Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 19:05, курсовая работа
Актуальность исследования объясняется вызывающий все больший научный и практический интерес вопросы, обусловленные развитием философской мысли, к русской художественной культуре, в частности картина «Боярыня Морозова» В. Сурикова через призму известных греческих философов Платона и Аристотеля.
Особую актуальность приобрела научная дискуссия о самих основах художественного реализма, их значимости и насущности для существования человека, исследование вопросов внутреннего содержания таких феноменов как мимесис в искусстве, практической реализуемости их требований и предписаний, а также корректно формулировать подобные вопросы и пытаться прояснять их в современном обществе.
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Платон о мимесисе в десятой главе «Государства»…………………..6
Глава 2. Аристотель о мимесисе в «Поэтике»……………………………...….12
Глава 3. Реализм 19 века: мировоззренческие установки, основные принципы………………………………………………………………………....17
3.1 Особенности русского реализма……………………………..………21
Глава 4. «Боярыня Морозова» В. Сурикова глазами Платона и Аристотеля..26
Заключение…………………………………………………………………….....30
Источники и литература………
Таким образом, мимезис, по Аристотелю, выступает в многоплановом аспекте: и как понятие, выражающее генезис искусств, и как форма, отражающая процесс познания, и как способ художественного отображения и обобщения действительности, определяющий широкие возможности раскрытия связи объекта и субъекта искусства - эмоционального и интеллектуального удовлетворения.
Аристотель трансформировал платоновскую теорию, утверждая, что, подражая вещам, искусство может представить их более красивыми или отвратительными, чем они есть, что оно может ограничиваться их общими, типичными, необходимыми свойствами.
Глава 3. Реализм 19 века: мировоззренческие установки, основные принципы.
Говоря о реализме, подразумевает, как правило, позитивную догматическую оценку, слово обескураживает хотя бы уже тем, что, употребляется в самом различном и неясном смысле. За ним и во времени тянется длинный шлейф противоречивых, даже взаимоисключающих ассоциаций. Людям искушенному в интеллектуальной истории, в понятии «реализм» вспоминается различные коннотации, первое что вспоминается, «номинализм», «идеализм», «позитивизм», «феноменологизм» и т.д. Усугубляет путаницу дисциплинарное разноречие: литературовед и философ, семиотик и психолог используют термин охотно, но каждый по-своему.
Во всех случаях, однако, обращение к нему предполагает проблематизацию исходного понятия «реальность» и соответственно таких категорий, как действительное и вымышленное, объективное и субъективное, истинное и ложное. Не удивительно, что последний по времени раунд спора разразился в европейской гуманитарной науке в начале 1960-х годов в связи с так называемым кризисом рациональности, иначе говоря, доверия к способности научного разума служить проводником к объективной истине. Оглядываясь на культурный опыт предшествующих двух столетий, можно констатировать, что именно степень гностицизма, меры доверия человека к собственным познавательным возможностям, служит мерой востребованности и актуальности «реализма» как эстетической, философской, мировоззренческой категории.
В самом широком и общем понимании «реализм предполагает точку зрения на мир как данный человеку объективно, раскрывающийся постепенно в познавательном опыте и объемлемый в идеале единой теорией. Установка, в рамках которой «реальность» предстает как «абсолютизированная», т.е. та же самая и такая же самая для всякого познающего субъекта и автономно для себя существующая»19, имеет глубокие корни в нововременной европейской культуре, и по сей день воспринимается нами как естественная установка. В понятиях современного человека «реальность» - нечто осязаемо, прочное, надежное, равное себе, существующее независимо от сознания и восприятия и в этом смысле противоположное субъективному желанию, индивидуальной фантазии
Правда, в наши дни
он характеризует ученых в
неизмеримо меньшей степени, чем
полтораста и более лет назад.
Физика элементарных частиц
В целом, на протяжении XIX и значительной части XX в. не только в отечественной, но и в западноевропейской литературной науке преобладал «генетический» подход к реализму, «он определялся как верное отображение социальной действительности, - не механическое, а творческое, улавливающее сквозь дотошно воспроизводимую материальную поверхность, «вещность» (res) жизни, ее «правду», сущностные закономерности».20 В пределах этого подхода был продемонстрирован богатый спектр исследовательских возможностей, но его эпистемологическая ограниченность и отчасти эстетическая глухота также проявились со временем.
Важнейшим признаком реализма XIX в. предлагалось считать «новое правдоподобие», в рамках которого происходит демонстративное слияние означаемого с референтом. На сходное определение опирается в своих работах и Ц. Тодоров: «Жизнеподобие - это маскарадный наряд, в который одеваются законы текста, становясь в наших глазах незаметными, заставляя воспринимать произведение исключительно в его отношении к реальности».21
Э. Мане однажды сказал фразу, и если дословно, то она звучала так: я желал бы родиться слепым, чтобы вдруг прозреть и запечатлеть увиденное впервые, избежав, таким образом, чужими образами и невольно усвоенными условностями восприятия. Последовательное стремление к оригинальности, индивидуальности видения ввергает искусство в парадоксальность, казалось бы, в отчаянную борьбу с романтическим субъективизмом. Усилия художника направлены к тому, чтобы наиполнейшим образом отречься от себя. Также и художественное слово в прозе, отчасти и в поэзии словно пытается преодолеть собственную природу, притвориться чисто визуальным эффектом, зеркальным отражением. Тем самым в полноте реализма выразить себя именно таким как есть извне самого себя. Ведь даже в зеркале не только мы видим собственное изображение, но его видят и другие люди.
Любопытно, что именно в этих терминах и современные исследователи описывают переход от романтизма к реализму. Это переход слова в особый регистр функционирования, слово напрягает все свои силы, чтобы в итоге уступить место картине действительности, слово даже исчезает перед смыслом, какой передает. С точки зрения строгой филологии эти положения уязвимы, но как метафоры они весьма точно передают радикальный порыв, которым обуреваема и в котором черпает новую энергию литература, после того как иссякает заряд романтического радикализма.
Что касательно известных художников, то один момент всегда бросался в глаза, это живое ощущение натуры в них оставалось всегда. Всех их объединяло желание внимательно изучать природу и правдиво ее изображать, однако это не мешало каждому из них сохранять свою творческую индивидуальность. К примеру, Теодор Руссо (1812-1867) тяготеет к подчеркиванию вечного в природе. В его изображении деревьев, лугов, равнин мы видим вещественность мира, материальность, объемность.
Или же правдивое и честное искусство Милле, прославляющее человека труда, проложило пути для дальнейшего развития этой темы в искусстве второй половины XIX в. и в XX столетии.
Итак, реалистическое художественное слово и практически, и теоретически настаивает на своей прозрачности, и отношения с действительностью определяет как принципиально взаимопереходные.
Ощущение времени уже не стоят перед глазами, а скользят, мелькают, мельтешат. В контексте бурно развивающейся индустриальной революции немыслимое вчера становится сенсацией сегодня, назавтра становятся привычкой, как марка на почтовом конверте, или пароходное сообщение через океан, или фотография, телеграф, телефон, газовое, а затем электрическое освещение. Способность искусства «остановить мгновение», оформить, подчинить себе поток опыта, который остро и по-новому востребован в обществе. Тем самым на арене визуальных искусств появился новый жанр фотографии, который даёт новые возможности, буквально вырывает облицовку видения и позволяет подробней её разглядеть. В отличие от художественного изображения, передающего суть предмета через собственную призму.
Шокирующая изменчивость социального бытия и быта рождала острейшую потребность в компенсации - в том, что на языке современной теории можно назвать стабилизацией референта. Потребность, иначе говоря, в том, чтобы, запечатлев картину непосильно изменчивого мира, обрести тем самым подобие власти над нею. А также над собой как причиной, двигателем и жертвой перемен.
Исключительно важен для культурного сознания XIX в. и принцип эволюции, непрестанного изменения, развития жизни. Обоснованный позитивизмом, он был ею подарен социальной науке, где и без того сохраняла сильные позиции идея прогресса, не израсходованный просветительский оптимизм.
XIX век в Европе нередко
характеризуется как «век
В системе реализма абсолюты остаются всегда за скобками, и то же относится к любым вообще радикальным проявлениям жизни духа. Последовательная ставка на срединность, усредненность, прослеживаемая, на языковом, психологическом, эстетическом и гносеологическом уровнях, требует жертв и может оказаться, не раз оказывалась, причиной содержательной и стилистической ограниченности, но в ней же заключен потенциал творческой свободы. В этом отношении особенно существенна неоднократно отмечавшаяся сосредоточенность реализма на срединной фазе познавательного акта: когда нет завершенности, владения истиной, есть лишь надежда приблизиться к ней.
3.1 Особенности русского реализма.
Осознанный поворот новой русской живописи к демократическому реализму, национальности, современности обозначился, вместе с революционной ситуацией в стране, с общественным возмужанием разночинной интеллигенции. Чернышевский писал: «Если живопись ныне находится вообще в довольно жалком положении, главною причиною того надобно считать отчуждение этого искусства от современных стремлений».22
Живопись как особый вид искусства, отражающий и обобщающий реальную действительность при помощи своих художественных средств: линии, краски и размещения предметов на плоскости, расположенных не механически - формально, а внутренне связанных,- по-своему может знакомить с жизнью.
Картина художника-живописца, так же как и произведение художника-писателя, создает художественный образ, в котором отражается действительность с её типическими чертами. Этот художественный образ, показывая человека в его связях с обществом и природой, всегда исторически и социально обусловлен, но носит классовый характер. Процесс его создания крайне сложен. Художнику-живописцу приходится проделывать огромную творческую работу по отбору конкретных фактов, прежде чем он создаст художественное творение, ценное по своей обобщенности, задача состоит в том, чтобы создать типические образы, выражающие сущность явлений.
Художник, так же как и писатель, должен изучить изображаемую действительность, вдумываться и вглядываться в отдельных людей.
В основе критического реализма в изобразительном искусстве России стоит боль передовых людей за русский народ, надежда на его освобождение от политического бесправия и духовного рабства. Все это отразилось в творчестве русского художника А.А. Иванова. Он верил в преобразующую силу искусства, особую роль художника в борьбе за торжество идей добра и справедливости, его стремление выразилось в эпическом полотне "Явление Христа народу", крупнейшего реалистического произведения XIX века. Работая над этим произведением Иванов, оставаясь в рамках внешних вековых традиций, пытался ответить на самые животрепещущие вопросы своего времени. Идейный замысел картины достаточно сложен. Художник, изображая приход Спасителя в мир, объединяет несколько евангельских эпизодов, и это придает сюжетному построению исключительную многоплановость, глубину и особый философский смысл. Это большое полотно отличается богатством и сложностью характеров, глубиной постижения психологического состояния человека.
С именем Павла Андреевича Федотова связан важный этап становления русской реалистической живописи XIX века. Федотов обладал острой наблюдательностью, чутко воспринимал недостатки общественного строя. Обладая талантом сатирика, художник впервые в русской живописи придал бытовому жанру социальное, критическое выражение. В своих картинах живописец показывал жизнь горожан: среди персонажей его произведений были купцы, офицеры, чиновники, бедняки. Федотов большое значение придавал наблюдениям окружающей его жизни, много делал набросков с натуры. Часто действия его картин построены на конфликте, где дается социальная характеристика людей. Искусствоведы называют три вехи творчества Федотова: "Свежий кавалер", "Сватовство майора", "Анкор, еще анкор!". В этих произведениях типическое в образах героев поднято до уровня обличительной сатиры. В этом близость героев Федотова к героям Гоголя. Здесь особо ощущается сила художественного обобщения, живописное мастерство. Особое место на полотнах Федотова занимают детали. Его произведениям свойственно проникновение в духовную жизнь героя, в среду, которая его формирует.
Представителем бытового жанра в русской художественной культуре середины XIX века был А.Г. Венецианов. Он изображал людей в интерьере. В центре его пристального внимания обыденные явления жизни. Герои Венецианова - люди из народа. Поэтичность и красота повседневного крестьянского труда, это главная тема его произведений.
Пожалуй, самую большую дань реализму отдал Василий Григорьевич Перов. Знаменитые его картины, как «Приезд станового на следствие», «Чаепитие в Мытищах». Некоторые работы Перова проникнуты подлинным трагизмом. Кисти Перова принадлежит ряд портретов его знаменитых современников.
Многие картины Репина, Сурикова, Левитана, Серова попали в собрание Третьякова. Павел Михайлович Третьяков представитель старинного московского купеческого рода, был необычным человеком. Худой и высокий, с окладистой бородой и тихим голосом, он больше походил на святого, чем на купца. Собирать картины русских художников начал с 1856 г. Увлечение переросло в главное дело жизни. В начале 90-х гг. собрание достигло уровня музея, поглотив почти все состояние собирателя. Позднее оно перешло в собственность Москвы. Третьяковская галерея стала всемирно известным музеем русской живописи, графики и скульптуры.
В 1898 г. в Петербурге, в Михайловском дворце был открыт Русский музей. В него поступили произведения русских художников из Эрмитажа, Академий художеств и некоторых императорских дворцов. Открытие этих двух музеев как бы увенчало достижения русской живописи XIX века.
Несмотря на разнообразие творческих индивидуальностей и при различии конкретных художественных задач, общая тенденция в русской живописи первой половины XIX века сводилась к приближении всех жанров искусства к жизни. Эта тенденция нашла свое отражение в обращении большинства художников к современным сюжетам и проблемам, во внимании к внутреннему миру человека, к переживаниям самого художника. Появились характерные для художников этого периода особенности творческого процесса. Большинство живописцев, в числе которых Щедрин, Венецианов и его последователи, Брюллов, Иванов, Федотов, исходили из тщательного и непосредственного наблюдения натуры. Именно поэтому знакомство с творчеством мастеров первой половины XIX века вызывает у зрителя живое ощущение эпохи, дает представление о мыслях и чувствах русского общества.
Глава 4. «Боярыня Морозова» В. Сурикова глазами Платона и Аристотеля.
«Когда зрители проходят по основной анфиладе залов, они уже видят эту большую картину. И она уже втягивает их в это пространство свое, пространство красок, пространство величины этой картины, пространство образов. По морозной московской улице, заснеженной, запушенной снегом, снег голубоватый, едут сани, розвальни. В этих санях закованную в кандалы, колоды, точнее, закованную в цепи везут боярыню Морозову. Она вся в черном одеянии, а вокруг нее шумит московская улица, за ней, за санями, за боярыней Морозовой бегут люди, московский люд бежит. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Здесь юродивый, который тянется за санями, нищенка, которая повторяет этот жест боярыни Морозовой. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. И мы становимся тоже невольными не просто соучастниками, свидетелями того, что видим, а мы входим в эту внутреннюю атмосферу картины».
Информация о работе Миметический принцип в искусстве реализма 19 века: опыт интерпретации