Концепты и константы культуры и цивилизации Ренессанса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 05:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой – является рассмотрение ключевых констант европейской цивилизации – «культура», «цивилизация», «возрождение», главных направлений языковой политики в Европейском союзе. А также основных концептов культуры и цивилизации Ренессанса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ СЕВЕРНОГО РЕНЕССАНСА
§ 1.1 Определение значений терминов «концепт», «культура», «константа» и «цивилизация» и «возрождение».
§ 1.2 Константы Эпохи Ренессанса. Термин «возрождение».
§ 2.1 Историческая основа Эпохи Возрождения.
§2.2 Характеристика Гуманизма Эпохи Возрождения
§ 2.3 Ключевые константы живописной традиции Эпохи Возрождения
§ 3.1 Северный Французский Ренессанс.
§ 3.2 Французское Возрождение.
ГЛАВА I I. КОНЦЕПТ «ВОЗРОЖДЕНИЕ» В СИСИТЕМЕ КУЛЬТОРОЛОГИЧЕСКИХ КООРДИНАТ. РЕНЕССАНСНЫЕ СЛОИ В КУЛЬТУРЕ И ЦИВИЛИЗАЦИИ ЕВРОПЫ.
§1.1 Взаимодействие литературного творчества и развития языка. (Художественные стили эпохи и художественные языки)
§1.2 Историко-культорологическое обоснование концепта «возрождение».
§1.3 Маньеризм
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 120.94 Кб (Скачать файл)

 

Византийской Империи  с 1204 г. и ее последующее падение  в 1453 г. повлекло за собой активную имиграцию греческих ученых в Италию и дальше. Эти ученые принесли с собой труды и знания классической греческой цивилизации, утерянные на века для Западного мира. 

 
 
Французское слово Ренессанс  стало употребляться для обозначения  культурного направления, возникшего в конце 13 в., только в 19 в. Термин Ренессанс  впервые был упомянут французским историком Юлием Мичелетом (1798-1874) в его труде (1855 г.) «История Франции». Исследователь считал Ренессанс скорее подъемом в науке, чем в искусстве и культуре. Он говорил о том, что период длился со времен Колумба до Коперника и Галлилея, то есть с конца 15 в. до середины 17 в.    Швецкий историк Якоб Бурдхардт (1818-1897) в своем труде «Культура Ренессанса в Италии» , определял Эпоху Возрождения как период между Гете и Микеланджело, то есть с 14 по 18 вв., взявший свое начало в Италии. Он видел в Ренессансе проявление духа современного индивидуализма, зажатого в Средние века.

Позже историки стали намного  реже определять Ренессанс как исторический период или даже культурное направление. По словам Рендольфа Штарна, Ренессанс можно назвать, скорее не периодом с определенным началом, содержанием и концом, а направлением практик и идей, по-разному воспринимаемых группами людей  и отдельными личностями в разные времена и в различных местах.

 

 

§ 2.1  История Эпохи Возрождения.

Миграция образованного  населения Византии 14-15 веков и Падение Константинополя в 1453 способствовало осознанию в странах римско-католической Церкви того, что Европа отныне осталась единственным христианским континентом, а античное культурное наследие языческой Европы — их достояние.

Отличительная черта эпохи  возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Известно   влияние  на искусство и вкладом таких  гениев, как Леонардо да Винчи  и Микеланджело, символизирующих Ренессанс.   Ренессанс   явился шагом вперед по сравнению со Средними веками, а не был периодом пессимизма и ностальгии по классической эпохе. 

  Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

Рост городов-республик  привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать  светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне  контроля церкви. Новое мировоззрение  обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканья и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Периоды эпохи Возрождения 

Возрождение делят на 4 этапа:


Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)

Раннее Возрождение (начало XV века — конец XV века)

Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)

Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)

Проторенессанс

Проторенессанс тесно  связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения. Этот период делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. Все открытия совершались на интуитивном уровне. В конце XIII века во Флоренциивозводится главное храмовое сооружение — собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора.

Ранее всего искусство  проторенессанса проявилось в скульптуре. Живопись представлена двумя художественными  школами: Флоренции  и Сиены. Центральной  фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло её развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Раннее Возрождение

Период так называемого  «Раннего Возрождения» охватывает собой  в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Тогда как искусство  в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго  держалось традиций готического  стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего века.

Высокое Возрождение

Третий период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II — человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству. При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античность изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства.

Творчество трех великих  итальянских мастеров знаменует  собой вершину Ренессанса, это  — Леонардо да Винчи (1452 - 1519), Микеланджело Буонаротти (1475 - 1564) и Рафаэль Санти (1483 - 1520).

Позднее Возрождение

Позднее Возрождение в  Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Некоторые исследователи  причисляют к Позднему Возрождению  и 1630-е, но эта позиция вызывает споры  среди искусствоведов и историков. Искусство и культура этого времени  настолько разнообразны по своим  проявлениям, что сводить их к  одному знаменателю можно только с большой долей условности. Например, Британская энциклопедия пишет, что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году». В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая с опаской смотрела на всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий — маньеризм. В Парму, где работал Корреджо, маньеризм добрался только после смерти художника в 1534 году. У художественных традиций Венеции была собственная логика развития; до конца 1570-х гг. там работали Тициан и Палладио, чьё творчество имело мало общего с кризисными явлениями в искусстве Флоренции и Рима.

 

Огромное влияние писателей древности на латинском или древнегреческом на мышление деятелей искусства периода Ренессанса.   культурным направлением, существенно повлиявшим на интеллектуальную жизнь раннего периода современности. Деятели Эпохи Возрождения руководствовались принципами гуманизма, а в живописи стремились к реализму и затрагиванию человеческих эмоций.  Мыслители    изучали труды библиотек европейских монастырей в поисках затерянных работ древности. Отсюда зародилось их непреодолимое желание совершенствовать и расширять свои знания об окружающем мире и возник совершенно новый взгляд на трансцендентальную духовность средневекового Христианства

 Политические философы  Николо Макиавелли, пытались описать  политическую жизнь такой, какой  она была в действительности, и улучшить систему правления  в соответствии с реальными  потребностями. Помимо изучения  классических латыни и греческого, авторы также стали применять все чаще диалектные формы. Вместе с возникновением печати, это увеличило доступ к книгам, Эпоху Возрождения можно рассматривать как попытку людей творчества изучить и усовершенствовать окружающий мир через призму идей античности и с помощью новых средств мышления. 

Черная Смерть  
Существует   теория, согласно которой последствия Черной Смерти – эпидемии чумы -  во Флоренции (затронувшей также всю Европу) привели к смене мировоззрения в Италии в 14 в. Италия была поражена чумой особенно сильно, и предполагают, что близость смерти заставило мыслителей того времени больше думать о мирской жизни вместо духовности и жизни после смерти.     эпидемия повлекла за собой новую волну набожных настроений и покровительства религиозного искусства.  Черная Смерть явилась пандемией, оказавшей тот же эффект, что и на Италию, на всю остальную Европу .  наступление Эпохи Возрождения в Италии стало результатом сложного сплетения вышеупомянутых факторов. 

 

Реформация и  контрреформация. Историческое развитие

 
на большинство, если не все, новое искусство распространялось покровительство церкви и посвящение религии., эпоха Ренессанса возымела существенное влияние на современную теологию, особенно это касается отношения человека к Богу. Многие наиболее выдающиеся богословы периода были приверженцами гуманистических методов, включая Эрасмуса Цвингли, Томаса Мо, Мартина Лютера и Джона Кельвина. Эпоха Ренессанса возникла во время религиозных беспорядков. В конце Средневековья началось время политических интриг вокруг папства, окончившихся западным расколом, когда одновременно трое объявили себя истинным Римским Епископом. Расколу был положен конец на Совете (1414 г.), но в 15 в. возникло реакционное движение, известное как Консилиаризм, направленное на ограничение власти Папы.

 

§2.2 Характеристика Гуманизма Эпохи Возрождения 

 
Сам по себе гуманизм не был  философским направлением, но скорее методом изучения. В противовес средневековому схоластическому методу, пытавшемуся  устранить противоречия между разными  авторами, гуманисты изучали древние  тексты в оригинале и оценивали  их через собственные рассуждения  наряду с эмпирическими наблюдениями (опытным путем). Гуманистическое образование основывалось на изучении поэзии, грамматики, этики и риторики. Кроме того, гуманистами отстаивалась теория о «человеческом гении...уникальных и удивительных способностях человеческого ума». Ученые-гуманисты формировали интеллектуальный фон раннего периода современности. Политические философы, такие как Николо Макиавелли и Томас Мор возродили идеи греческих и римских мыслителей и применяли их в критике правительства того времени. Богословы, в особенности Эрасмус и Мартин Лютер, бросали вызов статусу кво Аристотеля, представляя радикально новые идеи об оправдании и вере. 

Ренессансный гуманизм, классический гуманизм — европейское интеллектуальное движение, являющееся важным компонентом Ренессанса. Возникло во Флоренции в середине XIV века, существовало до середины XVI века; с конца XV века перешло в Испанию, Германию, Францию, отчасти в Англию и другие страны.

Ренессансный гуманизм является первой стадией развития гуманизма, движением, в котором гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени. Основной идеей ренессансных гуманистов было улучшение человеческой природы через изучение античной литературы.

Первоначальная латинская  форма этого понятия — studia humanitatis. В таком виде оно было введено собственно ренессансными гуманистами, перетолковавшими Цицерона, который в свое время стремился подчеркнуть, что понятие «человечность» как важнейший результат культуры, выработанной в древнегреческих полисах, привилось и на римской почве.

Значение термина «гуманизм» в эпоху Возрождения (в отличие  от сегодняшнего значения слова) было: «ревностное изучение всего, что составляет целостность человеческого духа», поскольку humanitas означало «полноту и разделённость природы человека». Также это понятие противопоставлялось «схоластическому» изучению «божественного» (studia divina). Такое понимание studia humanitatis впервые получило свое обоснование в качестве идейной программы нового умственного движения в сочинениях Петрарки.

Ренессансный «гуманизм» — это не защита прав человека, а исследования человека таким, каков он есть. Гуманизм, с точки зрения Петрарки и других философов, означал перенесение человека в центр мира, изучение человека в первую очередь. Термин «гуманизм» в этом плане является в чем-то синонимом слова «антропоцентризм» и противостоит термину «теоцентризм». В противовес религиозной философии Западной Европы гуманистическая философия ставит своей задачей изучение человека со всеми его земными и не-земными нуждами. Взамен онтологических вопросов на первый план выдвигаются вопросы этические"

Информация о работе Концепты и константы культуры и цивилизации Ренессанса