Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 05:02, курсовая работа
Целью курсовой – является рассмотрение ключевых констант европейской цивилизации – «культура», «цивилизация», «возрождение», главных направлений языковой политики в Европейском союзе. А также основных концептов культуры и цивилизации Ренессанса.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ СЕВЕРНОГО РЕНЕССАНСА
§ 1.1 Определение значений терминов «концепт», «культура», «константа» и «цивилизация» и «возрождение».
§ 1.2 Константы Эпохи Ренессанса. Термин «возрождение».
§ 2.1 Историческая основа Эпохи Возрождения.
§2.2 Характеристика Гуманизма Эпохи Возрождения
§ 2.3 Ключевые константы живописной традиции Эпохи Возрождения
§ 3.1 Северный Французский Ренессанс.
§ 3.2 Французское Возрождение.
ГЛАВА I I. КОНЦЕПТ «ВОЗРОЖДЕНИЕ» В СИСИТЕМЕ КУЛЬТОРОЛОГИЧЕСКИХ КООРДИНАТ. РЕНЕССАНСНЫЕ СЛОИ В КУЛЬТУРЕ И ЦИВИЛИЗАЦИИ ЕВРОПЫ.
§1.1 Взаимодействие литературного творчества и развития языка. (Художественные стили эпохи и художественные языки)
§1.2 Историко-культорологическое обоснование концепта «возрождение».
§1.3 Маньеризм
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Любые рассуждения гуманистов
подкреплялись примерами из античной
истории. Они любили сравнивать современников
с выдающимися «мужами
Отношение к христианству
Гуманисты никогда не противопоставляли
себя религии. При этом, противопоставляя
себя схоластическому
«Восхваляя разум человека,
гуманисты видели в разумной
человеческой природе образ
Одновременно, по отношении к клиру гуманисты испытывали более отрицательные эмоции: «ослабление связей гуманистов с церковью, поскольку многие из них жили на доходы, получаемые от их профессиональной деятельности (как и от знатных и богатых людей, не зависящих от церкви), усиливало их неприязнь по отношению к официальной учености, пропитанной церковно-схоластическим духом. У многих из них такая неприязнь перерастала в резко критическое отношение ко всей системе этой учености, к ее теоретическим и философским основам, к авторитарности, вне и без которой эта ученость не могла существовать. Немаловажно также напомнить, что гуманистическое движение началось в Италии в эпоху упадка морально-политического авторитета папства, связанного с событиями его авиньонского пленения (1309—1375), нередкими расколами католической церкви, когда в противовес законным папам появлялись антипапы и когда на церковных соборах оспаривалось верховенство пап в жизни церкви (…) Возрождение этого [классического латинского] языка было формой критики господствовавшей церковно-схоластической учености и религиозной практики, оперировавших „испорченной“, маловыразительной латынью, далекой от древнеримских классических образов»[8]. Появляются критические исследования истории католической церкви («О подложности Константинова дара»).
Гуманистическая теория искусства
Важным теоретиком и практиком, работавшим на эту тему, был Леон Баттиста Альберти. В основе ранней гуманистической эстетики лежала идея о способности искусства к подражанию, заимствованная из античности. «Подражание натуре» (imitatio, imitazione) — не простое копирование, а творческий акт с сознательным отбором самого совершенного. Введена идея «искусство» (как ремесло) в сопряжение с дарованием, гением (индивидуальная интерпретация художником) — ars et ingenium, как формула эстетической оценки произведения искусства. В обиход входит понятие «сходство» (similitudo) — как прямое подобие, необходимое для портрета[16].
Жанры творчества гуманистов
Эпистолы
Письма (эпистолы) являлись одним из самых распространенных жанров творчества гуманистов. Они пользовались письмами не для обмена злободневной и личной информацией, а для общих рассуждений и упражнений в словесности по Цицеронову образцу. Эпистола зачастую посылалась не только адресату, но и его друзьям, которые, в свою очередь, снимали с неё копии, так что в итоге послание расходилось во многих экземплярах. По сути, это было не «письмо», как это понятие толкуют в наши дни, а сочинение особого литературного жанра, в чем-то предвосхищавшее журналистику. Со времен Петрарки письма гуманистов с самого начала предназначались именно для опубликования.
Слогу этих писем была свойственна торжественность и публичность. Как отмечают исследователи, возможно «ни один другой вид источников так выразительно не показывает искусственность, придуманность, стилизованность жизни и общения гуманистов как их эпистолы». Характерны поджанры эпистол:
Авторы, накопив достаточное
количество эпистол, составляли из них
сборники, которые включали в прижизненные
собрания сочинений. Так поступил, например, Петрарка, с которого все взяли пример.
Петрарка перерабатывал и редактировал
свои «Письма к близким» задним числом
(первые две книги этих «Писем» датированы
1330-40 гг., но на самом деле были написаны
заново ок. 1351-40 гг. и перерабатывались
и исправлялись до 1366 г.). Некоторые из этих
писем даже адресованы давно скончавшимся Цицеронуили Сенек
Периоды ренессансного гуманизма
Исторической почвой сложения гуманизма (как и всего Возрождения в целом) стали расцвет городов, экономические и социальные сдвиги, зарождение нового человека и потребность в его сознательном самоутверждении и воспитании
Принято разделять на:
§ 2.3 Ключевые константы живописной
традиции Эпохи Возрождения,
Одной из отличительных черт
искусства Эпохи Возрождения
было развитие глубоко реалистичной
линейной перспективы. Гете ди Бондоне
(1267 -1337) известен как первый художник,
рассматривавший рисунок как окно в пространство.
Но как художественная техника перспектива
была принята не раньше, чем архитекторы
Филиппо Брунеллесчи (1377-1446) и Леон Баттиста
Альберти (1404-1472) написали об этом труд.
Развитие перспективы стало частью более
обширной тенденции к развитию реализма
в искусстве. К этому времени художники
также начали развивать и другие техники,
изучая свет, тени и, особенно Леонардо
да Винчи, человеческую анатомию. За этими
новшествами в художественных методиках
стояло вернувшееся желание изображать
красоту природы и разгадывать аксиомы
эстетики. Работы Леонардо, Микеланджело
и Рафаэля являлись эталоном для художников
того времени и служили образцом для подражания.
В то же время в Нидерландах
в живописи развивалось особое культурное
направление, и творчество Хьюго ван Гока
и Яна ван Эйка оказало исключительное
влияние на развитие итальянской живописи,
представив как новую технику письма маслом
на холсте, так и новый стиль естественного
изображения. Позже работы Питера Брюгеля
Старшего вдохновили художников на изображение
сцен повседневной жизни. В архитектуре
большую роль сыграл Филиппо Брунеллечи,
изучавший останки древних классических
зданий и определивший стиль Эпохи Возрождения,
опираясь на труды Витрувия 1 в. и знания
по математике. Самым выдающимся творением
архитектора стал Флорентийский Собор
под куполом. Среди уникальных архитектурных
проектов Эпохи Ренессанса также стоит
отметить отреставрированную Базилику
Святого Петра, совместившую в своем строении
талант Браманте, Микеланджело, Рафаэля,
Сангалло и Мадерно.
Самоосознание эпохи Ренессанса
К 15 в. итальянские писатели,художники
и архитекторы четко осознавали происходившие
изменения и использовали такие выражения,
как modi antichi (в античном стиле) или alle romana
et alla antica ( в римском стиле и в стиле древности
) для описания своих работ. Тем не менее,
термин «la rinascita» впервые появился упоминаемый
в своем широком смысле в работе Джорджио
Васари Жизнь художников, 1550 г., Васари
делит период на три фазы: первая фаза
ознаменовалась творчеством Гете, Арнолфо
ди Камбио и др., вторая – работами Брунеллечи,
Донателло и др., третья связана с творчеством
Леонардо да Винчи и достигла своего пика
с работами Микеланджело. Развитию направления
способствовало не только растущее осознание
классических ценностей античности, но
также растущее желание познавать и передавать
природу.
Расцвет искусства и гуманитарных
наук сопровождался активным развитием
в различных научных сферах.
произошли значительные изменения во
взглядах на вселенную и методах, с помощью
которых философы пытались объяснить
явления действительности. В начале эпохи
Ренессанса наука и искусство были тесно
связаны. Так, Леонардо да Винчи делал
со своих наблюдений анатомические эскизы
и рисовал природу. Тем не менее, наиболее
важным вкладом в науку в тот период явилось
не определенное открытие, а скорее научный
метод. Этот революционно новый принцип
познания мира основывался на эмпирических
данных, важности математики и отказ от
теории Аристотеля о высшем разуму в пользу
философии физики. Ранними сторонниками
этих идей были Коперник и Галилей. Новый
научный метод дал огромный толчок в развитии
астрономии, физики, биологии и анатомии.
С публикацией работы Весалиуса «De humani
corporis fabrica» стали больше доверять методам
вскрытия, наблюдений и механистическому
взгляду на анатомию.
§ 3.1 Северный Французский Ренессанс.
Французский Ренессанс (фр. Renaissance française) — термин используемый историками, культ
Правление Франциска
I (1515-1547) и его сына Генриха
II (1547-1559), как правило, считается
вершиной французского Возрождения. После
скоропостижной смерти Генриха II в рыцарском
турнире, страной правила его вдова Екатерина
Медичи и её сыновья Франциск
II, Карл IX и Генрих
III, и, хотя ренессанс продолжал
развиваться, Франция страдала от религиозных
войн между гугенотами и католи
Для Франции в эпоху
ренессанса были характерны начало абсолютизма, распространение гуманизма, исс
Френсис-1 привез в страну работы итальянских художников, а также некоторых авторов этих произведений, включая Леонардо да Винчи и распорядился о возведении дорогостоящих украшенных дворцов. Такие писатели, как Франсуа Рабле, Пьер де Ронсард и Михель де Монтагне, живописцы Жан Клуа и др. и музыканты Жан Мутон и др. также заимствовали свои идеи из итальянского Ренессанса.
Культура французского Возрождения зародилась и развивалась в период завершения объединения королевства, развития торговли, превращения Парижа в политический и культурный центр, к которому тяготели самые отдалённые и глухие провинции.
Начиная с XVI века французский королевский двор становится одним из самых блестящих дворов в Западной Европе. Короля Франциска I, из-за его поэтического таланта и способности ценить умение владеть пером у других людей называли «отцом изящной словесности». Под влиянием итальянских походов король Франции, его сестра Маргарита Наваррская и окружавшие их люди стали уделять много внимания античному наследию — произведениям античных авторов, античной скульптуре, классическому латинскому языку.
С конца XV столетия во Францию приезжают многие известные итальянские поэты, писатели, художники, филологи. Среди них были поэт Фаусто Андреллини, учёный грек Иоанн Ласкарис, филолог Юлий Цезарь Скалигер, историографы де Сейссель и Павел Эмилий. Под итальянским влиянием Франциск I решил построить и украсить множество своих замков. Он окружил себя приглашёнными из Апеннинского полуострова художниками. Гениального итальянского художника и учёного XV—XVI веков Леонардо да Винчи, прибывшего во Францию после битвы при Мариньяно и скончавшегося в замке Амбуаз, сменили итальянский художник Андреа дель Сарто, скульптор Франческо Приматиччи, Россо Фьорентино и многие другие служители прекрасного.
Юноши из знатных и богатых
семей стремились в Италию, чтобы
познакомиться с богатствами ит
Возрождение античной культуры пользовалось большим вниманием и поддержкой со стороны королевского дома и богатой знати. Покровительство новому поколению образованнейших людей оказывали королева Анна Бретонская и король Франциск I, который не раз отводил от них мстительный меч церкви, был щедрым меценатом и добрым другом. Анна Бретонская создала своеобразный литературный кружок, традиции которого получили развитие в деятельности более знаменитого кружка единственной и горячо любимой сестры короля Маргариты Наваррской, которая неизменно пользовалась покровительством Франциска. Один из итальянских послов, находившийся при дворе Франциска I, говорил, что «король расходовал в течение года огромнее суммы на драгоценности, мебель, строительство замков, разбивку садов».
Литература. Поэзия
Основоположником новой французской поэзии стал Клеман Маро — талантливейший поэт тех десятилетий. Маро вернулся из Италии, получив тяжёлые ранения в битве при Павии. Хромой и нищий калека, он по доносу был брошен в тюрьму и был бы казнён, если бы не заступничество Маргариты. Он изучал античную философию, был очень близок к королевскому двору и литературному кружку Маргариты Наваррской. Он стал автором многих эпиграмм и песенок. Вольнодумные произведения не прошли даром для поэта. Дважды он бежал из Франции. Последние дни поэта закончились в Турине, а многие его стихи Сорбонна внесла в список запрещённых. В своём творчестве Маро стремился преодолеть итальянское влияние, придать стихам национальную окраску, «галльский блеск».
Существовала также и лионская школа поэзии. Её представители не подвергались сильным гонениям. К лионской школе относится поэтесса Луиза Лабе.
Маргарита Наваррская очень рано стала покровительницей и центром притяжения кружка передовых мыслителей и поэтов. К ней был близок Клеман Маро. В её окружение входил остроумный писатель Франсуа Рабле, посвятивший ей третью книгу «Гаргантюа и Пантагрюэля». Один из наиболее смелых умов первой половины века, Бонавантюр Деперье, в 1536— 1541 годах состоял при Маргарите секретарём. Именно в это время он создал свой «Кимвал мира» и сборник озорных новелл «Новые забавы и весёлые разговоры». Секретарём Маргариты был также Антуан Ле Масон, сделавший в 1545 году новый перевод «Декамерона».
Значительным явлением для французской литературы было и творчество Маргариты Наваррской, которой принадлежит большое число стихотворных произведений, отразивших духовные искания её эпохи. Главное наследие Маргариты — сборник из 72 новелл под названием «Гептамерон», т. е. «Семидневные». Вероятно, основная часть этого произведения была написана между 1542 и 1547 годами, в период, когда Маргарита была очень далека от забот парижского двора, от «большой» политики её брата, погружённая в «малую» политику её крошечного королевства и в семейные дела. По свидетельствам современников, она сочиняла свои новеллы, путешествуя по своим землям в носилках. «Гептамерон» Маргариты Наваррской показывает осознание трагических противоречий между человеческими идеалами и реальной жизнью.
Информация о работе Концепты и константы культуры и цивилизации Ренессанса