Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:52, курсовая работа
Актуальность выбранной темы продиктовано социально - культурной ситуацией Российского общества и тех негативных процессов, которые мы наблюдаем. У детей проявляется агрессивность, получают распространение болезни и социальная незащищенность детей и подростков, беспризорность и детская преступность. В этих непростых условиях, именно детские художественные коллективы смогут решить часть проблем, имеющихся в области художественной культуры и развития творческих способностей у подрастающего поколения. Поэтому руководитель творческого коллектива, играет важнейшую роль всестороннем и гармоническом развитии личности и воспитании подрастающего поколения.
Глава 1. Личность и коллектив в системе воспитания.
1.1. Понятие « Детский самодеятельный коллектив». Этапы развития детского самодеятельного коллектива.
1.2. Творчество, как основа развития коллектива и каждого его члена.
1.3. Воспитание и творческое развитие в детском хореографическом коллективе.
Глава 2. . Роль и задачи руководителя творческого коллектива.
2.1. Требования к личности руководителя.
2.2. Какими качествами должен обладать руководитель.
2.3. Функции руководителя.
2.4. Типы (стили) руководства.
Заключение.
Список литературы.
Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего и профессионального образования
«Челябинская государственная академия культуры и искусств»
Творческая работа
По предмету: Педагогика НХТ
Роль руководителя в творческом коллективе.
Выполнела: Грачева Л.В., студентка группы 305 РХ(с)
Проверила: Кандидат педагогических наук: Каченя Т.М.
Челябинск 2010
Глава 1. Личность и коллектив в системе воспитания.
1.1. Понятие « Детский самодеятельный коллектив». Этапы развития детского самодеятельного коллектива.
1.2. Творчество, как основа развития коллектива и каждого его члена.
1.3. Воспитание и творческое развитие в детском хореографическом коллективе.
Глава 2. . Роль и задачи руководителя творческого коллектива.
2.1. Требования к личности руководителя.
2.2. Какими качествами должен обладать руководитель.
2.3. Функции руководителя.
2.4. Типы (стили) руководства.
Заключение.
Список литературы.
Структура Творческой работы:
1)введение, 2 раздела, заключение, список литературы.
2)Методы исследования: анализ обобщения, компиляции, адаптация.
Цель:
Задачи: 1. Анализ литературных источников.
2. Рассмотреть понятие «Детский самодеятельный коллектив» и этапы развития коллектива.
3. Определить место творчества в процессе развития коллектива.
4. Охарактеризовать методы, средства и принципы воспитания в коллективе.
5. Дать определение роли руководителя в творческом коллективе, и предъявляемые к нему требования.
Объект: Творческий коллектив
Предмет: Деятельность НХТ
Определив цель, объект, предмет, можно сделать теоретическое предположение формирования и развития музыкальности в процессе обучения танцу.
Гипотеза. Педагогический процесс в коллективе будет успешным, если педагог учтёт: возрастной состав, тип коллектива, а так же личностные особенности его членов на основе чего он осуществит наиболее приемлемый выбор средств, методов и принципов воспитания на разных стадиях развития коллектива.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы продиктовано социально - культурной ситуацией Российского общества и тех негативных процессов, которые мы наблюдаем. У детей проявляется агрессивность, получают распространение болезни и социальная незащищенность детей и подростков, беспризорность и детская преступность. В этих непростых условиях, именно детские художественные коллективы смогут решить часть проблем, имеющихся в области художественной культуры и развития творческих способностей у подрастающего поколения. Поэтому руководитель творческого коллектива, играет важнейшую роль всестороннем и гармоническом развитии личности и воспитании подрастающего поколения.
Сам факт увлечения танцами, интернациональный язык которых объединяют людей самых разных возрастов, можно лишь приветствовать.
Можно и нужно использовать интерес детей и подростков к хореографии, вызывающей эмоциональные переживания и любовь к танцам. Для этого надо в полной мере реализовать способность хореографии, воздействовать на духовный мир формирующейся личности, наполнить детский досуг самыми разными его формами.
Глава 1. Социальная сущность и значение детского самодеятельного коллектива в воспитании и становления личности.
1.1. Понятие: Детский самодеятельный коллектив». Этапы развития детского самодеятельного коллектива.
Человек формируется и видоизменяется под влиянием совместной деятельности, и в этом смысле он оказывается одновременно субъектом и объектом воздействия социальных сил и общественных отношений.
Коллектив не есть нечто безликое, сплошное и однородное. Он представляет собой соединение разных неповторимых индивидуальностей. И в нем личность не тонет, не растворяется, а выявляется и само утверждается.
Дети не только постоянно соприкасаются с коллективами взрослых, но и сами по собственной инициативе и взрослыми объединяются в коллективы, оказывающие на них огромное воспитательное влияние. Это школьные коллективы, трудовые и самодеятельные объединения, общественные организации, игровые группы, спортивные команды. Вступая в коллективные связи, зависимости, взаимодействия, дети приобретают благоприятные условия для своего социального развития, удовлетворения потребности интересов, применения способности и дарований, для само- проявления, самоутверждения и самосовершенствования.
Рассмотрим детские самодеятельные коллективы, процесс формирования которых происходит на базе клубных объединений. Они могут быть стабильными и нестабильными, формальными и неформальными. Это зависит от силы и устойчивости интереса детей, от содержания, методики и организации работы коллектива. К формальным самодеятельным коллективам относятся детские коллективы, в которых досуговая деятельность строго регламентируется расписанием и осуществляется под управлением штатного или внештатного руководителя. Это в основном детские кружки. К неформальным коллективам относятся такие коллективы, деятельность которых не имеет строгой регламентации и строится всецело на инициативе и самодеятельности ребят. К ним следует отнести детские объединения по интересам.
Коллективы детской художественной самодеятельности подразделяются, прежде всего, по видам и жанрам искусства. В клубах функционируют драматические, кукольные, хоровые, музыкальные, танцевальные кружки, кружки изобразительного и прикладного искусства. Каждый вид художественной самодеятельности имеет свои особенности, однако, принципы организации их во многом совпадают.
Конечно, далеко не всегда и не везде складывается стабильный коллектив. Это длительный процесс, требующий больших усилий, как руководителей, так и самих детей. Но не каждый кружок, инициативную группу или объединение можно считать коллективом. Коллектив – это высший уровень развития любого объединения. Он отличается внутренним единством, организованностью, подготовленностью и психологической коммуникативностью.
Не одно детское объединение изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс его формирования сложен и противоречив и проходит через ряд этапов и уровней.
Исследованиями стадий развития коллектива занимались известные педагоги и психологи, такие как А.С. Макаренко, Л.И. Новикова, А.Т. Куракин, Л.И. Уманский и др. У всех были различные подходы к определению стадий развития коллектива. Я остановлюсь подробно на исследованиях А.С Макаренко и Л.И. Уманского, которые наиболее приемлемы для развития детского самодеятельного коллектива.
Вдумчивое и серьезное использование наследия А.С Макаренко позволяет создать определённую методику формирования устойчивого коллектива участников детской самодеятельности. Четкая цель, поставленная перед группой людей, по мнению А.С Макаренко, определяет начало становления коллектива. А создание общественного мнения – основной внутренний механизм. Он считал необходимыми следующие условия для создания коллектива: четкость организационной структуры, соблюдение дисциплины, наличие перспективных линий в жизни коллектива; необходимость создания традиций, способствующих воспитанию чувства гордости за коллектив; хорошая организация педагогического процесса, создание микро коллективов в группах, внесение в жизнь коллективами идеи «защищенности» ( воспитать привычку помогать товарищу) и « торможения» (не грубое, а внимательное отношение друг к другу); последовательность в вопросах поощрения и осуждения; подбор руководителя, отвечающего требованиям времени, с высокими моральными качествами и профессиональными умениями. Таким образом, А.С Макаренко разработал систему взаимодействие и взаимовлияние общих, частных и личных целей в коллективе.
Так же он первым обосновал этапы развития коллектива, где требования выступает основным параметром, определяющим его становление. В этом случае, необходимым путем в развитии воспитательного коллектива является закономерный переход от категорического требования руководителя до свободного требования каждой личности к себе на фоне коллектива.
Первый этап формирования коллектива. На этом этапе в качестве средства сплачивающего детей в коллектив, должно выступать единоличное требование руководителя к участникам кружка.
Он характеризуется стремлением создать атмосферу взаимопонимания, дружбы, желания общаться с товарищами по объединению. В репетиционных занятиях особое внимание уделяется эмоциональным или занимательным элементам методике, которые смогут увлечь большинство. Каждому участнику дают при этом как можно чаще небольшие поручения, важные для коллектива в целом. В результате выявляется наиболее активные участники, из которых создается ядро коллектива – орган его самоуправления.
Второй этап формирование коллектива. Здесь основным проводником требованием к личности должен быть актив. Руководителю в связи с этим следует отказаться от злоупотребления прямыми требованиями. Тут вступает в силу метод параллельного действия, поскольку руководитель имеет возможность опереться на группу ребят, которые его поддерживают. В репетиционной работе углубляется содержание. Основной упор делается на групповые и индивидуальные занятия. Приобретает особое значение проблема создания общественного мнения в объединении, без чего не мыслим коллектив.
В его создании огромную роль может сыграть правильное развитие творческой самодеятельности участников. На этом же этапе деятельности коллектива очень важно выработать традиции, способствующие воспитанию чувства гордости за свой коллектив и продумать систему перспектив, которые помогают сохранить чувство удовлетворённости участников свое деятельностью в объединению. В этот же период определяются меры поощрения и наказания участников, что является основой чёткой дисциплины.
Таким образом, категорическое требование на этом этапе должно отражать требование актива коллектива. Если его нет, то нет и коллектива в истинном смысле.
Третий этап формирование коллектива органично вытекает из второго, сливаясь с ним. «Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математической точной, организованной работой». - А.С. Макаренко. № 3, (146- 147)
Положение «когда требует коллектив», говорит о сложившейся в нем системе самоуправления.
В этот период происходит проверка сформированных нравственных черт характера личности в отношении к коллективу и его нуждам и параллельно углубление коллективистских качеств, свойств личности. Все члены коллектива поддерживают творческие проявления каждого в отдельности и всех в целом.
Л.И. Уманский предложил не расходящуюся с общим подходом А.С. Макаренко классификацию, при которой каждый этап развития официальной группы характеризовался не только и не столько педагогическими, сколько социально – психологическими характеристиками. Если у Макаренко развитие требований идет как бы «извне» группы, то Уманский попытался заглянуть в процесс развития группы как бы «изнутри».
Для различения уровней развития он выделил определенные параметры, такие как содержание нравственности группы, организационное единство и психологическая общность, то есть общность убеждений, эмоционального отношения и единство волевых усилий. Понятно, что развитие каждой из характеристик детской самодеятельной организации существенно влияет на воспитание его членов.
Таким образом, детский самодеятельный коллектив – это организованная группа, в которой все участники объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которых межличностные отношения опосредствуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности. № 3, (147с)
Важнейшими принципами организации детских самодеятельных коллективов являются: массовость, общедоступность, добровольность, систематичность, планомерность. Общественно- полезная деятельность немыслима без самостоятельности и активности участников. Ребята сами выбирают объект для занятий, добровольно участвуют в организационной и творческой работе, в ее планировании, в распределении обязанностей, в контроле и оценки деятельности. Руководитель же коллектива направляет эту энергию в нужное русло.
Не будет этих принципов не будет и развитого коллектива, возможности которого можно использовать для всестороннего развития личности, то есть как инструмента для целенаправленного влияния не непосредственно, а целенаправленно через коллектив.
1.2. Творчество, как основа развития коллектива и каждого его члена.
Творчество - есть высший вид человеческой деятельности. В результате творчества возникают новые ценности в социальной, научной, технической, художественной области. Включение клубных любителей в массовую работу (организаторскую, просветительную, воспитательную) обеспечивает общественную реализацию плодов творчества, обогащает кружковцев темами и проблемами для творческой разработки, приносит общественное признание. В ходе целенаправленной и многоплановой деятельности природные задатки к творчеству, которыми в различной мере наделены все люди, развиваются в творческие способности. Способности – одно из самых динамичных свойств личности.
Не менее важно и то, что коллективная форма организации клубных творческих занятий, деятельное включение их в многократную работу среди масс придают творчеству новое качество – социально-творческое, социально преобразующее. Для того чтобы коллектив приобщился к высшему и благороднейшему виду творчества – социальному, он должен обладать целым рядом качеств. Практика клубного объединения не может сводиться к узкому культурничеству, а должна представлять собой активную борьбу за массовое освоение коммунистических идейно-нравственных ценностей. При наличие таких условий данный коллектив можно с полным правом назвать творческим.
Информация о работе Роль руководителя в творческом коллективе