Музейная среда, как объект проектирования в дизайне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2015 в 02:43, курсовая работа

Описание работы

Цель: подробное изучение заданной темы, закрепление теоретических знаний, полученных в процессе изучения материала для выпускной квалификационной работы.

Задачами данной работы являются:
изучение истории организации музейной экспозиции;
изучение специфики и особенностей музейной экспозиции;
изучение новых тенденций в развитии выставочной экспозиции на современном этапе;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ……………………..…….....................................................6

История, специфика, основные особенности……………………………...6
1.2 Новые тенденции в развитии выставочной экспозиции на современном этапе …………………………………………………………………………….12




ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ДИЗАЙНЕ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ………………………………...17

2.1 Экспозиционная эстетика ………………………………………………...17
2.2 Принципы и методы построения музейной экспозиции…………….....22
2.3Анализ существующих аналогов………………………………………….32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..36

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

АКАДЕМИЯ МАРКЕТИНГА И СОЦИАЛЬНО.docx

— 72.07 Кб (Скачать файл)

       Выставки изобразительного искусства, их возникновение, характер и направление теснейшим образом связаны с историей русского искусства этого периода, во многом сложного противоречивого, что нашло отражение в выставочной деятельности, представлявшей самые разнообразные его направления.

       В 1861 году было создано Московское общество любителей художеств. Члены Общества художники В.Г. Перов, А.К. Саврасов и любители живописи, коллекционеры П.Н. Третьяков, М.П. Боткин и другие видели свою задачу в популяризации искусства среди населения. С этой целью Общество занялось устройством художественных выставок. Уже в 1861 году была подготовлена к открытию выставка ученических работ Московского училища живописи и ваяния, куда вошли и работы учеников Академии художеств, и картины петербургских художников.

     Некоторые изменения произошли в организации академических выставок. С 1860 года периодические выставки превратились в ежегодные, на них кроме ученических стали появляться работы художников, ранее окончивших академию и иностранцев.

     Историю художественных выставок в пореформенный период можно условно разделить на два периода.

       Первый этап выставочного дела в России связан в основном с деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок. Это было время, когда реалистическое искусство передвижников фактически стало главным направлением в русском искусстве. Новое творческое объединение, созданное в 70-е гг. ХIХ в., явилось не только идейно-творческой, но и деловой организацией художников-единомышленников, целью которой было устройство ежегодных передвижных выставок, показ их в Москве, Петербурге и в провинции, продажа картин на выставках и распределение доходов между членами Товарищества.

       Первая выставка Товарищества открылась в Петербурге 29 ноября 1871 года в здании Академии художеств. На ней было представлено 82 произведения двадцати петербуржских и московских художников. Еще до открытия выставки половина картин была приобретена любителями живописи. Выставки способствовали созданию известных в России частных коллекций, в дальнейшем ставшими достоянием общественности. Это прежде всего относится к коллекции П. Третьякова, целью которого было создать музей русской живописи и передать ее городу.

       Благодаря передвижным выставкам Товарищества стали известны имена художников, чьи произведения впоследствии составили золотую коллекцию отечественной живописи. Многие известные ныне произведения впервые были выставлены именно на передвижных выставках Товарищества.

      Новизну и изменение выставочных традиций внесла выставка Шишкина и Репина, прошедшая в 1891 году в Академии художеств. Выставка, помимо небольшого числа законченных работ, содержала в основном этюды, эскизы и рисунки художников. Газета «Новости» писала: «Выставка картин Репина и Шишкина очень оригинально задумана… Она вводит нас в их рабочие кабинеты в полном смысле этого слова. Перед нами нет почти ни одной вполне законченной вещи. Повсюду этюды, эскизы, приготовительные работы, наброски кистью, наброски карандашом… не говоря уже о некоторых капитальных вещах, доставляющих высокое художественное наслаждение, все остальное вводит нас в самые таинственные области работы художника. Перед нами его создание, за ростом которых мы можем следить от первого зародыша до конца. Так поучительно и интересно…». Такое построение выставки – результат повышенного интереса к творчеству художников такого уровня и к проблеме мастерства вообще, желание проникнуть в тайны художественного творчества.

        Начало второго этапа связано с зарождением нового крупного художественного объединения – «Мира искусства», принципиально отличающегося от Товарищества как в организационном отношении, так и по самой сути творчества, представленного на выставках «Мира искусства». Выставки в основном проходили только в Москве и Петербурге. Организация провинциальных выставок получила распространение в последней четверти XIX – начале XX веков. Они не только были новым и интересным событием в культурной жизни, привлекая всеобщее внимание. Они играли большую роль при комплектовании фондов существовавших в то время художественных музеев и служили источником пополнения частных коллекций, многие из которых после 1917 года влились в те же музейные собрания [7,с.85].

     

 1.2 Новые тенденции в развитии выставочной экспозиции на современном этапе

    

        Начало XX века характеризуется быстрой сменой эстетических концепций. Условный характер в живописи импрессионистов и кубистов поддерживается условным характером пространства. Сторонники геометрического метода – футуристы – восхваляли свой принцип мировоззрения. Появились первые абстрактные картины, как свидетели того, что возникла потребность разрыва с прежними традициями и стилями.           Эстетическими критериями становятся геометрия, конструкция, целенаправленная функция. Слова «геометрическая абстракция», «конструктивизм», «функционализм» становятся названиями направлений в искусстве. В Москве возникает центр развития художественного конструирования в архитектуре и предметной среде – ВХУТЕМАС. Задачей его было – раскрыть сущность искусства, которое бы охватывало все проявления жизни, пропагандируя равноправие всех видов творческой деятельности и их логическую взаимосвязь, а также связь между эстетической и функциональной ценностями. В недрах этой организации родился особый способ художественного конструирования – дизайн.

      Эстетическое упорядочение предметной среды путем художественного конструирования, организация предметно-пространственной среды, – в этом отношении выставка является высшей формой дизайна, самой сложной его разновидностью. Новые принципы художественного конструирования были показаны тогда на выставках нового типа, где архитектура павильона и предметная его среда – экспозиция – были объединены общей идеей.

     Первые годы XX века характеризуются размахом творческого поиска новых форм, отказом от традиций прошлого. Широкое использование авангардных идей нашло свое выражение в наиболее распространенном направлении – конструктивизме. Особенно ярко он проявился в архитектуре, распространив свое влияние и на искусство выставочной экспозиции. Среди тех, кто работал в этой области, следует прежде всего отметить имя выдающегося мастера архитектуры 20-х гг. ХХ в. Л. Лисицкого. Разработанные им приемы, в частности динамические методы показа, плакатная графика и фотомонтажи в экспозиции не утратили своего значения и в наши дни. Принципом экспозиций Л. Лисицкого явилось объединение общей идеей и художественным замыслом. Экспозиция решалась комплексно. Такой подход к экспозиционному решению был революциионным событием на фоне господствовавшей в то время методики показа экспонатов [3,c.139].

       Большой вклад не только в новый тип архитектуры, но и в организацию предметно-пространственной выставочной среды внес выдающийся архитектор, художник, дизайнер Ле Корбюзье. Он положил начало использованию звуковых, световых и цветовых эффектов в экспозиции. На Брюссельской выставке ЭКСПО-58 в павильоне, им же сконструированном, внутри был разыгран, по-существу, спектакль с использованием аудиовизуальных средств информации. Это был переход от обычного, традиционного показа экспонатов к новым формам организации экспозиции, с целью эмоционального и психологического воздействия на посетителей. Экспозиция широко использовала синтез всех видов искусств: скульптуру и живопись разных стилей, графику, прикладное и диарамно-панорамное искусство. В дальнейшем последователи Ле Корбюзье старались, сохраняя огромную силу воздействия аудиовизуальной программы, приблизить публику, сделать ее участником зрелища.

       История развития выставочной деятельности XIX-XX вв. характеризуется поисками новых методов и форм создания экспозиции. Причем эти попытки распространялись значительно шире, выходя за рамки только организации внутреннего пространства. Художники, архитекторы, дизайнеры пытались организовать единым замыслом, единой идеей архитектуру, экспозицию и даже прилегающую территорию: создавались площадки отдыха для посетителей на фоне живописных пейзажей. Воздействие на посетителей усиливалось широким использованием современных аудиовизуальных средств информации, театрализованными действиями, участниками которых чувствовал себя посетитель.

       Выставочные здания сами по себе не являлись самоцелью, они служили средством приведения посетителей в наиболее благоприятное настроение для восприятия экспозиции. Что касается внутреннего оформления, то архитекторы искали такие средства выражения, которые позволили бы легко создать контакт с посетителями, воздействуя на его эмоциональные чувства.

          В те годы зародилась такая форма информативности, как использование киносредств. Сейчас этот метод коммуникативности широко применяется в мировой музейной и выставочной практике. Использование свето- и цветоэффектов, так же как и элементов театрализации, и на современном этапе экспозиции имеют большое значение.

       Творческий процесс создания выставочного ансамбля определяется соотношением принципов, заложенных в эту деятельность, с различными видами искусства. В своей основе искусство экспозиции имеет ту же образную природу, что и другие виды искусства, но в то же время оно имеет свои существенные особенности. Творческий метод, положенный в основу искусства экспозиции, близок к методу архитектора и дизайнера. Решая задачу по организации художественно-осмысленной среды, искусство экспозиции зависит от качества самих экспонатов, технических средств и других составляющих конечного результата – экспозиции. Хорошо решенные экспозиции дают эффект единства и равнозначность эстетического и утилитарного [10,274].

       Эффективность воздействия произведения искусства экспозиции на посетителя возрастает за счет того, что в арсенал своих средств это искусство включает и элементы драматургии, когда сценарный план экспозиции строится с учетом ее законов. Перечисленные аспекты искусства экспозиции выявляют его широту, разносторонность, синтетичность, которые не позволяют сводить его к «искусству оформления», скорее это выставочный дизайн.

       Своеобразие искусства экспозиции проявляется и в его связи и зависимости от научно-технического прогресса, расширяющим его средства и предоставляющим новые неожиданные и оригинальные возможности, не лишая его основного свойства всех видов искусства – образности. В отличие от музейной экспозиции, выставочная, в силу своего временного характера, позволяет более широко использовать как технические новшества, так и дает больший простор для экспериментов в создании композиционно-пластического образа.

       Особое место среди разного рода выставок занимает выставка в музее, или музейная выставка. Это большая и очень интересная часть музейной деятельности. Выставка всегда обновляет музейную жизнь, вносит в нее элемент новизны, обновления, интереса, ожидание встречи с еще не известным. Появляется возможность достать интересные вещи из запасника, привлечь экспонаты из других музеев. Чаще всего музейные выставки бывают тематические, приуроченные к юбилейным датам, посвященные творчеству одного художника или группе художников. Но бывают и выставки одного произведения, как, например, выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина «Джоконда» Леонардо да Винчи.

        Качественная, сделанная на высоком профессиональном уровне выставка позволяет найти совершенно неожиданные вещи, новый взгляд на произведение и переосмысление сложившихся стереотипов. В музее изобразительных искусств на выставке портрета в традиционном «алтаре» напротив парадной лестницы был выставлен портрет беременной Параши Жемчуговой из музея Кусково, всегда считавшимся интимным домашним портретом. Но это неожиданное расположение его в выставочной экспозиции послужило стимулом к переосмыслению эстетического значения бытового портрета. На той же выставке представленные рядом портрет мадам Самарии Ренуара и «Девочки с персиками» Серова были откровением, побудившим задуматься о природе французского и русского импрессионизма. А выставка портретов последних фаворитов Екатерины II на выставке в Третьяковской галерее (1998) может служить прекрасным примером единства декоративных, стилистических и смысловых аспектов экспозиционного искусства.

       В историю выставок XX века как пример изобретательной, культурной и тактичной дизайнерской работы с художественными произведениями вошли такие знаменитые выставки, как «Москва – Париж», «Москва – Берлин», выставки творчества К.С. Малевича, В.В. Кандинского, В.Е. Татлина, Л.М. Лисицкого в Государственной Третьяковской галерее, П.Н. Филонова в Государственном Русском музее, «Другое искусство» в ГТГ, «Русский символизм», «Красный цвет» в ГРМ и многие выставки в Эрмитаже и в ГМИИ. Они стали важным этапом духовной, научной, эстетической жизни людей.

      Своеобразие музейной выставки заключается в том, что «музей – это живущее прошлое, драгоценности ушедшего времени, оставшиеся жить в настоящем, храм муз, в который можно зайти и сейчас, преодоление времени силой памяти о безвозвратном». Выставка может быть экспозицией искусства настоящего и прошлого, может соединить старинное и новое искусство, но это всегда будет современный взгляд, самое последнее по времени суждение, тогда как самое новое произведение, попавшее в музейную коллекцию, становится фактом истории искусства.

       Выставки типа «Москва – Париж», «Москва – Берлин» построены исторически, как музейные экспозиции, но сопоставление двух параллельных рядов на каждом этапе дает новую точку зрения – современный взгляд, взгляд из сегодняшнего духовного мира на события прошлого. Синтез истории и современности создает сопоставление Пикассо – Татлин, Корбюзье – Мельников, Веснены – Гропиус и так далее [8,с.114].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ВДИЗАЙНЕ  МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ

 

2.1 Экспозиционная  эстетика

    Исторические экспозиции имеют целью возбудить интерес к истории своей Родины, способствовать популяризации исторических знаний, формированию научного мировоззрения, содействовать нравственному, политическому, эстетическому воспитанию. В каждой стране имеются свои особенности в построении исторических экспозиций. Они зависят от своеобразия исторического процесса, содержания музейных собраний и музееведческих решений. Однако основные проблемы выделяются и решаются этими музеями в одном направлении.

     Определим основные понятия, связанные с этой отраслью музейной деятельности, которую мы охарактеризуем как основную форму музейной коммуникации.

    Всякая целенаправленная демонстрация каких-либо предметов может быть названа экспозицией. Музейная экспозиция имеет свои особенности. Во-первых, в ней выставляются не предметы вообще, а музейные предметы, которые могут дать посетителю разнообразную информацию, возбудить чувство контакта с отраженными в них событиями, явлениями, оказать эмоциональное воздействие. Во-вторых, в основе музейных экспозиций лежит научная концепция, разработанная коллективом музея. Эта концепция определяет идейное содержание экспозиции, принципы отбора предметов из музейного собрания, их группировку, композицию, интерпретацию и, подчеркнем особо, обосновывает требования к художественным решениям, которые в музее имеют свои специфические черты.

Информация о работе Музейная среда, как объект проектирования в дизайне