На основе предыдущих
трудов, в 70-80-х годах ХХ века учёные
стали изучать творчество с точки зрения
развития воображения, восприятия и приобщения
детей к творческой деятельности. Так,
Т.С. Комарова говорит о связи творчества
и умелости рук, то есть чем лучше разработан
ручной навык, тем выше и качественнее
будет результат работы. Следовательно,
лёгкость в исполнении и неограниченность
в приёмах и техниках вызывают у детей
интерес к творчеству и побуждают к деятельности.
Анализируя
труды Комаровой, можно извлечь из них
понятие о детском творчестве - «это создание
ребенком субъективного нового продукта
и объективно значимого для общества эффекта,
получаемого в виде психического развития
ребенка в процессе творческой деятельности,
и результата». [см.7.
В теории
воспитания сказано о том, что одной из
первостепенных задач художественного
развития учащихся является формирование
индивидуальных способностей средствами
различных видов искусств, в том числе
и декоративно-прикладного. Решить эту
задачу можно только лишь выработав на
основе художественно-эстетических потребностей
определённое отношение к миру и действительности,
через призму искусства. Важным моментом
является то, что без развития художественно-творческих
способностей у школьников к действительности,
включая изобразительное, декоративно-прикладное
и народное искусство, невозможно решить
основные задачи в воспитании подрастающего
поколения, сформировать духовно-ценностные
качества личности ребенка.
Глава II: Методические
аспекты развития творческих способностей
учащихся общеобразовательной школы средствами
декоративно-прикладного искусства на
примере бисероплетения
2.1. Методические
приёмы и способы развития
творческих способностей учащихся
образовательной школы средствами декоративно-прикладного
искусства на примере бисероплетения
В основу методики
развития творческих способностей положен
принцип, основанный на взаимоотношениях
учителя и учащихся. В процессе совместной
деятельности на занятиях одной из главных
задач преподавателя является создание
комфортных условий, которые позволят
стимулировать творческую активность
ребёнка, приведут к формированию эстетического
восприятия действительности и разовьют
интерес к деятельности.
Под обучением
творчеству понимают реализацию потребности
обучающегося в саморазвитии, самосовершенствовании,
самоутверждении. Подходя к решению этого
вопроса, преподаватель должен учитывать
такие факторы как индивидуальные
различия детей, их интересы, уровень подготовленности,
существующие задатки и т.д. Развитие
способностей средствами декоративно-прикладного
искусства позволяет выработать эстетическое
отношение у ребят к окружающей действительности
и культурному наследию, научить чувству
прекрасного и овладеть широким кругом
знаний.
В целом декоративно-прикладное
искусство как нельзя лучше подходит для
формирования творческого начала у детей.
В их работах встречаются те же закономерности,
что и в произведениях народного искусства:
чёткость форм, локальность цветов,
яркость и насыщенность красок, цельность
изображения, точность в воплощении предметов
и многие другие точки соприкосновения
можно найти, анализируя творческие работы.
Ещё одной особенностью, которая делает
занятия декоративно-прикладным искусством
интересными и притягательными, является
разнообразие техник, видов и жанров в
нём. Но чтобы достичь поставленной цели
– развития творческих способностей,
нужно совершить ряд упорядоченных действий,
называемых в педагогике методами.
Методы обучения
– это один из существенных составляющих
учебного процесса. Их отсутствие делает
процесс образование невозможным, потому
что они помогают воплощать задачи
и цели, достигать усвоения и закрепления
учебного материала, развивать качества
личности. В педагогической науке существует
множество разнообразных методов, которые
сочетаясь в акте учебной деятельности,
способствуют развитию творческих способностей.
Методы тесно связаны между собой и переплетаются
друг с другом, характеризуя это же взаимодействие
педагогов и учащихся.
Можно выделить
следующие методы, способствующие развитию
у детей творческих способностей:
- метод
убеждения. С его помощью преподаватель
формирует у детей творческие качества
посредством разностороннего воздействия
на их чувства и мысли;
- упражнение
(приучение) как метод педагогического
воздействия применяется для решения
задач творческого характера. В его ходе
у детей вырабатываются привычки в труде,
происходит закрепление полученных умений
и навыков, вырабатываются навыки культуры
поведения;
- метод
проблемных ситуаций, основывается на
побуждении детей к творческим и практическим
действиям;
- метод
побуждения к сопереживанию используется
в педагогическом процессе для вызывания
эмоционально-положительной отзывчивости
на прекрасное и отрицательному отношению
к безобразному в окружающем мире;
- методы
стимулирования применяются с целью усиления
эффективности деятельности и получения
качественных результатов работы. Они
направлены на то, чтобы вызвать заинтересованность
к предмету деятельности, ведь наличие
сильной мотивации, которая ведёт к желанию
действовать энергично, достигать поставленной
цели.
- методы
эмоционального стимулирования;
- методы
развития познавательного интереса;
- методы
формирования ответственности и обязательности;
- методы
развития творческих способностей и личных
качеств учащихся.
Многими учёными-педагогами
было замечено, что монотонный труд препятствует
креативной деятельности и сковывает
познавательную свободу, поэтому творческая
активность ребят находится в прямопропорциональной
зависимости от методов, средств и
форм, которые предлагает учитель. Для
этого необходимо внести коррективы в
многообразие средств преподнесения материала
и включать в практику обучения наиболее
действенные методы.
Вот некоторые
из методов, по нашему мнению, как нельзя
лучше способствующие развитию творческих
способностей:
- Словесные
методы (рассказ, беседа). С их помощью
учитель излагает материал в устной повествовательной
форме, подготавливая почву для восприятия
новой информации.
- Наглядные
методы (иллюстрация, демонстрация). Их
необходимость в том, что у детей, благодаря
восприятию предметов, формируются объективные
представления об окружающей действительности.
- Игровые
методы. Игра — это метод обучения, который
требует активного включения в процесс
учащихся. В большинстве случаев, перед
ней осуществляется подготовка детей,
в которую входят теория и практика по
отработке приобретенных навыков.
- Практические
методы. К их использованию учителя прибегают,
когда знания приобретаются детьми практически
или же они применяются в жизни.
- Репродуктивные
методы. С их помощью происходит развитие
запоминания и воспроизведения преподнесенных
знаний. Для большего эффекта усвоен ия
учитель предлагает классу повторить
материал урока.
- Эвристический
(частично-поисковый метод). Объединяет
элементы поисковой и репродуктивной
деятельности. Его смысл заключается в
том, что детям предлагается проблема,
которую они должны попытаться решить
своими силами.
В преподавании
существуют различные приёмы, позволяющие
выработать самостоятельность и творческую
инициативу. Среди них выделяют:
- проблемный
метод, где проблема решается учениками
в процессе творческой деятельности. Этот
метод ещё позволяет развить в детях логику
научного познания.
- исследовательский
метод – представляет собой высшим проявлением
творческой деятельности. В его процессе
формируются умения, которые в дальнейшем
можно будет применить в решении незнакомых
проблем.
Наука не стоит на месте, а находится
в непрерывном развитии, и сейчас накопилось
большое количество методик, которые могут
помочь определить преподавателю, есть
ли у ребёнка творческая направленность
и какими способами её можно развить. Но,
к сожалению, в настоящее время большая
часть таких методик являются трудными
для восприятия взрослыми, и к тому же
ребенок не получит удовольствия от их
проведения. Наиболее доступной и интересной
методикой для выявления и развития
творческих способностей является техника
бисероплетения. Её преимуществом является
исключительно практическое осуществление.
Нужно сказать, что бисер – это очень
интересный материал для рукоделия, поскольку
в нём кроется множество идей для творчества.
У детей, с удовольствием выполняющих
задания, формируются творческие навыки
и креативное мышление. Но занятия бисером
– это тонкая, кропотливая работа, которая
требует терпения и аккуратности. При
освоении этого вида декоративно-прикладного
искусства, дети воспитывают в себе
самостоятельность, эстетический вкус,
художественное восприятие действительности,
тонкое восприятие красоты, развивают
фантазию и чувство ритма.
Из литературных источников мы выяснили,
что воспитание творческих способностей
детей станет эффективным, если будет
представлять целенаправленный процесс,
где решается ряд частных педагогических
задач, направленных на достижение конечной
цели. И в следующем параграфе мы, попытались
определить приёмы бисероплетения
способствующие развитию таких важных
компонентов творческих способностей,
как творческое мышление и воображение.
2.2.
Экспериментальная работа по
развитию творческих способностей
средствами декоративно-прикладного
искусства на примере бисероплетения
Цель нашего эксперимента - развить
творческие способности учащихся общеобразовательной
школы, активизировать их познавательную
деятельность и фантазию, положить начало
формированию художественно-эстетического
вкуса. Также воспитать эмоциональную
культуру ученика через освоение им бисерного
искусства, приобщить к культуре народного
творчества.
Исходя из гипотезы
нашего исследования, мы выдвинули следующие
задачи:
- выявить
уровень творческих способностей;
- провести
ряд занятий, включающих упражнения на
развитие творческих способностей;
- сформировать
представление у детей о композиции, чувстве
цвета.
- стимулировать
у детей интерес к творчеству;
- воспитывать
в детях такие качества как трудолюбие,
усидчивость, аккуратность, внимание.
Для реализации
целей и задач эксперимента, нами было
принято решение организовать кружок
по бисероплетению на базе МОУ «Коммунаровская
СОШ» Беловского района Курской области
и разработать календарно-тематический
план для проведения занятий (см. приложение).
С преподавателем
изобразительного искусства Селиной Г.В.
было решено провести занятие, нацеленное
на выявления уровня развития эстетических
творческих способностей учащихся, для
определения уровня знаний, умений и навыков
детей в декоративно-прикладном искусстве.
Учащиеся уже были знакомы с основами
бисероплетения, поэтому наше занятие
было нацелено на систематизацию имеющихся
у них знаний.
Экспериментальную
работу мы проводили в три этапа
Первый этап
– констатирующий эксперимент по выявлению
уровня развития творческих способностей
у занимающихся на кружке. Он заключался
в знакомстве и беседе с детьми на тему
бисероплетения как вида декоративно-прикладного
искусства. Учащимся также были продемонстрированы
фотографии изделий из бисера, работы
преподавателя и других детей. Ребята
провели анализ этих работ с точки зрения
исполнения, задумки и цветового решения
и высказали своё отношение к изделиям.
Второй этап
эксперимента – выполнение практического
задания. Оно заключалось в изготовлении
работы по собственным эскизам, используя
полученные знания о приёмах бисероплетения,
с которыми дети были ознакомлены в начале
занятия. Подача материала сопровождалась
наглядным материалом в виде презентации
и работ преподавателя.
Третий этап
– формирующий. Он предполагает разработку
тем занятий, которые включают в себя приёмы
работы с бисером, способствующие формированию
и развитию творческих способностей у
детей. Характерно, что навыки, приобретенные
в ходе работы с бисером, могут проецироваться
на другие виды деятельности, не обязательно
связанные с творчеством, и быть там не
менее полезными. (см. приложение)
Бисероплетение
- это удивительное занятие, которое несёт
в себе много пользы, и поэтому в структуру
занятий мы включили наиболее эффективные
приёмы этого вида декоративно-прикладного
искусства, которые могут стать полезными
не только в творчестве. На наш взгляд,
деятельность подобного рода благотворно
сказывается ещё и на общем развитии ребёнка.
Работа по декоративно–прикладному
искусству, которая проводится на кружковых
занятиях, позволяет успешно справляться
с задачами по развитию творческого начала,
свободы детей, потому что в процессе изготовления
различных изделий из бисера ребята постоянно
сталкиваются с технологическими трудностями,
требующие творческого подхода и нестандартных
решений. Начиная с самых азов знакомства
с бисером, мы проследили, какое влияние
он оказывает на развитие детей.
Например, работая
в технике параллельного низания, разбираясь
с бусинками, нанизывая на леску, считая
их количество, школьники развивают внимание,
мелкую моторику рук, которая взаимодействует
с воображением, координацией, двигательной
памятью и речью. Эта связь объясняется
М.М. Кольцовой, которая занималась исследованием
детской речи. Она пишет: «Сначала развиваются
движения пальцев рук, затем появляется
артикуляция слогов, все последующее совершенствование
речевой реакции состоит в прямой зависимости
от степени тренировки движений пальцев.
Есть все основания рассматривать кисть
руки как орган речи, такой же, как артикуляционный
аппарат. С этой точки зрения проекция
руки есть еще одна речевая зона мозга».[см.6.]