Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:52, курсовая работа
Актуальность выбранной темы продиктовано социально - культурной ситуацией Российского общества и тех негативных процессов, которые мы наблюдаем. У детей проявляется агрессивность, получают распространение болезни и социальная незащищенность детей и подростков, беспризорность и детская преступность. В этих непростых условиях, именно детские художественные коллективы смогут решить часть проблем, имеющихся в области художественной культуры и развития творческих способностей у подрастающего поколения. Поэтому руководитель творческого коллектива, играет важнейшую роль всестороннем и гармоническом развитии личности и воспитании подрастающего поколения.
Глава 1. Личность и коллектив в системе воспитания.
1.1. Понятие « Детский самодеятельный коллектив». Этапы развития детского самодеятельного коллектива.
1.2. Творчество, как основа развития коллектива и каждого его члена.
1.3. Воспитание и творческое развитие в детском хореографическом коллективе.
Глава 2. . Роль и задачи руководителя творческого коллектива.
2.1. Требования к личности руководителя.
2.2. Какими качествами должен обладать руководитель.
2.3. Функции руководителя.
2.4. Типы (стили) руководства.
Заключение.
Список литературы.
Игра как метод развития творческих способностей личности в хореографическом коллективе.
Игра как основной метод в воспитании дошкольного возраста.
Игра, учение и труд являются важнейшими факторами формирования всей системы потребностей личности. Специфическое место в развитии ребёнка занимает игра. Именно «в игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития».
Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией и религией, спортивными и военными тренировками, воспитанием и развлечениями, искусством и великими научными открытиями.
Игра выступает в четырёх проявлениях (М.С. Каган):
Активность природы, независимая от роли человека (играют волны, ветер свищет);
Специальная деятельность человека ( игра актера, игра спортсмена и т. п.);
Развитие физических и творческих сил человека ( игры воображения художника, конструктора, гонщика и т.п.);
Самостоятельная форма деятельности (суть её собственно игра: игра в бильярд, игра в шахматы, деловая игра и пр.).
Существует ряд видов игровой деятельности:
а) спортивные, способствующие развитию физических и интеллектуальных сил человека;
б) ролевые, воспроизводящие действия других людей, животных и т.п.,
в) художественные, передающие образ, явление природы, настроение и пр.;
г) дидактические, формирующие действия других людей, животных и т. п.,
д) деловые, воссоздающие предметные и социальное содержание профессиональной деятельности, моделирующие систему отношений, характерных для определённого вида деятельности;
е) военные, прогнозирующие ход сражения.
Все обозначенные виды игровой деятельности на протяжении всей истории педагогики продуктивно используются в воспитание подрастающего поколения, что позволяет детям относительно легко и непринуждённо познать самого себя и окружающий их мир органично войти в него. Использование различных игр в детском хореографическом коллективе позволит …….(расшифровать )
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
В первом полугодии учебного года преподаватель интенсивно формирует у детей игровые умения и главным образом ролевое поведение. Он включает ребят в совместную игру или предлагает сюжет в виде небольшого рассказа.
В младших хореографических группах у детей уже сформированы основные игровые умения, позволяющие им развертывать в процессе игры ряд взаимосвязанных условных предметных действий, относить их к определенному персонажу (роли). Перед педагогом стоит задача – стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Включение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей. При этом преподаватель учитывает игровые интересы детей, которые в обычных совместных играх часто не могут реализоваться. Педагог в совместной с детьми игре должен показать, как можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединимыми ролями. Он всячески поощряет детей, которые вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих лиц, так как это является показателем свободного владения игровыми способами деятельности и творческой активности ребенка.
Создание обстановки для сюжетно-ролевой игры или конструирование недостающих предметов в ходе уже развернувшегося сюжета помогает четче обозначить игровую ситуацию интереснее осуществить игровые действия, точнее согласовать замысел игры между ее участниками. Обычно для этой цели используют строительный материал готовые детали игрушек. При этом важно помнить, что обстановка должна быть не только удобной для игры, но и похожей на настоящую, так как не все дети сразу могут воспринимать чисто символическую, воображаемую ситуацию. Особенно это относится к групповым играм, где важно для всех участников обозначить ситуацию игры и предметы.
Театрализованные игры.
Театрализованные игры в отличие от сюжетно-ролевых предлагают наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе у детей формируется умение с помощью изобразительных средств (интонации, мимики, жеста) точно воспроизводить идею художественного произведения и авторский текст. Эта сложная деятельность требует обязательного участия взрослого, особенно в подготовительный ее период. Чтобы театрализованные игры-танцы стали по-настоящему зрелищными, нужно обучить ребят не только способам выразительного исполнения, но и сформировать у них умение готовить место для представлений.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Педагог знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале руководитель является инициатором проведения игры во время занятия, на прогулке или в другие режимные процессы. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.
Игры-драматизации и руководство ими.
В играх- драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т.п. Они сходны с сюжетно - ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т.д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности, с помощью пластики.
Чаще всего основой игр - драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дети охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.
С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Для развёртывания игр - драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т.п. К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих детей и родителей. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия - всё это способствует быстрому её усвоению. При повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.
В игре - драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.
Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при проведении занятия. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. В игре драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.
Старшие дети при распределении ролей учитывают интересы, желания друг друга, а иногда применяют считалку. Но и тут необходимо некоторое влияние руководителя: надо вызвать дружелюбное отношение у сверстников к робким детям, подсказать, какие роли им можно поручить.
1.3 Воспитание и творческое развитие в детском хореографическом коллективе.
Сущность и специфика детского творчества. Воспитание в коллективе и через коллектив - важнейший принцип педагогики, ибо коллектив как совокупность индивидуальностей, объединенных общими целями, есть мощная сила, способная сформировать и развить все важнейшие качества личности. В сфере досуга создаются особого рода коллективы, основой жизнедеятельности которых является общность интересов и их удовлетворение в процессе исключительно добровольного общения. И, тем не менее, здесь также срабатывает модель развития коллектива, разработанная А.С. Макаренко: «от диктаторской власти руководителя коллектива к общественному самоуправлению». Согласно такой модели построения коллектива, на первоначальном этапе его развития руководитель должен разработать лишь ближайшую программу жизнедеятельности самодеятельного объединения. Причём первые требования должны быть предъявлены к коллективу в целом. На первых порах они должны логически вытекать из предмета деятельности, обеспечивать элементарную жизнедеятельность членов группы, привлекая в качестве авангарда наиболее инициативных, отзывчивых, заинтересованных, которые в свою очередь могут стать потенциальным активом. Второй этап формирования коллектива предполагает. Во-первых, создание широкого выборного актива, и, во-вторых, привлечение к организации работы самодеятельного объединения всех без исключения его участников, посредством разделения коллектива на микро-группы в 3-5 чел. В хореографическом самодеятельном объединении, например, может быть группа, отвечающая за организацию и проведение внутри коллективных мероприятий; группа, занимающаяся подбором репертуара и организацией постановочной работы; группа, отвечающая за организацию концертной деятельности и связь с другими самодеятельными объединениями; группа, осуществляющая связь с семьей и школой и т.д.
Одна из основных задач воспитания подрастающего поколения - творческое развитие формирующейся личности, которое наиболее активно осуществляется в процессе художественной деятельности, особенно в условиях самодеятельного объединения. Осваивая произведения искусства через художественные образы, через их эмоциональное восприятие и переживание, человек и в особенности ребёнок глубже чувствует прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное в окружающей его действительности, являясь тем самым «резонатором» доброго начала в человеке.
Необходимость художественного воспитания подрастающего поколения обусловлена тем, что творческое развитие личности в одном виде деятельности распространяется на все другие виды жизнедеятельности. Причём оптимальным возрастным периодом для творческого развития личности является возраст от 3-5 до 16-18 лет. Этот возрастной период является сенситивным, т. е. наиболее благоприятным для творческого развития личности. В этом возрасте закладывается и формируется мировоззрение, наилучшим образом развиваются способности и навыки. При этом навыки, в том числе творческие, приобретённые в этом возрасте, откладывают отпечаток на настоящую и всю последующую жизнь человека.
Особенно сильно искусство воздействует на ребенка, подростка. Юношу, когда он сам является его «творцом». Это его качество наиболее эффективно реализуется в условиях детского самодеятельного объединения. Сущность самодеятельного объединения заключается в художественно-воспитательном воздействии коллектива на участников и его деятельность можно охарактеризовать как приобретение, создание, хранение, накопление, а также распространение и пропаганду художественных ценностей, выработку на базе совокупных художественных ценностных ориентации участников коллектива посредством формирования отношения человека к искусству.
Детские самодеятельные коллективы позволяют с максимальной эффективностью воздействовать на нравственный облик ребёнка, подростка, юноши. Специально подобранный репертуар способствуют формированию возвышенных идеалов. Детское самодеятельное творчество- это сфера педагогической деятельности, в которой происходит подготовка детей к жизни и, таким образом, осуществляется социально-педагогическая функция. Детское самодеятельное творчество помогает детям расширить свой художественный кругозор, осуществить переход к более глубокому познанию искусства, к постижению процесса художественного опыта предшествующих поколений, знакомит с историей и теорией искусства, а стало быть, реализуется художественно- просветительная функция. Принцип занимательности в развитии детского самодеятельного творчества заключается в создании непринужденного общения посредством введения в учебно-творческий и воспитательный процесс игры (со всем ее многообразием), театрализации и самой разнообразной атрибутики, что превращает
художественно-творческую деятельность детей в праздник.
2.2. Роль руководителя коллектива в воспитании детей.
Учить детей – значит отдавать все свои душевные и физические силы, знания всего себя, без остатка, ничего не оставляя на завтра, уметь проникнуть в психологию ребенка, изучить ее. Выделить главные достоинства, понимать его слабости.
Каждый строитель, каждый творец знает тот особенный, прекрасный миг в работе, когда однажды из всего рабочего, будничного, привычного вдруг проступает четкий контур выросшей громады – всегда немного неожиданный и непохожий на тот, который много раз рисовало воображение…
« Строительный материал», над которым работают педагоги – это молодые, восприимчивые, жаждущие умы. Используя свойства этого материала, они придают ему совершенную форму, воспитывая его нравственно и эстетически.
Великий гуманист, педагог и писатель В.П.Сухомлинский писал: « Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве, у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год вечностью. Имея доступ в сказочный дворец, имя которому – детство, я всегда считал необходимым стать в какой то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего их мир, сторожа, которому безразлично, что делается в нутрии этого мира». Поэтому если хочется работать с детьми, нужно стать их товарищем и другом. Тот, кто учит других, должен сам много знать. Тот, кто воспитывает, должен быть воспитан сам. Из этих двух педагогических истин и вытекает высокое требование к облику руководителя детским самодеятельным коллективом.
На занятиях педагог выступает посредником между ребенком и обширным, прекрасным миром искусства. Педагогическая задача руководителя состоит в такой организации процесса познания танцевального искусства, который способствует естественному и органическому проявлению собственных духовных сил ребенка и соответствует данной ступени его развития.
Приводить в действия свои знания, свое умение помогают педагогические и организаторские способности. К педагогическим способностям относятся наблюдательность, воображение, внимание, а к организаторским - инициативность, умение мобилизовать детей, требовательность, умение планировать и контролировать. Рассмотрим каждую способность более подробно.
Педагогическую наблюдательность характеризует постоянная потребность присматриваться к людям, подмечать в их внешнем облике и поведении то, что на первый взгляд не каждый заметит. Умение наблюдать имеет огромное значение в воспитательной деятельности коллектива. Только систематическое накопление психологических наблюдений, изучение интересов и запросов детей помогают определить правильное направление в работе детского коллектива и увидеть в общей массе детей каждого отдельного ребенка. Педагогическое воображение - сложная психологическая функция, без которой невозможно продуктивная воспитательная деятельность, которая обязательно требует мысленного предвиденья результатов своего труда. Внимание - это свойство психики, которое дает возможность человеку отвлечься от окружающих раздражителей и направить свое сознание только на определенные предметы, действия, мысли. А в воспитательной работе руководителя необходимо распределение внимания. С одной стороны, я направляю свое внимание на себя, на то, что я должен сделать сам, а с другой стороны, в поле внимания всегда находится весь коллектив и отдельные личности. Недаром психологи советуют; «Лучшей способ стать внимательным - это никогда не позволять себе делать никакой работы невнимательно».
Информация о работе Роль руководителя в творческом коллективе