Развитие творческих способностей учащихся общеобразовательной школы средствами декоративно-прикладного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Цель: решение данной проблемы.
Объект: Процесс развития творческих способностей учащихся общеобразовательной школы.
Предмет: Развитие творческих способностей учащихся средствами декоративно-прикладного искусства.

Содержание работы

Введение 3
Глава I: Теоретические основы развития творческих способностей учащихся
Сущность понятий «творчество», «творческая деятельность», «творческие способности» 6
История рассмотрения проблемы творческих способностей 12
Глава II: Методические аспекты развития творческих способностей учащихся образовательной школы средствами декоративно-прикладного искусства на примере бисероплетения.
2.1. Методические приёмы и способы развития творческих способностей учащихся образовательной школы средствами декоративно-прикладного искусства на примере бисероплетения. 20
2.2. Экспериментальная работа по развитию творческих способностей учащихся общеобразовательной школы средствами декоративно-прикладного искусства на примере бисероплетения
Заключение
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Петухова Анастасия 2 курс курсовая.docx

— 525.45 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

Развитие творческих способностей учащихся общеобразовательной школы средствами декоративно-прикладного искусства

 

Курсовая работа

студентки дневного отделения 2 курса группы  061106

Петуховой Анастасии Владимировны

 

                 Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент О.В. Муромцева

 

 

БЕЛГОРОД 2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение             3

Глава I:  Теоретические основы развития творческих способностей учащихся                                                                                            

    1. Сущность понятий «творчество», «творческая деятельность», «творческие способности»                        6
    2. История рассмотрения проблемы творческих способностей        12

Глава II: Методические аспекты развития творческих способностей  учащихся образовательной школы средствами декоративно-прикладного искусства на примере бисероплетения.

2.1. Методические  приёмы и способы развития  творческих способностей  учащихся  образовательной школы средствами декоративно-прикладного искусства на примере бисероплетения.       20

2.2. Экспериментальная работа по развитию творческих способностей учащихся общеобразовательной школы средствами декоративно-прикладного искусства  на примере бисероплетения

Заключение

Список литературы          30

Приложение           32

 

ВВЕДЕНИЕ

В век научно-технического прогресса творения человеческих рук стали уступать место электронным и компьютерным новинкам,  механизированным игрушкам. Мы сталкиваемся с тем, что у детей меняется иерархия ценностей и жизненные приоритеты. Они, сами не замечая как, становятся заложниками социальных сетей, у них пропадает интерес к познанию нового. Необходимо возродить интерес к творчеству, и важной задачей в современном образовании стал поиск путей воздействия искусства на человека. В этом плане народное искусство выступает катализатором, способствующим развитию творческой личности.

 Люди бездумно, незаслуженно отдают предпочтение новшествам из мира техники, отодвигая на второй или третий план традиционное творчество. Ведь произведения народного искусства - это не только красивые вещи, призванные сделать внутренне убранство дома ещё лучше и наряднее, но и своего рода обереги, каждый из которых имеет свою удивительную историю и значение для людей. Народные умельцы, которые владеют мастерством создания различных изделий, не простые ремесленники, делающие вещи бездумно и машинально, а  люди с тонкой душевной организацией, творческим мышлением, веселым нравом и мягким характером. Ведь не случайно, когда к нам в руки попадает произведение декоративно-прикладного искусства, мы чувствуем заботу, старание, с которыми оно было выполнено. Это словно живое существо со своим характером, живущее своей жизнью и имеющее душу.

   Декоративно-прикладное  искусство берет истоки в народном творчестве. Издавна опыт народных мастеров передавалось из поколения в поколение. Обучение шло в домашних условиях, где дети наблюдали за работой старших и получали возможность постичь тайны мастерства. Народное искусство в настоящее время призвано сохранять традиции и обычаи, пришедшие к нам из глубокой древности, воспитывать чувство прекрасного, развивать творческие способности, погружать в атмосферу уюта  и спокойствия.

Не все произведения декоративно-прикладного искусства отличаются трудностью в исполнении, поэтому ими легко заинтересовать детей, приобщить их к народному творчеству, развить эстетический вкус. Создание вещей своими руками вызывает у школьников желание узнавать что-то новое, осваивать более сложные  техники. Их разнообразие в народном искусстве помогает организовывать занимательную и полезную деятельность детей, ведь в процессе труда они знакомятся с новыми приёмами выполнения вещей, учатся творчески мыслить, у них развивается любознательность.

Всем хорошо известно, что трудовые, творческие и профессиональные навыки закладываются в детстве, поэтому так важно воспитать интерес и любовь к декоративно-прикладному искусству со школьной скамьи. Именно такую мысль выражал художественный педагог, профессор Б. Неменский: «Через сознание сути, содержания искусства в душе ребёнка постепенно формируется нравственно-эстетическая позиция, необходимая нашему обществу, отношение ко всем явлениям жизни - труду, дружбе, Родине». [см.17]

Актуальность поднятой нами проблемы выражается в том, что изучение декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной школе, является наиболее эффективным средством, которое развивает не только творческие способности, но и доносит до школьников мысль о необходимости бережного, трепетного отношения к культурному наследию, повышает уровень культуры, пробуждает интерес к истории, воспитывают чувство гордости.

Проблема: каковы методические аспекты развития творческих способностей учащихся общеобразовательной школы на примере бисероплетения?

Цель: решение данной проблемы.

Объект: Процесс развития творческих способностей учащихся общеобразовательной школы.

Предмет: Развитие творческих способностей учащихся средствами декоративно-прикладного искусства.

Гипотеза: развитие творческих способностей на занятиях бисероплетением будут особенно эффективными поскольку использование именно этого вида декоративно-прикладного искусства является самым коротким путем проникновения в сознание ребенка, а также средством, позволяющим дать начало творческой и трудовой активности.

Задачи:

  1. Изучить психологическую, педагогическую, методическую, литературу по проблеме развития творческих способностей.
  2. Осуществить анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по теме исследования.
  3. Выявить уровень развития творческих способностей учащихся общеобразовательной школы
  4. Разработать программу занятий, направленных на развитие творческих способностей учащихся общеобразовательной школы

Методы исследования:

  • теоретический анализ педагогической и методической литературы
  • историко-генетический метод (исторический анализ проблемы);
  • констатирующий эксперимент
  • метод обобщения
  • наблюдение

База исследования: МОУ«Коммунаровская СОШ» Беловского района Курской области

 

Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей учащихся

1.1 Сущность понятий «творчество», «творческая деятельность», «творческие способности»

 

С того момента, когда в Древней Греции зародилась философия, люди старались дать рациональное объяснение непонятным вещам, начали искать ответы на интересующие их вопросы. В центре внимания греческих философов были все явления, действия и процессы, которые тесно взаимодействовали с жизнью человека. Исследовались понятия как об абстрактных категориях «битие», «материя», «первоначало», и т.д., так и о вещах, имеющих, более конкретное значение. К таким понятиям следует относить и «творчество». Своими корнями определение «творчество» восходит к трудам Аристотеля и Платона. В литературе можно встретить множество различных трактовок этого явления. Его рассматривали как «процесс», «вид деятельности», «активность» и др. В педагогических источниках его определяют как деятельность, дающую новые, впервые создаваемые оригинальные продукты, имеющие общественное значение. Базой, на которой основывается творчество, является умение сочетать между собой полученную информацию и создавать на её основе что-либо новое. В  этом  процессе комбинации неотъемлемым компонентом выступает воображение. Оно осуществляет компоновку, изменение и упорядочивание практических и теоретических знаний с целью их  воплощения в конкретном образе отличном от раннее увиденного. Фактически деятельность человека может выступать как творчество в любой сфере его жизнедеятельности: научной, производственно-технической, художественной, политической и т.д.

Андреев В.И. определяет творческую личность как человека, способного к непрерывному саморазвитию и самореализации в одном или нескольких видах творческой деятельности.

Высказывает похожую мысль А.И. Кочетов, концентрируя внимание на «самореализации возможностей и способностей человека в оптимальных формах и с максимальной эффективностью на основе создания нового в себе и деятельности». [см.9]

На основе определений можно сделать вывод о том, что творчество является источником, который позволяет человеку открыть в себе способности и развить их, для того чтобы удовлетворить свои потребности и принести пользу обществу, создавая что-то новое.

В качестве характерных особенностей, присущих творчеству следует выделить новизну, уникальность (критерий, отличающий творчество от изготовления) оригинальность. Профессор В.И. Андреев выделил ряд признаков, характерных для творчества как вида деятельности человека: а) наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи; б) социальная и личная значимость и прогрессивность, т.е. она вносит вклад в развитие общества и личности; в) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества; г) наличие субъективных (личностных качеств - знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества; д) новизна и оригинальность процесса или результата. Отсюда следует, что, соблюдая все критерии, творчество непременно приведет  к развитию человеческой личности. [см.1]

Обучая детей творчеству, мы даем им импульс к дальнейшей осмысленной творческой деятельности в различных сферах. Этот процесс имеет очень большое значение как для формирующейся личности, так и для всего общества, потому что ребёнок, наученный находить нестандартные решения,  придумывать, сочинять в будущем с лёгкостью сможет осуществлять все поставленные перед ним задачи.

Творчество, являясь процессом, проходит определённые последовательно сменяющие друг друга стадии:

  • На «эмбриональной» стадии, возникает творческий замысел, границы которого зачастую ещё размыты;
  • Начальная стадия характеризуется творческими поисками, конкретизацией замысла, также на этом этапе ставятся задачи и определяются возможные пути их решения;
  • На стадии первого оформления замысла человек оценивает, насколько выбранные им методы решения задачи эффективны, анализирует проблему с разных сторон, собирает и обрабатывает информацию;
  • Стадия главного оформления, заключается в выдвижении гипотезы, человек анализирует различные предположения, сознательно решает творческую проблему. Для этой стадии характерны моменты «творческого озарения», чаще  всего, они сопровождаются эмоциональным подъёмом, который благотворно влияет на осуществление задуманной идеи;
  • На завершающей стадии выработанная идея окончательно оформляется, человек оценивает эффективность полученного результата и соотносит поставленную цель с конечным продуктом, анализируя ошибки и недостатки в ходе работы.

 Развивать  в детях творческие способности  может организация самостоятельных работ, при выполнении которых дети проявляют свои возможности и таланты. Важным моментом является то, что в этом процессе учитель не вмешивается в работу детей, не натаскивает  их, а лишь создаёт благоприятные условия для её выполнения.

При попытке объяснить по какой причине у разных людей в одной и той же ситуации  получаются различные результаты, мы обращаемся к понятию «способности».

Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

В узком смысле слова определение этому понятию дал Немов Р. С. в учебнике по общей психологии. Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике. [см.18]

Важным для нашего исследования положением является идея, выдвинутая Б.М. Тепловым, известнейшим отечественным психологом, специалистом в области психологии способностей касательно проблемы развития способностей. Профессор вполне справедливо считает, что они, не являются врождёнными свойствами личности – человек лишь развивает их на основе задатков. Это анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей, лежащие в основе индивидуальных психо-физиологических различий людей всегда являются результатом развития». [см.26]

Из утверждения Б.М. Теплова следует, что лишь в развитии существуют способности, а развивать их можно только в ходе деятельности, значит можно утверждать, что способности вне какой-либо деятельности не существуют.

Красноречиво иллюстрирует положение о зависимости способностей от деятельности высказывание римского писателя и философа Луция Анея Сенеки, жившего в 4 до н.э. - 65 н.э. «Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле».

Как правило, предрасположенность к тому или иному виду творчества проявляется у детей в школьном возрасте, поэтому от педагога зависит, какие методы для раскрытия способностей он изберёт. Теплов, обращая на это внимание, указывает, что главными факторами, влияющими на развитие способностей, являются воспитание и обучение. «Практические пределы развития способностей определяется только такими факторами, как длительность человеческой жизни, условиями этой жизни, методами воспитания и обучения и так далее, и вовсе не заложены в самих способностях»[26 см. там же]

Анализируя выдвинутые положения можно говорить о потенциальной возможности личности развить в себе способности, на основе заложенной природой. При этом стоит учитывать, что личность будет вовлечена в активную деятельность и тем самым способности будут превращаться из при условии влияния деятельности на личность способности  из актуальных в реальные. Благодаря этому достигаются желаемые и высокие результаты.

Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся общеобразовательной школы средствами декоративно-прикладного искусства