Музейная среда, как объект проектирования в дизайне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 02:43, курсовая работа

Описание работы

Цель: подробное изучение заданной темы, закрепление теоретических знаний, полученных в процессе изучения материала для выпускной квалификационной работы.

Задачами данной работы являются:
изучение истории организации музейной экспозиции;
изучение специфики и особенностей музейной экспозиции;
изучение новых тенденций в развитии выставочной экспозиции на современном этапе;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ……………………..…….....................................................6

История, специфика, основные особенности……………………………...6
1.2 Новые тенденции в развитии выставочной экспозиции на современном этапе …………………………………………………………………………….12




ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ДИЗАЙНЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ………………………………...17

2.1 Экспозиционная эстетика ………………………………………………...17
2.2 Принципы и методы построения музейной экспозиции…………….....22
2.3Анализ существующих аналогов………………………………………….32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..36

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

АКАДЕМИЯ МАРКЕТИНГА И СОЦИАЛЬНО.docx

— 72.07 Кб (Скачать файл)

АКАДЕМИЯ МАРКЕТИНГА И СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИМСИТ) – г. Краснодар

 

Факультет маркетинга, туризма и международного бизнеса

Кафедра дизайна

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Проектирование»

на тему: «Музейная среда, как объект проектирования в дизайне».

 

 

 

 

 

 

Работа выполнена

студенткой 2 года обучения

группы 12-ЗДЗ-СПО-01

Гордиенко Ариной

Сергеевной

 

 

 

Научный руководитель:

преподаватель,

член Творческого союза

художников России                                         В.М.Мирошникова

 

Работа защищена с оценкой  

 

                                                

 

                                                Краснодар, 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ……………………..…….....................................................6

 

    1. История, специфика, основные особенности……………………………...6

1.2 Новые тенденции в развитии выставочной экспозиции на современном этапе …………………………………………………………………………….12

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ДИЗАЙНЕ  МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ………………………………...17

 

2.1 Экспозиционная эстетика ………………………………………………...17

2.2 Принципы и методы построения музейной экспозиции…………….....22

2.3Анализ существующих  аналогов………………………………………….32

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..36

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

                      

                            

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

       Дизайн, слышится сейчас от многих, о нём говорят и пишут.  О дизайне написано много и напишут еще больше. Вполне понятно, на глазах одного поколения возникла и утвердилась новая профессиональная деятельность, которую нужно как-то осмыслить. Сначала писали о терминах, о том, что английское "design" - производное от итальянского "disegno", а означает не только чертеж или рисунок, но и сложные вещи - едва ли не всю область работы художника, за исключением станкового искусства.

          Потом писали о предметах, сделанных с участием дизайнеров, о том, какие это красивые и удобные вещи. Потом о самих дизайнерах - что они делают, как получается дизайнерское решение и чем оно отличается от обычного инженерного. Писали уже о многом, но по отдельности - оказалось, что все эти отдельные фрагменты знаний вовсе не просто соединить в единое целое, для этого нужны особые средства.

         Именно поэтому, раскрывая тему, важно разобраться, что же такое дизайн? Дизайн - явление импортное (если не считать ВХУТЕМАСа), поэтому естественным является убеждение, что уж о западном дизайне известно все, и нужно только хорошо узнать, что о нем написано.

         Достаточно часто "дизайн" означает собственно деятельность художников в промышленности, значительно чаще - продукт этой деятельности (вещь или система вещей), а иногда - область организации деятельности, взятую как целое. В некоторых случаях "дизайн" трактуется предельно расширительно и далеко выходит за рамки обозначения деятельности художника по решению задач промышленного производства.

При множестве частных определений дизайна, выработанных в западной литературе, наибольшей четкостью отличается определение, принятое в 1964 году международным семинаром по дизайнерскому образованию в Брюгге: "Дизайн - это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя". Это определения не является окончательным. Существует множество точек зрения на определения дизайн. В этой работе будет обращено особое внимание  на этот вопрос. 

          Основной смысл творческой деятельности архитектора - дизайнера состоит в формировании материального окружения и организации пространства в интересах людей с углубленным учетом индивидуальных потребностей каждого человека в определенных эмоционально - психологических условиях жизнедеятельности. Важно понимать, какими методами проектирования это может быть достигнуто.

       Объектом курсовой работы является общественно-досуговое здание (музей).

        Цель: подробное изучение заданной темы, закрепление теоретических знаний, полученных  в процессе изучения материала для выпускной квалификационной работы.

 

Задачами данной работы  являются:

    • изучение истории организации музейной экспозиции;
    • изучение специфики и особенностей музейной экспозиции;
    • изучение новых тенденций в развитии выставочной экспозиции на современном этапе;
    • рассмотрение теоретических аспектов современных тенденций в дизайне музейной экспозиции;
    • изучение понятия «экспозиционная эстетика»;
    • изучение принципов и методов построения музейной экспозиции
    • анализ существующих  аналогов;

Используемые методы: работа с литературой исторический анализ, сравнительный анализ.

 

        В работе использовались данные письменных и устных источников, электронные ресурсы, а так же труды некоторых ученых и теоретиков в области дизайн проектирования. А именно, статья О. Генисаретского, произведения Грашина А. А. и Джонса Дж. К. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.  ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ

 

1.1История, специфика, основные особенности

 

     История возникновения выставок непосредственно связана с историей развития ярмарок, которые зародились еще в эпоху становления товарного производства. Приуроченные к разного рода праздникам, многие крупные ярмарки древности носили международный характер. Так, на Финикийскую ярмарку в Трире стекались товары со всего Средиземноморья [13, с.7].

       В Европе первая после падения Римской империи ярмарка была организована в 629 году в Сен-Дени под Парижем. С середины XI века и до середины XIV века широкой известностью пользовались ярмарки в Шампани. В XIV–XVI вв. ярмарки проводились в городах Бристоль, Бордо, Руан, Лион, Архангельск, Лейпциг и других. В эпоху Возрождения ярмарки стали не только местом демонстрации искусства разных профессиональных кругов, но и местом встречи мыслителей. Помимо налаживания торговых контактов, ярмарки дали начало архитектуре, подчиненной специфическим условиям демонстрации различного рода предметов. Для проведения ярмарок возводились временные строения, приспособленные исключительно к потребностям покупателей и купцов.

        Наряду с развитием ярмарок уже в Средние века организуются показы предметов, не связанных непосредственно с их продажей. В целях престижа церковь периодически выставляла напоказ свои сокровища: произведения искусства и предметы культа. В 1483 году в Вене было построено специальное здание для показа драгоценных предметов культа из соборов. Зрители сидели на скамьях на улице и смотрели, как священнослужители выставляли на украшенные коврами подоконники драгоценную церковную утварь.

       Со второй половины XVI века в городах Европы устраивают выставки работ мастеров и учеников монастырских школ, художников-ремесленников. Они не преследуют торговые цели, а, скорее, информационные.

       Основы систематизации и организации форм показа были заложены в XVII веке. Начиная с 1667 года, Французская академия регулярно проводила в Большой галерее Луврского дворца выставку картин и предметов искусства. К организации и оформлению выставок привлекались известные архитекторы и художники.

     Ренессансные студиолы делал Джорже Вазари, а его ученик А. Буантолетти строил крыло Уффици для коллекции Лоренцо Медичи. Экспозиции знаменитой Трибуны были также организованны с его участием, потому что интерьеры такого уровня без причастности профессионального архитектора и художника не создавались. Ж.Б. Шарден в качестве декоратора оформлял знаменитые ежегодные академические выставки Салонов в Лувре. Немецкие архитекторы К.Ф. Шинкель и Лео фон Кленце не только проектировали здания музеев, в том числе Эрмитаж, но и делали экспозицию и даже музейное оборудование. Фридрих Земпер проектировал Дрезденскую галерею и Музей истории искусств в Вене, писал музейные концепции. Удачно найденное художественное экспозиционное решение органично вписывалось в архитектурную канву здания. В документах Петровской Кунсткамеры есть записи не только по поводу научного содержания экспозиции, но и ее формы и принципов экспонирования. В России 20-30-х годов экспозиции делали Э. Лисицкий и А. Родченко, выставочные павильоны проектировал К. Мельников.

       Роль выставок особенно возрастает в последней трети XVIII века. Выставки наряду с чисто коммерческой направленностью начинают служить и целям показа технических достижений.

      Появляются большие общенациональные выставки торгово-промышленного характера. Первыми такими мероприятиями были выставки в Лондоне (1761, 1767), Париже (1763), Дрездене (1765), Берлине (1786), Мюнхене (1788), Санкт-Петербурге (1828). На них заключались торговые сделки, устанавливались деловые связи. В конце XIX века появляются специализированные торговые международные выставки. В начале XX века происходит разделение международных выставок по целям показа экспонатов: одни из них преследуют преимущественно коммерческие цели, другие – просветительно-познавательные.

     На развитие искусства экспозиции на всемирных выставках также сказалось влияние ярмарок. Со временем изменились формы этого мероприятия. Наряду с выполнением своих традиционных торговых функций ярмарка становится центром обмена технической, экономической, научной и культурной информацией. Эволюция роли ярмарки хорошо прослеживается по восьмивековой истории Лейпцигской ярмарки. Международные ярмарки сыграли большую роль в развитии искусства и методов экспозиции, способствовали обогащению мирового опыта новыми средствами показа, рекламы и массовых коммуникаций.

     Первая всемирная выставка состоялась в 1851 году в Лондоне в Гайд-парке. Новое общественно-историческое явление, каким явилась первая всемирная выставка, породило и новую архитектурную форму в виде Хрустального дворца, в котором зародилось начало современной архитектуры и о котором современники говорили, как о несравненном сказочном сооружении. Автором этого сооружения был Джозеф Пакстон.

        Для создания выставочного зала была разработана специальная планировка, ставшая прообразом для последующих помещений того же целевого назначения. Расчленение пяти основных секций на проходы и площадки для экспонатов создало удобную для обозрения систему установки экспонатов. Этому способствовали и широкие галереи над переходами. Само здание было выполнено из стекла и металла.

     Лондонская выставка явилась важным этапом развития выставочного дела не только потому, что это была первая Всемирная выставка, но и потому, что на ней появился новый тип архитектурного сооружения – выставочный павильон.

       Историк архитектуры конца XIX века Зигфрид Гидион считал, что каждому историческому периоду свойствен тот или иной тип зданий. Во времена готики – это собор; во время барокко – дворец; а после середины XIX века эта роль перешла к выставочным павильонам [13,с.21].

       Первая Всемирная выставка создала новую архитектурную форму, но в отношении организации внутреннего пространства дворца не были найдены новые принципы экспозиции, соответствующие новой архитектуре. Даже многолетний опыт проведения подобных выставок не привел к появлению новых композиционных принципов экспозиции.

         Новым приемом экспозиции, впервые осуществленным в 1878 году на Всемирной выставке в Париже, явилось воспроизведение гавайской деревни с ее реальными обитателями. Этот прием можно рассматривать как театрализацию экспозиции, как своего рода спектакль. Многие последующие выставки использовали этот прием сценического действия, который активно применяется и в наши дни.

      Рубеж XIX и XX вв. был периодом расцвета направления в искусстве, именуемом «модерн». На выставке в Париже 1900 года он был широко представлен в архитектуре, в оформлении интерьеров и фасадов. Этот стиль проникал во все виды художественного творчества и отражался в живописи, конструкции мебели, моде, произведениях прикладного искусства, оформлении интерьеров. Это был протест против традиционного, поиск новых путей. Волнистая линия, асимметрия, растительный орнамент и другие присущие этому стилю мотивы широко проявлялись в оформлении интерьеров выставочных павильонов. Однако они не нарушали основных традиционных архитектурных элементов.

       Первые выставки изобразительного искусства в России относятся к XVIII веку. Академия художеств, созданная в 1764 году, время от времени знакомила столичную публику с работами своих учеников. Однако до второй половины XIX века академические выставки устраивались не регулярно и существенно не влияли на культурную жизнь страны. Это была как бы предыстория выставок. Подлинная их история началась в пореформенную эпоху, когда выставки изобразительного искусства превратились в важный фактор, активно воздействовавший на культурную жизнь России.

Информация о работе Музейная среда, как объект проектирования в дизайне