Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 19:05, курсовая работа
Актуальность исследования объясняется вызывающий все больший научный и практический интерес вопросы, обусловленные развитием философской мысли, к русской художественной культуре, в частности картина «Боярыня Морозова» В. Сурикова через призму известных греческих философов Платона и Аристотеля.
Особую актуальность приобрела научная дискуссия о самих основах художественного реализма, их значимости и насущности для существования человека, исследование вопросов внутреннего содержания таких феноменов как мимесис в искусстве, практической реализуемости их требований и предписаний, а также корректно формулировать подобные вопросы и пытаться прояснять их в современном обществе.
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Платон о мимесисе в десятой главе «Государства»…………………..6
Глава 2. Аристотель о мимесисе в «Поэтике»……………………………...….12
Глава 3. Реализм 19 века: мировоззренческие установки, основные принципы………………………………………………………………………....17
3.1 Особенности русского реализма……………………………..………21
Глава 4. «Боярыня Морозова» В. Сурикова глазами Платона и Аристотеля..26
Заключение…………………………………………………………………….....30
Источники и литература………
Русскому реализму середины XIX века свойственна широта изображения жизни в общенациональном ракурсе, полнота постижения человеческих характеров, ощущение безграничных возможностей человека.
Любовь к народу - утверждение высоких нравственных идеалов. Любовь к родине - утверждение идеала « Святой Руси» - страны праведников.
Миметический принцип пронизывает всё искусство в целом, и это было доказано на примере живописи реализма 19 века.
А сам взгляд греческой философии на подобное произведение позволяет увидеть новые грани в уже, казалось бы, привычной картине.
Источники и литература.
1. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. М., Л., 1948-1949. Т. 1-2.
2. Алпатов М.В. Этюды по
истории западноевропейского
3. Аристотель. Метафизика. / Пер. П. Первова и В. Розанова. Вып. 1. Кн. 1-5. СПб., 1895. 193 стр. (перевод не завершен) переизд.: М., 2006.
4. Аристотель. Риторика (пер. О.П. Цыбенко). Поэтика. Изд. 2, переработанное. М.: Лабиринт, 2007. 256 стр.
5. Аристотель. Сочинение в 4 т. (серия «философское наследие») Поэтика. / Пер. М. Л. Гаспарова. М: Мысль 1983г,
6. Вагнер Г.К. Искусство мыслить в камне. М., 2000.
7. Власов В.Г. Стили в искусстве. Т. I. СПб., 1995; Т. II. СПб., 1999.
8. Всеобщая история архитектуры. М., 1958-1962. Т. 1-5.
9. Всеобщая история искусств. М., 1960-1966. Т. I-VI.
10. Евнин Ф.И. Реализм Достоевского. -В сб.: Проблемы типологии русского реализма. М.: 1969, с. 411.
11. История искусства зарубежных стран. М., 1963-1964. Т. 1-3.
12. Лосев А.Ф., Шестаков
В.Г История эстетических
13. Мастера искусства об искусстве. М., 1963-1969. Т. 1-5.
14. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. / Под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. (Серия «Философское наследие»). Кратил. / Пер. Т. В. Васильевой.— М.: Мысль. 1990—1994.
15. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. / Под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. (Серия «Философское наследие»). Государство. / Пер. А. Н. Егунова.— М.: Мысль. 1990—1994.
16. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. / Под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. (Серия «Философское наследие»). Софист. / Пер. С. А. Ананьина. М.: Мысль. 1990—1994.
17. . Сапронов П.А. Курс лекций по теории и истории культуры. СПб., 2002.
18. Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007.
19. Соколов А.Г. История русской литературы конца 19 начала 20 века: Учеб. Для филол. спец. вузов.- 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 1988.
20. Тодоров Ц. Симвозизм и интерпритация. М., 1991.
21. Чернышевский Н. Г. Очерки из крестьянского быта А. Ф. Писемского. М., 1999
Приложения
Приложение № 1.
«Боярыня Морозова» — (304 на 586 см) картина Василия Сурикова, изображающая сцену из истории церковного раскола в XVII веке.
1 Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 330.
2 Лосев А.Ф., Шестаков В.Г История эстетических категорий. М., 196: Sorbom G., Mimesis and art. Studies in the origi and early development of an aesthetic vocabulan Stockh., 1966, с. 56
3 Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 330.
4 Лосев А.Ф., Шестаков В.Г История эстетических категорий. М., 196: Sorbom G., Mimesis and art. Studies in the origi and early development of an aesthetic vocabulan Stockh., 1966, с. 57
5 Платон. Собрание сочинений. В 4 т. / Под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. (Серия «Философское наследие»). Государство. / Пер. А. Н. Егунова.— М.: Мысль. 1990—1994, с. 388.
6 Там же, с. 394
7 Платон. Собрание сочинений. В 4 т. / Под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. (Серия «Философское наследие»). Государство. / Пер. А. Н. Егунова.— М.: Мысль. 1990—1994, с. 396.
8 Платон. Собрание сочинений. В 4 т. / Под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. (Серия «Философское наследие»). Кратил. / Пер. Т. В. Васильевой.— М.: Мысль. 1990—1994, с. 423.
9 Там же, с. 430.
10Метафизика. / Пер. П. Первова и В. Розанова. Вып. 1. Кн. 1-5. СПб., 1895. переизд.: М., 2006, с. 90.
11 Метафизика. / Пер. П. Первова и В. Розанова. Вып. 1. Кн. 1-5. СПб., 1895. переизд.: М., 2006, с. 103.
12 Там же, с. 34.
13 Аристотель. Риторика (пер. О.П. Цыбенко). Поэтика. Изд. 2, переработанное. М.: Лабиринт, 2007, с. 24.
14 Аристотель. Риторика (пер. О.П. Цыбенко). Поэтика. Изд. 2, переработанное. М.: Лабиринт, 2007, с. 51.
15 Там же, с. 54.
16 Аристотель. Сочинение в 4 т. (серия «философское наследие») Поэтика. / Пер. М. Л. Гаспарова. М: Мысль 1983г, с. 18.
17 Там же, с. 23.
18 Там же, с. 28.
19 Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства. М., 2001, с. 79.
20 Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства. М., 2001, с. 93.
21 Тодоров Ц. Симвозизм и интерпритация. М., 1991, с. 46
22 Чернышевский Н. Г. Очерки из крестьянского быта А. Ф. Писемского. М., 1999, с. 24.
Информация о работе Миметический принцип в искусстве реализма 19 века: опыт интерпретации