Музейная среда, как объект проектирования в дизайне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 02:43, курсовая работа

Описание работы

Цель: подробное изучение заданной темы, закрепление теоретических знаний, полученных в процессе изучения материала для выпускной квалификационной работы.

Задачами данной работы являются:
изучение истории организации музейной экспозиции;
изучение специфики и особенностей музейной экспозиции;
изучение новых тенденций в развитии выставочной экспозиции на современном этапе;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ……………………..…….....................................................6

История, специфика, основные особенности……………………………...6
1.2 Новые тенденции в развитии выставочной экспозиции на современном этапе …………………………………………………………………………….12




ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ДИЗАЙНЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ………………………………...17

2.1 Экспозиционная эстетика ………………………………………………...17
2.2 Принципы и методы построения музейной экспозиции…………….....22
2.3Анализ существующих аналогов………………………………………….32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..36

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

АКАДЕМИЯ МАРКЕТИНГА И СОЦИАЛЬНО.docx

— 72.07 Кб (Скачать файл)

      Знакомясь с музейной экспозицией, посетители музея, несмотря на различие в восприятии выставленных материалов, получают разнообразную информацию. Отвлекаясь от каждодневного труда, музейный зритель может также провести здесь свой досуг, рассматривая пребывание в музее как активный отдых и развлечение. Все эти черты роднят музейные экспозиции с другими видами массовой коммуникации.

       В музейной экспозиции музейные предметы представляют собой научно организованную совокупность, однако качественно иную по сравнению с музейным собранием или коллекцией. Музейные предметы, отражая, конечно, состав музейного собрания, служат раскрытию определенных тем. В организации выставленного материала учитывается восприятие музейного зрителя, характер информации, которую он может из него извлечь, возможность его использования для пропагандистской, учебной и воспитательной работы, для эстетического воздействия. Поэтому для экспонирования необходим тщательный отбор музейных предметов как источников информации, дополнительное целенаправленное изучение их с точки зрения аттрактивности и экспрессивности, определение их места в экспозиции и характера их художественного оформления, снабжение необходимыми пояснениями.

        Вместе с тем выставленные предметы должны быть отремонтированы, отреставрированы, подготовлены к долговременному пребыванию в музейных залах, отличающихся по условиям хранения от фондохранилищ. Так, музейный предмет из источника для добывания знаний превращается в активно воздействующий элемент экспозиции (передающий знания, возбуждающий эмоции) - музейный экспонат.

Имея в своей основе музейные предметы, экспозиция может включать и вспомогательные наглядные экспонаты - экспозиционный научно-вспомогательный материал, нужный для выполнения музеями образовательных и воспитательных функций (Некоторые музееведы предлагают термином «экспонат» обозначать лишь демонстрируемые музейные предметы). Постоянным спутником экспозиции является слово - письменные тексты разного характера и назначения (иногда они заменяются или дополняются фотоматериалами). Все эти элементы экспозиции называются экспозиционным материалом. Они группируются, организуются и размещаются в соответствии с научной концепцией, задачами и тематикой экспозиции, с художественно-эстетическими требованиями.

        Совокупность взаимосвязанных и соподчиненных частей экспозиции составляют ее тематическую структуру. В соответствии с ней экспозиционные материалы объединяются в группы - экспозиционные комплексы, каждый из которых размещается на определенной, ограниченной экспозиционной площади и представляет собою тематическое и зрительное единство.

      Внутри каждого комплекса выставленные материалы как бы вступают во взаимодействие, «помогают» друг другу, могут взаимно подтвердить достоверность, содействовать выявлению заключенной в них информации, содержательных, а иногда и эстетических связей между разнородными предметами. Группировка, композиция и художественное оформление экспонатов может усилить, а в случае необходимости ослабить впечатление от каждого из них, поднять познавательную и эмоциональную ценность экспозиции.

      В экспозиции материал группируется по-разному. Он может воспроизводить (в определенном приближении) элементы реальной действительности (например, интерьер, ландшафтная диорама) или отражать ее при посредстве подбора музейных предметов, удостоверяющих эту действительность; можно размещать музейные предметы в определенной системе, способствующей их пониманию как продуктов труда, предметов искусства, объектов природы. Применение научно обоснованного, исходящего из содержания экспозиции, порядка группировки и организации экспозиционных материалов является методом построения экспозиции.

      Экспозиция располагается в специально отведенных для нее помещениях - экспозиционных залах. Они требуют не только особого оборудования и приспособлений для наиболее доступного осмотра. В них создается эстетически полноценная, эмоционально воздействующая среда, для чего используется целая система средств и приемов. Каждый элемент экспозиции, каждая группа экспонатов и экспозиционный зал в целом получает свое, обусловленное содержанием архитектурно-художественное решение.

       Итак, музейная экспозиция - основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.

      Помимо постоянных музей создает и временные экспозиции - музейные выставки. Выставки - стационарные и передвижные - посвящаются актуальным вопросам современности - крупным политическим событиям, юбилеям, информации о текущем моменте. Они повышают доступность, общественную значимость музейных коллекций (выставки фондов), оперативно вводят в оборот научные достижения музея (отчеты по экспедициям, демонстрация реставрационных работ, новых поступлений). Временность выставок отражается на составе экспонатов. Здесь могут быть показаны музейные предметы, обычно не подлежащие экспонированию в целях обеспечения сохранности, предметы из других хранилищ. Выставки имеют возможность показать исчерпывающий материал по поставленной теме. В отдельных случаях тема может выйти за пределы профиля музея. Актуальность, а иногда и злободневность тематики выставок предъявляют особые требования к их архитектурно-художественному решению. Выставки значительно повышают просветительскую, пропагандистскую роль музеев, резко увеличивают количество посетителей, они расширяют географию деятельности музея - передвижные выставки обслуживают сельских жителей, направляются в отдаленные районы страны. Демонстрируя достижения своей страны за рубежом, выставки способствуют укреплению мира и дружбы между народами. Подготовка музейных выставок органически входит в экспозиционную работу музея.

        Экспозиционная работа является как бы «перекрестком» всех отраслей деятельности музея. Она не только служит основной базой для идейно-воспитательной, просветительной работы музея, но и предъявляет свои требования к тематике научных исследований в области профильной дисциплины и выступает как один из ее продуктов, являясь одной из форм публикации научных трудов. Работа над экспозицией в значительной мере определяет тематику комплектования фондов и порядок изучения музейных предметов, очередность консервационных и реставрационных работ. Таким образом, работа над построением экспозиции стимулирует выполнение музеем его социальных функций.

       Однако основная задача экспозиции - осуществление функции музейной коммуникации, коммуникации демонстрационной, основанной в первую очередь на зрительном восприятии экспозиционных материалов, размещенных в определенном пространстве. Экспозиционный план, являющийся итогом научного труда, получает в экспозиционном зале определенную форму, подчиненную содержанию экспозиции, однако выдвигающую свои художественно-эстетические требования. Поскольку содержание и форма взаимосвязаны и неразрывны, архитектурно-художественные решения органически входят в экспозиционную работу музея, хотя и относятся не к профильной науке музея, а к другой области знаний и умений - к декоративно-художественному, оформительскому искусству, к дизайну. В работе над экспозицией научный работник входит в контакт с художником и работает в тесном содружестве с ним, причем ряд проблем решается совместно.

      Творческие пространственные решения, создание художественно полноценного ансамбля экспозиции, использование разнообразных художественных и технических средств - все это способствует целенаправленному выявлению содержания экспозиции, усиливает впечатление от экспозиции и ее доступность.

       Каждая из двух областей экспозиционной работы - научной и художественной - имеет свои задачи и свои специфические черты. Именно поэтому вопросам построения музейных экспозиций посвящены главы «Научная подготовка экспозиции» и «Архитектурно-художественное решение экспозиции». В обеих главах, а также в прилагаемой схеме отмечаются взаимные связи и совместные работы научного работника и художника - авторов экспозиции. Отметим, что ответственность за осуществление экспозиции лежит на руководстве музеях [4,с.181].

 

2.2 Принципы  и методы построения музейной  экспозиции

 

     В экспозициях исторических музеев отражается исторический процесс, разные его стороны, конкретные исторические события и явления. Однако это не зеркальное отражение. Историческая экспозиция в целом не реконструирует ушедшую или ныне существующую жизнь. Это и невозможно, так как действительность неисчерпаема, да и не нужно. Музей отражает действительность особым, присущим ему способом: он интерпретирует ее в соответствии с научной концепцией экспозиции и на этой основе документирует через музейные предметы. Таким образом, создается «новая реальность» - музейный образ исторической действительности.

     Принципы, лежащие в основе экспозиции, едины. Первый принцип - построение экспозиции на основе научной концепции. Этот принцип, естественно, включает в себя понятие историзма.

     Музейная экспозиция отражает историческую действительность как единый, но многообразный закономерный процесс. Основное членение экспозиций исходит из периодизации процесса общественного развития, разработанной современной наукой.

      Второй принцип - принцип предметности - исходит из сущности музея и специфической особенности экспозиции. Он заключается в том, что посетитель получает возможность непосредственного ознакомления с музейными предметами, выступающими в качестве экспонатов.

     Музейный предмет в экспозиции предстает в двух аспектах. Во-первых, он является доказательством, удостоверением исторического факта, содействующим пониманию исторических ситуаций. Рассматривая музейные предметы, извлекая из них определенную информацию, посетитель получает новые знания, подтверждает имевшиеся. Во-вторых, через музейные предметы человек соприкасается с прошлым, событиями современности, происходящими в разных местах страны. Это вызывает особые чувства переживания - эмоции, связанные с восприятием подлинных, достоверных предметов. Обе эти стороны музейных предметов-экспонатов переплетаются в восприятии каждого из них в отдельности и экспозиции в целом. Поскольку демонстрируемые музейные предметы осваиваются в первую очередь через зрительное восприятие, экспозицию называют иногда одним из видов наглядной пропаганды исторических знаний. Однако это определение не отражает сущности музейной формы пропаганды. Наглядность - лишь одна из сторон музейного предмета. Рассмотрение его только в аспекте наглядности означало бы обеднение его многогранного значения.

    В связи с предметностью экспозиции был выдвинут тезис о «границах музейного показа». Действительно, музейные экспозиции не могут заменить исторической книги. В словесном изложении может быть дан углубленный анализ разных сторон исторического процесса, в частности его идеологического аспекта, сформулированы общие положения, развернуты итоговые заключения, наконец, подробно описаны исторические события и явления, чего нельзя требовать от экспозиции.

     Зато экспозиция, осуществляя принцип предметности, дает то, чего не может дать словесное изложение. Она незаменима в освещении материальной стороны исторического процесса, зрительной конкретизации исторических событий и явлений, истории отдельных объектов, в характеристике условий жизни, в восстановлении облика выдающихся людей и рядовых тружеников. Не имея возможности отразить в экспозиции общественную идеологию, поскольку она не раскрывается путем зрительного восприятия, музейная экспозиция демонстрирует «носителей» этой идеологии - труды, рукописи и другие письменные источники, изобразительные материалы, а также предметы материальной культуры, в которых эта идеология получила отражение. Следовательно, вопрос идет не о границах, а об особенностях музейного показа, основанного на принципе предметности.

       Определим и третий принцип построения экспозиции как средства массовой коммуникации. Это доходчивость и универсальность, т. е. учет восприятия самых различных групп посетителей. Иногда высказывается мнение, что экспозиция должна быть рассчитана на «среднего» зрителя, человека, имеющего лишь общее представление об истории и невысокий общеобразовательный уровень. Исходя из этого, предлагается по возможности упростить экспозицию, широко применять дидактические приемы, отражать в ней лишь важнейшие черты событий, не вдаваясь в детали, давать минимальное количество экспонатов, с которыми можно ознакомиться за небольшой отрезок времени. Но подобное мнение ошибочно. Это подтверждается и материалами по изучению музейного зрителя. «Среднего» посетителя не существует. Не только каждая социальная или возрастная группа, но и каждый человек имеет свой интерес к экспозиции, связанный в значительной мере с уровнем ранее накопленных знаний (так называемым тезаурусом). Выставляя небольшое количество обязательных для осмотра экспонатов, мы превращаем посетителя в пассивного потребителя информации. А между тем, учитывая психологию восприятия, экспозиция, направляя внимание посетителя по определенному руслу, должна дать возможность активного выбора информации, удовлетворения индивидуальных интересов.

      Значительную помощь в этом оказывает многоплановость подачи экспозиционных материалов. На первый план выдвигаются ведущие экспонаты, остальные как бы «приглушаются», отводятся на второй и даже в «скрытый» план, помещаются в горизонтальную витрину, турникет, альбом, на выдвижной щит и т.п.

       Имеются также предложения наряду с общедоступной, «облегченной» экспозицией выделять особые залы (или части залов), в которых должны быть созданы условия для углубленной самостоятельной работы посетителей [5,с173].

    Для большей доступности экспозиции разрабатывается система текстов, фонозаписей, а также наглядных научно-вспомогательных материалов. Однако следует избегать излишней дидактичности и упрощения экспозиции. Иное дело - использование ряда приемов, облегчающих процесс восприятия отдельных экспонатов, комплексов, целого зала, обеспечивающих возможность сосредоточиться, углубленно пережить увиденное, наконец, передохнуть. Большое значение имеет создание своеобразной эстетической среды во всей экспозиции.

      Построенные в соответствии с указанными принципами экспозиции должны отвечать требованиям современности. В экспозициях учитываются новейшие достижения исторической науки в области периодизации истории, изучения разных исторических периодов, установления и трактовки отдельных фактов.

Информация о работе Музейная среда, как объект проектирования в дизайне