Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 21:09, курсовая работа
Актуальность исследования. Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.
Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы развития композиционных навыков у учащихся средствами тематического рисования…….…………………………………………………………………5
Исторические аспекты тематического рисования …………….5
Понятия и функциональные особенности тематического рисования…………………………………………………………9
Глава II. Экспериментальное исследование по выявление уровня сформированности навыков учащихся для успешной работы над тематической композицией…………………………………………………13
Уровень сформированности композиционных знаний и навыков у учащихся ……………………………………………………………………14
Организация учебной деятельности с учащимися среднего звена, направленной на развитие композиционных навыков……………………………………………………….......16
Заключение…………………………………………………………………..…18
Литература………………………………………………
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Курсовая работа
по теории и методике преподавания
изобразительного искусства
Примеры развития композиционных навыков у учащихся 7 класса средствами тематического рисования
Автор: Казьмина Яна,
студент 4 курса ХГФ, 401 гр
Руководитель: Зымалева Л.В
ассистент кафедры теории и методики преподавания изо
Москва
2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы
развития композиционных навыков у учащихся
средствами тематического рисования…….………………………………………………
Глава II. Экспериментальное
исследование по выявление уровня сформированности
навыков учащихся для успешной работы
над тематической композицией…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложения ……………………………………………………………………21
Введение
Художественное образование призвано вовлечь каждого школьника в эстетическое освоение и созидание жизненных ценностей. Обучение школьников изобразительному искусству развивает познавательный и эстетический потенциал личности, помогает освоить категории эстетики, раскрыть значение и функции эстетического сознания, стимулировать его формирование как основы эстетической деятельности и культуры личности, помогает школьникам в самостоятельном творческом освоении эстетики жизни и культуры, приобщает учащихся к широкому использованию эстетического опыта человечества в искусстве и жизни. Эстетика труда и природы, духовного мира человека, его внешнего облика, быта, спорта, художественного творчества- все осваивается учащимися на занятиях изобразительным искусством. Результат этого освоения, рефлексия ребенка, наиболее полно отражается на уроках композиционно тематического рисования. В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д.
Актуальность исследования. Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.
Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Характерная особенность искусства - отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Душа ребенка предрасположена к восприятию прекрасного, ребенок способен тонко чувствовать живопись.
Произведения живописи, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту. Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира. Средствами живописи воссоздается реальный мир с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом.
Изобразительная деятельность школьников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.
Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.
Объектом исследования: процесс работы над тематической композицией учащимися седьмого класса.
Предмет исследования: формы и методы композиционно тематического рисования в среднем звене общеобразовательной школы. Развитие композиционных навыков у учащихся седьмого класса.
Цель: разработать структуру педагогических условий направленную на развитие композиционных навыков и умений в работе над тематической композицией учащихся среднего звена.
Гипотеза: Развитие композиционных навыков у учащихся среднего звена на уроках изобразительного искусства будет более эффективным, если будут созданы следующие условия:
- обеспечить
направленность художественно-
-разработать методические пособия, направленных на развитие композиционных навыков у учащихся среднего звена
Задачи
Раскрыть теоретические основы композиции, изучить ее основные законы и принципы.
Раскрыть особенности работы по созданию тематической композиции.
Провести опытно-экспериментальную работу, ориентированную на развитие и формирование композиционных навыков в процессе тематического рисования учащимися 7 класса общеобразовательной школы.
Организация учебной деятельности с учащимися среднего звена
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА СРЕДСТВАМИ ТЕМАТИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ
1.1 ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕМАТИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ
Господствовавшие в различные эпохи направления в искусстве оказывали существенное воздействие на характер преподавания таких учебных дисциплин, как рисунок, живопись, композиция в художественных школах, и на рисование — в общеобразовательных. Поэтому, прежде чем начать разговор о композиции как учебном предмете в системе художественного образования в нашей стране, необходимо познакомиться с достижениями предшествующих поколений в этой области, а также с методами обучения композиции и их влиянием на развитие изобразительного искусства. Изучение истории развития композиции в изобразительном искусстве и методов ее преподавания позволяет увидеть определенные этапы становления композиции в разные социальные эпохи, открытие конкретных объективных закономерностей и технических приемов, накопленных предшествующими поколениями мастеров.
Композиционные формы и
С течением времени, от эпохи к эпохе, изобразительное искусство совершенствовалось как с точки зрения чисто технической (улучшался инструментарий, технология изготовленных материалов и т. д.), так и с точки зрения художественных средств.
У первобытных художников, несмотря
на их острую наблюдательность,
чувство композиции было
В древнем египетском
Художники древнего мира
В живописи Древней Греции появляются произведения с четко выраженным композиционно-сюжетным центром. Пример тому — помпейская фреска «Ахилл среди дочерей Ликомеда». Головы Ахилла и Одиссея расположены как бы вверху пирамиды, что образует в целом пирамидальный строй композиции. Кроме того, сюжетно-композиционный центр подчеркивается наиболее яркими пятнами (красный щит и сочно написанные лица Ахилла и Одиссея).
В период средневековья
Однако даже в нормативных
рамках средневековья
Большое значение в
В период позднего
До эпохи Возрождения мы не
имеем каких-либо
В художественной практике периода Высокого Возрождения были достигнуты большие успехи в композиции, так как искусство развивалось в тесной взаимосвязи с теорией, с попытками научного обоснования правил и закономерностей в различных видах искусства.
Если средневековый художник
интуитивно располагал
Иллюзорно-пространственное
Художники эпохи Возрождения придавали большое значение показу движения жизни, «изобретению» композиции, имея в виду оригинальное решение сюжета. По мнению Альберти, вся прелесть композиции исторической картины заключается в «изобретении», потому что оно «само по себе… доставляет удовольствие».