Развитие творческих способностей учащихся общеобразовательной школы средствами декоративно-прикладного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Цель: решение данной проблемы.
Объект: Процесс развития творческих способностей учащихся общеобразовательной школы.
Предмет: Развитие творческих способностей учащихся средствами декоративно-прикладного искусства.

Содержание работы

Введение 3
Глава I: Теоретические основы развития творческих способностей учащихся
Сущность понятий «творчество», «творческая деятельность», «творческие способности» 6
История рассмотрения проблемы творческих способностей 12
Глава II: Методические аспекты развития творческих способностей учащихся образовательной школы средствами декоративно-прикладного искусства на примере бисероплетения.
2.1. Методические приёмы и способы развития творческих способностей учащихся образовательной школы средствами декоративно-прикладного искусства на примере бисероплетения. 20
2.2. Экспериментальная работа по развитию творческих способностей учащихся общеобразовательной школы средствами декоративно-прикладного искусства на примере бисероплетения
Заключение
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Петухова Анастасия 2 курс курсовая.docx

— 525.45 Кб (Скачать файл)

При разглядывании мелких деталей  и  сопоставлении цветов в изделии ребёнок тренирует остроту зрения и учится тонко различать оттенки, у него развивается зрительная память;

Опираясь на уже имеющийся опыт работы с бисером, знания, полученные от учителя, школьник при выполнении задания старается привнести что-то новое в своё изделие. Это способствует развитию у ребёнка творческих способностей, фантазии, пространственного мышления.

Овладение различными приемами бисероплетения: низание петельками, дугами, параллельное низание, стимулирует у школьников самостоятельную деятельность и, как следствие, раскрытие творческого потенциала личности.

В процессе работы, когда ребенок уже продумал схему изделия, цветовую гамму, в которой оно будет выполнено, он имеет представление о конечном виде этой вещи. Посредством этого комплекса действий у   ребенка развивается пространственное и логическое мышление.

Формирование художественного воображения происходит тогда, когда учащийся знакомится с произведениями декоративно-прикладного искусства: различными изделиями, выполненными в технике бисероплетения, учится их анализировать, выявлять положительные и отрицательные стороны. Также в течение обучения этому виду декоративно-прикладного искусства закладываются основы эстетического вкуса и восприятия, поскольку эта работа непосредственно связана с цветовосприятием, гармонией и композицией.

По мере развития творческих способностей школьников с помощью средств бисероплетения дети переоценивают уровень имеющихся знаний, у них  повышается самооценка и уверенность в своих возможностях, что влечет за собой ещё повышение творческой активности.

Работа с бисером – занятие, которое даёт возможность получить вещи невероятной красоты, но оно  требует внимания и аккуратности. Этот вид творчества воспитывает умение сосредоточенно работать и на протяжении длительного времени повторять одинаковые движения.

Бисероплетение учит ребенка создавать вещи материального мира своими руками, формирует трудовые навыки, дает первоначальную профессиональную информацию, что является весьма актуальной задачей.

Главной целью проведения занятий мы обозначили развитие творческих способностей. Вполне очевидно, что такой длительный процесс как формирование и развитие творческих способностей нельзя совершить за несколько занятий. Но нужно отметить, что при целенаправленном, систематизированном подходе к решению этого вопроса проявляется положительный эффект. Выполнение определённых упражнений по бисероплетению, в ходе проведенных занятий, оказало благоприятное воздействие на формирование творческих качеств у детей. Можно с уверенностью сказать, что после проведенных занятий у учащихся отмечается заметный творческий рост.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема развития творческих способностей очень актуальна в наше время. Её исследование позволило нам провести тщательный анализ литературы, изучить сущность творческого развития и средства, позволяющие осуществить этот процесс. Результаты проведённой работы позволяют сделать следующие выводы.

Развитие творческих способностей действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств и креативности учащегося, но и всей личности в целом, нравственных идеалов, личных и общественных, мировоззрений, трудовых навыков, умения работать в коллективе.

Главной целью экспериментальной работы, была демонстрация положительного влияния, которое оказывают занятия по бисероплетению на развитие творческих способностей учащихся.

Изучение научной литературы и опора на собственный опыт, полученный при проведении экспериментальной работы, показали, что декоративно-прикладное творчество выступает одним из важных средств, который способствуют развитию творческих способностей учащихся. Занятия бисероплетением, воздействуя на личность ребенка, обогащают ее эмоциональный и практический опыт, развивают психику, формируют интеллектуальный потенциал, способствуют воспитанию эстетических способностей, ведут к накоплению профессиональных навыков умений, развивают природные задатки детей. Ещё мы выяснили, что занятие этим видом декоративно-прикладного искусства настраивает на дальнейшую активную, осознанную самостоятельную деятельность, которая удовлетворяет стремление школьника к самореализации и проявлению личностных качеств. В конечном итоге, творческие способности чрезвычайно важны во взрослой жизни.

Также можно сказать о том, что гипотеза, обозначенная нами в начале работы, об эффективности занятий с бисером и их положительному влиянию на развитие творческих способностей, является подтвержденной. С целью её доказать, нами был организован кружок по бисероплетению. В ходе работы с детьми мы выяснили, что кружковые занятия выступают одним из средств формирования их индивидуальных особенностей. На занятиях у детей развиваются не только индивидуальные трудовые, но и художественные навыки. Нами установлено, что такая работа позволяет учащимся другими глазами взглянуть на окружающий мир, пробуждает интерес к труду, жажду к творчеству. Кружковые занятия по бисероплетению ценны ещё и в том отношении, что дети чаще всего идут в кружок по собственному желанию, проявляя интерес к данному виду деятельности. Это, естественно, немаловажно в воспитательном отношении, так как способствует развитию индивидуальных склонностей ребёнка, приносит ему большое удовлетворение.

 Мы сделали  вывод о том, что при реализации полноценного творческого развития учащегося необходимо уделять внимание не только практическим, но и творческим навыкам, так как  тем самым  учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет обладать богатым внутренним миром, истинными эстетическими качествами, творческим мышлением, трудовыми навыками и развитым интеллектом.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: учеб. пособие для вузов.- Кн. 2. – Казань,1998.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.,1967.
  3. Генезис исследования проблемы творчества http://cyberleninka.ru.
  4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. в 2-х т. – М.,1986.
  5. Калитин Н. Искусство видеть и слышать прекрасное. - М.,1965.
  6. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.,1973.
  7. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество» - М.,2002.
  8. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения В 2-х т. / Под ред. А. И. Пискунова и др. – М., 1982.
  9. Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания – М.,1974.
  10. Кукушин В.С. Теория и методика обучения – Ростов н/Д.,2005.
  11. Левитов Н.Д. Детская педагогическая психология. – М., 1964.
  12. Лук А.Н. Психология творчества. М.,1978.
  13. Ляукина М.В. Бисер: Техника. Приемы. Изделия. – М., 2001.
  14. Макаренко А.С. Сочинение: в 7 т., Т. 5. Общие вопросы теории педагогики. - М., 1958.
  15. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология, соч. 2-е
  16. Методы обучения http://hrm.ru.
  17. Неменская Л.А, Фомина Н.В. Изобразительное искусство и художественный труд. Книга для учителя. - М.1991;
  18. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. - Ростов н/Д.,2000.
  19. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.,1976.
  20. Потебня А.А. Мысль и язык :Полн. собр. соч., Т. 1, Государственное Издательство Украины, 1926
  21. Психологический словарь-справочник. - М.,2001.
  22. Развитие творческих способностей детей и молодежи в образовательном пространстве: материалы междунар. науч.-практ. сем. /Отв. ред. О.М. Муромцева. – Белгород,2012.
  23. Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории//вопросы психологии. - 1960. - №3. - С4-9.
  24. Сластенин В.А., Каширин В.П. Педагогика и психология: учеб. пособие для вузов. - М.,2001.
  25. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие для вузов. - Ростов н/Д.,2000.
  26. Теплов Б.М. Способности и одаренность Т. 2. М.,1941. http://www.psychology.ru
  27. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. Т. 17. М.,1982.
  28. Философия и психология творчества http://philosophy.allru.net.
  29. Чиотти Д. Бисер / Пер. с итал. - М.,2003.
  30. Эволюция понятия «творчество» http://estnauki.ru
  31. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии //Вопросы психологии. - 1985. - №6. - С.14.

 

Приложение 1

Программа кружка по бисероплетению «Бусинка»

Программа предназначена для детей в возрасте 10 – 15 лет.

Возрастные особенности младшего школьного и подросткового возраста:

Необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей является важной закономерностью правильного обучения и воспитания. Прежде всего, нужно знать периодизацию развития детей, акцентируя внимание, во-первых, на их физическое развитие, во-вторых, на совершенствование их психики и познавательной деятельности и, в-третьих, на особенностях их деятельности и поведения.

В возрасте 10-15 лет дети склонны к фантазиям и воображениям, что позволяет развивать творческие возможности, школьники могут создавать свои уникальные работы, появляется стремление выделиться, обратить внимание. Стремление неординарно выглядеть вызывает желание изготовления собственных украшений. У них формируется целеустремленность, поэтому занятия в кружке дают детям возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели.

С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами. В программу включается, не только перечень практических  работ, но и темы бесед по технике безопасности.

Цель: создать благоприятные условия для формирования и развития творческих способностей посредством техники бисероплетения.

Задачи:

Образовательная: расширить знания об истории бисероплетения; познакомить с видами техник бисероплетения и их возможностями; освоить технику бисероплетения и её приёмы; дать представление об основах композиции, цветоведения.

Воспитательная: привить любовь и уважение к народной культуре; содействовать нравственно-эстетическому воспитанию личности; воспитать общетрудовые качества личности: усердие, терпение, аккуратность, трудолюбие и др.; способствовать активизации познавательной деятельности учащихся.

Развивающая: сформировать эстетический и художественный вкус; способствовать развитию образного мышления, творческой активности, фантазии, самостоятельности; развивать чувство цвета и  композиции, способствовать развитию творческой личности учащегося.

 Методы организации образовательного процесса:

1. Теоретический: запись в тетради  материала по теме.

2.Словесный: беседа, объяснения, обсуждения инструктаж, использование народного фольклора (сказки, легенды), чтение специальной литературы.

3. Наглядный: демонстрация работ, просмотр иллюстраций, схем, узоров, орнаментов.

4. Практический: практическая, творческая, самостоятельная виды работ.

Структурирование занятий производится на основе двух составляющих:

 теоретической  части, представленной рассказом или беседой с учащимися, демонстрацией наглядного материала;

 практической  части, в основе которой лежит творческая работа детей.

Ожидаемые результаты реализации программы:

По окончании реализации программы, ученики будут знать:

  • некоторые  сведения из истории развития бисероплетения;
  • о разнообразии материала для бисероплетения и его особенностях;
  • основные приемы бисероплетения;
  • правила техники безопасности при работе с бисером;
  • особенности хранения изделий из бисера.

По окончании проведения программы, ученики будут уметь:

    • пользоваться условными обозначениями и составлять схемы изделий;
    • гармонично сочетать цвета в изделии;
    • правильно составлять композицию;
    • использовать основные приемы бисероплетения;
    • самостоятельно изготавливать изделия из бисера;
    • хранить изделия из бисера, соблюдая правила;

 

Содержание программы

 

1. Вводное занятие (2 ч.)

Цель и задачи объединения. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности. Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Насыщенность цвета и его светлость. Цветовой контраст.

2. Плетение на проволоке

2.1. Цветы из бисера (20 ч.)

Теоретические сведения. Приёмы бисероплетения, часто используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Сочетание приёмов. Особенности выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов.

2.2. Плоские фигурки животных (26 ч.)

Теоретические сведения. Приемы бисероплетения, которые используются для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей. Подготовка основы для брошей. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.

2.3. Панно из бисера «Времена года» (22 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для выполнения элементов пейзажа: параллельное, петельное, игольчатое плетение. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся общеобразовательной школы средствами декоративно-прикладного искусства