Примеры развития композиционных навыков у учащихся 7 класса средствами тематического рисования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.
Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы развития композиционных навыков у учащихся средствами тематического рисования…….…………………………………………………………………5
Исторические аспекты тематического рисования …………….5
Понятия и функциональные особенности тематического рисования…………………………………………………………9
Глава II. Экспериментальное исследование по выявление уровня сформированности навыков учащихся для успешной работы над тематической композицией…………………………………………………13
Уровень сформированности композиционных знаний и навыков у учащихся ……………………………………………………………………14
Организация учебной деятельности с учащимися среднего звена, направленной на развитие композиционных навыков……………………………………………………….......16


Заключение…………………………………………………………………..…18
Литература………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая Казьмина (Автосохраненный).docx

— 912.44 Кб (Скачать файл)

Выразительность художественного образа:

На сколько оригинальна данная композиция, целостность образа персонажей или объектов изображения, оригинальность, авторская позиция, передача пространства в рисунке, отношения форм и величин.

Техника исполнения:

Применение выразительных средств живописного решения композиции: цвет, контраст, форма, способы наложения краски и т.д.

Характеристика: в работах не чувствуется передача настроения, рисунки стереотипные, нет движения и пространства.

Учащиеся слабо владеют изобразительными умениями и навыками. Мотивация и познавательная деятельность учащихся низкая. Качество технических приемов живописи неудовлетворительно.

 

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что умения и навыки у учащихся в работе над композицией тематического рисунка находится больше на низком уровне. Необходимо разработать и применить уроки на развитие композиционных умений и навыков учащихся.

 

2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С УЧАЩИМИСЯ СЕДЬМОГО КЛАССА, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ

 

 

Данный параграф направлен на проведения формирующего эксперимента посредством уроков направленных на формирование навыков у учащихся по теме «Композиция».

Для успешной реализации уроков изобразительного рисунка необходимо создать определенные педагогические условия:

- развитие  интереса к изобразительному  искусству;

- использования  тематических бесед и искусствоведческих  лекций;

- использование  на уроках технических средств  обучения и специальных наглядных  пособий.

 В связи с этим были  разработаны уроки, направленные  на формирование умений и навыков  у учащихся 7 класса.

Формирующий эксперимент состоит из 2 уроков:

- Первый  урок (см. прил. 3) состоит из 2 частей, первая часть (теоретическая) изучение  нового материала по теме «Композиция», вторая часть (практическая) создание  композиции на тему «Дом моей  мечты».

- Второй  урок (см. прил. 4) также состоит из 2 частей, закрепление теоретического материала прошлого урока и продолжение практической работы по теме «Дом моей мечты».

Так же во время констатирующего эксперимента была замечена проблема с построением перспективы, в связи с этим во время первого урока были созданы методические пособия по теме «перспектива» направленные на освоение и правильное понимания перспективного построения.

 

Во время проведения практической части формирующего эксперимента, были созданы методические и наглядные пособия для формирование композиционных навыков обеспечивающие творческую деятельность на освоение умений и навыков в практической работе над тематической композицией. Учащиеся должны научится передавать идею будущей композиции.

Такие уроки помогают развивать представление о графических приемах, правилах, средствах и направлена на развитие навыков у учащихся седьмого класса по теме «композиция».

Проведение данных уроков на практике закрепляет понимание целостности композиции, выявление сюжета в композиционной плоскости (главное, второстепенное, фигура, фон)

 

На основе формирующего эксперимента можно сделать анализ эффективности созданных педагогических условий, обеспечивающих направленность художественно-творческой деятельности учащихся на развитие навыков в процессе работы над тематической композицией и применение разработанных методических пособий.

Исходя из полученных результатов, выяснилось, что учащиеся седьмого класса, где проводился формирующий эксперимент, показали лучших результат, после разработанных методических пособий. Так же в классе появилось несколько учеников, показавший высокий уровень навыков при работе над тематической композицией, в классе уменьшилось количество удовлетворительных оценок, большая часть учеников получила положительные оценки.

Данный эксперимент показал эффективность разработанных уроков направленных на развитие композиционных навыков. Учащиеся 7 класса на достаточном уровне усвоили предложенный материал. Анализ работ свидетельствует о развитии композиционных навыков у учащихся в процессе работы над тематической композицией.

 

Обучение учащихся правилам выполнения работ по теме изобразительного искусства «Композиция», так же способствует развитию изобразительных способностей, художественно вкуса, эстетического восприятия, воображения, фантазии, творческой индивидуальности, трудолюбия и аккуратности.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Процесс изучения композиции в изобразительном искусстве предполагает вдумчивый анализ, проявление самостоятельности мышления при обсуждении собственных практических работ и произведений искусства. Ученику необходимо объяснить и отстоять свое собственное представление о художественном образе, используя весь свой жизненный опыт. Работа над тематической композицией – требует использования ассоциативных связей, которые являются одной из ступеней развития воображения и творчества.

В работе необходимо развивать глазомер, чувство пропорциональности, умение сравнивать, выделять главное, обобщать.

Таким образом, работа по тематическому рисованию на уроках изобразительного искусства предстает как эффективное средство для воспитания и развития личности ребенка.

В изобразительном искусстве «Композиция» дает представление об идеалах в различные исторические эпохи; закладываются нравственные основы – уважения, сострадания достойны разные люди: старики и дети, полководцы и крестьяне, ученые и артисты. «Композиция» – это таинственный мир знаков и символов, который открывается любознательному и внимательному зрителю. Изучение работ по тематическому рисованию в изобразительном искусстве дает яркое представление о времени, в котором жил художник, стране, обычаях, вкусах людей, их фантазиях и воображению. Все данные, которые учащиеся могут почерпнуть от знакомства с композицией, расширяют их кругозор, одновременно могут быть использованы как дополнение на уроках истории, литературы, эстетики.

Таким образом, гипотеза о эффективности развития композиционных навыков в процессе работы над тематической композицией у учащихся седьмого класса на уроках изобразительного искусства при создании методических пособия получила достаточно достоверное подтверждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. - М.: Просвещение, 1985. – 564с.

2. Барышников А.П. «Перспектива - М.: Искусство, 1955. – 121с.

3. Беда Г.В. Изобразительные средства. – М.: Просвещение, 1963. – 195с.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1990.- 204с.

5. Зернова Е.С. Будущему художнику об искусстве рисунка: заметки преподавателя. – М.: Просвещение, 1976. – 258с.

6. Королев В.А. Материалы и техника рисунка – М.: Изобразительное искусство, 1983 – 193с.

7. Лихачев Б.Т. Эстетическое воспитание. – М.: Педагогика, 1972. – 212с.

8. Неменский Б.М. Мудрость красоты - М.: Просвещение, 1987. – 254с.

9. Ожегов С.И. Словарь русского языка - М.: Советская энциклопедия, 1973. 846с.

10. Популярная художественная энциклопедия, 2т. – М.: Советская энциклопедия, - 1986.

11. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию - М.: Изобразительное искусство, 1971. – 295с.

12. Соколова М.В. Мировая культура и искусство: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368с.

13. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика преподавания в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 368с.

14. Шорохов Е.В. Композиция, Учебник для студентов художественно- графических факультетов педагогических институтов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1986. – 153с.

15. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. – М.: Просвещение, - 1970.

16. Шорохов Е.В. Основы композиции - М.: Искусство, 1979. – 153с.

17. Шпикалова Т.Я., Некрасова А.М., Покровская Г.А., Бердюг Н.Д. Возращение к истокам. – М., Владос, 2000. – 576с.

18. Юон К.Ф. Об искусстве. – М.: Просвещение, 1959. – 198с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

 

ОПРОС ПО ТЕМЕ «КОМПОЗИЦИЯ»

 

1.Как называют законченное произведение  изобразительного искусства, независимо  от жанра и манеры исполнения?

Варианты ответов:

-композиция

- произведение

- живопись

2. Как называется состояние движения  в картине?

Варианты ответов:

-Равновесие

- статика

- динамика

3. Что такое ритм?

Варианты ответов:

- многофигурная композиция

- многоплановость в композиции

- чередование каких либо элементов

4. Как в живописи называется  предварительный набросок картины?

Варианты ответов:

- пленэр

- эскиз

- этюд

5. Как называется жанр изобразительного  искусства посвященный войне  и военной жизни?

Варианты ответов:

- батальонный

- батальный

- батарейный

6. Как называют композицию, где  правая и левая половины уравновешены?

Варианты ответов:

- симметричная

- асимметричная

- замкнутая

7. Какую композиционную схему  использовал Леонардо да Винчи  при создании картины « Мадонна в кроте»?

Варианты ответов:

- квадрат

- пирамида

- треугольник

8. Как называют основное действие  и главных действующих лиц  в картине?

Варианты ответов:

- композиционный центр

- целостность

- правило золотого сечения

9. Какой прием композиции использовал  В. Васнецов в своей картине

« Богатыри»?

Варианты ответов:

- симметрии

- асимметрии

- ритм

10. Как называют симметричную  композицию?

Варианты ответов:

- уравновешенная

- неуравновешенная

- разбитая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

 

 

Тема урока: Дом моей мечты

Урок № 6

Класс: 7

Тип урока: комбинированный

Вид урока: тематическое рисование

Задачи урока:

  1. Образовательные:
    • Знакомство учащихся с законами композиции
    • Закрепление навыков рисования
  1. Развивающие:
    • Развивать композиционное мышление
    • Развивать творческое воображение
    • Развивать интерес к предмету
  1. Воспитывающие:
    • Воспитывать эстетическое познание
    • Воспитывать аккуратность, собранность
    • Воспитывать любовь к красоте

Средства обучения: 
ТСО: компьютер, проектор

Дидактические материал: наглядные пособия( поэтапный ход работы)

Презентация, репродукции картин, музыка

Материалы для учащихся: краски, бумага, карандаш, ластик, кисточки, баночка для воды

 

Ход урока:

1.Орг.момент

1мин

2.Вступительная беседа

2мин

3.Объяснение нового материала

7мин

4.Упражниение с личным показом

3мин

5.Практическая работа

15мин

6.Выставка.

3мин

7.Общий вывод

3мин

8.Критерии оценок

3мин

9.Орг.завершение

3мин

   
   
   

 

 

Организационный момент 1 мин

Учитель вначале урока устанавливает дисциплину!

У-Здравствуйте ребята, меня зовут Яна Олеговна, сегодняшний урок проведу у вас я! Садитесь.

Вступительная беседа 5 мин

У-Тема нашего урока «дом моей мечты». Чтобы начать практическую работу, мы поговорим о том, без чего ни одно произведение искусства не обходится. Существует множество видов и жанров изобразительного искусства. Живопись, где художник работает цветом. Графика, которая может цветной и чёрно-белой. Скульптура (барельеф). Скульптор работает в объёме. Декоративно-прикладное искусство. Компьютерный художник может вообще не держать в руках кисть. А инструмент фотохудожника – фотоаппарат. Что же их всех объединяет? Как вы думаете, что должен уметь каждый художник, независимо от жанра, в котором он работает?

Мы выяснили:

  • Скульптор может не работать с цветом, а живописец может не лепить.
  • Не каждый художник может создать вазу или рисунок для ткани.
  • Не многие могут создать компьютерную графику.
  • Но каждый художник умеет располагать элементы своей работы на предложенном формате. Другими словами компоновать различные объекты. Чтобы знать, как расположить предметы на бумаге или вазе и т.д. каждый художник должен знать законы и приёмы композиции.

Итак, мы говорим о композиции!

Объяснение нового материала 7 мин

Композиция.

1. Строение (во 2 знач.), соотношение и взаимное расположение частей. К. романа, картины, симфонии, книги.

2. Произведение (скульптурное, живописное, музыкальное, литературное), сложное или неоднородное по своему составу. Скульптурная к. Хореографическая к. Литературно-музыкальная к. Архитектурная к.

3. Теория сочинения музыкальных произведений. Класс композиции.

4. Материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов (напр. железа и бетона, пластика и стекла, металла и неметалла) (спец.). Компоновать ( лат. componere складывать, соединять). Составлять целое из частей. Итак, композиция - составление, сочинение. Какое может быть сочинение? Музыкальное, скульптурное, живописное, архитектурное, литературное и т. п. произведение. Что бы ты не составлял, даже комплекс своей одежды, ты уже сочинитель, композитор, даже в малом.

Для художника, любая его вещь начинается с композиции. Составить и сочинить своё произведение - вот его задача. Вернее сначала сочинить, придумать, обдумать. Это уже ты занялся композицией. Хотя у тебя всё только ещё в голове. Пришла пора составлять…

Ты выбрал бумагу и карандаши, или холст и масло, или компьютерную программу, а может это будет дерево и рубанок? Идея уже есть, материал тоже, сделаем эскиз и полюбуемся на него. Исправим кое-что, потом подвинем какой-то элемент, потом его увеличим, нет, пожалуй, нужно уменьшить, или лучше наклонить? Что-то не нравится, уберу его совсем! Стоп!!!

Вот тут ты начинаешь заниматься самой главной и самой сложной композицией. Если ты что-то сочинил и не мучился, не переставлял, не двигал, не исправлял, значит ты или начинающий художник, который думает, что всё, чему он прикоснулся – здорово, или профессионал, который столько уже всего в своей жизни двигал и переставлял, что какую – то привычную работу он уже может делать быстро и хорошо.

Продолжаем работать над композицией.

Тебе нужно составить целое из частей. Части твоей композиции у тебя на листе. К примеру, ты нарисовал землю, небо, дом, дорогу. Всё это и есть части композиции. Но это ещё не всё. В часть композиции входит и формат листа, его расположении (вертикальное или горизонтальное) , а может это квадрат?

Частью композиции будет будущий цвет, которым ты воспользуешься через время. А вдруг ты добавишь речку, её придётся всовывать, не как попало, а так, чтобы она заняла своё место и смотрелась красиво и правдоподобно.Как соединить все части в целое? Как точно передать свой замысел? Почему моя река похожа на дорогу, а неба так много, что оно задавило весь низ? Почему дом не смотрится уютным, а похож на сарай? Чем больше ты задашь себе вопросов, тем лучше. Главное суметь ответить на них.

Первая ошибка начинающего художника – это боязнь что-то переделать и исправить. Не бойся этого, начни с эскиза (предварительная работа, кот. выполняется быстро), здесь ты смело можешь исправлять, двигать, менять. Определи, размеры каждой части, пропорции, движение, отношение одной части к другой.

Не бойся двигать и формат листа, он тоже может изменяться с другими твоими элементами изображения.

Отношение одной части к другой. Что же это такое. Можно прекрасно нарисовать дом. И так же прекрасно пейзаж за домом. Но жить они должны вместе, быть в пропорциях друг к другу, создавать глубину и пр. Или в портрете всё лицо в три четверти, а ухо в фас.В построении любой композиции, конечно, есть и свои законы, правила понятия. В каждом виде искусства есть свои композиционные хитрости. Но есть понятия, общие для всех видов искусства.

Вот, к примеру, ритм (периодическое повторение одних и тех же, подобных, и разных элементов, из кот. состоит композиция).

Ритм есть везде, и в живописи, и в архитектуре, и в танце, в кино, музыке. Да и вся наша жизнь; весна, лето, осень, зима… детство, отрочество, юность, зрелость, старость… и никогда этот ритм не нарушается… Понять его в жизни, почувствовать в природе, использовать в своей работе… Вот чему учится художник всю жизнь.

Таким образом, изучая законы композиции, ты будешь всё лучше и лучше владеть искусством рисунка, живописи, прикладного искусства… И понимать те виды искусства, которыми не собираешься заниматься профессионально, но которые живут вместе с нами и порой неотделимы друг от друга…

Упражнение с личным показом 3 мин

Сейчас вы будете создавать свои композиции на тему «Дом моей мечты». Вы можете рисовать на свободную тему. Над своей композицией вы будите работать 2 урока, потому не торопитесь. Можете взять бумагу и карандаш и нарисовать эскиз будущего дома. Обдумаете, каким он будет, что будет вокруг вашего дома. Не забудьте дом – главное в вашей работе. Он не должен потеряться среди мелких деталей и окружающих предметов.

Главное постарайтесь учесть ошибки, о которых мы говорили.

Практическая работа 15 мин

Учитель следит за работой учащихся, помогает учащимся, следит за временем.

Выставка 3 мин

Обсуждаем проделанную работу, высказываем свое мнение.

Критерии оценок 3 мин

-насколько качественно выполнена  работа

-последовательность

-аккуратность

-общая работа на уроке

Орг момент 1 мин

У-Всем спасибо за урок, мне было приятно с вами работать, жду на следующем уроке. Незабываем убрать рабочее место. До свидание.

Информация о работе Примеры развития композиционных навыков у учащихся 7 класса средствами тематического рисования