Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 02:47, курсовая работа
Актуальность темы исследования: Каждому чувствующему человеку памятны свои особые ощущения при встрече с красивыми природными явлениями: лесом, поляной в цветах, розами, радугой, горами, морями. А затем, с возрастом, мы знакомимся с произведениями художников, которые с помощью кисти и красок изобразили мир природы. А.К.Саврасов И.И. Шишкин, И.И. Левитан, А.И. Куинджи и Ф.А.Васильев открыли для нас свой взгляд на окружающий мир — такой удивительный и очень разный. А все они работали в жанре пейзажа.
Введение 3
Глава 1. Пейзаж: общая характеристика и история становления 8
1.1 Истоки развития пейзажного жанра в русском искусстве 8
1.2. Становление реалистической пейзажной живописи в России и черты русского пейзажа 20
Глава 2. Особенности русского пейзажа второй половины 19 века 29
2.1. Мастер лирического пейзажа А. Саврасов 29
2.2. Пейзажная лирика Ф. Васильева 39
Заключение 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
В зрелые годы Саврасов отходит от своего первоначального пристрастия к изображению огромных деревьев с многолиственной, широкой кроной - пристрастия, навеянного академической романтической традицией. Он особенно остро ощущает своеобразие ранней весны, когда деревья еще оголены; осень и зима содержат для него также много чарующе-притягательного. Поэтому излюбленным для художника остается мотив обнаженных стволов и сучьев, их изгибы и переплетения. Тоненькая сетка ветвей, прозрачная и легкая на фоне голубого неба, в "Грачах" говорит о готовящемся весеннем обновлении природы. Доминирующее в картине лирическое настроение преображает и придает особую поэтичность, казалось бы, простому, неприхотливому мотиву.
Между тем, в этом пейзаже
нет поражающих воображение величественных
панорам, ярких красок. Будничный
мотив художник сумел претворить
в картину поэтическую и
Он сумел «отыскать
и в самом простом и
И поэтическая задушевность пейзажей Саврасова, и былинная эпичность лесных картин Шишкина говорят о том, что, в отличие от западного, русский пейзаж развивался на представлениях о родной природе, земле-кормилице.
Большую роль в создании поэтического образа ранней весны играет в этой картине, как и в других произведениях Саврасова, изображение деревьев.
В рисунке «В бедном краю» (ГТГ) силуэт обнаженного дерева, столь же растрепанного ветрами, как и соломенная крыша жалкой хибарки, у которой оно приютилось, особенно остро подчеркивает застарелую крестьянскую нужду. В «Одинокой могиле на Волге» над обветшалым крестом склоняются три скрюченные, чахлые березки - ветер срывает с них последние случайно уцелевшие листочки.
В тех случаях, когда деревья покрыты листвой, художник подчеркивает структуру растения, дает зрителю возможность проследить форму ствола и ветвей.
Остановимся еще на одной существенной особенности «Грачей». Саврасов изображает здесь переходный момент в состоянии природы - трепет ранней весны, игру света и тени на снегу, начало таяния. Но этот переходный момент отнюдь не случаен - он типичен для весны среднерусской природы, весны длинной, с ее заморозками, оттепелями. В искусство впервые вводит его именно Саврасов, и вводит с такой трепетной тонкостью и чистотой чувства, которых не смог достичь в изображении весны ни один из живописцев последующих поколений. "Грачи прилетели" - первый значительный шаг к созданию пейзажа настроений, пейзажа, проникнутого высокими патриотическими чувствами.
Своеобразно колористическое решение «Грачей». Картина почти монохромна2. Свойственная ей лирическая напевность создается художником скорее линейно-графическими приемами, чем собственно живописными. Сероватые и кремовые оттенки, которыми она как бы чуть тронута, усиливают ее мягкое очарование.
Простоту и задушевность воплощенного в «Грачах» мотива Саврасов поднимает до степени типического, характерного для русского пейзажа, выражающего любовь народа к родной природе. В этом и заключается неувядаемая поэтичность «Грачей», которая помогла картине стать подлинно народной.
Пейзаж «Грачи прилетели» встретил самый положительный отзыв передовой критики (Крамской, Стасов, Салтыков-Щедрин единодушны в высокой оценке этой картины). Успех окрыляет Саврасова. Семидесятые годы - годы наибольшего расцвета его дарования, годы наибольшей продуктивности.
Светлая лирическая тема «Грачей» - тема ранней весны и радостного пробуждения природы - проходит через многие полотна этого периода. Это пейзаж «Оттепель» (1874, ГРМ), несколько рисунков речного разлива и несколько волжских этюдов. Очень удачен рисунок «Весенний пейзаж» (1876, ГТГ) с группой деревьев, затопленных половодьем и отражающихся в талой воде. Большинство рисунков выполнено в тонкой линейной манере.
Но Саврасов никогда не замыкался в рамках интимной лирики. Его влечет к себе более широкий мир, дыхание которого ощущалось и в «Печорском монастыре», и в «Лосином острове», и особенно в «Грачах».
Этим дыханием проникнут и весь волжский цикл пейзажей, возникший в итоге поездок по Волге и Поволжью. В работах, связанных с этим путешествием, сказывается увлечение водной и воздушной стихией, мощными перспективами великой реки. В то же время в них чувствуется живой интерес художника к жизни людей, протекающей по ее берегам. Ряду работ этой серии свойственна социальная направленность, приобретающая здесь совершенно конкретный характер. Так, Саврасов - почти одновременно с Репиным и независимо от него - был потрясен условиями труда бурлаков, которым посвятил пейзаж «Вид Волги под Юрьевцем» (1871). Вереницу бурлаков, тянущих баржу в этом пейзаже, как предполагают исследователи, набросал Перов (эскиз этой картины имеется в ГТГ).
Социальный мотив звучит и в одной из лучших работ этой серии, «Могила на Волге» (1874, частное собрание), как бы предвещающей появление картины «Над вечным покоем» Левитана. Невеселыми думами о народных судьбах проникнут и пейзаж «Проселок» (1873, ГТГ). Размытое дождями непролазное жидкое месиво дороги, стайка бегущих низкорослых деревьев с искривленными ветками, высокое небо с хмурыми тучами хорошо передают свежесть омытой дождем природы, ее простоту и неприглядность.
Умение выйти далеко за рамки сюжетной ситуации проявляется и в прекрасном по необычайной тонкости поэтического чувства полотне «Вечер. Перелет птиц» (1874, Одесская художественная картинная галерея). В этой работе есть много родственного «Грачам». В ней также запечатлен переходный момент в состоянии природы: ранняя осень - первые признаки ее увядания. Косяки улетающих птиц уводят глаз к дальним планам, за пределы картины, где встает воображаемый художником светлый и счастливый мир. К лучшим вещам этого круга следует отнести и пейзаж "Радуга" (1875, ГРМ).
То же трепетное и светлое поэтическое чувство ощущается и в восприятии Саврасовым зимы. Эта тема не столь глубоко связана с интимным душевным миром художника, как тема весны. Тем не менее она проходит через многие полотна Саврасова. Лучшими работами этого круга являются пейзажи «Зима» (1870-е годы, ГРМ) и «Иней» (1876-1877, Воронежский художественный музей).
Зимние мотивы встречались в творчестве живописцев уже в 60-е годы. Но именно Саврасов выступает родоначальником этой темы в русском пейзаже. В полотне «Иней» передана волшебная красота сияющего под солнечными лучами снега, мерцающей на почти синем фоне изморози, покрывающей тоненькие веточки молодых деревьев. На переднем плане - голубые тени. Гармоническая прелесть мерцающей сине-голубой гаммы «Инея» придает ему особое очарование. Реальность мотива как бы сочетается в этом пейзаже с воображением, мечтой художника. Как и «Перелет птиц», «Иней» невольно связывается в нашем сознании с народной сказкой, с созданными народной фантазией образами зимы.
Сам художник вряд ли связывал эти произведения с миром народных сказок. Но народный характер творчества Саврасова обусловливает его близость к миру образов, созданных народом, к их духу. Эту близость можно проследить и в более ранних картинах Саврасова –«Лунная ночь», «Болото» (1870), - проникнутых сказочным духом.
По мере приближения к 80-м годам в творчестве Саврасова усиливаются характерные и для некоторых его ранних произведений тревожные, драматические ноты. Они особенно ощущаются в графических работах художника; Саврасов отходит в них от линейной светотеневой манеры, которой он так мастерски владел. Он предпочитает особую бумагу (так называемую папье-пеле), дающую возможность, работая пятном, тонким, острым штрихом, мягкой полутенью, достигать многообразных эффектов. Каждый такой рисунок художник доводит до законченности, как бы приближая его к тоновой монохромной живописи3.
В 80-х годах художник возвращается к теме ^осиного острова'. Этот мотив, видимо, сильно поразивший художника, по-новому преломлен в целом цикле поздних работ. Выше говорилось об этюде, написанном Саврасовым к этой картине. Но этот этюд был не единственным. Видимо, их была целая серия4. На основе этой серии художник и выполнил впоследствии рисунки «Сосны у болота» и несколько других. В изображениях в этих рисунках гнилых болот, изгибающихся тонких стволов деревьев, в очертаниях болотных птиц звучат глубоко пессимистические, унылые ноты. В них есть ощущение душевной подавленности, выраженное поэтически, но с горестным чувством.
Глубоко личный, эмоциональный
характер этих работ говорит о
том, что выраженные в них гражданственные
чувства переплетены с
Недостаточно ясны причины семейной драмы Саврасова - разрыв с женой, развитие алкоголизма до размеров непреодолимого недуга, отход от педагогической деятельности, от друзей5.
Перелом, совершающийся в жизни художника, трагичен. Он остается одиноким, неудержимо опускается на дно, попадает в кабалу к мелким торгашам.
Среди его поздних произведений все чаще попадаются ремесленные, равнодушные повторения ранее найденных мотивов. Художественный уровень их стремительно снижается. Уже к середине 80-х годов работы, равные прежним, встречаются очень редко. Однако и в эти годы художник переживает периоды творческого подъема. В этом убеждает несколько рисунков в упомянутом альбоме. Выполнены они тоже по способу папье-пеле. Создание этих рисунков было, видимо, для Саврасова последней творческой вспышкой6. Художник попадает в среду опустившейся богемы, здоровье его расшатывается, и в 1897 году он погибает - почти забытый. Среди немногих, провожавших его в последний путь на кладбище, был Левитан.
Таким образом, «Пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» есть лучший, и он действительно прекрасен, хотя тут же Боголюбов и барон Клодт, и Шишкин. Но все эти деревья, вода и далее воздух, а душа есть только в грачах», — так описывал И.Н. Крамской свои впечатления от выставки Товарищества передвижников в 1871г., где впервые было показано ставшее затем столь знаменитым полотном Алексея Кондратьевича Саврасова. Именно этому пейзажу Саврасова суждено было сыграть выдающуюся роль в истории развития русской пейзажной живописи. Он открыл собой эпоху лирического освоения художниками русской природы. С «Грачей», по меткому выражению Крамского, начались поиски «души» русской природы в живописи. Современников порожала поэтическая проникновенность пейзажа при исключительной простоте и скромности мотива. Это было открытие и завоевание Саврасова, продолженное и развитое впоследствии его учеником И.И. Левитаном и А.А. Коровиным. В этом видел художник специфику и своеобразие русской природы. Следует отметить еще один очень важный момент в саврасовском восприятии образа русской природы: пейзаж в картине «Грачи прилетели» неразрывно связан с жизнью русского народа, одухотворен его незримым присутствием. Образ жизни народа определяет специфику пейзажного мотива; в свою очередь природа формирует художественные и эстетические вкусы народа. В этом ярко появилась глубокая национальность и подлинная народность популярного пейзажиста А.К. Саврасова.
2.2. Пейзажная лирика Ф.Васильева
Яркий след в истории развития пейзажной
живописи оставил Фёдор Александрович
Информация о работе Пейзажная лирика в творчестве А.К.Саврасова и Ф.А.Васильева