Отчет по практике в музее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 20:23, отчет по практике

Описание работы

Задача учебной (музейной) практики состоит в изучении аспектов правового регулирования деятельности музея в соответствии с законом о музейном фонде и музеях РФ, закрепление теоретических знаний в области музейного дела, а также знаний полученных в процессе обучения в ВУЗе. Данная практика также решает задачу выработки умений классифицировать и определять типы музеев, умения систематизировать и реализовывать виды и формы музейной деятельности.

Содержание работы

Введение…………..……...……………………………………………....... 3
1. История музея, его содержание, структура деятельности и основные коллекции ………………….…………………...........................................………5
2. Основные виды и формы деятельности музея.......................................5
3.Виды музейных экспозиций.....................................................................5
4. Виды и формы музейной рекламы и дизайна........................................5
5. Описание и анализ памятника художественной культуры и искусства
Заключение………………………………………………………………..36
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

Otchet_po_praktike.docx

— 34.79 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………..……...……………………………………………....... 3

1. История музея, его содержание, структура деятельности и основные         коллекции ………………….…………………...........................................………5

2. Основные виды и формы  деятельности музея.......................................5

3.Виды музейных экспозиций.....................................................................5

4. Виды и формы музейной  рекламы и дизайна........................................5

5. Описание и анализ  памятника художественной культуры  и искусства

Заключение………………………………………………………………..36

Список литературы…………………………………………………….…37

Приложение .................................................................................................5

 

Введение

Музей (от греч. μουσεῖον — Дом Муз) — учреждение, занимающееся собранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Музеи представляют для людей свои коллекции, с целью вызвать вдохновение и восхищение, а также научить. Музеи собирают и забоятся об объектах научной, художественной или исторической важности и представляют их для просмотра публики на выставках. Большинство музеев предлагает программу и развлечения для всех типов посетителей, включая детей и взрослых; они могут быть интересны представителям разных профессий. Программы для гостей музея могут быть разработаны в виде лекций или семинаров, проводимых экспертами, фильмов, музыкальных или театральных представлений или технологических демонстраций.

Целью учебной (музейной) практики является закрепление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения на основе изучения деятельности музейных учреждений, а также формирование производственных умений и навыков музейного дела.

Задача учебной (музейной) практики состоит в изучении аспектов правового регулирования деятельности музея в соответствии с законом о музейном фонде и музеях РФ, закрепление теоретических знаний в области музейного дела, а также знаний полученных в процессе обучения в ВУЗе. Данная практика также решает задачу выработки умений классифицировать и определять типы музеев, умения систематизировать и реализовывать виды и формы музейной деятельности.

В результате прохождения учебной (музейной практики) должно сложиться понимание специфики музейного дизайна, рекламной деятельности и инфраструктуры музея, а также сформироваться умение анализировать памятники искусства, истории,культуры и техники.

 

1. История музея, его содержание, структура деятельности  и основные          коллекции

История Челябинского государственнго краеведческого музея началась в 1913 году, когда ботаник и географ Ипполит  Михайлович Крашенинников выступил с инициативой создания в городе естественно-исторического музея. 5 сентября 1913 года в  Челябинском реальном училище  собрались энтузиасты , которые решили организовать в Челябинске естественно-исторический музей (тематическую ориентацию музея обусловили естественно-научные интересы организаторов) и местный филиал Уральского общества любителей естествознания. Для размещения экспозиции было решено использовать помещения реального училища, где начался сбор материалов, книг для библиотеки. Однако просуществовал музей недолго. Его развитию помешали административные барьеры. К тому же началась Первая мировая война. Музей, организованный в Челябинском реальном училище, был закрыт. За непродолжительное время его работы (1913–1914) были собраны первые коллекции и сформирована небольшая библиотека. Через несколько лет идея организации в Челябинске музея возродилась. 18 апреля 1918 года состоялось организационное собрание Приуральского общества изучения местного края, инициатором которого явился Д. В. Мошков. 1 июля 1918 года члены общества открыли на Большой улице (ныне улица Цвиллинга), в доме В. М. Крашенинниковой, историко-этнографический и естественно-исторический музей для осмотра и приема коллекций. Осенью 1918 года Д. В. Мошков уехал в Омск. Вместо него председателем Приуральского общества изучения местного края стал Иван Гаврилович Горохов . Позднее он возглавил краеведческий музей.

За полтора года члены общества собрали 154 книги и 28 карт для библиотеки музея, коллекции по минералогии, геологии, палеонтологии, зоологии, ботанике, археологии. К этому времени музей получил статус губернского.  Осенью 1922 года, сменив несколько помещений, музей обосновался в двухэтажном каменном здании на улице Труда, 28 (ныне дом № 88), что позволило краеведам активно взяться за реализацию намеченных планов. В 1920-е годы активно проводились масштабные археологические исследования в окресностях Челябинска, результаты которых были представлены в виде публикаций в газетах и сборниках.  В 1924 и 1925 годах было организовано несколько выставок, посвященных итогам работы музея, а также истории Пугачевского восстания и восстания декабристов. 

Закат «золотого десятилетия краеведения» для Челябинского музея ознаменовался переездом в 1929 году в здание Свято-Троицкой церкви (там он разместился на шестьдесят лет). В 1930-е годы музей подпал под жесткий контроль со стороны государственных и партийных органов, его деятельность связывалась с идеологической пропагандой, что и стало причиной коренной перестройки экспозиционной работы: упор делался на представление социалистического строительства в ущерб прочим темам. С началом Великой Отечественной войны Челябинский областной краеведческий музей был закрыт, его помещения переданы НКВД. В 1946 году сотрудники музея открыли выставку «Роль Челябинска в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», которая работала до 1949 года. Позднее музей закрылся для посетителей. Параллельно проводилась исследовательская работа.

1 февраля 1957 года И. Г. Горохов ушел с поста директора Челябинского областного краеведческого музея. После того как П. В. Мещеряков занял место директора, он активно взялся за работу. После капитального ремонта здания отдел природы переместился на вновь отстроенный второй этаж, к тому же он подвергся систематизации. Были разграничены отделы истории и отдел социалистического строительства. В 1973 году в здании на улице Каслинской, 15, где размещались и фонды музея, открылась экспозиция, посвященная советскому периоду истории Челябинской области. В 1975 году посетители смогли увидеть разделы природы и дореволюционной истории, разместившиеся в церковном здании на улице Кирова, 60а. Экспозиция соответствовала уровню развития музейного дела тех лет, одновременно выполняя пропагандистские и идеологические функции. В 1982 году музей получил помещения в здании на проспекте Ленина, 49, где после ремонта началось строительство экспозиции, посвященной истории советского периода. В 1989 году здание Свято-Троицкой церкви передали Русской православной церкви. Музей потерял основные площади. Таким образом, Челябинский областной краеведческий музей не располагал отдельным специализированным зданием, поэтому не мог обеспечить сохранность предметов, а также представить посетителям цельную, объемную, масштабную экспозицию. Музей не имел самых необходимых служебных помещений для размещения мастерских, лабораторий, складов, лекционного зала, помещения для хранения документации. На фоне проблем с экспозицией и музейными зданиями сотрудники музея проводили исследовательскую работу. В 2003 году губернатор Челябинской области П. И. Сумин подписал долгожданное решение о строительстве для музея специализированного здания. Внешним обликом здание напоминает крепость, но в то же время оно построено в современном стиле. Наряду с экспозиционными и выставочными залами в новом здании краеведческого музея на более десяти тысячах квадратных метров расположились кабинеты сотрудников, помещения для хранения фондов, лаборатории реставраторов и таксидермиста, собственная типография, фотолаборатория, конференц-зал, мастерские и складские помещения.

1 июня 2006 года состоялось торжественное открытие нового здания Челябинского областного краеведческого музея. Одной из первых в новом здании открылась уникальная экспозиция Детского музея. В кратчайшие для музейной практики сроки — в течение 2006 и 2007 годов — сотрудники Челябинского краеведческого музея подготовили экспозиции еще двух залов — природы и древней истории, истории и народного быта.

В 2008 году открылся зал истории XX века. Экспозиция охватывает период с конца XIX века до начала 1990-х годов. Кроме того, в новом здании появилась возможность проводить масштабные выставки. Так, только за первые три года работы музея в новом здании прошло 105 выставок. За последние годы реорганизована структура музея, разработаны основные документы (устав, научная концепция, программа комплексного развития), осуществлен переход на учет фондов по системе КАМИС. Краеведческий музей, ставший в конце 2011 года государственным, является методическим центром для музеев Челябинской области, проводит курсы повышения квалификации музейных работников. Кроме того, ЧГКМ выпускает различные сборники, проводит семинары, научные конференции.

2. Основные виды и формы деятельности музея

Классификация музеев – это их группировка по признакам, существенным для организации и развития музейной сети и для осуществления музейной деятельности. Современное музееведение знает несколько систем классификации музеев: по масштабам деятельности (музеи центральные, региональные, местные); по форме собственности (государственные, ведомственные, общественные, частные); по административно-территориальному признаку(республиканские, краевые, областные, городские, районные и т.п.). Кроме того, есть классификация по типам. Выделение типа происходит в зависимости от выполнения музеем своих социальных функций и их приоритета в его деятельности. В соответствии с этой классификацией музеи делят на исследовательские, учебные, просветительские. Исследовательские музеи чаще всего создаются при научных учреждениях. Такой музей нуждается, прежде всего, в коллекциях, которые служат базой для организации научных исследований. Формирование фондов и их изучение (т.е. он выполняет по преимуществу научно-документационную, охранную и научно-исследовательскую функции) – главное в его работе. Учебные музеи нацелены на решение, прежде всего, образовательной функции. Как правило, они создаются при школах, вузах и др. учебных заведениях, иногда при ведомствах. Просветительские музеи (массовые музеи) ориентированы на посетителя всех возрастов, социальных групп и т.д. Главное в его деятельности – организация работы с посетителем (через экспозиции, организацию доступа исследователям к коллекциям музея, проведение рекреационной работы и т.п.). Деятельность просветительского музея, как правило, связана с выполнением всего многообразия социальных функций современного музея. Именно эти музеи относятся к музеям в полной мере публичным (общедоступным).

Профиль музея – отношение музея к профильной дисциплине, комплексу наук, виду искусства, отрасли культуры или производства.

Классификация музеев по профилю:

А) Исторические музеи - это все музеи, базирующиеся на системе исторических наук : широкого исторического профиля, археологические, этнографические, нумизматические, историко-революционнные, военно-исторические, историко-экономические, история просвещения и образования, специально-исторические (например: спорт) и другие .

Б) Художественные музеи - это все музеи, характеризующиеся принадлежностью к истории искусств и искусствоведению. К примеру, музеи изобразительного искусства, картинные галереи, музеи скульптуры, музеи прикладного искусства, художественных ремёсел, гравюрные кабинеты, а также театральные, музыкальные музеи, музеи киноискусства и другие.

В) Естественноисторические музеи - это музеи, опирающиеся в своей деятельности на естественные науки. К этому профилю относятся биологические, ботанические, зоологические, геологические, палеонтологические, минералогические, экологические, антропологические и другие музеи.

Г) Технические музеи - это музеи, связанные с техническими науками, производством: политехнические, технические, авиационные, автотранспортные, связи, судостроения, горного дела, ж\д транспорта, музеи отдельных предприятий, памятники техники и другие.

Д) Литературные музеи - это все музеи, посвящённые развитию литературы, жизнедеятельности писателей (поэтов, критиков и др.)

Е) Комплексные музеи - это музеи, сочетающие в себе два или более основных профиля, (например: технический и литературный) что отражается на составе фондов и содержании деятельности, организационной структуре : историко-художественные, историко-архитектурные ( как самостоятельное соединение исторической и искусствоведческой специализации ), сельскохозяйственные музеи ( соединение естественно-научной и исторической профилировки ) и другие. К примеру, наиболее распространённый комплексный профиль - это краеведческий музей, включающий в себя историческую и естественнонаучную специализацию (нередко в краеведческих музеях имеются и самостоятельные искусствоведческие отделы).

По форме собственности Краеведческий музей относится к государственным учреждениям, а по административно-территориальному признаку - к областным.

Информация о работе Отчет по практике в музее