Развитие творческих способностей учащихся общеобразовательной школы средствами декоративно-прикладного искусства
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 15:15, курсовая работа
Описание работы
Цель: решение данной проблемы. Объект: Процесс развития творческих способностей учащихся общеобразовательной школы. Предмет: Развитие творческих способностей учащихся средствами декоративно-прикладного искусства.
Содержание работы
Введение 3 Глава I: Теоретические основы развития творческих способностей учащихся Сущность понятий «творчество», «творческая деятельность», «творческие способности» 6 История рассмотрения проблемы творческих способностей 12 Глава II: Методические аспекты развития творческих способностей учащихся образовательной школы средствами декоративно-прикладного искусства на примере бисероплетения. 2.1. Методические приёмы и способы развития творческих способностей учащихся образовательной школы средствами декоративно-прикладного искусства на примере бисероплетения. 20 2.2. Экспериментальная работа по развитию творческих способностей учащихся общеобразовательной школы средствами декоративно-прикладного искусства на примере бисероплетения Заключение Список литературы 30
Важным моментом,
на который следует обратить внимание,
является зависимость результата деятельности
от сочетания множества способностей.
В итоге сочетания, которые дали одинаковый
результат, могли быть обеспечены разными
способами. Если задатки, необходимые
для развития одних способностей отсутствуют,
то их недостаток можно устранить, усиленно
развивая другие.
Для того, чтобы
способность могла реально проявляться,
недостаточно влияния общества, нужно,
чтобы личность впитала в себя систему
соответствующих действий. А основа способности
– это сугубо индивидуальные проявления
человека в деятельности.
Ещё одну точку
зрения, касательно развития способностей,
выдвигает крупный отечественный философ
и психолог С.Л. Рубинштейн. Он считал,
что одни и те же задатки могут стать базой
для формирования разных способностей.
По его мнению,
способности детерминированы. Они «не
могут быть насажаны извне. С одной стороны,
в индивиде должны существовать предпосылки,
внутренние условия для их органичного
роста, с другой стороны, способности не
определены, не даны в готовом виде до
и вне всякого развития. На самом деле,
в процессе обучения и усвоения, способности
развиваются и специфицируются, но в не
развитой и 7 форме они образуют и исходные
предпосылки обучения и усвоения» [см.23]
Способностей
существует множество, и учёные, предпринимая
попытки их классификации выделили
Природные
(естественные);
Специфические
Естественны
способности, «в основе своей биологически
обусловленные, связанные с врожденными
задатками, формирующиеся на их базе при
наличии элементарного жизненного опыта
через механизмы научения типа условно-рефлекторных
связей. Специфические человеческие способности,
имеющие общественно-историческое происхождение
и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной
среде». Специфические в свою очередь
принято разделять на общие, которыми
определяются успехи человека в различных
видах деятельности и общения (умственные
способности, развитые память и речь, точность
и тонкость движений рук и т. д.), и специальные,
определяющие успехи человека в отдельных
видах деятельности и общения, где необходимы
особого рода задатки и их развитие (способности
математические, технические, литературно-лингвистические,
художественно-творческие, спортивные
и т. д.)». [см.25]Общие позволяют легко и продуктивно
действовать в сфере научных знаний, а
специальные направлены на успешное выполнение
задачи, в строго ограниченном кругу человеческой
деятельности. Положение, которое говорит,
что способности формируются на базе задатков,
иллюстрирует тот факт, что у любого ребёнка
можно сформировать определённый уровень
специальных способностей. Следует отметить,
что если у человека развиты общие способности,
это не исключает возможности наличие
у него специальных способностей.
Помимо общих
и специальных в структуру специфических
способностей входят также учебные и творческие
способности. Первые направлены на успешность
процесса постижения знаний, а вторые
определяют созидание нового, изменения
в сознании и поведении человека, а так
же порождаемые им продукты, которые он
отдаёт другим [см.31]. Согласно такому пониманию,
под творческим можно понимать не только
то, что создано человеком: картины, приборы,
теории, но и все факты развития личности
человека. Некоторые учёные, включают
в понятие «творческая деятельность»
лишь познание, которое приводит к нестандартному
видению и решению поставленной проблемы,
исключая при этом результаты труда.
Творчество
детей – это процесс и результат художественно-творческой
деятельности детей в различных областях
изобразительного искусства. Необходимо
отметить, что, процесс изделий декоративно
прикладного искусства наряду с другими
отраслями изобразительного искусства,
оказывает благотворное влияние на всесторонне
развитие ребёнка, ведь в нём формируются
и получают дальнейшее развитие способности,
воображение, эстетический вкус, пробуждается
интерес к искусству.
Способности
не могут появиться у человека ниоткуда
– это факт. Этому способствуют факторы,
экспериментально обоснованные учёными
педагогами и психологами. Они выделили
три важных обстоятельства, под влиянием
которых и происходит формирование и дальнейшее
развитие у ребёнка соответствующих способностей.
В первую очередь,
как отмечалось ранее, способности обусловлены
наличием соответствующих задатков и
предрасположенности.
Потребностно-мотивационные
особенности личности, желанием и стремлением
человека заниматься тем или иным делом
тоже признаётся учеными как важная единица
формирования способностей.
И, немаловажны
в этом вопросе социальные обстоятельства.
По мнению некоторых специалистов именно
они имеют решающее значение. [см.24]
1.2 История рассмотрения проблемы творческих
способностей
Что такое творческие
способности? Почему одни люди с лёгкостью
выполняют задачи, которые для других
находятся за пределами их возможностей?
Какова природа способностей? Эти вопросы
волновали человеческие умы на протяжении
множества столетий, начиная с того периода,
когда зарождалось первобытное искусство.
В настоящее
время накопилось много информации относительно
этой темы, причём она рассматривается
не однобоко, не с позиции одной науки.
Явление творчества вызывает интерес
как у представителей естественнонаучного
комплекса дисциплин - математиков, биологов,
физиков, так и у гуманитариев - учёных-философов,
педагогов, психологов, социологов, потому
что его природа многогранна и будет неправильным
изолированно её изучать, не учитывая
других факторов.
Для того чтобы
в полной мере отразить сущность проблемы
развития творческих способностей, нужно
провести сравнительно-исторический анализ
по вопросам творческих способностей
и обратиться к генезису их исследования.
Точкой
отсчёта представлений человека
о природе творчества, как правило,
считается идеалистическая теории
Платона, которая признавала существование
врождённых идей. Ключевым понятием в
этом направлении является интуиция, которая
изучалась как внезапное наитие, мистическая
творческая деятельность, ведущая к познанию
истины. С точки зрения этого течения,
творческому акту были чужды процессы
какого-либо труда и деятельности, в том
числе и мыслительной. Идеалисты были
убеждены в том, что открытие нового наступает
само по себе, а также в том, что природа
акта творчества не может быть постигнута
разумом человека, потому что любые попытки
установить причины этого процесса завершалась
его прекращением.
В период Средних
веков взгляд на творчество меняется.
Поскольку характерным для этого периода
времени является теоцентризм, то все
процессы рассматриваются по отношению
к Богу. Так, творчеством признавалось
то, что охватывало в основном область
истории, религии и нравственности, а научное
и художественное творчество ставились
на второй план. Мыслителями средневековья
творчество представлялось как процесс
создания истории - считалось, что люди
реализуют замысел Бога. Непреложной истиной
являлась связующая нить между человеком
и Богом – волевой акт веры, через который
человек соучаствовал в творении мира.
Как раз это положение является предпосылкой
к привычному для нас пониманию творчества,
как созданию чего-то нового, несуществующего.
Со сменой времен
эволюционирует и отношение к творчеству.
В эпоху Возрождения, когда мировоззрение
«освобождаются от оков» церкви и её назидательности,
люди начинают принимать роль творца на
себя. Представители Ренессанса оценивали
творчество с точки зрения искусства в
целом. Представители Ренессанса проявляют
интерес к акту творчества и личности
художника, который обожествляется современниками,
а также к культуре в общем, как к результату
творчества предыдущих веков.
С развитием
общества изменялись и трактовки творчества.
Если, например, в эпоху Реформации делали
акцент на его предметно-практической
значимости в хозяйственной деятельности
человека, то в конце 18 века понятие
творчества обретает более ясные очертания,
благодаря Э. Канту, который считал, что
творческая деятельность – это «продуктивная
способность воображения», которая обладает
способностью изменять облик мира. На
основании концепции Канта, Маркс пришёл
к выводу, что творчество объясняется
как «производство» или предметно-практическая
деятельность, трансформировать окружающее
пространство, соотнося его с потребностями
человека и общества. См.: Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология,
соч. 2-е
Изменялось
понятие творчества и в психологической
науке. Первоначально творчество стали
рассматривать как «особый вид экономии
мысли». Основателем этого положения был
А.А. Потебня, который утверждал, что мысль
человека упорядочивает окружающую действительность,
а посредством своих произведений творческая
личность выражает свой внутренний
мир. Согласно концепции представителей
этого направления в психологии, творчество
самым благоприятным образом сказывается
на духовной жизни человека, углубляя
и совершенствуя его познания. См.: Потебня А.А. Мысль и язык :Полн. собр.
соч., Т. 1, - Государственное Издательство
Украины, 1926
Полонский В.П.
определяет творчество как способ самовыражения
художника, а также средства, при помощи
которого происходит выявление объективных
признаков его внутреннего мира. Основой,
на которой строится весь художественный
труд, Полонский считает область интуитивного,
невольно занижая при этом значение мировоззрения.
Понамарев
Я.А., выдающийся русский психолог, внёсший
фундаментальный вклад в изучение психологии
творческого мышления и интуиции, трактовал
творчество как всякое взаимодействие,
ведущее к развитию, он считал необходимым
условием развития материи, ведущим к
образованию её новых форм, вместе с которыми
меняется и формы творчества. См.: Пономарев Я.А. Психология творчества
и педагогика. - М.,1976.
Свойства объектов
накладывают отпечаток на их дальнейшее
взаимодействие; в этом процессе объекты
подвергаются изменениям. Описанное явление
как раз и представляет собой взаимодействие,
ведущее к развитию.
Проблема творчества,
являясь актуальной и интересной для изучения,
нашла отражение и в трудах по детской
психологии. Ученые раскрывают возможные
подходы к развитию творческого начала
в ребёнке, рассматривают, как воздействуют
на него различные факторы, зависит ли
развитие заложенного в ребёнке потенциала
от характера, темперамента, от
того, как выстроен процесс деятельности,
а может быть значительным оказывается
использование средств для достижения
цели. Разработчиками этой теории выступают
отечественные психологи О.М. Дьяченко,
Ю.А. Полуянов, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер
и др.
Так в частности
А. В. Запорожец указывает на важность
дошкольного развития, говоря об установке
на самоценность, которая заключается
в отсутствии насаждения ребенку неинтересных
ему форм и видов деятельности. Полноценность
жизни ребёнка полностью зависит от окружающих
– они должны создать условия, в которых
он будет осознавать себя прикасающимся
к взрослой жизни. Таким образом, эта теория
подразумевает насыщение жизненного пути
дошкольника теми средствами и способами
деятельности, которые помогут ему в будущем. См.: Запорожец
А.В. Избранные психологические труды.
в 2-х т. – М.,1986.
Также рассматривается
широкий круг вопросов касающийся,
например, способностей и вовлечении
ребят в процесс творчества, который соответствует
их интересам, его основоположником является
Б.М. Теплов. Стоит отметить, что этот психолог
внес вклад в изучение творчества, в общем.
Анализирование
педагогических трудов, позволяет говорить
о том, что острая потребность общества
в личностях, способных к творчеству, нестандартному
мышлению, активной деятельности будет
всегда. Мы, любуясь, произведениями декоративно-прикладного
искусства и не задумываемся над тем, что
с воспитательной и образовательной точек
зрения они на менее ценны. А, например,
известный чешский гуманист-педагог Ян
Амос Коменский заметил это и стал учить
о том, что высшей целью образованного
человека должно стать совершенствование
природных задатков, развитие творчества.
Он утверждал, что человек в процессе творчества,
направленном на какую-либо вещь, преобразует
её таким образом, чтобы она отвечала его
потребностям и приносила максимум пользы.
Не теряет педагогической
значимости работа Л.Н. Толстого - великого
русского писателя и гуманиста. Он разработал
концепцию, которая основана на необходимости
развития способностей ребенка к творчеству.
Она осуществляется путём предоставление
возможности воплощения потенциала
в свободной деятельности. Творчество
детей будет истинным, если его осуществлять
в «свободной школе», где в основу положены
приёмы, вдохновляющие детей на творчество. См.: Толстой
Л.Н. Полн. собр. соч. Т. 17. М.,1982.
Целая плеяда
советских педагогов-гуманистов уделяла
внимание творческим способностям детей
и способам их развития. Их взгляды взаимодополняют
друг друга и до сих пор не утрачивают
значения в практике обучения и воспитания.
Стоит коснуться основных положений, отражающих
суть их взглядов.
Макаренко А.С. высказывает
мысль о том, что каждый человек имеет
право на творчество. Эмпирическим путем
педагог доказал его положительное влияние
на психику – оно вызывает чувство радости,
с его помощью личность самовыражается. См.: Макаренко
А.С. Сочинение : в 7 т Т. 5. Общие вопросы
теории педагогики. - М., 1958.
Крупская
Н.К. выступала за поощрение творчества
в любом выражении. По мнению Надежды Константиновны,
истоки детского творчества лежат в подражательности
действиям взрослых .
Система
воспитания и образования по В.А. Сухомлинскому
направлена на ребёнка, его активность,
способность к творчеству и индивидуальность.
Главным воздействующим фактором на развитие
личности он считал социальное окружение,
усилия которого старался вовлечь в педагогический
процесс.
С 60-х годов XX
века в педагогике начинают активно решать
задачу развития созидающей личности.
Неоценимый вклад в решение проблемы творчества
внесла Н.А. Ветлугина. Её мысль о том, что
присутствие способностей и творческого
начала у человека далеко не свидетельствует
об успехах в творчестве, указывает, на
необходимость приобретения личностью
таких свойств как умение быстро ориентироваться
в новых условиях, гибкость мышления,
скорость реакции и т. д. См.:Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие
ребенка. М.: Просвещение, 1967.