Обучение классическому танцу
начинается с экзерсиса, так как он
является основой.
Экзерсис —
(франц. exercice, от exercer упражнять, развивать
путём упражнений), комплекс тренировочных
упражнений в балете, способствующих развитию
мышц, связок, воспитанию координации
движений у танцовщика. [3;568]
В экзерсисе развивается разносторонне
мускулатура ног, их выворотность, шаг
и плие; постановка корпуса, рук и головы;
координация движений. В результате систематических
занятий фигура приобретает подтянутость,
вырабатывается устойчивость; будущий
исполнитель приучается к правильному
распределению тяжести тела на двух и
на одной ноге.
Экзерсис начинается у станка, затем,
по мере усвоения движений, переносится
на середину зала. [21; 18]
Экзерсис у станка
В первом классе экзерсис у станка исполняется
на всей ступне; стоя к нему лицом, держась
двумя руками. Затем постепенно переходят
к исполнению тех же упражнений, держась
одной рукой за станок. Все упражнения
исполняются поочередно с правой, затем
с левой ноги.
Первое упражнение — plie во всех позициях.
В этом упражнении участвуют корпус, руки
и голова; мышцы и связки ног растягиваются
и сокращаются в спокойных медленных движениях.
Тело танцовщика подготавливается к более
сложным движениям («разогревается»),
и поэтому рационально начинать урок с
приседаний.
Второе упражнение — battements tendus, соединенные
с battements jetes,— в котором приобретаются
постановка ног, выворотность, активно
вводятся в работу все группы малых и больших
мышц. Это основные движения, тренирующие
и вырабатывающие силу ног.
Battements tendus jetes органически связаны с battements
tendus, поэтому исполняются непосредственно
за ними. Темп исполнения, по сравнению
с battements tendus, ускоряется в два раза.
Третье упражнение — ronds de jambe par terre (в
средних и старших классах соединяются
с большими ronds de jambe jete).
Grand rond de jambe jete — это усложненное продолжение
rond de jambe par terre, исполняемое энергичным
броском ноги на 90°.
В заключение комбинаций ronds de jambe исполняются
port de bras, подготавливающие корпус и руки
для следующих упражнений, где их участие
становится шире и активнее, так как движения
усложняются, вводятся tours и повороты.
Четвертое упражнение — battements fondus. Это
первое движение, в котором опорная нога
поднимается на полупальцы, подготавливаясь
к дальнейшей, более усиленной работе.
К battements fondus присоединяются frappes и doubles
frappes, которые исполняются резко и энергично.
Это приучает мышцы и сухожилия быстро
(контрастно) переключаться с мягких, плавных
движений на резкие (стаккато).
Пятое упражнение — ronds de jambe en l`air, разрабатывающие
подвижность коленного сустава и придающие
его связкам силу и эластичность.
Ronds de jambe en 1'air —круговые движения ноги
в воздухе на высоте 45° — могут комбинироваться
с tours sur le cou-de-pied и petits battements sur le cou-de-pied.
Здесь также происходит переключение
работы мышц и связок. Рекомендуется исполнять
ronds de jambe en 1'air и на 90°; оно вырабатывает
силу бедра и подготавливает ногу к длительной
работе (с выворотным бедром) на этой высоте.
Шестое упражнение — petits battements sur le cou-de-pied
— вырабатывает быстрое, свободное владение
нижней частью ноги (от колена до носка)
при выворотном и неподвижном положении
верхней части.
Восьмое упражнение, завершающее экзерсис,
— grands battements jete (большие батманы).
Структура и содержание
экзерсиса на середине зала
В первом классе экзерсис на середине
зала идет в строго последовательном программном
порядке и исполняется полностью. Основными
движениями экзерсиса на середине зала,
которые должны исполняться ежедневно,
можно считать battements tendus, jetes, fondus и большие
battements. Rond de jambe par terre, rond de jambe en 1'air, battements
frappes, doubles frappes и petits battements sur le cou-de-pied могут
комбинироваться с основными движениями.
Adagio.Танцевальную фразу, состоящую из
различных видов developpe, медленных поворотов
в позах (tours lent), port de bras, всевозможных renverse,
grand fouette, tours sur le cou-de-pied и tours в больших позах,
принято называть adagio.
Движения adagio изучаются постепенно. В
младших классах adagio состоит из простейших
форм releve lent на 90°, developpe, port de bras, исполняемых
в медленном темпе и на всей ступне.
Allegro. Прыжки — самая трудная часть урока.
Все, что вырабатывается экзерсисом и
adagio, непосредственно связано с прыжками
и во многом способствует их развитию.
Но особенное внимание следует уделять
самим прыжкам.
В первом классе, прежде чем приступить
к изучению прыжков, прорабатывается экзерсис,
в котором, как говорилось выше, приобретается
постановка корпуса, выворотность ног,
эластичность приседания и т. д., после
чего начинается работа над прыжками.
Лицом к палке разучиваются прыжки на
I, II и V позициях (temps leve). Далее следуют
changement de pieds, echappe, assemble и jete и т. д. Каждый
новый прыжок изучается лицом к палке
не более двух недель, затем он исполняется
на середине зала.
Уроки классического танца
требуют специальной обуви, в которой
было бы легко и удобно танцевать. Обувь
для занятия классическим экзерсисом
нужна мягкая на тканевой основе, для того
чтобы лучше «почувствовать» стопу, что
способствует полному натяжению и развитию
стопы.
Навыки, приобретаемые учащимися
в экзерсисе, должны поддерживаться ежедневной
тренировкой, основанной на строгих методических
правилах.
Нагрузку в течение урока следует
распределять равномерно во всех упражнениях.
Если преподаватель находит необходимым
увеличить количество повторений какого-либо
движения, то следующее упражнение следует
сократить, так как всякая физическая
перегрузка вредна: она приводит к расслаблению
мышечной системы и связок, в результате
чего легко повреждаются ноги.
Последовательность экзерсиса
не должна быть случайной. В зависимости
от степени трудности, следует учитывать
полезное и логичное сочетание движений,
не соединяя их в комбинации только ради
рисунка упражнения.
В результате ежедневной тренировки
фигура приобретает подтянутость, вырабатывается
устойчивость; будущий исполнитель приучается
к правильному распределению тяжести
тела на двух и на одной ноге.
Движения в экзерсисе у станка
классического танца включают:
1) приседание;
2) батманы;
3) круговращения ног.
Приседание. Plie – общепринятое
французское название для движения ног,
которое по-русски обозначается словом
«приседание».
Plie исполняется на пяти позициях;
сначала оно делается в половинном размере
- demi-plie, а затем переходят на большое приседание
или grand-plie.
В этом упражнении участвуют
корпус, руки и голова; мышцы и связки ног
растягиваются и сокращаются в спокойных
медленных движениях. Тело танцовщика
подготавливается к более сложным движениям
(«разогревается»), и поэтому рационально
начинать урок с приседаний.
Полуприседание - demi plie и глубокое,
большое приседание - grand plie развивают
ахиловое сухожилие, коленные и голеностопные
связки, эластичность и крепость ног. В
приседаниях, особенно глубоких, активно
участвует спина, где она сохраняет прямое
(вертикальное) положение, что способствует
развитию и укреплению мышц поясницы.
Полуприседание (demi plie) является
неотлучным спутником прыжков: эластичным
и сдержанным полуприседанием начинается
и заканчивается любой прыжок, поэтому
ему следует уделять особое внимание не
только в позициях, но и в различных комбинациях
движений.
Батманы. Слово battement (батман)
обозначает в танцевальной терминологии
отведение и приведение ноги. В классическом
танце это отведение и приведение вылилось
в многообразные формы.
Battements tendus – это батман основа
всего танца. Он найден так гениально,
что, кажется, его создатель проник в самую
суть строения и функций связочного аппарата
ноги.
«Чтобы разогреть ноги перед
танцем», как обычно говорят, принято делать
battements tendus. Но ноги не только разогреваются
этим движением, они приводятся в состояние
полной «воспитанности» для предстоящей
им деятельности.
Double battements tendus (battements tendus pour
le pied) является разновидностью battement tendu.
Исполняется с опусканием пятки на пол
во II позиции (реже в IV позиции). Double battement
tendu может быть исполнен с однократным,
двукратным, трехкратным и более опусканием
пятки на пол. Исполнение doubles battements tendus,
особенно с многократным опусканием пятки,
способствует развитию ступни, укрепляет
связки, вырабатывает упругость ахиллова
сухожилия, подъема и пальцев.
Battements tendus jete – движение ноги
вперед, в сторону и назад из I и из V позиций
с броском на высоту 45°. Battements tendus jetes органически
связаны с battements tendus, поэтому исполняются
непосредственно за ними. Темп исполнения,
по сравнению с battements tendus, ускоряется в
два раза..
Французское обозначение этого
батмана - jete (брошенный) - передает характер
его движения. Этот батман имеет громадное
воспитательное значение, и его необходимо
исполнять очень точно, следя за выполнением
правил. Бросок и возвращение вытянутой
ноги происходят равномерно, без акцента.
В заключение движения акцент приходится
на момент возвращения работающей ноги
к опорной, после энергичного и резкого
броска.
Battements frappe и doubles frappes, которые
исполняются резко и энергично. Это приучает
мышцы и сухожилия быстро (контрастно)
переключаться с мягких, плавных движений
на резкие (стаккато).
Вырабатывает быстрое, свободное
сгибание нижней части ноги (от колена
до носка) на sur le cou-de-pied и разгибание ее.
Выполняется при выворотном и неподвижном
бедре.
Petit battement sur le cou de pied—движение
развивает подвижность колена и голеностопа.
Состоит из быстрого и четкого чередования
положения sur le cou de pied впереди и сзади.
Battement battu—движение завершает
группу ударных battements. развивает подвижность
колена, низа ноги при неподвижном бедре.
Battements fondu-вырабатывают мягкость
приседания и эластичность, необходимые
в прыжках. Эти движения можно сравнить
с растяжением и сдержанным сокращением
тугой резиновой ленты.
Battement fondu (тающий, текучий) –
сложное движение, состоящее из сгибания
работающей ноги в условное положение
sur le cou-de-pied при одновременном demi plie на
опорной и открывания работающей ноги
в любом направлении при одновременном
выпрямлении опорной из demi plies.
Battements developpes-это самое трудное
движение экзерсиса; оно исполняется на
90° и выше и требует всесторонней подготовки.
Developpes развивают шаг и силу бедра, что
помогает удерживать ногу на предельной
высоте. [1; 18]
Developpes подготавливают тело
к сложным adagio на середине зала, а также
к прыжкам, где сила бедер необходима при
толчке от пола и мягкого полуприседания
после прыжка.
Grand battements jete—это большие battements,
исполняемые из I и V позиций в направлении
вперед, в сторону и назад с броском ноги
на 90° и выше.
Они развивают шаг значительно
активнее, чем developpes: большой, энергичный
бросок ноги способствует развитию внутренних
бедренных мышц и сухожилий, усиливает
работу тазобедренного сустава, что является
главным в развитии шага.
Grand battement jete pointe—является дополняющим
упражнением к grand battements jete. Это легкое
касание ногой (вытянутой в колене и подъеме)
земли в крайней точки battements tendus, после
нога снова поднимается и продолжает движение,
лишь при последнем движении возвращается
в V позицию.
Ускорение темпа развивает
быстроту броска ноги на большую высоту.
Grand battement jete (мягкое)-это большие
мягкие battements; они исполняются из V позиции
в V в направлении вперед, в сторону и назад
на 90°. Работающая нога выбрасывается
наверх посредством developpe. Несмотря на
энергичный бросок, прием developpe придает
движению мягкость, которая и определяет
характер исполнения этих battements.
Grand battement jete balance. Battements balances
(качающиеся) исполняются в направлении
вперед и назад на 90° через I позицию. В
сторону их делают только на середине
зала по I или V позиции попеременно одной
и другой ногой.
Круговращения ног. Rond de jambe par terre-описать
круг носком работающей ноги по полу в
направлениях en dehors и en dedans. Круговращательные
движения тазобедренного сустава укрепляет
его и разрабатывает выворотность. [1; 32]
Rond de jambe en l'air—круговые движения
ноги в воздухе на высоте 45° и 90. Разрабатывает
подвижность коленного сустава и придающие
его связкам силу и эластичность.