Оглавление
Введение. Хоровая миниатюра 3
Сведения о композиторе С.Танееве 4
Сведения о поэте М.Ю.Лермонтове 6
Музыкально-теоретический анализ 7
Вокально-хоровой анализ 10
Заключение 12
Список литературы 13
Приложение
Введение. Хоровая
миниатюра
Произведение Лепина «Лесное
эхо» написано в жанре хоровой миниатюры.
Миниатюра (франц. miniature; итал.
miniature) – небольшая музыкальная пьеса
для различных исполнительских составов.
Подобно живописной и поэтической, музыкальной
миниатюре – обычно отточенная по форме,
афористичная, преимущественно лирического
содержания, пейзажная или изобразительно
– характеристическая (А. К. Лядов,
«Кикимора» для оркестра), часто на народной
жанровой основе (мазурки Ф. Шопена, хоровой
обработки А. К. Лядова).
В основе вокальной Миниатюры
обычно лежит Миниатюра . Расцвет инструментальной
и вокальной Миниатюры в 19 веке определен
эстетикой романтизма (Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон,
Р. Шуман, Ф. Шопен, А. Н. Скрябин); Миниатюры
нередко объединяются в циклы, в том числе
в музыке для детей (П. И. Чайковский, С.С.
Прокофьев).
Хоровая миниатюра – это небольшое
произведение для хора. В отличие от песни,
в хоровой миниатюре более развита многоголосная
хоровая фактура, часто используется полифонический
склад. Многие хоровые миниатюры написаны
для хора без сопровождения.
Краткие библиографические
сведения о композиторе С. Танееве
Сергей Иванович
Танеев (13 ноября 1856, Владимир – 6 июня 1915, Дютьково под Звенигородом) – русский композитор,
пианист, педагог, учёный, музыкально-общественный
деятель из дворянского рода Танеевых.
В 1875 году окончил Московскую консерваторию у Н. Г. Рубинштейна (фортепиано) и П. И. Чайковского (композиция) с золотой медалью. Выступал
в концертах как пианист-солист и ансамблист.
Первый исполнитель многих фортепианных
произведений Чайковского (Второго и Третьего фортепианных концертов, доработал
последний после смерти композитора),
исполнитель собственных сочинений. С
1878 по 1905 год работал в Московской консерватории
(с 1881 года профессор), где вёл классы гармонии, инструментовки, фортепиано,
композиции, полифонии, музыкальной формы, в 1885—1889 годах занимал должность
директора Московской консерватории.
Был одним из основателей и педагогов
Народной консерватории (1906).
Убеждённый последователь классики
(в его музыке нашли претворение традиции М. И. Глинки, П. И. Чайковского, а также И. С. Баха, Л. Бетховена), Танеев предвосхитил многие
тенденции музыкального искусства XX века.
Его творчество отмечено глубиной и благородством
замыслов, высокой этичностью и философской
направленностью, сдержанностью высказывания,
мастерством тематического и полифонического
развития. В своих сочинениях он тяготел
к нравственно-философской проблематике.
Такова, например, его единственная опера «Орестея» (1894, по Эсхилу) — образец претворения античного
сюжета в русской музыке. Его камерно-инструментальные
произведения (трио, квартеты, квинтеты)
принадлежат к лучшим образцам этого жанра
в русской музыке. Один из создателей лирико-философской кантаты в русской музыке («Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма»). Возродил
популярный в отечественной музыке XVII—XVIII вв.
жанр — хоры a cappella (автор более 40 хоров). В инструментальной
музыке особое значение придавал интонационному
единству цикла, монотематизму (4-я симфония, камерно-инструментальные
ансамбли).
Создал уникальный труд – «Подвижной
контрапункт строгого письма» (1889-1906) и
его продолжение – «Учение о каноне» (конец
1890-х гг. – 1915 года).
Как педагог, Танеев добивался
повышения профессионального музыкального
образования в России, боролся за высокий
уровень музыкально-теоретической подготовки
учащихся консерватории всех специальностей.
Создал композиторскую школу, воспитал
многих музыковедов, дирижёров, пианистов.
Краткие сведения
о поэте
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) – великий русский поэт,
писатель, художник, драматург и офицер
Царской армии Российской империи. Родился
15 октября в 1814 году в Москве. Его отцом
был офицер, и спустя года, сын пойдёт по
его стопам. В детстве же он воспитывался
бабушкой. Именно бабушка дала ему начальное
образование, после которого юный Лермонтов
отправился в один из пансионов Московского
университета. В этом заведении из под
его пера вышли самые первые, ещё не очень
удачные, стихотворения. По окончанию
этого пансиона Михаил Юрьевич стал студентом
Московского университета, а уже потом
он отправился в школу гвардейских подпрапорщиков
в тогдашнюю столицу Петербург.
После этой школы, Лермонтов
начал свою службу в Царском селе, поступив
в Гусарский полк. После того, как на смерть
Пушкина им было написано и опубликовано
стихотворение «Смерть поэта», его арестовали
и отправили в ссылку на Кавказ. По дороге
в ссылку он пишет своё гениальное произведение
«Бородин», посвятив его годовщине битвы.
На Кавказе ссыльный Лермонтов
начинает увлекаться живописью, пишет
картины. В то же время его отец ходит по
чиновникам, прося помиловать сына. Что
и происходит в скором времени – Михаила
Юрьевича Лермонтова восстанавливают
на службе. Но ввязавшись в дуэль с Барантом,
его снова отправляют на Кавказ в ссылку,
на сей раз на войну.
За это время он пишет множество
произведений, которые навсегда вошли
в Золотой фонд мировой литературы – это
«Герой нашего времени», «Мцыри», «Демон»
и многие другие.
После ссылки Лермонтов приезжает
в Пятигорск, где случайно оскорбляет
шуткой своего старого знакомого Мартынова.
Товарищ, в свою очередь,
вызывает поэта на дуэль, которая стала
для Лермонтова Роковой. 15 июля 1841 года
он гибнет.
Музыкально теоретически анализ
«Сосна» С.Танеева
написана в 2-х частной форме. Первая часть
– один период, состоящий из двух предложений.
Содержание первой части соответствует
первым четырем строкам стихотворения.
Музыка передаёт образ одинокой сосны
беззащитной перед стихиями северной
природы. Первое предложение (т. 4) вводит
слушателя в звуковую палитру d минора,
соответствующего лирической настроенности
этого произведения. Вторая часть состоит
из трёх предложений, написанных в
одноименном D мажоре (вторая половина
стихотворения). Во второй части описал
Лермонтов светлый, сквозящий теплом и
солнечным светом сон: «И сниться ей
всё ,что в пустыне далёкой. В том крае,
где солнца восход…».
В музыке второй части передано сердечное
тепло стихотворения. Уже первое предложение
(т. 4) пронизано светлыми чувствами, добрыми
и безмятежными. Второе предложение
вносит напряжение, развитие драматических
переживаний. Третий период - как бы логически
уравновешивает драматизм второго предложения.
Это достигается расширением его размеров
до восьми тактов, постепенным спадом
музыкального напряжения (заключительная
строка стихотворения «Прекрасная пальма
растёт» проходит три раза)
Вокально-хоровая миниатюра
«Сосна» написана в гамофонно – гармоническом
складе с элементами полифонии. Движение
музыки, её развитие достигается сменой
гармоний, тембральными красками хора,
его фактурным изложением (тесным, широким,
смешанным расположением голосов), полифоническими
приёмами, средствами развития мелодической
линии голосов, сопоставлением кульминаций.
От того где находится в
произведении кульминация зависит органичность
его и стройность его формы. Стихотворный
текст воспринимается каждым человеком
индивидуально. С.Танеев в музыке «Сосны»
раскрыл своё видение, восприятие поэтического
слова Лермонтовского стихотворения.
Кульминации стихотворного произведения
и музыкального в целом совпадают. Самая
яркая музыкальная кульминация приходиться
на повторное провидение строчек: «Одна
и грустна на утёсе горючем прекрасная
пальма растёт». Средством музыкального
повтора Танеев усиливает эмоциональное
содержание стихотворения и выделяет
кульминацию: у сопрано звучит #f второй
октавы, у теноров #f первой октавы. И у
сопрано и у теноров эти
ноты звучат насыщено, ярко. Басы к кульминации
подходят постепенно: от первой вершины
(11 такт) через нарастающие напряжение
гармоний, отклонений и полифонического
развития, они приводят произведение к
его самой яркой вершине (т.17), стремительно
поднимаясь по доминанте вверх (мелодическая
линия баса в 16 такте ).
«Сосна» написана в d moll (первая
часть) и в D dur (вторая часть). Минор в первой
части и мажор в второй части - контраст,
который заложен в содержании стиха. Первая
часть: первое предложение начинается
в d миноре, в нём есть отклонения в G dur
(тональность субдоминанты), заканчивается
предложение на тонике. Второе предложение
начинается в d миноре, заканчивается на
доминанте. Вторая часть: начинается с
доминанты d минора, переходит в D dur, заканчивается
в том же D dur. Первое предложение: D dur, второе
предложение: начинается в D мажоре, заканчивается
на его доминанте, здесь есть отклонение
в субдоминанту (т. 14 G dur), во вторую ступень
D мажора (тот же такт e moll). Третье предложение
- начинается и заканчивается в D мажоре,
в нем есть отклонения: во вторую ступень
(т.19 e moll) и в тональность субдоминанты
(т.20 G dur). Первая часть имеет несовершенную
каденцию, заканчиваясь на доминанте.
Каденция второй части состоит
из альтерированных септаккордов второй
ступени, К6/4, доминанты и тоники D мажора
(полная, совершенная каденция).
«Сосна» Танеева написана
в четырёхдольном метре, который сохраняется
до конца произведения.
Фактура «Сосны» имеет гамофонно-полифонический
склад. В основном голоса выстраиваются
вертикально, но в нескольких тактах (тт.
12,13,14,15,16,17) партии звучат полифонически
горизонтально и мелодический рисунок
прослушивается не только у S, но и других
голосов. В этих же тактах солирующий
голос выделяется. В 12, 13, 16, 17 тактах во
одной или двух голосах есть паузы, в 12
такте звучит залигованный тон. Размер
С предполагает исполнение в четырех дольном
метре.
Как было сказано
раннее произведение С.Танеева ,,Сосна”написано
в d moll и одноименном D dur. Это одна из ранних
хоровых партитур композитора, но уже
содержит черты в целом свойственно композитору.
«Сосна» имеет черты полифонического
стиля, что так же характерно для творчества
Танеева. Гармонии «Сосны» полифонические
проведения голосов отличаются стройностью,
мелодичностью. В последовательности
аккордов ощущается связь с русско-народной
песней (тт. 1,6, 7- натуральная доминанта).
Использование трезвучия VI степени (т.
2), так же напоминает русско-народную песню.
Черты русской песенности свойственны
творчеству Танеева. Иногда гармонии «Сосны»
достаточно сложны, что связано с музыкальным
языком композитора. Здесь встречаются
альтерированные септаккорды (тт. 2, 5, 6, 14, 18, 19, 23), которые создают
напряженные звучания консонансов. Полифоническое
проведение голосов так же часто дает
будто бы случайное диссонирующее звучание(тт.
11, 12, 15 ). Гармонический язык произведения
помогает раскрыть возвышенность стихотворения
великого поэта. Отклонение в родственные
тональноcти (т.2-g moll, т 14-e moll, т. 19-e moll, т.
20-G dur) предают особую лирическую окраску.
Динамика «Сосны» так же соответствует
сосредоточенно печальному, а затем мечтательно
светлому настроению. В произведении нет
выраженного f, динамика приглушенная,
нет ярких контрастов.
Вокально – хоровой
анализ
Вокально-хоровой анализ
Полифоническое произведение
Танеева «Сосна»
создана для четырехголосного смешанного
хора без сопровождения.
Сопран
(S) Альт(A) Тенор(T) Бас(Б) Общий диапазон
Рассмотрим по отдельности
каждую партию.
Тесситурные условия для S удобные, голосовое напряжение не
выходит за рамки рабочего диапазона.
В т. 4 S поют ноту d 1-й октавы – этому помогает
динамика p. Партия скачкообразная(скачок
на ч4 тт. 6,13;на ч5 тт. 11,19;на б6 19-20 тт.), но
мелодия удобная для исполнения и легко
запоминаема. Она часто движется по звукам
трезвучия(тт.).Композитором мало расставлены
динамические оттенки дирижер творчески
должен подойти к этому вопросу, на наш
взгляд динамику можно сделать исходя
из тесситуры.
Альтовая партия написана в удобной
тесситуре. Сложности связаны с гармонической
нагрузкой. Например: т.2 у альтов нота
d у остальных голосов подвижная мелодия,
насколько будет чисто спета нота d, от
этого будет зависеть чистота мелодии;
т.3-4 у альта сложный ход две нисходящих
кварты. Аналогичная сложность, когда
альт удерживается на одном звуке, встречается
в нескольких местах (тт. 5, 6-7, 9-10). Партия
несет гармоническую функцию, но во второй
части, где меняется характер произведения,
Танеев использует полифонические приемы
и средние голоса украшают гармоническую
фактуру произведения проведением мелодических
ходов не только у сопрано и у всех других
голосов.
Партия тенора так же написана в удобной
тесситуре. Ее сложности связаны с последовательностью
аккордов, которые сопровождают мелодию
сопрано. Например: т. 2 альтерируется звук
f и от точности этого перехода будет зависть
чистота отклонения всех голосов в соль
минор (аналогично т. 18). Сложность исполнения,
что он как бы гармоническая начинка музыкальной
ткани: т. 5-6 тенор удерживает на тоне ноту
g, что создает определенную трудность
для исполнителей (аналогичные места тт.
21, 23). Гармонические аккорды произведения
несут эмоциональную окраску печали, светлой
грусти, настольгических чувств стихотворения
Лермонтова. В связи с этим встречаются
неустойчивые гармонии альтерированные
септакорды (тт. 2, 5, 6, 14, 18), точность их
исполнения во многом зависит от теноров.
Партия несет гармоническую и местами
полифоническую нагрузку.
Басовая партия написана в привычной
для баса тесситуре. Интонационно она
не везде простая, например сложны ходы
по хроматической гамме (тт. 5-6, 14, 23). Одно
из самых трудных мест произведения для
басов их сольное проведение на словах:
«Прекрасная пальма растет..» (тт. 15-16),
где присутствуют интонации восходящих
терций и кварт. Но в целом партия не
должна вызвать особых затруднений у исполнителей.
Дыхание в произведении – по - фразовое,
потому что текст стихотворный. В нутрии
фразы цепное.
Пример:
На севере диком стоит одиноко
на голой вершине сосна. И дремлет качаясь,
и снегом сыпучим одета, как ризой, она
(1-8тт.).
Дикционные особенности произведения
тоже требуют внимания. Гласные и согласные
будут редуцироваться. В местах где p, нужно
очень четко произносить текст, что бы
донести до слушателя смысл стиха. В звуковедении
должна присутствовать кантилена, нужно
пропевать гласные, а согласные присоединять
к следующему слогу, к следующей гласной.
Дирижерские трудности. 1) Необходимо
сохранить целостность формы.
2) Каждой партии правильно показать
ауфтакты.
3)Необходимо в жесте
передать настроение музыкальной
фразы.
4) Точность передачи динамики.
Заключение
Сергей Иванович
Танеев внес огромный вклад в Русскую
музыку. Он сыграл большую роль в создании
произведений для хора a capella и поднятии
этого жанра до уровня самостоятельной,
стилистически обособленной композиции.
Тексты для хоров Танеев выбирал с большой
тщательностью; все они принадлежат лучшим
русским поэтам и отличаются высокой художественностью.
Темы Танеева, на которых он строит свои
произведения, отличаются мелодичностью.
Голосоведение безупречно. Хоровые голоса,
сплетаясь в звуковые комплексы, создают
интересную и своеобразную гармонию. Композитор никогда не злоупотребляет
крайними звуками диапазонов. Он умеет
держать голоса в определенном расположении
их друг к другу, обеспечивающем прекрасную
звучность. Полифоническое голосоведение
не мешает слитности звучания. Это — результат
мастерства хорового стиля Танеева.
Значительные трудности
представляют хоры Танеева со стороны
строя, — вытекающие из хроматизмов и
сложной гармонии. Облегчающим моментом
является строгая логика голосоведения.
Большие требования предъявляет Танеев
к исполнителям своих хоров. Его произведения
требуют наличия хорошей вокальной основы
у хоровых певцов, позволяющей извлекать
певучий, тянущийся звук, свободный во
всех регистрах.
Произведение «Сосна» написано
на стихотворные строчки М. Ю. Лермонтова,
в котором раскрывается тема одиночества.
Сосна, которая стоит одна в холодном краю,
под снегом. Ей холодно, но не физически,
у нее замерзла душа. Дереву не хватает
общения, чьей-то поддержки, сочувствия. Сосна каждый день мечтает об
общении с пальмой. Но пальма далеко от
дикого севера, на жарком юге.
Но сосна не ищет веселья, ее
не интересует веселая пальма, которая
составила бы ей компанию, если бы оказалась
рядом. Сосна осознает, что где-то далеко
стоит пальма в пустыне и ей так же плохо
одной. Не интересует сосну благополучие
окружающего мира. Ей не важен холод и
пустыня, который вокруг. Она живет мечтой
о другом таком же одиноком существе.
Если бы пальма на своем жарком юге была
счастлива, то она была бы не интересна
сосне вовсе. Потому что, тогда бы пальма
не смогла понять сосну, посочувствовать
ей. Все эти переживание Танеев смог передать
через музыку, такими выразителями средствами
как: динамика, темп, тональность, фактура
изложения.
Список используемой
литературы