Развитие творческих способностей учащихся общеобразовательной школы средствами декоративно-прикладного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Цель: решение данной проблемы.
Объект: Процесс развития творческих способностей учащихся общеобразовательной школы.
Предмет: Развитие творческих способностей учащихся средствами декоративно-прикладного искусства.

Содержание работы

Введение 3
Глава I: Теоретические основы развития творческих способностей учащихся
Сущность понятий «творчество», «творческая деятельность», «творческие способности» 6
История рассмотрения проблемы творческих способностей 12
Глава II: Методические аспекты развития творческих способностей учащихся образовательной школы средствами декоративно-прикладного искусства на примере бисероплетения.
2.1. Методические приёмы и способы развития творческих способностей учащихся образовательной школы средствами декоративно-прикладного искусства на примере бисероплетения. 20
2.2. Экспериментальная работа по развитию творческих способностей учащихся общеобразовательной школы средствами декоративно-прикладного искусства на примере бисероплетения
Заключение
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Петухова Анастасия 2 курс курсовая.docx

— 525.45 Кб (Скачать файл)

На основе предыдущих трудов, в 70-80-х годах ХХ века  учёные стали изучать творчество с точки зрения развития воображения, восприятия и приобщения детей к творческой деятельности. Так, Т.С. Комарова говорит о связи творчества и умелости рук, то есть чем лучше разработан ручной навык, тем выше и качественнее будет результат работы. Следовательно, лёгкость в исполнении и неограниченность в приёмах и техниках вызывают у детей интерес к творчеству и побуждают к деятельности.

Анализируя труды Комаровой, можно извлечь из них  понятие о детском творчестве - «это создание ребенком субъективного нового продукта и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития ребенка в процессе творческой деятельности, и результата». [см.7.

 В теории воспитания сказано о том, что одной из первостепенных задач художественного развития учащихся является формирование индивидуальных способностей средствами различных видов искусств, в том числе и декоративно-прикладного. Решить эту задачу можно только лишь выработав на основе художественно-эстетических потребностей определённое отношение к миру и действительности, через призму искусства. Важным моментом является то, что без развития художественно-творческих способностей у школьников к действительности, включая изобразительное, декоративно-прикладное и народное искусство, невозможно решить основные задачи в воспитании подрастающего поколения, сформировать духовно-ценностные качества личности ребенка.

 

 

Глава II: Методические аспекты развития творческих способностей учащихся общеобразовательной школы средствами декоративно-прикладного искусства на примере бисероплетения

 

2.1. Методические  приёмы и способы развития  творческих способностей  учащихся  образовательной школы средствами декоративно-прикладного искусства на примере бисероплетения

 

В основу методики развития творческих способностей положен принцип, основанный на взаимоотношениях учителя и учащихся. В процессе совместной деятельности на занятиях одной из главных задач преподавателя является создание комфортных условий, которые позволят стимулировать творческую активность ребёнка, приведут к формированию эстетического восприятия действительности и разовьют интерес к деятельности.

Под обучением творчеству понимают реализацию потребности обучающегося в саморазвитии, самосовершенствовании, самоутверждении. Подходя к решению этого вопроса, преподаватель должен учитывать такие факторы как  индивидуальные различия детей, их интересы, уровень подготовленности, существующие задатки  и т.д. Развитие способностей средствами декоративно-прикладного искусства позволяет выработать эстетическое отношение у ребят к окружающей действительности и культурному наследию, научить чувству прекрасного и овладеть широким кругом знаний.

В целом декоративно-прикладное искусство как нельзя лучше подходит для формирования творческого начала у детей. В их работах встречаются те же закономерности, что и в произведениях народного искусства: чёткость форм, локальность  цветов, яркость и насыщенность красок, цельность изображения, точность в воплощении предметов и многие другие точки соприкосновения можно найти, анализируя творческие работы. Ещё одной особенностью, которая делает занятия декоративно-прикладным искусством интересными и притягательными, является разнообразие техник, видов и жанров в нём. Но чтобы достичь поставленной цели – развития творческих способностей, нужно совершить ряд упорядоченных действий, называемых в педагогике методами.

Методы обучения – это один из существенных составляющих учебного процесса. Их отсутствие делает процесс образование невозможным, потому что они помогают  воплощать задачи и цели, достигать усвоения и закрепления учебного материала, развивать качества личности. В педагогической науке существует множество разнообразных методов, которые сочетаясь в акте учебной деятельности, способствуют развитию творческих способностей. Методы тесно связаны между собой и переплетаются друг с другом, характеризуя это же взаимодействие педагогов и учащихся.

Можно выделить следующие методы, способствующие развитию у детей  творческих способностей:

  • метод убеждения. С его помощью преподаватель формирует у детей творческие качества посредством разностороннего воздействия на их чувства и мысли;
  • упражнение (приучение) как метод педагогического воздействия применяется для решения задач творческого характера. В его ходе у детей вырабатываются привычки в труде, происходит закрепление полученных умений и навыков, вырабатываются навыки культуры поведения;
  • метод проблемных ситуаций, основывается на побуждении детей к творческим и практическим действиям;
  • метод побуждения к сопереживанию используется в педагогическом процессе для вызывания эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире;
  • методы стимулирования применяются с целью усиления эффективности деятельности и получения качественных результатов работы. Они направлены на то, чтобы вызвать заинтересованность к предмету деятельности, ведь наличие сильной мотивации, которая ведёт к желанию действовать энергично, достигать поставленной цели.
    • методы эмоционального стимулирования;
    • методы развития познавательного интереса;
    • методы формирования ответственности и обязательности;
    • методы развития творческих способностей и личных качеств учащихся.

Многими учёными-педагогами было замечено, что монотонный труд препятствует креативной деятельности и сковывает познавательную свободу, поэтому творческая активность ребят находится в прямопропорциональной зависимости от методов,  средств и форм, которые предлагает учитель. Для этого необходимо внести коррективы в многообразие средств преподнесения материала и включать в практику обучения наиболее действенные методы. 

Вот некоторые из методов, по нашему мнению, как нельзя лучше способствующие развитию творческих способностей:

  • Словесные методы (рассказ, беседа). С их помощью учитель излагает материал в устной повествовательной форме, подготавливая почву для восприятия новой информации.
  • Наглядные методы (иллюстрация, демонстрация). Их необходимость в том, что у детей, благодаря восприятию предметов, формируются объективные представления об окружающей действительности.
  • Игровые методы. Игра — это метод обучения, который требует активного включения в процесс учащихся. В большинстве случаев, перед ней осуществляется подготовка детей, в которую входят теория и практика по отработке приобретенных навыков.
  • Практические методы. К их использованию учителя прибегают, когда знания приобретаются детьми практически или же они применяются в жизни.
  • Репродуктивные методы. С их помощью происходит развитие запоминания и воспроизведения преподнесенных знаний. Для большего эффекта усвоен ия учитель предлагает классу повторить материал урока.
  • Эвристический (частично-поисковый метод). Объединяет элементы поисковой и репродуктивной деятельности. Его смысл заключается в том, что детям предлагается проблема, которую они должны попытаться решить своими силами.

В преподавании существуют различные приёмы, позволяющие выработать самостоятельность и творческую инициативу. Среди них выделяют:

  • проблемный метод, где проблема решается учениками в процессе творческой деятельности. Этот метод ещё позволяет развить в детях логику научного познания.
  • исследовательский метод – представляет собой высшим проявлением творческой деятельности. В его процессе формируются умения, которые в дальнейшем можно будет применить в решении незнакомых проблем.

Наука не стоит на месте, а находится в непрерывном развитии, и сейчас накопилось большое количество методик, которые могут помочь определить преподавателю, есть ли у ребёнка творческая направленность и какими способами её можно развить. Но, к сожалению, в настоящее время большая часть таких методик являются трудными для восприятия взрослыми, и к тому же ребенок не получит удовольствия от их проведения. Наиболее доступной и интересной  методикой для выявления  и развития творческих способностей является техника бисероплетения. Её преимуществом является исключительно практическое осуществление.

Нужно сказать, что бисер – это  очень интересный материал для рукоделия, поскольку в нём кроется множество идей для творчества. У детей, с удовольствием выполняющих задания, формируются творческие  навыки и креативное мышление. Но занятия бисером – это тонкая, кропотливая работа, которая требует терпения и аккуратности. При освоении этого вида декоративно-прикладного искусства, дети  воспитывают в себе самостоятельность, эстетический вкус, художественное восприятие действительности, тонкое восприятие красоты, развивают фантазию и чувство ритма.

Из литературных источников мы выяснили, что воспитание творческих способностей детей станет эффективным, если будет представлять целенаправленный процесс, где решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в следующем параграфе мы, попытались определить приёмы бисероплетения  способствующие развитию таких важных компонентов творческих способностей, как творческое мышление и воображение.

 

 

2.2. Экспериментальная работа по  развитию творческих способностей  средствами декоративно-прикладного  искусства на примере бисероплетения

Цель нашего эксперимента -  развить творческие способности учащихся общеобразовательной школы, активизировать  их познавательную деятельность и фантазию, положить начало формированию художественно-эстетического вкуса. Также воспитать эмоциональную культуру ученика через освоение им бисерного искусства, приобщить к культуре народного творчества.

Исходя из гипотезы нашего исследования, мы выдвинули следующие задачи:

  • выявить уровень творческих способностей;
  • провести ряд занятий, включающих упражнения на развитие творческих способностей;
  • сформировать представление у детей о композиции, чувстве цвета.
  • стимулировать у детей интерес к творчеству;
  • воспитывать в детях такие качества как трудолюбие, усидчивость, аккуратность, внимание.

Для реализации целей и задач эксперимента, нами было принято решение организовать кружок по бисероплетению на базе МОУ «Коммунаровская СОШ»  Беловского района Курской области и разработать календарно-тематический план для проведения занятий (см. приложение).

С преподавателем изобразительного искусства Селиной Г.В.  было решено провести занятие, нацеленное на выявления уровня развития эстетических творческих способностей учащихся, для определения уровня знаний, умений и навыков детей в декоративно-прикладном искусстве. Учащиеся уже были знакомы с основами бисероплетения, поэтому наше занятие было нацелено на систематизацию имеющихся у них знаний.

Экспериментальную работу мы проводили в три этапа

Первый этап – констатирующий эксперимент по  выявлению уровня развития творческих способностей у занимающихся на кружке. Он заключался в знакомстве и беседе с детьми на тему бисероплетения как вида декоративно-прикладного искусства. Учащимся также были продемонстрированы фотографии изделий из бисера, работы преподавателя и других детей. Ребята провели анализ этих работ с точки зрения исполнения, задумки и цветового решения и высказали своё отношение к изделиям.

Второй этап эксперимента – выполнение практического задания. Оно заключалось в изготовлении работы по собственным эскизам, используя полученные знания о приёмах  бисероплетения, с которыми дети были ознакомлены в начале занятия. Подача материала сопровождалась наглядным материалом в виде презентации и работ преподавателя.

Третий этап – формирующий. Он предполагает разработку тем занятий, которые включают в себя приёмы работы с бисером, способствующие формированию и развитию творческих способностей у детей. Характерно, что навыки, приобретенные в ходе работы с бисером, могут проецироваться на другие виды деятельности, не обязательно связанные с творчеством, и быть там не менее полезными. (см. приложение)

Бисероплетение - это удивительное занятие, которое несёт в себе много пользы, и поэтому в структуру занятий мы включили наиболее эффективные приёмы этого вида декоративно-прикладного искусства, которые могут стать полезными не только в творчестве. На наш взгляд, деятельность подобного рода благотворно сказывается ещё и на общем развитии ребёнка.

Работа по декоративно–прикладному искусству, которая проводится на кружковых занятиях, позволяет успешно справляться с задачами по развитию творческого начала, свободы детей, потому что в процессе изготовления различных изделий из бисера ребята постоянно сталкиваются с технологическими трудностями, требующие творческого подхода и нестандартных решений. Начиная с самых азов знакомства с бисером, мы проследили,  какое влияние он оказывает на развитие детей.

Например, работая в технике  параллельного низания, разбираясь с бусинками, нанизывая на леску, считая их количество, школьники развивают внимание, мелкую моторику рук, которая взаимодействует  с воображением, координацией, двигательной памятью и речью. Эта  связь объясняется М.М. Кольцовой, которая занималась исследованием детской речи. Она пишет: «Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование речевой реакции состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, такой же, как артикуляционный  аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».[см.6.]

Информация о работе Развитие творческих способностей учащихся общеобразовательной школы средствами декоративно-прикладного искусства