имеется просто некое подземелье, часть физического мира, находящуюся под зримым миром.
В гимне говорится, что божеству доступно всё, созданное им, то есть этот мир является локальным и самостоятельным результатом творения конкретного существа. Символическим повторением акта творения является ежедневное пробуждение, и каждая жизнь возникает частью жизнетворной энергии Атона, будь то птенец или человеческое дитя. Акт творения произошёл по собственному желанию солнечного диска, когда он был один. Скорее всего, это означает не только единственность божества для данного мира, но и в принципе его уникальность во Вселенной. Важно, что явления физического мира представляются автору гимна возникшими в результате замысла («О как прекрасно исполнены они, твои замыслы, владыка вечности!»83). Так как замысел – часть божества, то и все воплощения этих замыслов есть части божества, бесконечно многообразные формы, которые принимает божество: «Ты един, но ты восходишь во [многих] своих проявлениях в виде живого солнечного диска, воспевающего, сияющего, удаляющегося, приближающегося»84, «Ты создаёшь миллионы проявлений из себя одного»85. Так утверждается отсутствие конкретного образа Атона, и «живой солнечный диск» оказывается просто наиболее точной формой выражения божественной сущности. Метафоричен ли этот образ, и если да, то насколько? Скорее всего, в нём метафора соединяется с прямым представлением о солнце. Необычна причинно-следственная связь: не великое солнце начало совершать некие действия и стало божеством, а, напротив, божество начало процесс творения и сотворило само себя в своём материальном облике. Так мы находим объяснение одной важной особенности обращения к божеству (и одновременно с этим аргумент в доказательство высказанной идеи). В славословии в начале гимна автор обращается к Атону, называя его Ра-Горатхи, «который [есть] Атон», чуть ниже говорится: «Ты [есть] Ра»86. Также в титулатуре Эхнатона присутствуют слова «единственный для Ра, сын Ра»87. Таким образом утверждается божественная сущность Атона, названная знакомым египтянам с древности именем Ра. Имя Ра означает божественное, невоплощённое солнечное начало, а Атон – это сущность, обретшая форму. Надо сказать, что для древних египтян размытость, переходящий характер образов богов был обычным явлением. К примеру, Э. А. Бадж в книге «Египетская религия. Египетская магия» вообще утверждает, что идея единого, бессмертного, великого, самосущего бога существовала в сознании египтян, и многочисленные и разнообразные культы божеств были вариациями на главную тему. Поэтому, например, говоря о Хапи, его отождествляли с Ра путём присвоения ему эпитетов, сопровождающих бога солнца.88 Таким образом, речь идёт об одном божестве, которое имеет духовную суть и физическую оболочку, следовательно, «живой солнечный диск» – не метафора, а вполне конкретный образ. Рассмотрим теперь образы мира, сотворённого Ра-Атоном, и попробуем понять, в каких отношениях находятся они между собой.
Информация о работе Ключевые аспекты религиозной реформы Эхнатона и их отражение в искусстве