Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 07:52, реферат
Русский народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передает свой мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям.
Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражаются в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несет с собой известные перемены в быту русского народа, что, в свою очередь, накладывает отпечаток и на танец, который на пути своего развития подвергается различным изменениям.
Введение
Глава 1 Истоки развития русской пляски.
$1.1 Характерные отличительные черты русской народной пляски. Основные движения пляски. с.
$1.2 Разновидности русской пляски.
Глава 2 Региональные особенности русской пляски.
$2.1 Уральская область
$2.2 Сибирская область
Заключение
Литература
Содержание
Введение
Глава 1 Истоки развития русской пляски.
$1.1 Характерные отличительные черты русской
народной пляски. Основные движения пляски.
$1.2 Разновидности русской пляски.
Глава 2 Региональные особенности русской пляски.
$2.1 Уральская область
$2.2 Сибирская область с.
Заключение
Литература
Введение
Русский народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передает свой мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям.
Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражаются в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несет с собой известные перемены в быту русского народа, что, в свою очередь, накладывает отпечаток и на танец, который на пути своего развития подвергается различным изменениям.
Танец – это яркое, красочное творение народа, являющееся художественным отображением его многовековой многообразной жизни. Народный танец очень содержателен. В нем есть драматическая основа и сюжет.
С помощью танцевальных образов в специфической форме, хореография выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы. В ходе развития общества народный танец приобретает большое самостоятельное значение и становится одной из форм эстетического воспитания.
В танце каждый русский человек желает показать себя лучше, возвышенней, чем в повседневной жизни. Он выражает в нем свои мысли, чувства, показывает свой внутренний мир. Русский человек танцует не столько для зрителя, сколько для себя, для собственного удовлетворения.
На протяжении многих сотен лет русский народный танец, развиваясь, приобретает устойчивые признаки – форму и стиль исполнения, традиционную тематику, песенное или музыкальное сопровождение, определенную композицию, количество участников и т.д. Под воздействием бурно развивающихся в советское время профессиональных ансамблей народного танца, русских народных хоров, народный танец, особенно в художественной самодеятельности, обогатился новыми движениями, новыми построениями, фигурами, усложнились композиция танца, форма его подачи.
И главная черта – это отражение реальной действительности.
Русский танец никогда не воспроизводил выдуманные картины, не отличался наигранностью, преувеличением, тем более не создавал вымышленные, мифические образы и сюжеты, и не заглядывал в будущее. Он имел своей целью отразить текущее настоящее или свершившееся прошлое, повседневную жизнь людей, сотканную из событий, общения с природой, праздников, любви или печали. Эта глубокая драматическая основа позволяла выражать русскому танцу сильные, неподдельные эмоции, брать, что называется, «за живое».
Накладываясь на многогранный русский характер, танец тоже был разным - лиричным и задорным, демонстрировал удаль, широту души, радость победы, горечь поражения, то есть все то, с чем соприкасались наши предки каждый день.
Но в самом-самом начале предназначение танца было несколько иным.
Русский танец изначально был частью обрядов.
Каждую весну на Руси начинался новый цикл земледельческих обрядов. Приурочивались они к наиболее критическим моментам, требующим, по мнению древних славян, поддержки богов - время посева, вызревания хлебов, начала и окончания жатвы.
Русский народный танец был неотъемлемой частью обрядовых действий. Хороводы водись вокруг только что распустившейся березы, олицетворяющей плодоносящую силу; обходили хороводами поля в купальскую ночь и произносили нараспев специальные заговоры, чтобы уберечь урожай от огня и злых духов; хороводы на полях должны были обеспечить хорошую погоду на время уборки хлебов.
И раз уж мы заговорили о хороводе, то это и есть самый древний русский танец - родоначальник всех видов народной хореографии. Можно сказать, что русская пляска появилась, разорвав цепь хоровода.
Хореография его предельно проста. Однако по своему смыслу и назначению этот русский танец имеет, пожалуй, самую мощную сакральную основу. Его рисунок отражает форму и движение солнца, отдавая дань светилу, которому поклонялись в языческие времена. В хороводе происходит стирание личных границ и осуществляется идея объединения людей и их силы, идея радости, разделенной друг с другом.
Потому и сопровождал
хоровод практически любой
Характерные отличительные черты русской народной пляски. Основные движения пляски.
Русский танец, в большинстве своем, имеет простые и емкие названия, ясно отражающие либо рисунок танца, либо количество танцоров, либо музыку, под которую он исполняется, либо определенный сюжет. Среди плясок – импровизаций широко известны:«Барыня», «Балалайки», «Танец с ложками», «Веселуха», «Топотуха», «Вензеля», «Валенки», «Тимоня», «Полянка», «Сибирская потеха», русский танец «Матрешки», «Плескач», «Круговая-плясовая», «Камаринская», «Полька», «Чеботуха», «Сени», «Воротца», «Парная», «Четверка» и другие.
Во всех славянских танцах живет характерная черта – жизнерадостность и ярко выраженное чувство собственного достоинства. Объединяет русские народные танцы демонстрация удали, широта движений, перекликающаяся с лиричностью и скромностью, а также наполненность смыслом.
Русский танец не танцуют, а словно рассказывают что-то. Рассказывают красиво, эмоционально. Взглядом, выразительной мимикой, жестами, танцующий передает какую-либо историю, не хуже настоящего театрального актера. Та же «Камаринская» красноречиво воспроизводит заносчивый, хвастливый выход пьяного камаринского мужика, шуточно обыгрывает «непослушание» разгулявшихся ног, искреннее удивление и веселый дебош.
Русский танец требует величавых, по-лебединому плавных движений от женщин и энергичности от мужчин. Но также часто он бывает задорным и озорным. Например, русский народный танец «Трепак» - живой, динамичный, где партнер и партнерша в быстром темпе исполняют дробные шаги и притопывания, прыжки и кружения, могут свободно импровизировать и заводят окружающих с первой минуты исполнения. И костюмы для него выбираются совсем иные: короткие пестрые сарафаны, юбки разлетающиеся солнцем и яркие вышитые косоворотки. Трепак может исполняться как одиночный мужской танец или парный перепляс.
Еще один замечательный русский танец – «Тройка», где мужчина танцует с двумя партнершами. Народное творчество не могло обойти вниманием неизменный символ любого праздника - русскую тройку. Её и имитирует пляска, представляя скачущих лошадей, запряженных в повозку. И снова подражание животным – соблюдение старых традиций.
На праздниках, ярмарках, свадьбах русский танец часто приобретал соревновательный характер – перепляс. И сейчас перепляс весьма популярен в народном танце. В своеобразной танцевальной дуэли участвуют два танцора. Элементов в переплясе может быть использовано множество, а их комбинация и последовательность – чистая импровизация танцующего. Участники перепляса соревнуются в силе, ловкости, выносливости и изобретательности. Задача - перетанцевать соперника.
Такое разнообразие танцев
позволяет выражать любые чувства
и эмоции, «приспособить» русский
танец к любому важному событию,
сделать средством
Выразительный русский танец способен привить хороший вкус, умение красиво двигаться, изящно держать свое тело и главное, начисто лишен пошлости.
Для русских народных танцев характерны яркие костюмы. В основном, это - красный, белый, голубой, зеленый цвета, которые символизируют любовь, чистоту души, солнце, небо, свежую весеннюю траву.
Основные элементы русского народного танца
Разновидности русской пляски.
Классифицируя русский народный танец, определяя его виды, мы берем за основу не исполнение танца по определенным праздникам или временам года, а их хореографическую структуру, их устойчивые признаки. Русский народный танец делится на два основных жанра – хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов. В жанре хоровода различают два вида – орнаментальные и игровые хороводы. Жанр пляски более многообразен, он состоит как из наиболее древних, традиционных видов – одиночная пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс, групповая пляска и т.д. Так и из видов, сложившихся в русском танце и вошедших в быт русского человека в более позднее время, - кадриль, полка и др. Но народное творчество не стоит на месте. И в наше время русский танец продолжает, развиваться, творчески обогащаться его талантливыми исполнителями и сочинителями. Видоизменяется с требованиями современной жизни.
Хоровод:
Основой хоровода является совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками. Танец, песня и игра в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Хоровод объединяет и собирает большое количество участников. Хоровод - это массовое народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра неразрывно связаны с песней. Хороводы имеют культово-обрядовую, социальную и бытовую темы.
Участники хоровода держатся, как правило за руки, иногда за платок, шаль, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не держатся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами.
Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит что-то новое, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Хороводы исполняют в медленном, среднем и быстрых темпах.
Но в различных районах России существуют свои местные особенности исполнения хороводов, связанных с природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, человеческими взаимоотношениями, формировавшимися в различных жизненных условиях. Эти особенности проявляются и в составе исполнителей, и в ритме, и в содержании песен, под которые идет хоровод, и в манере исполнения, присущей только данной местности. На исполнение хороводов сказывается и разнообразие в костюмах, которые в разных областях значительно отличаются друг от друга и подчас весьма далеки от общепринятого «русского сарафана», к которому мы так привыкли на сцене.
Большое значение при постановке хороводов отводится фигурам. Фигуры могут образовываться одними девушками, или парнями, или парнями и девушками вместе, которые могут быть разнообразно выстроены. Об этих фигурах будет сказано подробнее в последующей главе.
Виды хоровода:
1. Орнаментальные.
Если в тексте песни, сопровождающей хоровод нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то это орнаментальный хоровод. Участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры, согласую свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением. Иногда орнаментальные хороводы своим рисунком, построением раскрывают и передают содержание песни. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связанно с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его бытом. Эти песни отличаются более четким ритмическим построением, объединяющим участников хоровода в плавном или быстром плясовом движении. В рисунках орнаментальных хороводов очень силен элемент изобразительности - «завивание капустки», «заплетение плетня».
Орнаментальные хороводы в различных областях России носят название фигурные, узорные, кружевные и т.д. Этот хоровод отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод состоит лишь из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.
2. Игровые.
Хоровод, в песне которого имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. Часто персонажами песни являются животные, птицы, и тогда участники хоровода подражают их движениям, повадкам. В игровых хороводах главным является - раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц. Больше всего тем для игровых хороводов содержится в песнях, отражающих жизнь и быт народа. В действие хоровода органично входят платочек, лента, венок, палка и т.д. Эти предметы иногда служат и символами. Так венок символизирует брачный союз, платочек заменяет подушку, перину и т.д. В таких хороводах может выделяться исполнитель, играющий роль, а иногда две или три, но чаще всего выделяется несколько действующих лиц. В игровых хороводах рисунок построения проще, чем в орнаментальных. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами. В центре круга происходит действие, разыгрывается сюжет. В линейном построении хороводов участники поделены на две группы, которые ведут своеобразный диалог. Существуют определенные группы песен, требующие обязательного линейного построения или именно кругового. В игровых хороводах большое значение приобретают артистические способности участников.