Понятие классического танца. Эстетические и технические требования к исполнительской культуре танца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 15:00, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление влияния классического танца на формирование исполнительской культуры учащихся 1 класса.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить педагогическую и методическую литературу по данному вопросу.
Разработать серию уроков ритмики с применением классического танца.

Файлы: 1 файл

вчерашняя работа диплом.docx

— 138.76 Кб (Скачать файл)

Обучение классическому танцу начинается с экзерсиса, так как он  является основой.

Экзерсис — (франц. exercice, от exercer упражнять, развивать путём упражнений), комплекс тренировочных упражнений в балете, способствующих развитию мышц, связок, воспитанию координации движений у танцовщика. [3;568]

В экзерсисе развивается разносторонне мускулатура ног, их выворотность, шаг и плие; постановка корпуса, рук и головы; координация движений. В результате систематических занятий фигура приобретает подтянутость, вырабатывается устойчивость; будущий исполнитель приучается к правильному распределению тяжести тела на двух и на одной ноге.

Экзерсис начинается у станка, затем, по мере усвоения движений, переносится на середину зала. [21; 18]

 

Экзерсис у станка

В первом классе экзерсис у станка исполняется на всей ступне; стоя к нему лицом, держась двумя руками. Затем постепенно переходят к исполнению тех же упражнений, держась одной рукой за станок. Все упражнения исполняются поочередно с правой, затем с левой ноги.

Первое упражнение — plie во всех позициях. В этом упражнении участвуют корпус, руки и голова; мышцы и связки ног растягиваются и сокращаются в спокойных медленных движениях. Тело танцовщика подготавливается к более сложным движениям («разогревается»), и поэтому рационально начинать урок с приседаний.

Второе упражнение — battements tendus, соединенные с battements jetes,— в котором приобретаются постановка ног, выворотность, активно вводятся в работу все группы малых и больших мышц. Это основные движения, тренирующие и вырабатывающие силу ног.

Battements tendus jetes органически связаны с battements tendus, поэтому исполняются непосредственно за ними. Темп исполнения, по сравнению с battements tendus, ускоряется в два раза.

Третье упражнение — ronds de jambe par terre (в средних и старших классах соединяются с большими ronds de jambe jete).

Grand rond de jambe jete — это усложненное продолжение rond de jambe par terre, исполняемое энергичным броском ноги на 90°. 

В заключение комбинаций ronds de jambe исполняются port de bras, подготавливающие корпус и руки для следующих упражнений, где их участие становится шире и активнее, так как движения усложняются, вводятся tours и повороты.

Четвертое упражнение — battements fondus. Это первое движение, в котором опорная нога поднимается на полупальцы, подготавливаясь к дальнейшей, более усиленной работе.

К battements fondus присоединяются frappes и doubles frappes, которые исполняются резко и энергично. Это приучает мышцы и сухожилия быстро (контрастно) переключаться с мягких, плавных движений на резкие (стаккато).

Пятое упражнение — ronds de jambe en l`air, разрабатывающие подвижность коленного сустава и придающие его связкам силу и эластичность.

Ronds de jambe en 1'air —круговые движения ноги в воздухе на высоте 45° — могут комбинироваться с tours sur le cou-de-pied и petits battements sur le cou-de-pied. Здесь также происходит переключение работы мышц и связок. Рекомендуется исполнять ronds de jambe en 1'air и на 90°; оно вырабатывает силу бедра и подготавливает ногу к длительной работе (с выворотным бедром) на этой высоте.

Шестое упражнение — petits battements sur le cou-de-pied — вырабатывает быстрое, свободное владение нижней частью ноги (от колена до носка) при выворотном и неподвижном положении верхней части.

Восьмое упражнение, завершающее экзерсис, — grands battements jete (большие батманы).

Структура и содержание экзерсиса на середине зала

В первом классе экзерсис на середине зала идет в строго последовательном программном порядке и исполняется полностью. Основными движениями экзерсиса на середине зала, которые должны исполняться ежедневно, можно считать battements tendus, jetes, fondus и большие battements. Rond de jambe par terre, rond de jambe en 1'air, battements frappes, doubles frappes и petits battements sur le cou-de-pied могут комбинироваться с основными движениями.

Adagio.Танцевальную фразу, состоящую из различных видов developpe, медленных поворотов в позах (tours lent), port de bras, всевозможных renverse, grand fouette, tours sur le cou-de-pied и tours в больших позах, принято называть adagio.

Движения adagio изучаются постепенно. В младших классах adagio состоит из простейших форм releve lent на 90°, developpe, port de bras, исполняемых в медленном темпе и на всей ступне.

Allegro. Прыжки — самая трудная часть урока. Все, что вырабатывается экзерсисом и adagio, непосредственно связано с прыжками и во многом способствует их развитию. Но особенное внимание следует уделять самим прыжкам.

В первом классе, прежде чем приступить к изучению прыжков, прорабатывается экзерсис, в котором, как говорилось выше, приобретается постановка корпуса, выворотность ног, эластичность приседания и т. д., после чего начинается работа над прыжками.

Лицом к палке разучиваются прыжки на I, II и V позициях (temps leve). Далее следуют changement de pieds, echappe, assemble и jete и т. д. Каждый новый прыжок изучается лицом к палке не более двух недель, затем он исполняется на середине зала.

Уроки классического танца требуют специальной обуви, в которой было бы легко и удобно танцевать. Обувь для занятия классическим экзерсисом нужна мягкая на тканевой основе, для того чтобы лучше «почувствовать» стопу, что способствует полному натяжению и развитию стопы.

Навыки, приобретаемые учащимися в экзерсисе, должны поддерживаться ежедневной тренировкой, основанной на строгих методических правилах.

Нагрузку в течение урока следует распределять равномерно во всех упражнениях. Если преподаватель находит необходимым увеличить количество повторений какого-либо движения, то следующее упражнение следует сократить, так как всякая физическая перегрузка вредна: она приводит к расслаблению мышечной системы и связок, в результате чего легко повреждаются ноги.

Последовательность экзерсиса не должна быть случайной. В зависимости от степени трудности, следует учитывать полезное и логичное сочетание движений, не соединяя их в комбинации только ради рисунка упражнения.

В результате ежедневной тренировки фигура приобретает подтянутость, вырабатывается устойчивость; будущий исполнитель приучается к правильному распределению тяжести тела на двух и на одной ноге.

Движения в экзерсисе у станка классического танца включают:

1) приседание;

2) батманы;

3) круговращения ног.

Приседание. Plie – общепринятое французское название для движения ног, которое по-русски обозначается словом «приседание».

Plie исполняется на пяти позициях; сначала оно делается в половинном размере - demi-plie, а затем переходят на большое приседание или grand-plie.

В этом упражнении участвуют корпус, руки и голова; мышцы и связки ног растягиваются и сокращаются в спокойных медленных движениях. Тело танцовщика подготавливается к более сложным движениям («разогревается»), и поэтому рационально начинать урок с приседаний.

Полуприседание - demi plie и глубокое, большое приседание - grand plie развивают ахиловое сухожилие, коленные и голеностопные связки, эластичность и крепость ног. В приседаниях, особенно глубоких, активно участвует спина, где она сохраняет прямое (вертикальное) положение, что способствует развитию и укреплению мышц поясницы.

Полуприседание (demi plie) является неотлучным спутником прыжков: эластичным и сдержанным полуприседанием начинается и заканчивается любой прыжок, поэтому ему следует уделять особое внимание не только в позициях, но и в различных комбинациях движений.

Батманы. Слово battement (батман) обозначает в танцевальной терминологии отведение и приведение ноги. В классическом танце это отведение и приведение вылилось в многообразные формы.

Battements tendus – это батман основа всего танца. Он найден так гениально, что, кажется, его создатель проник в самую суть строения и функций связочного аппарата ноги.

«Чтобы разогреть ноги перед танцем», как обычно говорят, принято делать battements tendus. Но ноги не только разогреваются этим движением, они приводятся в состояние полной «воспитанности» для предстоящей им деятельности.

Double battements tendus (battements tendus pour le pied) является разновидностью battement tendu. Исполняется с опусканием пятки на пол во II позиции (реже в IV позиции). Double battement tendu может быть исполнен с однократным, двукратным, трехкратным и более опусканием пятки на пол. Исполнение doubles battements tendus, особенно с многократным опусканием пятки, способствует развитию ступни, укрепляет связки, вырабатывает упругость ахиллова сухожилия, подъема и пальцев.

Battements tendus jete – движение ноги вперед, в сторону и назад из I и из V позиций с броском на высоту 45°. Battements tendus jetes органически связаны с battements tendus, поэтому исполняются непосредственно за ними. Темп исполнения, по сравнению с battements tendus, ускоряется в два раза..

Французское обозначение этого батмана - jete (брошенный) - передает характер его движения. Этот батман имеет громадное воспитательное значение, и его необходимо исполнять очень точно, следя за выполнением правил. Бросок и возвращение вытянутой ноги происходят равномерно, без акцента. В заключение движения акцент приходится на момент возвращения работающей ноги к опорной, после энергичного и резкого броска.

Battements frappe и doubles frappes, которые исполняются резко и энергично. Это приучает мышцы и сухожилия быстро (контрастно) переключаться с мягких, плавных движений на резкие (стаккато).

Вырабатывает быстрое, свободное сгибание нижней части ноги (от колена до носка) на sur le cou-de-pied и разгибание ее. Выполняется при выворотном и неподвижном бедре.

Petit battement sur le cou de pied—движение развивает подвижность колена и голеностопа. Состоит из быстрого и четкого чередования положения sur le cou de pied впереди и сзади.

Battement battu—движение завершает группу ударных battements. развивает подвижность колена, низа ноги при неподвижном бедре.

Battements fondu-вырабатывают мягкость приседания и эластичность, необходимые в прыжках. Эти движения можно сравнить с растяжением и сдержанным сокращением тугой резиновой ленты.

Battement fondu (тающий, текучий) – сложное движение, состоящее из сгибания работающей ноги в условное положение sur le cou-de-pied при одновременном demi plie на опорной и открывания работающей ноги в любом направлении при одновременном выпрямлении опорной из demi plies.

Battements developpes-это самое трудное движение экзерсиса; оно исполняется на 90° и выше и требует всесторонней подготовки.

Developpes развивают шаг и силу бедра, что помогает удерживать ногу на предельной высоте. [1; 18]

Developpes подготавливают тело к сложным adagio на середине зала, а также к прыжкам, где сила бедер необходима при толчке от пола и мягкого полуприседания после прыжка.

Grand battements jete—это большие battements, исполняемые из I и V позиций в направлении вперед, в сторону и назад с броском ноги на 90° и выше.

Они развивают шаг значительно активнее, чем developpes: большой, энергичный бросок ноги способствует развитию внутренних бедренных мышц и сухожилий, усиливает работу тазобедренного сустава, что является главным в развитии шага.

Grand battement jete pointe—является дополняющим упражнением к grand battements jete. Это легкое касание ногой (вытянутой в колене и подъеме) земли в крайней точки battements tendus, после нога снова поднимается и продолжает движение, лишь при последнем движении возвращается в V позицию.

Ускорение темпа развивает быстроту броска ноги на большую высоту.

Grand battement jete (мягкое)-это большие мягкие battements; они исполняются из V позиции в V в направлении вперед, в сторону и назад на 90°. Работающая нога выбрасывается наверх посредством developpe. Несмотря на энергичный бросок, прием developpe придает движению мягкость, которая и определяет характер исполнения этих battements.

Grand battement jete balance. Battements balances (качающиеся) исполняются в направлении вперед и назад на 90° через I позицию. В сторону их делают только на середине зала по I или V позиции попеременно одной и другой ногой.

Круговращения ног. Rond de jambe par terre-описать круг носком работающей ноги по полу в направлениях en dehors и en dedans. Круговращательные движения тазобедренного сустава укрепляет его и разрабатывает выворотность. [1; 32]

Rond de jambe en l'air—круговые движения ноги в воздухе на высоте 45° и 90. Разрабатывает подвижность коленного сустава и придающие его связкам силу и эластичность.

Информация о работе Понятие классического танца. Эстетические и технические требования к исполнительской культуре танца