Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 05:02, курсовая работа
Целью курсовой – является рассмотрение ключевых констант европейской цивилизации – «культура», «цивилизация», «возрождение», главных направлений языковой политики в Европейском союзе. А также основных концептов культуры и цивилизации Ренессанса.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ СЕВЕРНОГО РЕНЕССАНСА
§ 1.1 Определение значений терминов «концепт», «культура», «константа» и «цивилизация» и «возрождение».
§ 1.2 Константы Эпохи Ренессанса. Термин «возрождение».
§ 2.1 Историческая основа Эпохи Возрождения.
§2.2 Характеристика Гуманизма Эпохи Возрождения
§ 2.3 Ключевые константы живописной традиции Эпохи Возрождения
§ 3.1 Северный Французский Ренессанс.
§ 3.2 Французское Возрождение.
ГЛАВА I I. КОНЦЕПТ «ВОЗРОЖДЕНИЕ» В СИСИТЕМЕ КУЛЬТОРОЛОГИЧЕСКИХ КООРДИНАТ. РЕНЕССАНСНЫЕ СЛОИ В КУЛЬТУРЕ И ЦИВИЛИЗАЦИИ ЕВРОПЫ.
§1.1 Взаимодействие литературного творчества и развития языка. (Художественные стили эпохи и художественные языки)
§1.2 Историко-культорологическое обоснование концепта «возрождение».
§1.3 Маньеризм
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Византийской Империи с 1204 г. и ее последующее падение в 1453 г. повлекло за собой активную имиграцию греческих ученых в Италию и дальше. Эти ученые принесли с собой труды и знания классической греческой цивилизации, утерянные на века для Западного мира.
Французское слово Ренессанс
стало употребляться для
Позже историки стали намного реже определять Ренессанс как исторический период или даже культурное направление. По словам Рендольфа Штарна, Ренессанс можно назвать, скорее не периодом с определенным началом, содержанием и концом, а направлением практик и идей, по-разному воспринимаемых группами людей и отдельными личностями в разные времена и в различных местах.
§ 2.1 История Эпохи Возрождения.
Миграция образованного
населения Византии 14-15 веков и Падение
Константинополя в 1453
Отличительная черта эпохи возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Известно влияние на искусство и вкладом таких гениев, как Леонардо да Винчи и Микеланджело, символизирующих Ренессанс. Ренессанс явился шагом вперед по сравнению со Средними веками, а не был периодом пессимизма и ностальгии по классической эпохе.
Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.
Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
В городах стали возникать
светские центры науки и искусства,
деятельность которых находилась вне
контроля церкви. Новое мировоззрение
обратилось к античности, видя в ней пример
гуманистических, неаскетичных отношений.
Изобретение в середине XV века
Возрождение возникло в Италии,
где первые его признаки были заметны
ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства
Пизано, Джотто, Орканья и др.), но оно твёрдо
установилось только с 20-х годов XV века.
Во Франции, Германии и других странах это
движение началось значительно позже.
К концу XV века оно достигло своего наивысшего
расцвета. В XVI веке назревает кризис идей
Возрождения, следствием чего является
возникновение маньеризма и
Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
Раннее Возрождение (начало XV века — конец XV века)
Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)
Проторенессанс тесно
связан со средневековьем, с романскими, готическими
Ранее всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре. Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции и Сиены. Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло её развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.
Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.
Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего века.
Третий период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II — человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству. При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античность изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства.
Творчество трех великих итальянских мастеров знаменует собой вершину Ренессанса, это — Леонардо да Винчи (1452 - 1519), Микеланджело Буонаротти (1475 - 1564) и Рафаэль Санти (1483 - 1520).
Позднее Возрождение в
Италии охватывает период с 1530-х по
1590—1620-е годы. Некоторые исследователи
причисляют к Позднему Возрождению
и 1630-е, но эта позиция вызывает споры
среди искусствоведов и историков.
Искусство и культура этого времени
настолько разнообразны по своим
проявлениям, что сводить их к
одному знаменателю можно только
с большой долей условности. Например, Британская
энциклопедия пишет, что «Возрождение
как целостный исторический период закончилось
с падением Рима в 1527 году». В Южной Европе
восторжествовала
Огромное влияние писателей древности на латинском или древнегреческом на мышление деятелей искусства периода Ренессанса. культурным направлением, существенно повлиявшим на интеллектуальную жизнь раннего периода современности. Деятели Эпохи Возрождения руководствовались принципами гуманизма, а в живописи стремились к реализму и затрагиванию человеческих эмоций. Мыслители изучали труды библиотек европейских монастырей в поисках затерянных работ древности. Отсюда зародилось их непреодолимое желание совершенствовать и расширять свои знания об окружающем мире и возник совершенно новый взгляд на трансцендентальную духовность средневекового Христианства
Политические философы
Николо Макиавелли, пытались описать
политическую жизнь такой,
Черная Смерть
Существует теория, согласно
которой последствия Черной Смерти –
эпидемии чумы - во Флоренции (затронувшей
также всю Европу) привели к смене мировоззрения
в Италии в 14 в. Италия была поражена чумой
особенно сильно, и предполагают, что близость
смерти заставило мыслителей того времени
больше думать о мирской жизни вместо
духовности и жизни после смерти.
эпидемия повлекла за собой новую волну
набожных настроений и покровительства
религиозного искусства. Черная Смерть
явилась пандемией, оказавшей тот же эффект,
что и на Италию, на всю остальную Европу
. наступление Эпохи Возрождения в
Италии стало результатом сложного сплетения
вышеупомянутых факторов.
Реформация и контрреформация. Историческое развитие
на большинство, если не все,
новое искусство
§2.2 Характеристика Гуманизма Эпохи Возрождения
Сам по себе гуманизм не был
философским направлением, но скорее
методом изучения. В противовес средневековому
схоластическому методу, пытавшемуся
устранить противоречия между разными
авторами, гуманисты изучали древние
тексты в оригинале и оценивали
их через собственные рассуждения
наряду с эмпирическими наблюдениями
(опытным путем). Гуманистическое образование
основывалось на изучении поэзии, грамматики,
этики и риторики. Кроме того, гуманистами
отстаивалась теория о «человеческом
гении...уникальных и удивительных способностях
человеческого ума». Ученые-гуманисты
формировали интеллектуальный фон раннего
периода современности. Политические
философы, такие как Николо Макиавелли
и Томас Мор возродили идеи греческих
и римских мыслителей и применяли их в
критике правительства того времени. Богословы,
в особенности Эрасмус и Мартин Лютер,
бросали вызов статусу кво Аристотеля,
представляя радикально новые идеи об
оправдании и вере.
Ренессансный гуманизм,
Ренессансный гуманизм является первой стадией развития гуманизма, движением, в котором гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени. Основной идеей ренессансных гуманистов было улучшение человеческой природы через изучение античной литературы.
Первоначальная латинская форма этого понятия — studia humanitatis. В таком виде оно было введено собственно ренессансными гуманистами, перетолковавшими Цицерона, который в свое время стремился подчеркнуть, что понятие «человечность» как важнейший результат культуры, выработанной в древнегреческих полисах, привилось и на римской почве.
Значение термина «гуманизм» в эпоху Возрождения (в отличие от сегодняшнего значения слова) было: «ревностное изучение всего, что составляет целостность человеческого духа», поскольку humanitas означало «полноту и разделённость природы человека». Также это понятие противопоставлялось «схоластическому» изучению «божественного» (studia divina). Такое понимание studia humanitatis впервые получило свое обоснование в качестве идейной программы нового умственного движения в сочинениях Петрарки.
Ренессансный «гуманизм» — это не защита прав человека, а исследования человека таким, каков он есть. Гуманизм, с точки зрения Петрарки и других философов, означал перенесение человека в центр мира, изучение человека в первую очередь. Термин «гуманизм» в этом плане является в чем-то синонимом слова «антропоцентризм» и противостоит термину «теоцентризм». В противовес религиозной философии Западной Европы гуманистическая философия ставит своей задачей изучение человека со всеми его земными и не-земными нуждами. Взамен онтологических вопросов на первый план выдвигаются вопросы этические"
Информация о работе Концепты и константы культуры и цивилизации Ренессанса