Концепты и константы культуры и цивилизации Ренессанса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 05:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой – является рассмотрение ключевых констант европейской цивилизации – «культура», «цивилизация», «возрождение», главных направлений языковой политики в Европейском союзе. А также основных концептов культуры и цивилизации Ренессанса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ СЕВЕРНОГО РЕНЕССАНСА
§ 1.1 Определение значений терминов «концепт», «культура», «константа» и «цивилизация» и «возрождение».
§ 1.2 Константы Эпохи Ренессанса. Термин «возрождение».
§ 2.1 Историческая основа Эпохи Возрождения.
§2.2 Характеристика Гуманизма Эпохи Возрождения
§ 2.3 Ключевые константы живописной традиции Эпохи Возрождения
§ 3.1 Северный Французский Ренессанс.
§ 3.2 Французское Возрождение.
ГЛАВА I I. КОНЦЕПТ «ВОЗРОЖДЕНИЕ» В СИСИТЕМЕ КУЛЬТОРОЛОГИЧЕСКИХ КООРДИНАТ. РЕНЕССАНСНЫЕ СЛОИ В КУЛЬТУРЕ И ЦИВИЛИЗАЦИИ ЕВРОПЫ.
§1.1 Взаимодействие литературного творчества и развития языка. (Художественные стили эпохи и художественные языки)
§1.2 Историко-культорологическое обоснование концепта «возрождение».
§1.3 Маньеризм
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 120.94 Кб (Скачать файл)

Любые рассуждения гуманистов подкреплялись примерами из античной истории. Они любили сравнивать современников  с выдающимися «мужами древности» (uomini illustri): флорентийцы предпочитали философов и политиков республиканского Рима, а феодальные круги — полководцев и цезарей. При этом обращение к античности не ощущалось как воскрешением мертвого — гордое самоощущение себя прямыми потомками и продолжателями традиций позволяло гуманистам оставаться самими собой: «полузабытые сокровища искусства и литературы древности выносят с ликованием на свет, как дорогую, долго бывшую утерянной собственность»[15].

Отношение к христианству

Гуманисты никогда не противопоставляли  себя религии. При этом, противопоставляя себя схоластическому философствованию, они считали, что возрождают истинную Церковь и веру в Бога, не находя никакого противоречия в сочетании  христианства с античной философией.

 «Восхваляя разум человека, гуманисты видели в разумной  человеческой природе образ Божий,  то, чем Бог наделил человека, чтобы человек совершенствовал  и улучшал свою земную жизнь.  Как разумное существо, человек  является творцом и именно  в этом подобен Богу. Поэтому  долг человека — участвовать в мире, а не уходить от него, улучшать мир, а не аскетически отстраненно взирать на него как на нечто ненужное для спасения. Человек и мир прекрасны, ибо созданы Богом, и задача человека — улучшать мир, делая его ещё более прекрасным, в этом человек является соработником Богу».[3] Так, гуманисты полемизируют с написанным папой Иннокентием III сочинением «О презрении к миру, или О ничтожестве человеческой жизни», где уничижается тело и восхваляется дух, и стремятся реабилитировать телесное начало в человеке (Джаноццо Манетти): Прекрасен весь мир, созданный богом для человека, но вершиной его творения является только человек, тело которого многократно превосходит все другие тела. Как удивительны, например, его руки, эти «живые орудия», способные ко всякой работе! Человек — это разумное, предусмотрительное и очень проницательное животное (…animal rationale, providum et saga…), он отличается от последнего тем, что если каждое животное способно к какому-то одному занятию, то человек может заниматься любым из них. Духовно-телесный человек столь прекрасен, что он, будучи творением бога, вместе с тем служит основной моделью, по которой уже древние язычники, а за ними и христиане изображают своих богов, что способствует богопочитанию, особенно у более грубых и необразованных людей[8]. Бог — творец всего сущего, человек же — творец великого и прекрасного царства культуры, материальной и духовной.

Одновременно, по отношении  к клиру гуманисты испытывали более отрицательные эмоции: «ослабление связей гуманистов с церковью, поскольку многие из них жили на доходы, получаемые от их профессиональной деятельности (как и от знатных и богатых людей, не зависящих от церкви), усиливало их неприязнь по отношению к официальной учености, пропитанной церковно-схоластическим духом. У многих из них такая неприязнь перерастала в резко критическое отношение ко всей системе этой учености, к ее теоретическим и философским основам, к авторитарности, вне и без которой эта ученость не могла существовать. Немаловажно также напомнить, что гуманистическое движение началось в Италии в эпоху упадка морально-политического авторитета папства, связанного с событиями его авиньонского пленения (1309—1375), нередкими расколами католической церкви, когда в противовес законным папам появлялись антипапы и когда на церковных соборах оспаривалось верховенство пап в жизни церкви (…) Возрождение этого [классического латинского] языка было формой критики господствовавшей церковно-схоластической учености и религиозной практики, оперировавших „испорченной“, маловыразительной латынью, далекой от древнеримских классических образов»[8]. Появляются критические исследования истории католической церкви («О подложности Константинова дара»).

Гуманистическая теория искусства

Важным теоретиком и практиком, работавшим на эту тему, был Леон Баттиста Альберти. В основе ранней гуманистической эстетики лежала идея о способности искусства к подражанию, заимствованная из античности. «Подражание натуре» (imitatio, imitazione) — не простое копирование, а творческий акт с сознательным отбором самого совершенного. Введена идея «искусство» (как ремесло) в сопряжение с дарованием, гением (индивидуальная интерпретация художником) — ars et ingenium, как формула эстетической оценки произведения искусства. В обиход входит понятие «сходство» (similitudo) — как прямое подобие, необходимое для портрета[16].

Жанры творчества гуманистов 


Эпистолы 

Письма (эпистолы) являлись одним из самых распространенных жанров творчества гуманистов. Они пользовались письмами не для обмена злободневной и личной информацией, а для общих рассуждений и упражнений в словесности по Цицеронову образцу. Эпистола зачастую посылалась не только адресату, но и его друзьям, которые, в свою очередь, снимали с неё копии, так что в итоге послание расходилось во многих экземплярах. По сути, это было не «письмо», как это понятие толкуют в наши дни, а сочинение особого литературного жанра, в чем-то предвосхищавшее журналистику. Со времен Петрарки письма гуманистов с самого начала предназначались именно для опубликования.

Слогу этих писем была свойственна  торжественность и публичность. Как отмечают исследователи, возможно «ни один другой вид источников так  выразительно не показывает искусственность, придуманность, стилизованность жизни и общения гуманистов как их эпистолы». Характерны поджанры эпистол:

  • consolatoriae — «утешение»
  • hortatoriae — «воодушевленное обращение»

Авторы, накопив достаточное  количество эпистол, составляли из них  сборники, которые включали в прижизненные собрания сочинений. Так поступил, например, Петрарка, с которого все взяли пример. Петрарка перерабатывал и редактировал свои «Письма к близким» задним числом (первые две книги этих «Писем» датированы 1330-40 гг., но на самом деле были написаны заново ок. 1351-40 гг. и перерабатывались и исправлялись до 1366 г.). Некоторые из этих писем даже адресованы давно скончавшимся Цицеронуили Сенеке, что позволяло автору высказать свою позицию по различным поводам.

Периоды ренессансного гуманизма 

Исторической почвой сложения гуманизма (как и всего Возрождения  в целом) стали расцвет городов, экономические и социальные сдвиги, зарождение нового человека и потребность  в его сознательном самоутверждении  и воспитании

Принято разделять на:


  • Ранний, т. н. этико-филологический или гражданский гуманизм (Италия), включает рамки от Салютати до Лоренцо Валла и Леона Батиста Альберти (кон. XIV-сер. XV вв.). Возник в связи с изучением и преподаванием риторики, грамматики, поэзии, истории и моральной философии на основе классической образованности в противовес темам и методам средневековой схоластики.
  • С последней трети XV века в Италии гуманистические интересы чуть смещаются в иную сферу (теология, натурфилософия, естествознание). Это означало раскрепощение традиционных сфер культуры, но одновременно привело к утрате определенных особенностей и достижений раннего гуманизма, а также к более сложным взаимодействиям со средневековым наследием (флорентийский неоплатонизм Фичино, неоаристотелизм Помпонацци и проч.).
  • За пределами Италии гуманизм переживает новый взлёт, вступив в тесную связь с конфликтами Реформации XVI века и переплетаясь с проблемами культурного самоопределения европейских наций (северный гуманизм: Эразм Роттердамский, Томас Мор, Иоганн Рейхлин).

 

 
§ 2.3 Ключевые константы живописной традиции Эпохи Возрождения,

Одной из отличительных черт искусства Эпохи Возрождения  было развитие глубоко реалистичной линейной перспективы. Гете ди Бондоне (1267 -1337) известен как первый художник, рассматривавший рисунок как окно в пространство. Но как художественная техника перспектива была принята не раньше, чем архитекторы Филиппо Брунеллесчи (1377-1446) и Леон Баттиста Альберти (1404-1472) написали об этом труд. Развитие перспективы стало частью более обширной тенденции к развитию реализма в искусстве. К этому времени художники также начали развивать и другие техники, изучая свет, тени и, особенно Леонардо да Винчи, человеческую анатомию. За этими новшествами в художественных методиках стояло вернувшееся желание изображать красоту природы и разгадывать аксиомы эстетики. Работы Леонардо, Микеланджело и Рафаэля являлись эталоном для художников того времени и служили образцом для подражания.  
В то же время в Нидерландах в живописи развивалось особое культурное направление, и творчество Хьюго ван Гока и Яна ван Эйка оказало исключительное влияние на развитие итальянской живописи, представив как новую технику письма маслом на холсте, так и новый стиль естественного изображения. Позже работы Питера Брюгеля Старшего вдохновили художников на изображение сцен повседневной жизни. В архитектуре большую роль сыграл Филиппо Брунеллечи, изучавший останки древних классических зданий и определивший стиль Эпохи Возрождения, опираясь на труды Витрувия 1 в. и знания по математике. Самым выдающимся творением архитектора стал  Флорентийский Собор под куполом. Среди уникальных архитектурных проектов Эпохи Ренессанса также стоит отметить отреставрированную Базилику Святого Петра, совместившую в своем строении талант Браманте, Микеланджело, Рафаэля, Сангалло и Мадерно.  
Самоосознание эпохи Ренессанса  
К 15 в. итальянские писатели,художники и архитекторы четко осознавали происходившие изменения и использовали такие выражения, как modi antichi (в античном стиле) или alle romana et alla antica ( в римском стиле и в стиле древности ) для описания своих работ. Тем не менее, термин «la rinascita» впервые появился упоминаемый в своем широком смысле в работе Джорджио Васари Жизнь художников, 1550 г.,  Васари делит период на три фазы: первая фаза ознаменовалась творчеством Гете, Арнолфо ди Камбио и др., вторая – работами Брунеллечи, Донателло и др., третья связана с творчеством Леонардо да Винчи и достигла своего пика с работами Микеланджело. Развитию направления способствовало не только растущее осознание классических ценностей античности, но также растущее желание познавать и передавать природу.   
Расцвет искусства и гуманитарных наук сопровождался активным развитием в различных научных сферах.    произошли значительные изменения во взглядах на вселенную и методах, с помощью которых философы пытались объяснить явления действительности. В начале эпохи Ренессанса наука и искусство были тесно связаны. Так, Леонардо да Винчи делал со своих наблюдений анатомические эскизы и рисовал природу. Тем не менее, наиболее важным вкладом в науку в тот период явилось не определенное открытие, а скорее научный метод. Этот революционно новый принцип познания мира основывался на эмпирических данных, важности математики и отказ от теории Аристотеля о высшем разуму в пользу философии физики. Ранними сторонниками этих идей были Коперник и Галилей. Новый научный метод дал огромный толчок в развитии астрономии, физики, биологии и анатомии. С публикацией работы Весалиуса «De humani corporis fabrica» стали больше доверять методам вскрытия, наблюдений и механистическому взгляду на анатомию. 

 

 

 

 

 

§ 3.1 Северный Французский Ренессанс.

Французский Ренессанс (фр. Renaissance française) — термин используемый историками, культурологами и искусствоведами для описания достижений в культуре и искусстве Франции с конца XV до начала XVII века. Французский ренессанс связан с пан-европейским Ренессансом, зародившемся в Италии в XIV веке. Начало французского Возрождения относится к середине XV века, к началу французского вторжения в Италию в 1494 году во время правления Карла VIII до смерти Генриха IV в 1610 году.

Правление Франциска I (1515-1547) и его сына Генриха II (1547-1559), как правило, считается вершиной французского Возрождения. После скоропостижной смерти Генриха II в рыцарском турнире, страной правила его вдова Екатерина Медичи и её сыновья Франциск II, Карл IX и Генрих III, и, хотя ренессанс продолжал развиваться, Франция страдала от религиозных войн между гугенотами и католиками. Северный Ренессанс. Направление вначале возникло во Франции после вступления в Италию войск короля Чарлза-8.

Для Франции в эпоху  ренессанса были характерны начало абсолютизма, распространение гуманизма, исследование «нового мира», заимствование из Италии и развитие собственных новых методов в области печати, архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, наук, народной литературы, а также разработка новых правил этикета и ораторского искусства.

Френсис-1 привез в страну работы итальянских художников, а  также некоторых авторов этих произведений, включая Леонардо да Винчи и распорядился о возведении дорогостоящих украшенных дворцов. Такие писатели, как Франсуа Рабле, Пьер де Ронсард и Михель де Монтагне, живописцы Жан Клуа  и др. и музыканты Жан Мутон и др. также заимствовали свои идеи из итальянского Ренессанса.

Культура французского Возрождения  зародилась и развивалась в период завершения объединения королевства, развития торговли, превращения Парижа в политический и культурный центр, к которому тяготели самые отдалённые и глухие провинции.

Начиная с XVI века французский королевский двор становится одним из самых блестящих дворов в Западной Европе. Короля Франциска I, из-за его поэтического таланта и способности ценить умение владеть пером у других людей называли «отцом изящной словесности». Под влиянием итальянских походов король Франции, его сестра Маргарита Наваррская и окружавшие их люди стали уделять много внимания античному наследию — произведениям античных авторов, античной скульптуре, классическому латинскому языку.

С конца XV столетия во Францию приезжают многие известные итальянские поэты, писатели, художники, филологи. Среди них были поэт Фаусто Андреллини, учёный грек Иоанн Ласкарис, филолог Юлий Цезарь Скалигер, историографы де Сейссель и Павел Эмилий. Под итальянским влиянием Франциск I решил построить и украсить множество своих замков. Он окружил себя приглашёнными из Апеннинского полуострова художниками. Гениального итальянского художника и учёного XV—XVI веков Леонардо да Винчи, прибывшего во Францию после битвы при Мариньяно и скончавшегося в замке Амбуаз, сменили итальянский художник Андреа дель Сарто, скульптор Франческо Приматиччи, Россо Фьорентино и многие другие служители прекрасного.

Юноши из знатных и богатых  семей стремились в Италию, чтобы  познакомиться с богатствами итальянской культуры.

Возрождение античной культуры пользовалось большим вниманием  и поддержкой со стороны королевского дома и богатой знати. Покровительство  новому поколению образованнейших  людей оказывали королева Анна Бретонская и король Франциск I, который не раз отводил от них мстительный меч церкви, был щедрым меценатом и добрым другом. Анна Бретонская создала своеобразный литературный кружок, традиции которого получили развитие в деятельности более знаменитого кружка единственной и горячо любимой сестры короля Маргариты Наваррской, которая неизменно пользовалась покровительством Франциска. Один из итальянских послов, находившийся при дворе Франциска I, говорил, что «король расходовал в течение года огромнее суммы на драгоценности, мебель, строительство замков, разбивку садов».

Литература. Поэзия

Основоположником новой  французской поэзии стал Клеман Маро — талантливейший поэт тех десятилетий. Маро вернулся из Италии, получив тяжёлые ранения в битве при Павии. Хромой и нищий калека, он по доносу был брошен в тюрьму и был бы казнён, если бы не заступничество Маргариты. Он изучал античную философию, был очень близок к королевскому двору и литературному кружку Маргариты Наваррской. Он стал автором многих эпиграмм и песенок. Вольнодумные произведения не прошли даром для поэта. Дважды он бежал из Франции. Последние дни поэта закончились в Турине, а многие его стихи Сорбонна внесла в список запрещённых. В своём творчестве Маро стремился преодолеть итальянское влияние, придать стихам национальную окраску, «галльский блеск».

Существовала также и  лионская школа поэзии. Её представители  не подвергались сильным гонениям. К лионской школе относится поэтесса Луиза Лабе.

Маргарита Наваррская очень рано стала покровительницей и центром притяжения кружка передовых мыслителей и поэтов. К ней был близок Клеман Маро. В её окружение входил остроумный писатель Франсуа Рабле, посвятивший ей третью книгу «Гаргантюа и Пантагрюэля». Один из наиболее смелых умов первой половины века, Бонавантюр Деперье, в 1536— 1541 годах состоял при Маргарите секретарём. Именно в это время он создал свой «Кимвал мира» и сборник озорных новелл «Новые забавы и весёлые разговоры». Секретарём Маргариты был также Антуан Ле Масон, сделавший в 1545 году новый перевод «Декамерона».

Значительным явлением для  французской литературы было и творчество Маргариты Наваррской, которой принадлежит большое число стихотворных произведений, отразивших духовные искания её эпохи. Главное наследие Маргариты — сборник из 72 новелл под названием «Гептамерон», т. е. «Семидневные». Вероятно, основная часть этого произведения была написана между 1542 и 1547 годами, в период, когда Маргарита была очень далека от забот парижского двора, от «большой» политики её брата, погружённая в «малую» политику её крошечного королевства и в семейные дела. По свидетельствам современников, она сочиняла свои новеллы, путешествуя по своим землям в носилках. «Гептамерон» Маргариты Наваррской показывает осознание трагических противоречий между человеческими идеалами и реальной жизнью.

Информация о работе Концепты и константы культуры и цивилизации Ренессанса