Роль руководителя в творческом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы продиктовано социально - культурной ситуацией Российского общества и тех негативных процессов, которые мы наблюдаем. У детей проявляется агрессивность, получают распространение болезни и социальная незащищенность детей и подростков, беспризорность и детская преступность. В этих непростых условиях, именно детские художественные коллективы смогут решить часть проблем, имеющихся в области художественной культуры и развития творческих способностей у подрастающего поколения. Поэтому руководитель творческого коллектива, играет важнейшую роль всестороннем и гармоническом развитии личности и воспитании подрастающего поколения.

Содержание работы

Глава 1. Личность и коллектив в системе воспитания.

1.1. Понятие « Детский самодеятельный коллектив». Этапы развития детского самодеятельного коллектива.

1.2. Творчество, как основа развития коллектива и каждого его члена.

1.3. Воспитание и творческое развитие в детском хореографическом коллективе.


Глава 2. . Роль и задачи руководителя творческого коллектива.

2.1. Требования к личности руководителя.

2.2. Какими качествами должен обладать руководитель.

2.3. Функции руководителя.

2.4. Типы (стили) руководства.

Заключение.

Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Педагогика.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Воспитательная работа, есть, прежде всего, работа организатора, говорил Д.С. Макаренко. А чтобы организовать жизнедеятельный и радостный коллектив, нужна, прежде всего, инициативность. Ясли руководитель не будет инициатором всех интересов и полезных дел в коллективе, то не стоит и говорить о его организаторских способностях.

Жалким и беспомощным выглядит тот руководитель, который не умеет привлечь и организовать детей. Чтобы включить их в работу коллектива, важно увлечь их идеями, захватывающими перспективами, вызвать желание заниматься, преодолеть возникшие трудности, то есть уметь мобилизовать детей. Учитывая эти способности руководителя, решается нелегкая задача - формирования коллектива. Руководитель здесь часто выступает во многих ролях. Он психолог и педагог, воспитатель и друг, пример для подражания. Еще известный чешский педагог Я. А. Коменский требовал, чтобы сам воспитатель всегда был для людей вообще, особенно для детей, в одежде - зеркалом простоты, в образе жизни - зеркалом бдительности и прилежания, в поступках - зеркалом разговора и молчания, в частной и общественной жизни - зеркалом благоразумия.

Таким образом, хороший воспитатель-это непременно, обязательно хороший человек! Добрый, великодушный, честный, благородный, щедрый, тактичный. Аккуратность, точность, подтянутость, хорошее настроение, приподнятость. Авторитет руководителя создается его знаниями и поддерживается чутким отношением к участникам. Он должен быть душой коллектива, образцом дисциплинированности, культуры поведения. Руководитель должен четко прислушиваться к желаниям и настроениям участников, разумно и тактично предостерегать их от возможных ошибок. В его работе недолжно быть «мелочей», а возникшие трудности следует преодолевать упорством, волей и настойчивостью.

Перед каждой встречей с коллективом руководителю необходимо не только продумать план урока, но и хорошо к нему подготовиться. Каждое занятие надо сделать ярким и понятным. Интересная форма построения занятий увлекает детей и способствует лучшему усвоению урока. Взаимоотношения с учениками должны быть доброжелательными, равными со всеми. Нельзя более способных и ярких только хвалить. В детях легко воспитывается зазнайство, превосходство. Нельзя менее способным указывать только на их недостатки. Ребенок может потерять веру в себя. У тех и у других могут быть и успехи и недостатки, и эту сторону нужно уметь всегда заметить и отменить, даже самые их незначительные продвижения вперед. Естественно любой руководитель не может не видеть одаренного ученика. В коллективе мы часто проводим необходимые творческие разборы уроков, репетиций и концертов, где каждый высказывает свое мнение. Так создается коллективная точка зрения, которую нельзя не учитывать. Эту линию воспитания нужно проводить тонко и чутко, в этом помогают влияние и авторитет руководителя, которые в свою очередь зависят от увлеченности и творческого отношения к делу; от любви к своей профессии и мастерства; от эрудиции; от требовательности и порядочности, тактичности и выдержанности. О детской художественной самодеятельности чаще всего, говоря в связи с проблемой эстетического и нравственного воспитания. И, как правило, речь ограничивается проблемой репертуара: если дети играют классику «детскую» или «взрослую» («особенно в традиционных» формах), значит, с эстетическим воспитанием всё в порядке. Безусловно, выбор репертуара играет весьма существенную роль, однако он не единственный фактор в эстетическом воспитании. Не менее, а порой и более важное значение имеет методика работы режиссёра, хореографа, музыканта с юными артистами. Профессионализм руководителя, дающий юным актерам возможность почувствовать творческую уверенность, рождает у ребят ощущение собственной состоятельности. Юный актёр в хороших режиссёрских руках, ровно, как и профессиональный, становиться сотворцом спектакля, обретает творческую и личностную свободу.

Конечно, работать с ребятами нужно на материале, соответствующем их театральному и жизненному опыту. Не случайно львиную долю репертуара детских самодеятельных театров составляет обращение к сказкам, создание вариаций на известные жизненные сюжеты, инсценировки детской прозы. И если сами участники театральной самодеятельности не видит, себя со стороны и не могут объективно отнестись к своей работе, то их друзья-зрители от таких «псевдспектаклей» теряют уважение к режиссёрам, актёрам, а часто и к представленной на сцене литературе. Какое же тут эстетическое воспитание!

О полноценном эстетическом воспитании в театральной самодеятельности можно говорить только тогда, когда руководитель коллектива обладает двумя качествами - нравственностью и профессиональной чистоплотностью. И тогда не надо прятаться за тексты классиков. Тогда творческий результат даст результаты. Из-за отсутствия детской драматургии высокого качества многие режиссёры сами создают пьесы для своего театра. Такая тенденция (при условии драматургической одарённости режиссёра) безусловно, положительна, ибо рождает произведения «по правилам игры» детского театра, конкретных исполнителей и условий.

Не секрет, что любительский театр (особенно детский и молодёжный) первым улавливает то, что потом, подхваченное и развитое театром профессиональным, становится «новым словом», новыми эстетическими веяниями. Нужно только искать, думать и очень любить дело, которым занимаешься. Именно так должны жить взрослые, взявшие на себя ответственность за работу с детьми: с любовью к детям, музыке, театру, с уважением к собственной профессии, с верой в будущее.

В заключении хочется еще раз сказать несколько слов о личных качествах руководителя. Ведь он осуществляет воспитание, прежде всего личным примером, поэтому в нем должно быть, говоря словами Чехова, все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысль. Ведь своим внешним видом, своим обаянием, жизненным опытом он беспрерывно влияет на ученика. Поток взаимодействия друг на друга во время урока, экскурсий или прогулки без прерывен. Даже когда ученик уходит домой, он еще долго испытывает на себе влияние личности руководителя. Педагог, который учит любимому делу - это огромная воспитательная сила в духовной жизни ребенка, в его художественно-эстетическом становлении.

 

Гармоническое развитие коллектива возможно лишь при соблюдении ряда условий, выработанных и обоснованных А.С. Макаренко

1. Дисциплина и режим, без которой невозможно осуществление любого дела, включая творческую деятельность, невозможно результативность.

2. Систематичность т целенаправленность в осуществлении воспитания и обучения, недопустимость их разрыва.

3. Мажорный тон- проявление внутреннего спокойствия, чувства собственного достоинства, уверенности в своих силах, в силах коллектива и в его будущем.

4. Дружеское единство коллектива на основе уважения общественного мнения и каждого члена коллектива. Чувство гордости за коллектив. Недопустимость уединенности личности.

5. Присутствие в коллективе идеи защищенности, поддержки в достижении истины. Чуткий подход друг к другу.

6. Активность коллектива и каждого его члена, но упорядоченная, разумная и полезная.

7. Привычка торможения, сдержанность в движении, в слове, в критике и т.д. ( особая форма торможения – это проявление вежливости).

Выделяют три перспективы:

 Близкая перспектива (т.е. общее стремление к завтрашнему дню)

 Средняя перспектива (заключается в проекте события несколько отодвинутого во времени);

 Далекая перспектива (более широкая, крупномасштабная перспектива, рассчитанная на достижение возвышенной цели).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Роль и задачи руководителя творческого коллектива.

Научить детей танцевать трудно. Дети не проявляют усидчивости, желания учиться. Главная цель- выйти на сцену и показать себя. А то, что за этим стоит кропотливый, ежедневный труд они не представляют. Хочется сразу уметь танцевать, но при этом больших усилий не вкладывать. Роль руководителя заинтересовать детей, заставить поверить в себя.

Единой методики теоретических и практических занятий не существует. Как правило, каждый руководитель руководствуется своей методикой обучения. Изначально придумывает сам, либо интерпретирует.

Знания хореографа связаны с изучением хореографического искусства; анализ музыкального произведения; национальный костюм и др.

В каждом самодеятельном коллективе сложилась единая методика; учет занятий и их проведение; определились традиции коллектива; методы и формы организационной деятельности. Для того чтобы организовать процесс обучения. Руководитель должен знать наиболее общие положения.

Руководитель коллектива, как субъект педагогического руководства хореографическим коллективом.

В роли субъекта воспитания хореографической самодеятельности, выступают люди осознающие цели, задачи этого процесса. Специфика субъекта педагогического руководства, состоит в том, что он развивается в соответствии с этапами развития коллектива.

На первом этапе в роли субъекта выступает руководитель: на втором, часть этих функций принимает на себя актив. На третьем этапе, каждый ученик является субъектом воспитания самого себя.(2)

Из всего выше вытекает вопрос: « Какова же роль и значение руководителя в творческом коллективе?».

1. Руководитель является своего рода координатором деятельности коллектива тем, кто планирует и осуществляет развитие коллектива.

2. Руководитель проводит в коллективе учебно-воспитательную работу, помогает ученикам самореализоваться творчески.

3. Руководитель, сформировав коллектив, решает проблему дополнительного образования.

А также руководитель решает многие задачи воспитания и именно руководства коллективом, такие как:

1. Обучение, какому- либо творчеству.

2. Расширение кругозора участников.

3. Формирование положительных качеств.

4. Создание атмосферы добра, уважения, взаимоотношения, сплоченности в коллективе.

5. Подбор  репертуара.

6. Подготовка к выступлениям на сцене, и многое другое

Одним словом, руководитель идет и ведёт за собой участников к главной педагогической цели, а именно – формирование всесторонне гармонически развитой личности. . (№7, 60-62с; №2)»

2.1 Требования к личности руководителя.

 

Первым, что является наиболее важным требованием, это высокий уровень профессиональной подготовки руководителя.

Т.е. он должен хорошо знать психологию, педагогику, хорошо владеть речью, а главное, быть профессионалом своего дела. Он должен в совершенстве владеть методикой обучения и воспитания, одним словом быть образцом, эталоном личности, примером для своих воспитанников. (№1)

Знание своего предмета, а также осведомленность о возрастных особенностях воспитания, мышления и условие развития участников.

Задачи: культурно просветительного работника являются: осуществление воспитательного процесса. Он должен  иметь организаторские,  исследовательские способности и соответственно личностные качества обеспечивающие понимание людей.

Личностные качества: подготовленность к работе предполагает не только знания методики работы, специальные умения и навыки, но и  разностороннее эстетические и философские знания. Кроме этого должна быть специальная психологическая подготовка включающая в себя интерес к свободе деятельности.

2.2. Какими качествами должен обладать руководитель.

Как писал К. Маркс, «.. каждая профессия имеет свою собственную мораль...». Поэтому важно знать особенности профессиональной этики конкретного вида деятельности. Знание и формирование профессиональной этики для руководителя самодеятельного коллектива не самоцель, а прфессиональная необходимость. № 3,(193с)

Руководитель творческого коллектива, должен обладать чувством коллективизма, чувством ответственности за свой коллектив.

Руководитель должен иметь такие качества как:

- чуткость и внимание к людям

- умение работать в коллективе с детьми

- требовательность к себе и подчиненным

- честность, принципиальность

- единство слова и дела

- с развитым чувством долга

- быстро и точно оценивать психологические особенности людей, а также правильно определять задачи коллектива с учётом его состава

- требовательность, доброжелательность, критичность

 

Руководитель иметь высокий уровень культуры, мировоззрения, система жизненных ценностных ориентиров, жизненный профессиональный опыт, степень образованности ( приобретённые знания, умения, навыки, т.е профессиональная компетентность.)

Обладать своим индивидуальным стилем, т. е. иметь свой не на кого не похожий хореографический « почерк».

Педагогическое мастерство рассматривается как высокий уровень педагогических умений, основанный на убеждениях. №1

2.3. Функции руководителя

1. Планирование работы в хореографическом коллективе

2. Воспитательная работа.

3.Творческая работа.

4.Шевская работа.

 

1. Планирование работы в хореографическом коллективе.

Планирование работы это одно из функций управления. Бывает перспективным и текущим. Текущее планирование базируется на перспективном. Любой план состоит из определенных разделов. Все разделы плана составляются спецификой коллектива: возраст, особенности уровня подготовки участников. Уровнем развития материальной базы: учреждения культуры, либо учреждение дополнительного образования детей УДОД.

Структура:  1. Организационная работа.

                      2. Учебная работа.

                      3. Воспитательная работа.

                      4. Концертная деятельность.

                      5. Шефская работа.

Организационная работа включает в себя:

Набор в коллектив. День открытых дверей, концерты, беседы о коллективе. Работа с учебными пособиями, приобретение аудио и видео аппаратуры. Заказ формы и обуви для занятий. Пошив костюмов. Составление плана работы на год. Составление устава коллектива.

Учебная работа.

Этот раздел может включать в себя постоянное освоение учебной программы, ежемесячно расписывать план и др.

Воспитательная работа.

1.  Изучение руководителем, как живет, учится, ведет себя вне коллектива каждый ученик. ( для создания благоприятного социально психологического климата в коллективе).

- Анкетирование

- индивидуальная беседа

- организация досуга.

2. Создание обстановки непримиримости к нарушению дисциплин в коллективе и вне его.

3. Мероприятия по участию коллектива в общих концертах.

4. Проведение бесед по вопросам этики и эстетики, проведение встреч с интересными людьми.

- проведение экскурсий, посещение выставок, музеев, галерей.

Информация о работе Роль руководителя в творческом коллективе