ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования «Элементы
классического танца как средство формирования
исполнительской культуры детей 1 класса
общеобразовательной школы» обусловлена
тем что, в настоящий период развития художественной
самодеятельности, требования к исполнительской
культуре становятся едиными как в профессиональных,
так и в самодеятельных коллективах.
Известно, что эффективность образования
детей в школе во многом зависит от состояния
их здоровья. Мы живём во времена бурного
развития современной и массовой гиподинамии,
когда ребёнок волей-неволей становится
заложником, быстро развивающихся технических
систем (телевидения, компьютеры, сотовая
связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку
двигательной активности ребёнка и отражается
на состоянии здоровья подрастающего
поколения. Современная школа стоит перед
фактором дальнейшего ухудшения не только
физического, но и психического здоровья
детей. Чтобы внутренний мир, духовный
склад детей был богатым, глубоким, а это
по настоящему возможно лишь тогда, когда
“дух” и “тело” находятся в гармонии,
необходимы меры целостного развития,
укрепления и сохранения здоровья учащихся.
Определяющим фактором в системе сохранения
и развития здоровья подрастающего поколения
может стать валеологически обоснованный
учебно-воспитательный процесс в школе.
Приходя в школу, ребенок имеет ограниченный
запас двигательных навыков, с нарушенной
осанкой, координацией. Одни скованы, неподвижны,
медлительны, другие – разболтаны и суетливы.
Часто дети плохо держатся: гнутся, поднимают
плечи, неправильно ставят ноги при ходьбе
(носки внутрь) и т.п.
Необходимо создать условия для коррекции
этих недостатков и обогащения запасов
двигательных навыков детей, давая им
специальные тренировочные упражнения.
Ритмика способствует правильному физическому
развитию и укреплению детского организма.
Развивается эстетический вкус, культура
поведения и общения, художественно –
творческая и танцевальная способность,
фантазия, память, обогащается кругозор.
Занятия по ритмике направлены на воспитание
организованной, гармонически развитой
личности.
Каждый ребенок имеет индивидуальную
форму развития и претендует на право
валеологического сопровождения его индивидуального
маршрута. Не учащиеся должны адаптироваться
к системе образования и воспитания, а
программы и методы обучения должны приноравливаться
к ребенку и формировать у него осознанную
мотивацию к получению знаний и развитию
собственного здоровья.
Цель исследования: выявление влияния классического танца
на формирование исполнительской культуры
учащихся 1 класса.
Для достижения цели необходимо решить
следующие задачи:
- Изучить педагогическую и методическую
литературу по данному вопросу.
- Разработать серию уроков ритмики с применением
классического танца.
- Апробировать разработанные уроки.
- Изучить влияние классического танца
на формирование исполнительской культуры
учащихся 1 класса.
Объектом исследования являются процесс формирования
исполнительской культуры.
Предметом исследования – использование элементов
классического танца.
Контингент: учащиеся 1 класса
Гипотеза: предположительно, классический танец
влияет на формирование исполнительской
культуры учащихся 1 класса.
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ
КУЛЬТУРЫ НА УРОКАХ
КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА
- Понятие классического танца. Эстетические и технические требования к исполнительской культуре танца.
Термин «Классический танец»
возник в России во II половине XIX века.
Постепенно этот термин вошел в обиход,
потеснив бытовавший ранее определение:
«серьезный», «благородный», «академический»
и другие. «Классический танец, – пишет
в своей книге «Возникновение и развитие
техники классического танца» Л.Д. Блок,
— система художественного мышления,
оформляющего выразительность движений,
присущих танцевальным проявлениям человека
на различных стадиях культуры. В классический
танец эти движения входят не в эмпирически
данной форме, а в абстрагированном до
формулы виде». [7; 6]
Самые первые танцы были далеки от того,
что в наши дни называют этим словом. Они
имели совсем другое значение. Разнообразными
движениями и жестами человек передавал
свои впечатления от окружающего мира,
вкладывая в них свое настроение, свое
душевное состояние. Возгласы, пение, пантомимная
игра были взаимосвязаны с танцем. Сам
же танец всегда, во все времена был тесно
связан с бытом людей. Поэтому каждый танец
отвечает характеру, духу того народа,
у которого он зародился. [19; 68]
С изменением социального строя, условий
жизни менялись тематика искусства, менялся
и танец. Танцующие стремились к тому,
чтобы каждое движение, жест, мимика выражали
какую-нибудь мысль, действие, поступок.
Первые балеты возникли в средневековой
Франции. Именно там из танцев с покачиванием
и притопами, подскоками и прыжками, называемых
бранлями (качание, хоровод) со временем
возникла французская хореография. Профессионалы-хореографы
средних веков своим мастерством подняли
искусство исполнения танца на новую высоту.
Их достижения явились тем фундаментом,
на котором позднее сформировался классический
академический балет. В то время, когда
танец соединяется с музыкой и появляется
в привычном для нас понимании. Расцветают
такие музыкально-танцевальные формы,
как сюита, пастораль, интермедия. [19; 71]
В 16 веке был сделан большой шаг вперед
в развитии техники танца. Приход в балет
профессионально обученных исполнителей
способствовал дальнейшему развитию танца.
этот процесс был длительным. Постепенно
балет становился самостоятельным видом
искусства, обновлялась танцевальная
техника, оживлялся темп, облегчались
костюмы. Замечательным событием стало
открытие во Франции в 1661г королевской
академии танца. Тринадцать академиков
во главе с балетмейстером Шарлем Бошаном
должны были развивать дальше благородное
искусство танца. В Италии, Франции, Англии
каждый по своему искали четко выраженную
форму нового балетного спектакля, новые
возможности танцевальной техники, пантомимы,
музыки, декоративного и костюмного оформления.
[4; 116]
Появились смелые новаторы, которые пытались
освободить балет от рутины, от однообразия
и штампов. Среди них был и француз Жан
Жорж Новер. Новер хотел, чтобы балет стал
искусством в высоком смысле слова, он
утверждал, что танец должен стать действенным,
осмысленным и эмоционально выразительным.
Под влиянием новой эстетики многое изменяется
в балете, костюм становится свободным,
не стесняющий движений танцовщицы, туфли
типа греческих сандалий. Такие преобразования
подготовили почву для дальнейшей реформы
балетного театра и появления романтического
балета. [4; 132]
Эстетические и технические
требования к исполнительской культуре
танца
Эстетические и технические
требования к исполнительской культуре
танца складывались не одним поколением
танцовщиков. Исполнительская культура,
опираясь на традиции, формировалась в
соответствии с требованиями времени.
Техническими требованиями
является - владение полным комплексом
танцевальных движений сформулированных
в программе по сценическому танцу для
учебных учреждений.
Диапазон исполнительской техники
в танце очень велик. Это дает возможность
балетмейстеру создавать самые разнообразные
хореографические композиции, подобно
тому, как в музыке на основе принятого
звукоряда композитор строит самые разнообразные
звуковысотные связи. Иначе говоря, выразительные
средства позволяют балетмейстеру создавать
произведения самого различного содержания
и формы: от небольших концертных этюдов
до спектаклей.
В настоящее время для всех
школ танца характерен строгий академический
стиль, но самая разнообразная исполнительская
манера движения, которая не ограничивает,
не сковывает индивидуальность танцовщика,
а, напротив, позволяет полнее и глубже
раскрыть все его творческие возможности
и своеобразие. [35]
Чтобы овладеть высоким исполнительским
мастерством танца, необходимо познать
и усвоить его природу, его средства выражения,
его школу.
Исполнительская и общая культура
танцовщика определяет его манеру движения,
которая, разумеется, без точной выучки
не может быть воспитана, так же как совершенная
техника движения без соответствующей
культуры. Манера движения – это
пластическое средство выражения индивидуальности
танцовщика, это свое, а не чужое исполнительское
творчество, это искусство подлинное,
а не подражание даже самому любимому
и знаменитому артисту.
В основном эти навыки приобретают
в процессе учебной работы. Поэтому она
играет такую важную роль в любом танцевальном
коллективе.
Цель и задача учебной работы
общие - овладение танцевальным мастерством,
танцевальной техникой. Без танцевальной
техники не может быть творческого роста.
Одна из задач учебно-тренировочной
работы – правильная постановка корпуса,
ног, рук и головы. Развитие и укрепление
суставно-связочного аппарата, развитие
силы и ловкости, выработка эластичности
мышц - овладение танцевальной техникой.
[6; 24]
Содержание и глубина хореографического
произведения могут быть верно, и полно
раскрыты только с помощью точной исполнительской
техники танца. Точность - это не простой
профессиональный педантизм, не шаблон,
не самоцель, а, прежде всего живое, поэтически
вдохновенное чувство танца, которое определяет
зрелость и совершенство исполнительского
мастерства.
Точность позволяет танцовщику
обрести не только пластическую стройность,
отчетливую фразировку движения, уверенность
в своих силах, но и творческую активность.
Где нет точно отработанной техники танца,
там не может быть искусства. И никакой
высокохудожественный идейный замысел,
и увлекательный сюжет не могут заменить
собой точность исполнительской техники.
Двигаться легко, свободно,
без лишних физических усилий - значит
уметь скрывать от зрителя все трудности
своего мастерства, всю ту огромную затрату
сил и энергии, которая происходит при
этом. Малейшая стесненность в движении
(головы, корпуса, рук и ног), недостаток
физических сил, энергии и воли затрудняют,
отяжеляют действия танцовщика, не дают
ему возможности проявить всю полноту
своего дарования. [6; 68]
Однако легкость движения в
технике танца не просто «изящная невесомость»
или показной оптимизм, это, прежде всего
средство актерской выразительности,
которое может быть использовано во всем
своем пластическом многообразии. Легкость
дает, приподнято- стройную. Как бы «окрыленную»
пластику танцевального мастерства, особенно
при выполнении поз, вращений и т.п.
В учебной работе легкость утверждается
на основе гибкости, устойчивости, точности
движения и безупречной музыкальности.
Исполнение танцевальных па, должно быть
во всем достаточно сильным, четким, решительным,
увеличенным и разнообразным по своему
характеру, но всегда легким, а не затрудненным
и тем более тяжеловесным.
Не только легкость, но и мягкость
движения является обязательным исполнительским
элементом танца. Она предусматривает
строгий, волевой и мужественный, а не
слащаво-расслабленный характер движения.
Расширяя диапазон движения, мягкость
пластику танца слитностью, открывает
возможности глубины, теплоты и тонкости
выразительных средств. Жесткий, угловатый
и «холодный» характер движения неприемлем,
он ограничен и лишен разнообразия оттенков
эмоциональной выразительности.
Танцевальный образ может отличаться
лиризмом или, напротив, острой характерностью,
предельным «накалом чувств», сильными,
темпераментными, героическими и властными
интонациями, но техника движения должна
сохранять свою мягкость. [8; 178]
Упражнения классической системы
обучения дают наилучшие результаты, поэтому
классическая система составляет основу
учебой работы не только в профессиональных
училищах, но и самодеятельных коллективах.
Выдающимся, самым известным
в мире и подлинно научным учебником является
книга профессора А. Я. Вагановой «Основы
классического танца» (1934 г.). Знаменательно
признание великого педагога к третьему
изданию ее труда: «Работая над своим методом
преподавания, я пыталась зафиксировать
основы науки танца, свои достижения, все
то, что дал мне многолетний опыт танцовщицы
и педагога».
Очевидно, что в книге А. Я. Вагановой
обобщен не только, ее личный опыт, но и
достижения ее учителей - X. Иогансона,
Н. Легата, О. Преображенской, а через них
- открытия К. Блазиса, Л. Адиса и их предшественников.
[7; 59]
В мудрых правилах школы классического
танца сконденсирован огромный, многовековой
опыт исполнителей и педагогов: как эмпирический,
наглядно передающийся и по сей день из
поколения в поколение, так и зафиксированный
в учебниках. И как показывают современные
исследования, он вполне согласуется с
биомеханическим анализом элементов «классики».
Тем самым понятие «Наука классического
танца» обретает уже не метафорический,
а реальный смысл. [27; 14]
- Понятие экзерсиса, его виды