Концепты и константы культуры и цивилизации Ренессанса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 05:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой – является рассмотрение ключевых констант европейской цивилизации – «культура», «цивилизация», «возрождение», главных направлений языковой политики в Европейском союзе. А также основных концептов культуры и цивилизации Ренессанса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ СЕВЕРНОГО РЕНЕССАНСА
§ 1.1 Определение значений терминов «концепт», «культура», «константа» и «цивилизация» и «возрождение».
§ 1.2 Константы Эпохи Ренессанса. Термин «возрождение».
§ 2.1 Историческая основа Эпохи Возрождения.
§2.2 Характеристика Гуманизма Эпохи Возрождения
§ 2.3 Ключевые константы живописной традиции Эпохи Возрождения
§ 3.1 Северный Французский Ренессанс.
§ 3.2 Французское Возрождение.
ГЛАВА I I. КОНЦЕПТ «ВОЗРОЖДЕНИЕ» В СИСИТЕМЕ КУЛЬТОРОЛОГИЧЕСКИХ КООРДИНАТ. РЕНЕССАНСНЫЕ СЛОИ В КУЛЬТУРЕ И ЦИВИЛИЗАЦИИ ЕВРОПЫ.
§1.1 Взаимодействие литературного творчества и развития языка. (Художественные стили эпохи и художественные языки)
§1.2 Историко-культорологическое обоснование концепта «возрождение».
§1.3 Маньеризм
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 120.94 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I I.  КОНЦЕПТ «ВОЗРОЖДЕНИЕ» В СИСИТЕМЕ КУЛЬТОРОЛОГИЧЕСКИХ КООРДИНАТ. РЕНЕССАНСНЫЕ СЛОИ В КУЛЬТУРЕ И ЦИВИЛИЗАЦИИ ЕВРОПЫ.

 

Сложность комплексного изучения концепта «возрождение» заключается в том, что данный феномен развивается в системе культурологических координат и в качестве традиционно определяемых и крайне вариативных в подобном выделении эмпирических моделей, находящих непосредственные формы воплощения в культуре, и в качестве многообразного теоретического поля интерпретаций возникающих смыслов, объединенных общим понятийным значением «возрождение».

Возрождение будет определено как «восстановление системы ценностей осевого времени… Попытка осмысления концепта «возрождение» как модели, восстановление культурных достижений».

Именно поэтому система  ценностей, формируемая концептом «возрождение», справедливо может быть отнесена к итоговым, финальным ценностям человеческого существования.

§1.1 Взаимодействие литературного творчества и развития языка.

 
В творчестве классиков национальной литературы, в их художественной практике формируется национальный  литературный язык. Так, основные черты современного итальянского литературного языка складываются в XIII-XIV вв., в творчестве "великих флорентийцев" - Данте, Петрарки, Боккаччо; начало современного французского литературного языка относится к XVII в. (драматургия Корнеля, Мольера, Расина); начало современного литературного русском языка - это 20-30-е гг. XIXв. (творчество Пушкина); становление современного белорусского литературного языка связано с именами Винцента Дунина-Марцинкевича и Франтишка Богушевича (середина - вторая половина XIX в.). 
 
Художественные стили эпохи и художественные языки.  

 
Говоря о типологических особенностях литературных языков, важно учитывать  также их зависимость от эстетики и поэтики литературного направления, главенствующего в эпоху формирования литературного языка. Показательны в этом отношении различия французского и русского литературных языков. 
 
Формирование французского литературного языка связано с художественной теорией и практикой классицизма. В рационалистическом, абстрагирующем искусстве классицизма отбор языковых средств строго регламентировался литературными жанрами. В наиболее авторитетных высоких жанрах (трагедия, эпическая поэма, но Не лирика, которая по самой природе тяготеет к конкретному, непосредственному, индивидуальному) язык был рационалистически ясен, точен и далек от живых красок народно-разговорной речи. Обособленность книжной и разговорной речи, некоторая рационалистичность, "сухость" книжных и нейтральных стилей остаются характерными чертами нормативно-стилистической системы французского литературного языка. 
 
В отличие от классицистического начала современного французского литературного языка, становление современном русского литературного языка связано с утверждением реализма. Познавательные установки реалистической литературы и ее изобразительные средства делают художественный текст принципиально открытым всем языковым стихиям. В реализме между художником и миром не стоит фильтрующая эстетика разума, как в классицизме, или эстетика избранных эмоциональных состояний, как в сентиментализме. Для реалиста язык - это часть того мира, который искусство стремится изобразить во всей полноте и правде. Вместе с тем в реализме язык - это не только объект, но и средство воспроизведения действительности. Со времен гоголевской "натуральной школы" в русской литературе по-разному говорят крестьянин и чиновник, мастеровой и купец; издавна употребительны диалектные и просторечные краски. Реалистической эстетике чужды запреты, языковая ограниченность или односторонность. Она принципиально не нормативна. Но это значит, что та стилистическая система, которая формируется в реалистической литературе, отличается большой широтой> свободой, гибкостью своих норм. Именно таковы особенности русского литературного языка.

Гуманистическая «словесность»  позволила выработать новое мировоззрение, которое было проникнуто критицизмом, светскостью, противопоставляло себя темам и методам средневековой схоластики и, вдобавок, дало возможность впервые возникнуть пониманию исторической дистанции по отношению к античности.

 

§1.2 Историко-культорологическое обоснование концепта «возрождение».

 

Возрождение как эпоха и культура возникло в Италии в XVI веке как некий итог осмысления культурного новаторства исторического промежутка между Средними веками и Новым временем. Этим понятием обозначили первый со времени античности блестящий рассвет культуры, гуманитарных наук, искусства, начавшийся после долгого, почти тысячелетнего упадка.

 

В XIX веке применительно к  эпохе Возрождения утвердился французский термин «Ренессанс», прочно вошедший в русскую речь. Девизом и основной идеей культуры Возрождения становится обращение к «первоисточникам знания», восстановление во многом утраченных в средние века связей с культурными традициями античности – как с христианскими, так и с языческими; как с латинскими, так и с древнегреческими.

Эпоха Возрождения, а, соответственно, в этом проявились и сущностные основания концепта «возрождение», осуществила широкий и многогранный синтез двух культурных миров – языческого и христианского. В культуре Возрождения переплелись основы христианского вероучения (влияние средневековой культуры обнаруживалось, прежде всего, в библейских темах и религиозных сюжетах), языческая мудрость и светские подходы в разных областях знания. Тот факт, что непосредственным наследником античности стала вся Европа, по мнению ряда ученых, дает основания утверждать, что Возрождение можно рассматривать как феномен общеевропейский.

 

  Внешняя и внутренняя дисбалансировка с тяготением к консолидации, попыткам поиска единых централизующих основ, способных объединить носителей культуры на базе традиций, языка, общих корней. Выработка идеи национального единства на основе социально-политического единства и культурных факторов.

Борьба  материалистического рационализма и чувственно-религиозного переживания, когда тяготение к мистическому постижению смысла или религиозному откровению дают основы мирочувствования. «Тайна Возрождения, – напишет В.В. Розанов, – лежит в самих сокровищах, в том, что…под влиянием сурового аскетического идеала умервщления плоти в себе и ограничения порывов своего духа, человек только сберегал и ничего не умел тратить. В этом великом тысячелетнем молчании…, в этом насильственном закрытии глаз на мир…, в тысячелетних молитвах… вырисовались образы мадонн…»

Утверждение гуманистического начала как осевого направления в развитии культуры: духовное самоутверждение человека в мире, признание величия его природной красоты и возможности творческого преображения окружающего мира; гармоничное взаимопроникновение светского, церковного и фольклорного начал, включение античного наследия в искусство (живопись, литературу, театр, архитектуру, музыку).

Путь движения культуры от старого к новому: «в сфере светского сознания (научного, художественного, философского) – путь Возрождения.

 

 

§1.3 Маньеризм

 

Черты кризиса художественных идеалов Возрождения особенно отчетливо  проявились в маньеризме, складывающемся на излете эпохи Ренессанса—явная подражательность, как бы вторичность стиля при всей виртуозности техники и изысканности форм, эстетизация образа, гиперболизация отдельных деталей, нарушение гармонии пропорций, равновесия форм — дисгармония, деформация, что само по себе чуждо природе искусства итальянского Возрождения.

Маньеризм принято делить на ранний и зрелый. Ранний маньеризм — с центром во Флоренции. Это творчество таких мастеров, как Я. Понтормо, Д. Россо, А. де Вольтерра, Дж. Романо.

Зрелый маньеризм более  изящен, утончен и аристократичен. Центры его — Парма и Болонья (Приматиччо, с 1531 г. был главой школы Фонтебло во Франции), Рим и Флоренция (Бронзино, ученик Понтормо; Д. Вазари; скульптор и ювелир Б. Челлини), а также Парма (уже упоминавшийся Пармиджанино, его мадонны всегда изображены с удлиненными телами и маленькими головками, с хрупкими, тонкими пальцами, с манерными, вычурными движениями, всегда холодны по колориту и холодны же по образу).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

 

Таким образом, в качестве культурно обусловленных представлений о культуре концепт «возрождение» всегда будет знаменовать собой «рубеж», «кризис», за которым, по словам Н.А. Бердяева, «либо его преодоление, либо гибель». Это всегда эпоха «культурного переворота», предлагающая культурной системе новый субъект культуры – самодействующего человека, полагающегося на собственный разум, опыт, знания и умения; новый объект человеческой деятельности – практически и теоретически изменяемый мир, одновременно и природный и Божественный. Это новое отношение к Богу (у гуманистов – бесконечно возвышающее человека, через личную веру оставляющее надежду на личное спасение).

 

 

Культура в период Ренессанса будет мыслиться как совокупность абсолютных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.

 

Такая культура, зарождаясь в сознании человечества, скомпилирует в себе «ряд вечных идеалов – истина, добро, красота, святыня, – подвигающих…на творчество научное, художественное, моральное и религиозное… Плоды этого творчества, все духовные приобретения, сменяющиеся работы поколений образуют живую атмосферу сознательного бытия, постепенное воплощение абсолютного идеала в собирательной жизни человечества…»

 

Высшие идеалы существования человека – «конечными целями человеческих устремлений, главными жизненными ориентирами … человеческая жизнь, свобода, справедливость, красота … честь и достоинство личности, законность, гуманизм … «это ведь вещи, производящие сами себя».

 

Эта система будет складываться не только из способа отношения к миру, но и из способов трансляции – передачи этих достижений последующим поколениям. И, наверное, последнее окажется существеннее и основательнее для сохранения самой культуры, поскольку только в передаче системы ценностей «осевого времени» видится ее сохранение и развитие.

Радостно и легко говорить о смерти – это и есть возрождение.

 

 

 

 

 

 

 

Используемая  литература

 

  1. Бердяев Н. А. Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы. – М.: Феникс; ХДС-пресс, 1991. – с.83
  2. Библер В.С. Цивилизация и культура. М., 1993.
  3. Бобкова, М. С. Французский Ренессанс: Раннее Новое Время, книга для чтения по истории. Москва, 2006.
  4. Бочкарев А.Е. Семантический словарь. Нижний Новгород, 2003.
  5. Гачев Г. Национальные образы мира. Курс лекций. М., 1998.
  6. Гудков Д. Теория и практика межкультурной коммуникации. М., 2003.
  7. Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. Учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.
  8. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации. М., 2003.
  9. В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе, Межкультурная коммуникация. Системно-синергетический подход. М.: Флинта-Наука, 2008.
  10. Интернет ресурс Википедия свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki
  11. Культурология: Учебник / Под. ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2008. – С. 256.
  12. Кравченко, А. И. Культурология. Москва, 2002. Учебное пособие для вузов. 3-е изд. – М.: Академический проект, 2002. – С. 272.
  13. . Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996. http://slovari.yandex.ru/dict/
  14. Леонтович О.А. Введение в межкультурную коммуникацию. М., 2007.
  15. Ожегов С.И. "Словарь русского языка" (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 - "Толковый словарь русского языка", совместно с Н. Ю. Шведовой).
  16. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М., 1998.
  17. Розанов В.В. Религия, философия, культура / Сост. и вступ. Ст. А.Н. Николюкина. – М.: Республика, 1992. – С. 132.
  18. Семиотика культурных концептов, или семиотическая концептология // Антология семиотика / Составление и общая редакция Ю.С. Степанова. Изд. 2–е, испр. и доп.М., 2001.
  19. Степанов Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. М.,2007. 
  20. Степанов Ю.С. _.,.  Константы .Словарь русской культуры_.М, 1997, _. 15


 


Информация о работе Концепты и константы культуры и цивилизации Ренессанса