Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 21:09, курсовая работа
Актуальность исследования. Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.
Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы развития композиционных навыков у учащихся средствами тематического рисования…….…………………………………………………………………5
Исторические аспекты тематического рисования …………….5
Понятия и функциональные особенности тематического рисования…………………………………………………………9
Глава II. Экспериментальное исследование по выявление уровня сформированности навыков учащихся для успешной работы над тематической композицией…………………………………………………13
Уровень сформированности композиционных знаний и навыков у учащихся ……………………………………………………………………14
Организация учебной деятельности с учащимися среднего звена, направленной на развитие композиционных навыков……………………………………………………….......16
Заключение…………………………………………………………………..…18
Литература………………………………………………
Выразительность художественного образа:
На сколько оригинальна данная композиция, целостность образа персонажей или объектов изображения, оригинальность, авторская позиция, передача пространства в рисунке, отношения форм и величин.
Техника исполнения:
Применение выразительных средств живописного решения композиции: цвет, контраст, форма, способы наложения краски и т.д.
Характеристика: в работах не чувствуется передача настроения, рисунки стереотипные, нет движения и пространства.
Учащиеся слабо владеют изобразительными умениями и навыками. Мотивация и познавательная деятельность учащихся низкая. Качество технических приемов живописи неудовлетворительно.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что умения и навыки у учащихся в работе над композицией тематического рисунка находится больше на низком уровне. Необходимо разработать и применить уроки на развитие композиционных умений и навыков учащихся.
2.2 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С УЧАЩИМИСЯ СЕДЬМОГО КЛАССА, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ
Данный параграф направлен на проведения формирующего эксперимента посредством уроков направленных на формирование навыков у учащихся по теме «Композиция».
Для успешной реализации уроков изобразительного рисунка необходимо создать определенные педагогические условия:
- развитие интереса к изобразительному искусству;
- использования
тематических бесед и
- использование
на уроках технических средств
обучения и специальных
В связи с этим были
разработаны уроки, направленные
на формирование умений и
Формирующий эксперимент состоит из 2 уроков:
- Первый
урок (см. прил. 3) состоит из 2 частей,
первая часть (теоретическая) изучение
нового материала по теме «
- Второй урок (см. прил. 4) также состоит из 2 частей, закрепление теоретического материала прошлого урока и продолжение практической работы по теме «Дом моей мечты».
Так же во время констатирующего эксперимента была замечена проблема с построением перспективы, в связи с этим во время первого урока были созданы методические пособия по теме «перспектива» направленные на освоение и правильное понимания перспективного построения.
Во время проведения практической части формирующего эксперимента, были созданы методические и наглядные пособия для формирование композиционных навыков обеспечивающие творческую деятельность на освоение умений и навыков в практической работе над тематической композицией. Учащиеся должны научится передавать идею будущей композиции.
Такие уроки помогают развивать представление о графических приемах, правилах, средствах и направлена на развитие навыков у учащихся седьмого класса по теме «композиция».
Проведение данных уроков на практике закрепляет понимание целостности композиции, выявление сюжета в композиционной плоскости (главное, второстепенное, фигура, фон)
На основе формирующего эксперимента можно сделать анализ эффективности созданных педагогических условий, обеспечивающих направленность художественно-творческой деятельности учащихся на развитие навыков в процессе работы над тематической композицией и применение разработанных методических пособий.
Исходя из полученных результатов, выяснилось, что учащиеся седьмого класса, где проводился формирующий эксперимент, показали лучших результат, после разработанных методических пособий. Так же в классе появилось несколько учеников, показавший высокий уровень навыков при работе над тематической композицией, в классе уменьшилось количество удовлетворительных оценок, большая часть учеников получила положительные оценки.
Данный эксперимент показал эффективность разработанных уроков направленных на развитие композиционных навыков. Учащиеся 7 класса на достаточном уровне усвоили предложенный материал. Анализ работ свидетельствует о развитии композиционных навыков у учащихся в процессе работы над тематической композицией.
Обучение учащихся правилам выполнения работ по теме изобразительного искусства «Композиция», так же способствует развитию изобразительных способностей, художественно вкуса, эстетического восприятия, воображения, фантазии, творческой индивидуальности, трудолюбия и аккуратности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс изучения композиции в изобразительном искусстве предполагает вдумчивый анализ, проявление самостоятельности мышления при обсуждении собственных практических работ и произведений искусства. Ученику необходимо объяснить и отстоять свое собственное представление о художественном образе, используя весь свой жизненный опыт. Работа над тематической композицией – требует использования ассоциативных связей, которые являются одной из ступеней развития воображения и творчества.
В работе необходимо развивать глазомер, чувство пропорциональности, умение сравнивать, выделять главное, обобщать.
Таким образом, работа по тематическому рисованию на уроках изобразительного искусства предстает как эффективное средство для воспитания и развития личности ребенка.
В изобразительном искусстве «Композиция» дает представление об идеалах в различные исторические эпохи; закладываются нравственные основы – уважения, сострадания достойны разные люди: старики и дети, полководцы и крестьяне, ученые и артисты. «Композиция» – это таинственный мир знаков и символов, который открывается любознательному и внимательному зрителю. Изучение работ по тематическому рисованию в изобразительном искусстве дает яркое представление о времени, в котором жил художник, стране, обычаях, вкусах людей, их фантазиях и воображению. Все данные, которые учащиеся могут почерпнуть от знакомства с композицией, расширяют их кругозор, одновременно могут быть использованы как дополнение на уроках истории, литературы, эстетики.
Таким образом, гипотеза о эффективности развития композиционных навыков в процессе работы над тематической композицией у учащихся седьмого класса на уроках изобразительного искусства при создании методических пособия получила достаточно достоверное подтверждение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. - М.: Просвещение, 1985. – 564с.
2. Барышников А.П. «Перспектива - М.: Искусство, 1955. – 121с.
3. Беда Г.В. Изобразительные средства. – М.: Просвещение, 1963. – 195с.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1990.- 204с.
5. Зернова Е.С. Будущему художнику об искусстве рисунка: заметки преподавателя. – М.: Просвещение, 1976. – 258с.
6. Королев В.А. Материалы и техника рисунка – М.: Изобразительное искусство, 1983 – 193с.
7. Лихачев Б.Т. Эстетическое воспитание. – М.: Педагогика, 1972. – 212с.
8. Неменский Б.М. Мудрость красоты - М.: Просвещение, 1987. – 254с.
9. Ожегов С.И. Словарь русского языка - М.: Советская энциклопедия, 1973. 846с.
10. Популярная художественная энциклопедия, 2т. – М.: Советская энциклопедия, - 1986.
11. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию - М.: Изобразительное искусство, 1971. – 295с.
12. Соколова М.В. Мировая культура и искусство: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368с.
13. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика преподавания в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 368с.
14. Шорохов Е.В. Композиция, Учебник для студентов художественно- графических факультетов педагогических институтов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1986. – 153с.
15. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. – М.: Просвещение, - 1970.
16. Шорохов Е.В. Основы композиции - М.: Искусство, 1979. – 153с.
17. Шпикалова Т.Я., Некрасова А.М., Покровская Г.А., Бердюг Н.Д. Возращение к истокам. – М., Владос, 2000. – 576с.
18. Юон К.Ф. Об искусстве. – М.: Просвещение, 1959. – 198с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОПРОС ПО ТЕМЕ «КОМПОЗИЦИЯ»
1.Как называют законченное
Варианты ответов:
-композиция
- произведение
- живопись
2. Как называется состояние
Варианты ответов:
-Равновесие
- статика
- динамика
3. Что такое ритм?
Варианты ответов:
- многофигурная композиция
- многоплановость в композиции
- чередование каких либо элементов
4. Как в живописи называется
предварительный набросок
Варианты ответов:
- пленэр
- эскиз
- этюд
5. Как называется жанр
Варианты ответов:
- батальонный
- батальный
- батарейный
6. Как называют композицию, где
правая и левая половины
Варианты ответов:
- симметричная
- асимметричная
- замкнутая
7. Какую композиционную схему использовал Леонардо да Винчи при создании картины « Мадонна в кроте»?
Варианты ответов:
- квадрат
- пирамида
- треугольник
8. Как называют основное
Варианты ответов:
- композиционный центр
- целостность
- правило золотого сечения
9. Какой прием композиции
« Богатыри»?
Варианты ответов:
- симметрии
- асимметрии
- ритм
10. Как называют симметричную композицию?
Варианты ответов:
- уравновешенная
- неуравновешенная
- разбитая
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Тема урока: Дом моей мечты
Урок № 6
Класс: 7
Тип урока: комбинированный
Вид урока: тематическое рисование
Задачи урока:
Средства обучения:
ТСО:
компьютер, проектор
Дидактические материал: наглядные пособия( поэтапный ход работы)
Презентация, репродукции картин, музыка
Материалы для учащихся: краски, бумага, карандаш, ластик, кисточки, баночка для воды
Ход урока:
1.Орг.момент |
1мин |
2.Вступительная беседа |
2мин |
3.Объяснение нового материала |
7мин |
4.Упражниение с личным показом |
3мин |
5.Практическая работа |
15мин |
6.Выставка. |
3мин |
7.Общий вывод |
3мин |
8.Критерии оценок |
3мин |
9.Орг.завершение |
3мин |
Организационный момент 1 мин |
Учитель вначале урока устанавливает дисциплину! У-Здравствуйте ребята, меня зовут Яна Олеговна, сегодняшний урок проведу у вас я! Садитесь. |
Вступительная беседа 5 мин |
У-Тема нашего урока «дом моей мечты». Чтобы начать практическую работу, мы поговорим о том, без чего ни одно произведение искусства не обходится. Существует множество видов и жанров изобразительного искусства. Живопись, где художник работает цветом. Графика, которая может цветной и чёрно-белой. Скульптура (барельеф). Скульптор работает в объёме. Декоративно-прикладное искусство. Компьютерный художник может вообще не держать в руках кисть. А инструмент фотохудожника – фотоаппарат. Что же их всех объединяет? Как вы думаете, что должен уметь каждый художник, независимо от жанра, в котором он работает? Мы выяснили:
Итак, мы говорим о композиции! |
Объяснение нового материала 7 мин |
Композиция. 1. Строение (во 2 знач.), соотношение и взаимное расположение частей. К. романа, картины, симфонии, книги. 2. Произведение (скульптурное, живописное, музыкальное, литературное), сложное или неоднородное по своему составу. Скульптурная к. Хореографическая к. Литературно-музыкальная к. Архитектурная к. 3. Теория сочинения музыкальных произведений. Класс композиции. 4. Материал, полученный в результате комбинирования разнородных компонентов (напр. железа и бетона, пластика и стекла, металла и неметалла) (спец.). Компоновать ( лат. componere складывать, соединять). Составлять целое из частей. Итак, композиция - составление, сочинение. Какое может быть сочинение? Музыкальное, скульптурное, живописное, архитектурное, литературное и т. п. произведение. Что бы ты не составлял, даже комплекс своей одежды, ты уже сочинитель, композитор, даже в малом. Для художника, любая его вещь начинается с композиции. Составить и сочинить своё произведение - вот его задача. Вернее сначала сочинить, придумать, обдумать. Это уже ты занялся композицией. Хотя у тебя всё только ещё в голове. Пришла пора составлять… Ты выбрал бумагу и карандаши, или холст и масло, или компьютерную программу, а может это будет дерево и рубанок? Идея уже есть, материал тоже, сделаем эскиз и полюбуемся на него. Исправим кое-что, потом подвинем какой-то элемент, потом его увеличим, нет, пожалуй, нужно уменьшить, или лучше наклонить? Что-то не нравится, уберу его совсем! Стоп!!! Вот тут ты начинаешь заниматься самой главной и самой сложной композицией. Если ты что-то сочинил и не мучился, не переставлял, не двигал, не исправлял, значит ты или начинающий художник, который думает, что всё, чему он прикоснулся – здорово, или профессионал, который столько уже всего в своей жизни двигал и переставлял, что какую – то привычную работу он уже может делать быстро и хорошо. Продолжаем работать над композицией. Тебе нужно составить целое из частей. Части твоей композиции у тебя на листе. К примеру, ты нарисовал землю, небо, дом, дорогу. Всё это и есть части композиции. Но это ещё не всё. В часть композиции входит и формат листа, его расположении (вертикальное или горизонтальное) , а может это квадрат? Частью композиции будет будущий цвет, которым ты воспользуешься через время. А вдруг ты добавишь речку, её придётся всовывать, не как попало, а так, чтобы она заняла своё место и смотрелась красиво и правдоподобно.Как соединить все части в целое? Как точно передать свой замысел? Почему моя река похожа на дорогу, а неба так много, что оно задавило весь низ? Почему дом не смотрится уютным, а похож на сарай? Чем больше ты задашь себе вопросов, тем лучше. Главное суметь ответить на них. Первая ошибка начинающего художника – это боязнь что-то переделать и исправить. Не бойся этого, начни с эскиза (предварительная работа, кот. выполняется быстро), здесь ты смело можешь исправлять, двигать, менять. Определи, размеры каждой части, пропорции, движение, отношение одной части к другой. Не бойся двигать и формат листа, он тоже может изменяться с другими твоими элементами изображения. Отношение одной части к другой. Что же это такое. Можно прекрасно нарисовать дом. И так же прекрасно пейзаж за домом. Но жить они должны вместе, быть в пропорциях друг к другу, создавать глубину и пр. Или в портрете всё лицо в три четверти, а ухо в фас.В построении любой композиции, конечно, есть и свои законы, правила понятия. В каждом виде искусства есть свои композиционные хитрости. Но есть понятия, общие для всех видов искусства. Вот, к примеру, ритм (периодическое повторение одних и тех же, подобных, и разных элементов, из кот. состоит композиция). Ритм есть везде, и в живописи, и в архитектуре, и в танце, в кино, музыке. Да и вся наша жизнь; весна, лето, осень, зима… детство, отрочество, юность, зрелость, старость… и никогда этот ритм не нарушается… Понять его в жизни, почувствовать в природе, использовать в своей работе… Вот чему учится художник всю жизнь. Таким образом, изучая законы композиции, ты будешь всё лучше и лучше владеть искусством рисунка, живописи, прикладного искусства… И понимать те виды искусства, которыми не собираешься заниматься профессионально, но которые живут вместе с нами и порой неотделимы друг от друга… |
Упражнение с личным показом 3 мин |
Сейчас вы будете создавать свои композиции на тему «Дом моей мечты». Вы можете рисовать на свободную тему. Над своей композицией вы будите работать 2 урока, потому не торопитесь. Можете взять бумагу и карандаш и нарисовать эскиз будущего дома. Обдумаете, каким он будет, что будет вокруг вашего дома. Не забудьте дом – главное в вашей работе. Он не должен потеряться среди мелких деталей и окружающих предметов. Главное постарайтесь учесть ошибки, о которых мы говорили. |
Практическая работа 15 мин |
Учитель следит за работой учащихся, помогает учащимся, следит за временем. |
Выставка 3 мин |
Обсуждаем проделанную работу, высказываем свое мнение. |
Критерии оценок 3 мин |
-насколько качественно -последовательность -аккуратность -общая работа на уроке |
Орг момент 1 мин |
У-Всем спасибо за урок, мне было приятно с вами работать, жду на следующем уроке. Незабываем убрать рабочее место. До свидание. |