Концепты и константы культуры и цивилизации Ренессанса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 05:02, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой – является рассмотрение ключевых констант европейской цивилизации – «культура», «цивилизация», «возрождение», главных направлений языковой политики в Европейском союзе. А также основных концептов культуры и цивилизации Ренессанса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ СЕВЕРНОГО РЕНЕССАНСА
§ 1.1 Определение значений терминов «концепт», «культура», «константа» и «цивилизация» и «возрождение».
§ 1.2 Константы Эпохи Ренессанса. Термин «возрождение».
§ 2.1 Историческая основа Эпохи Возрождения.
§2.2 Характеристика Гуманизма Эпохи Возрождения
§ 2.3 Ключевые константы живописной традиции Эпохи Возрождения
§ 3.1 Северный Французский Ренессанс.
§ 3.2 Французское Возрождение.
ГЛАВА I I. КОНЦЕПТ «ВОЗРОЖДЕНИЕ» В СИСИТЕМЕ КУЛЬТОРОЛОГИЧЕСКИХ КООРДИНАТ. РЕНЕССАНСНЫЕ СЛОИ В КУЛЬТУРЕ И ЦИВИЛИЗАЦИИ ЕВРОПЫ.
§1.1 Взаимодействие литературного творчества и развития языка. (Художественные стили эпохи и художественные языки)
§1.2 Историко-культорологическое обоснование концепта «возрождение».
§1.3 Маньеризм
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 120.94 Кб (Скачать файл)

Образ жизни и идеалы гуманистов

Гуманистические занятия, как  правило, оставались частным делом  гуманистов, их увлечением, не являясь  их профессией, хотя они и приносили  репутацию, а вследствие неё и  подарки от меценатов.

 Ренессансные гуманисты  представляли собой неформальную  группу единомышленников, которых  отличало внутреннее содержание, а не официальный род деятельности. Гуманистами становились представители  совершенно разных слоев, состояний  и профессий. Хотя некоторые  из гуманистов были членами  старых цехов и корпораций, то, что их объединяло, не имело  к этому отношения: «местом  их встреч служили загородная  вилла, монастырская библиотека, книжная лавка, дворец государя  или просто частный дом, где  уютно разговаривать, перелистывать  рукописи, разглядывать античные  медали. В подражание древним  они начали называть свои кружки академиями»[7]. Баткин отмечает, что по-видимому, гуманисты были первые в европейской истории интеллигенты; другие исследователи соглашаются, что «появление той категории лиц, которую впоследствии стали именовать гуманистами, в сущности, положило начало процессу возникновения в эту эпоху светской интеллигенции»[8]. Объединяющим признаком для кружка гуманистов служила исключительно духовная общность, остававшаяся при этом слишком широкой и не связанной с материальными интересами; «грань между гуманизмом как умонастроением и как деятельностью условна». Верджерио указывает, что гуманизм — это не профессия, а призвание, и обличает людей, обратившихся к словесности ради денег и почестей, а не ради учености и добродетели.

 Важной составляющей studia humanitatis в представлениях гуманистической среды был «досуг» (otium, ozio), заполненный высокими занятиями, сладостный и отрадный, всегда противопоставляемый службе и различным деловым обязанностям (negotium, ufficio). Свобода распоряжаться своим временем и собой — предварительное условие для того, чтобы стать гуманистом. Лоренцо Валла перечисляет[9] пять важных условий, необходимых для учёных занятий:


 

  1.  «Общение с образованными людьми» (litteratorum consuetudo)
  2. «Изобилие книг»
  3. «Удобное место»
  4. «Свободное время» (temporis otium)
  5. «Душевный покой» (animi vacuitas), особая «пустота, незаполненность, высвобожденность души», делающая её готовой к наполнению ученостью и мудростью.

Гуманисты возрождают философию эпикуреизма, пропагандирующую наслаждение — но в первую очередь духовное, а не чувственное (Козимо Раймонди, «Защита Эпикура», к. 1420-х; Лоренцо Валла, диалог «О наслаждении (Об истинном и ложном благе)», 1433). Типичная идея Возрождения — questa dolcezza del vivere («эта сладость жизни»).

При этом существовала концепция  о тесной связи идеалов созерцательной жизни (vita contemplativa) и активной (vita activa), причем последняя должна была быть направлена на благо общества. Гуманисты-ученые ощущали себя педагогами (Пьер-Паоло Веджерио, Гуарино Веронезе, Витторино да Фельтре) и считали своей главной задачей воспитывать совершенного человека, который благодаря гуманитарному образованию может стать идеальным гражданином. Науки изучаются для того, чтобы сделать людей свободными. В к. XIV — нач. XV вв. Колуччо Салутати и Леонардо Бруни выдвинули новый, близкий флорентийцам, идеал гражданской жизни (vita civile), в которой классическая образованность становилась неотделима от активной политической деятельности на благо республик. Североитальянские гуманисты, жившие в монархиях, представление о совершенном гражданине более ассоциировали с идеалом совершенного государя, также они вырабатывают идеал послушного ему придворного.

Новый идеал человека 

В этой среде возник новый  идеал личности, порожденный светскими  и классическими устремлениями  гуманистического мировоззрения. В  гуманистической литературе он получил  свое развитие.

Главным принципом всей гуманистической  этики Ренессанса было учение о высоком  назначении человека, о его достоинстве — dignitas. Он гласил, что человек, наделенный разумом и бессмертной душой, обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, поставлен в центр мироздания самой природой. Это учение основывалось на воззрениях античной философии и также отчасти на средневековой теологической доктрине о том, что человек был сотворен по образу и подобию божьему. (По сути же оно было направлено против христианского аскетизма с его предопределенностью места человека в иерархии). Одним из античных источников этой идеи был диалог Цицерона «О законах».

Леон Баттиста Альберти пишет:

«Природа, то есть Бог, вложила  в человека элемент небесный и  божественный, несравненно более прекрасный и благородный, чем что-либо смертное. Она дала ему талант, способность к обучению, разум — свойства божественные, благодаря которым он может исследовать, различать и познавать, чего должно избегать и чему следовать для того, чтобы сохранить самого себя. К этим великим и бесценным дарам Бог вложил еще в душу человека умеренность, сдержку против страстей и чрезмерных желаний, а также стыд, скромность и стремление заслужить похвалу. Кроме того, Бог внедрил в людей потребность в твердой взаимной связи, которая поддерживает общежитие, правосудие, справедливость, щедрость и любовь, а всем этим человек может заслужить у людей благодарность и похвалу, а у своего творца — благоволение и милосердие. Бог вложил еще в грудь человека способность выдерживать всякий труд, всякое несчастье, всякий удар судьбы, преодолевать всяческие затруднения, побеждать скорбь, не бояться смерти. Он дал человеку крепость, стойкость, твердость, силу, презрение к ничтожным мелочам… Поэтому будь убежден, что человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, но чтобы работать над великим и грандиозным делом. Этим он может, во-первых, угодить Богу и почтить его и, во-вторых, приобрести для самого себя наисовершеннейшие добродетели и полное счастье».

Рассуждения на эту тему были любимым предметом гуманистов (Петрарка; Альберти, трактат «О семье», 1433-43, 41; Манетти, трактат «О достоинстве и превосходстве человека», 1451-52;Фичино; Пико делла Мирандола, «Речь о достоинстве человека», 1486)[10].

Все их рассуждения были проникнуты одной главной идеей — преклонением перед разумом и его творческой мощью. Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье — и в этом состояло его подлинное благородство.

В отличие от средневекового и феодального идеала личности (религиозного и сословного), новый идеал, гуманистический  имел четко выраженную светскую и  социальную ориентацию. Гуманисты, опираясь на древних, отвергают значение происхождения  в оценке достоинства человека, которое  теперь зависит от его индивидуальных качеств.

Добродетель

Добродетель (итал. virtú, лат. virtus) была главной определяющей категорией гуманистического идеала личности. Обладающий ею человек звался uomo virtuoso. Но это понятие, традиционно переводимое на русский как «добродетель, доблесть», было ещё шире: оно охватывало целый круг нравственных норм и представлений, вдобавок, на протяжении XV века приобретая новые оттенки. В отличие от христианства, для которого добродетели были теологическими (вера, надежда, милосердие), гуманисты исходили из положений античной этики (стоики, Аристотель, Цицерон).

 «Никомахова этика» Аристотеля вводит мысль, повторяемую затем Цицероном, о разделении добродетелей на два рода:

  • нравственные (мужество, щедрость, великодушие, справедливость, дружественность)
  • умственные (мудрость, благоразумие, способность к науке и искусству)

К Аристотелю же восходит понимание  добродетели как разумного самоограничения  страстей и потребностей, как гармонии человеческого бытия. А Цицерон  сформулировал мысль о том, что  добродетель — врожденное свойство человека, совершенствуемое им в своих жизненных делах, ибо она «не что иное, как природа достигшая совершенства и доведенная до своей высшей степени».

Для всех гуманистов 1-й пол. XV века virtú являлась универсальной категорией, которая определяла важнейшие свойства человеческой личности, характер и образ жизни[11]. Первоначально идеал uomo virtuoso отличался сильными чертами религиозно-нравственного стоицизма, но затем он был смягчен идеями о нераздельности души и тела, потребностей духовных и земных, жизни созерцательной и активной. Для ранних гуманистов совершенный человек — uomo completo образуется через приобщение к studia humanitatis.

Именно разум направляет человека к истинной добродетели  и мудрости. Первая обязанность человека — развитие разума путем неутомимого познания и полезной деятельности.

На вопрос Альфонса Арагонского, в чем состоит истинное назначение человека, Манетти кратко ответил — «действовать и мыслить» (agere et intelligere.

Другие признаки virtú, помимо разума — благоразумие, умеренность, мужество, стойкость, терпение, гуманность, щедрость, великодушие, скромность, стыдливость, сострадание. Кроме того, идеальный человек — не только мудрый и счастливый, но и деятельный. Альберти пишет:

И мы скажем так: через доброту  человек создает и укрепляет  в себе истинное и бесконечное  спокойствие и безмятежность  души, и живет сам себе свободный, и столько же, сколько себе, полезен  и другим, довольный своими мыслями, чуждый всякого беспокойства. (...) Истинное счастье — это спокойствие  и безмятежность радостной души, свободной и довольной самой  собой.

Образ человека — индивидуального воплощения доблестной и добродетельной личности, воплотится в идеале совершенного человека (uomo universale). Человек будет ощущать себя «мерой всех вещей» и обладать горделивым сознанием своего превосходства над миром, высокой гармонии своего физического и духовного бытия.

Прочие тезисы

Из других понятий, важных для мировоззрения гуманистов, следует  отметить:

  • представление о соотношении свободной воли с понятием фортуны. В отличие от фатума, выражающего власть над человеком неких внеземных сил, фортуна означает социальную необходимость, давление обстоятельств. «И вот по отношению к фортуне, сколь бы ни была она повелительной во множестве случаев, с наибольшей силой и проявляет себя свобода человеческой воли. Если перед лицом фатума свобода человеческой воли остается сверхприродной тайной бога, то по отношению к фортуне она в принципе в руках самого человека. Отсюда дружное провозглашение свободы человеческой воли всеми гуманистами рассматриваемой эпохи, начиная с Данте»[8]. Девизом человека Возрождения было — Virtú vince fortuna (Добродетель побеждает Фортуну), то есть человек своими достоинствами может преодолеть судьбу.
  • провозглашение принципиальной доброты человеческой природы и, что ещё более важно, принципиального равенства всех людей, независимо от их рождения, от их принадлежности к тому или иному сословию.
  • подчеркивание органической необходимости общества, социальности для гармоничного развития и существования человеческой личности.

Навыки, знания и убеждения  гуманистов

Гуманисты не являлись узкими специалистами, а были специалистами  по культуре вообще. «Они — носители нового благородства (nobilitas), отождествляемого с личной доблестью и знанием».[12] Основным инструментом гуманиста была филология. Безупречное знание латыни и греческого, в особенности искусное владение классической латынью было необходимым требованием к репутации гуманиста, крайне желательно было владение устной латинской речью. Также требовался чёткий почерк и неимоверная память[13]. В своих студиях гуманисты интересовались следующими предметами — грамматика, риторика, этика, история и поэзия и т. п. Гуманисты отказываются от средневековых художественных форм, воскрешая новые — стихи, эпистолярный жанр, художественная литература, философские трактаты (в противовес схоластическому псевдознанию, собиравшемуся в различных энциклопедиях типа Summa).


Не volgare, а классическая латынь была в руках гуманистов ключом к Возрождению. Совершенное владение «обоими языками» (т.е. латинским и греческим) вело к миру подлинной античной мысли. Менее всго эти люди были пуристами ради пуризма. Латынь объединяла образованную Европу не только в пространстве, но и во времени. Сочинять на чистом языке Цицерона и Квинтилиана значило включать написанное в великую историческую традицию, в непрерывный культурный ряд, облекать свой труд в бронзу и мрамор, приобщать к вечности[14].


Большое значение стала играть высочайшая репутация гуманизма. Характерной  чертой эпохи Возрождения стал высочайший социальный престиж гуманистических  познаний и талантов, культ культуры. Хороший латинский стиль стал необходимостью политики. В первые десятилетия XV века восторг перед гуманистической ученостью станет привычной чертой общественного быта.

Отношение к античности

Гуманисты обращали пристальное  внимание на изучение первичных источников, а не на толкование их другими. Кроме  того, им внушала глубокое отвращение варварская латынь, на которой говорили в церкви и в университетах. Побочным следствием этого тезиса стало открытие многих ранее утерянных классических текстов, поиски в монастырских библиотеках латинских и греческих рукописей, экспедиции за древними книгами.

Интерес к античности становится определяющей мыслью ренессансного  гуманизма: «именно в ней им видится  идеал, который нужно возрождать. Средние века для гуманистов представляются неким „темным царством“, наступившим  после античной культуры. По мнению гуманистов, именно в подражании античной культуре, в возрождении античного  миропонимания состоит задача истинных философов. Для этого они переводят с древнегреческого на латынь и современные языки практически все древнегреческие произведения; и все, что мы сейчас знаем о Древней Греции, за немногими исключениями, было открыто именно в эпоху Возрождения. Эти работы не просто переводятся, а комментируются, причем комментарии пишутся не с богословской точки зрения, а являются текстологическими, филологическими, так что возникают многие науки, в частности — филология в ее нашем, современном понимании. Это комментирование было свободным от какого-либо догматического представления, и открытость, свобода также характеризовали гуманистов»[3].

Общая черта мировоззрения  ранних гуманистов, которая вытекала из свойственного им стремления максимально  возродить идеи и дух античной культуры, сохраняя (при этом и все  главное содержание христианского  вероучения), состояла в его паганизации, то есть насыщении античными, «языческими» морально-философскими идеями. Например, Энео Сильвио Пикколомини, один из гуманистов этой эпохи, писал, что «христианство — не что иное, как новое, более полное изложение учения о высшем благе древних» — и, что характерно, Пикколомини станет папой Пием II[8].

Информация о работе Концепты и константы культуры и цивилизации Ренессанса