Роль сценографии и костюма в современном спектакле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 01:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – определить роль сценографии и костюма в современном спектакле, изучить все этапы развития и становления сценографии как науки в сфере театрального искусства, изучить историю развития театрального костюма.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- проследить историю развития сценографии и костюма;
- выявить основные закономерности взаимодействия пространственных видов искусств в сценографии;
- рассмотреть технологий творческого поиска в современной сценографии

Содержание работы

Введение……………………………………..……………………….....................3
Глава 1. Сценография. …………………………….…………………………….6
1.1.Понятие сценографии и ее роль в общем режиссерском решении……....6
1.2.История сценографии…………………………….…………………………26
1.3.Сценография как один из определяющих моментов спектакля…………38
1.4 Поиск выразительных средств в современной сценографии…..…………43
1.5 Новейшие технологии в современной сценографии….………………..….45
Глава 2.Костюм……………………………..………………………………..…..59
2.1 История костюма………………………………………………………….…59
2.2. Роль театрального костюма в искусстве сцены …………….……….…..63
2.3 Театральный костюм как символика театральной культуры .....................68
2.3 Костюм и характер роли………………………………………………….…69
2.4 Костюм и психология персонажа…………………………………….…….72
2.4. Театральный костюм как образ времени ..……………………………...…74
Заключение………………………………………………………………...…….80
Список литературы …………………………………………………………….84

Файлы: 1 файл

АНЯ КУРСОВАЯ.docx

— 132.37 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Алтайская государственная академия культуры и искусств»

Факультет художественного  творчества

Кафедра театральной  режиссуры и актерского мастерства

 

 

 

 

 

 

 

 

РОЛЬ  СЦЕНОГРАФИИ И КОСТЮМА В СОВРЕМЕННОМ  СПЕКТАКЛЕ

 

Курсовая  работа по дисциплине

«Режиссура»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Леонтьева А.К.

 студентка  5 курса 

очн. формы обучения

гр. ЛТ

Научный руководитель:

Засл. раб.культуры РФ,

канд. иск-я, профессор

Шангина Е.Ф.

 

 

 

 

Работа защищена:

 

«___»________2012г.     

 

Оценка:______

 

 

 

Барнаул 2012

 

Содержание

 

 

 

Введение……………………………………..……………………….....................3

Глава 1. Сценография. …………………………….…………………………….6

1.1.Понятие  сценографии и ее роль в  общем режиссерском решении……....6

1.2.История сценографии…………………………….…………………………26

1.3.Сценография  как один из определяющих моментов  спектакля…………38

1.4 Поиск  выразительных средств в современной  сценографии…..…………43

1.5 Новейшие  технологии в современной сценографии….………………..….45

Глава 2.Костюм……………………………..………………………………..…..59

2.1 История  костюма………………………………………………………….…59

2.2. Роль театрального костюма в искусстве сцены …………….……….…..63

2.3 Театральный костюм как символика театральной культуры .....................68

2.3 Костюм и характер роли………………………………………………….…69

2.4 Костюм и психология персонажа…………………………………….…….72

2.4. Театральный костюм как образ времени ..……………………………...…74

Заключение………………………………………………………………...…….80

Список литературы …………………………………………………………….84

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современном театре, виртуозно  соединяющем многообразие знаковых средств, значение визуального образа спектакля -- его "зрелищного текста" -- неуклонно возрастает, о чем  свидетельствуют и театральная  практика, и теоретические концепции  драматургов и режиссеров, начиная  с первых десятилетий XX в. до сегодняшнего дня.

Сценограф — автор пластической режиссуры спектакля — это художник, овладевший знаниями и навыками живописца, графика, зодчего, скульптора, инженера-конструктора, технолога, макетчика, осветителя. Он должен обладать специфическим театральным мышлением, знать классическую и современную литературу, драматургию, историю театра, историю искусств, историю материальной культуры. Он обязан быть на высоте своего времени политически и морально. Из всех разновидностей профессии художника сценограф — профессия, пожалуй, самая сложная. По объему знаний, уровню культуры, специфике мышления сценографа можно сравнить с изобретателем-конструктором и с ученым-исследователем. Он конструирует сценическое пространство по законам исторической достоверности, эстетической эквивалентности замыслу автора, психофизического удобства для актерской игры. По способности мастерить, уметь все делать своими руками, добиваться необходимого качества каждого предмета на сцене — сценографа можно сравнить с высококвалифицированным рабочим. Современный советский художник театра — высокообразованный интеллигент, человек, вооруженный передовой марксистско-ленинской теорией. Своими театральными произведениями он борется за идеалы коммунизма, за прогрессивные преобразования в жизни. [15; стр. 24]

Художник должен остро  чувствовать изменение жизненных ситуаций, так как они ведут к изменению проблем. Новые жизненные проблемы ставят новые задачи перед искусством театра. Художник своей работой выражает свой взгляд на проблемы жизни. Активизируя сценическое пространство найденными им образными, выразительными средствами, художник ак-тшнкшрует эмоционально-психологиче-ский контакт зрителя со сценическим доист ином. Художник совместно с режиссером находит точки соприкосновения жизненных проблем с проблематикой пьесы, тем самым актуализируя проблематику пьесы. Только в случае актуальности пьесы и точно найденных художественных средств, актуализирующих спектакль, театр сумеет нужным образом воздействовать на публику. ^Художник всегда ведет поиски оптимальных решений сценической среды. Оптимальных в смысле образной емкости сценографии спектакля. [17; стр 67] Сегодня никто не станет утверждать, что роль художника театра вспомогательная. Режиссер признал соавторство художника-сценографа. О сценографе говорят сейчас как о сорежиссере, как об авторе пластической режиссуры и, наконец, как о режиссере (такие случаи не редки). Давно сложилась традиция считать, что театр — это драматург — режиссер — актеры. Сейчас эта традиция обновлена: театр — это драматург — режиссер — художник — актеры. Все больше и больше растет тенденция к созданию прочного и плодотворного творческого содружества режиссера и художника. Понятно, что достижения современной сценографии в целом, как и творчество художников театра, выступающих в качестве сценографов, базируются на крепком фундаменте — многовековом опыте мирового театра.

Актуальность  работы:  значимость "сценографии" в понимании театрального произведения выдвигает этот термин в качестве центрального в теории пространственного решения спектакля, потребность в которой очевидна. Теория сценографии должна осознать на теоретическом уровне сценическую графику как необходимый момент художественной целостности произведения театра. Она должна сформулировать методологические принципы новой сценографической науки.

Цель данной работы – определить роль сценографии и костюма в современном спектакле, изучить все этапы развития и становления сценографии как науки в сфере театрального искусства, изучить историю развития театрального костюма.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

-  проследить историю развития сценографии и костюма;

- выявить основные закономерности взаимодействия пространственных видов искусств в сценографии;

-  рассмотреть технологий творческого поиска в современной сценографии

Таким образом, объектом нашего исследования является сценография. Предметом – история и актуальность сценографии и костюма в современном театральном искусстве.

Работа  может быть использована, как учебно-методическое пособие для учреждений культуры и искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сценография. 

 

 

1.1.Понятие сценографии и ее  роль в общем режиссерском  решении

Для того, чтобы определить актуальность исследования темы моей курсовой работы хотелось бы для начала узнать что  такое сценография. Существует несколько  толкований, один из распространенных: сценография, вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве. В спектакле к искусству сценографии относится все, что окружает актера (декорация), все, с чем он имеет дело - играет, действует (это некие материально-вещественные атрибуты) и все, что находится на его фигуре (костюм, грим, маска, другие элементы преображения его внешности). При этом в качестве выразительных средств сценография может использовать: первое это то, что создано природой, второе , предметы и фактуры быта или производства, и, третье - то, что рождается в результате творческой деятельности художника (от масок, костюмов, вещественного реквизита до живописи, графики, сценического пространства, света, динамики и пр.) [ 9; стр. 43]

Сценография — область действия театральных искусств-помощников или  форма существования в театре изобразительных искусств: архитектуры, скульптуры, живописи, графики.

Сценография — это пространство, время, свет, движение.

По мере созревания и рождения сценографом  будущего спектакля режиссер должен найти ответы на четыре важнейших  вопроса:

Каков целостный художественный образ  сценографии, его эмоциональное  содержание, стилистика, жанр, тональность?

Какие композиционные и мизансценические возможности дает сценография режиссеру, с точки зрения акцентирования важнейших  этапов событийного развития спектакля?

Как развивается сценография спектакля (от исходного, через основное, центральное  и финальное события — к  главному)?

Как эта сценография способна решить художественно-технические задачи, поставленные пьесой? (Например, драматург  пишет: картина происходит в море; потом — в комнате; в горах; потом — в зале дворца; или  — герой проваливается в бездну; герой улетает вслед за ангелом  в небо; земной шар раскололся пополам  и т. д.) Разумеется, нельзя иллюстрировать ремарки, данные в пьесе автором, следует осмыслить их, найти образный эквивалент, в зависимости от жанра, смысла, от сверхзадачи спектакля. Решения  всех технических задач должны содержаться  в сценографии изначально. Конечно, в процессе репетиций можно от них отказаться и найти новые  ответы, новые подходы, но поиск их должен начинаться не с нуля, а как  отрицание или развитие существующей версии. [ 20; стр. 84]

Без ответов на эти четыре вопроса  режиссер не может считать сценографическое решение найденным. Из этих вопросов первый — основной. От него зависят  все последующие ответы.                                         1. Значение сценографии в мизансценировании. Взаимосвязь между пластической композицией спектакля и его декоративным оформлением очевидна: точка их наиболее тесного соприкосновения есть мизансцена. Ведь мизансцена — не что иное, как пластическая форма действия, взятого на любом этапе его развития во времени и в пространстве сцены. И если принять определение режиссуры, как искусства пластической композиции, то нельзя придумать ничего лучше крылатой формулы О.Я. Ремеза, сказавшего: «Мизансцена — язык режиссера» и в доказательство этого определения написавшего целую книгу.

Возможности перемещения актера в  сценическом пространстве зависят  от того, как это пространство организовано сценографом. Ширина, длина и высота станков естественно определяют длительность и масштаб передвижений, широту и глубину мизансцен и  быстроту их сменяемости. Угол наклона  планшета сцены предъявляет свои требования к актерской пластике. Кроме того, актер должен учитывать  перспективу живописного изображения  и фактуру бутафорских деталей, чтобы потерей необходимой дистанции  не разрушить иллюзию, не разоблачить  перед зрителем подлинные пропорции  и истинный материал конструкций  и рисованных декораций. Для режиссера  размеры и форма станков и  площадок — это «предлагаемые  обстоятельства» создания пластической композиции. Таким образом, становится очевидной прямая связь между  архитектурно-конструктивной стороной декоративного оформления и пластической композицией спектакля. [18; стр 76]

Влияние на пластическую композицию живописно-цветового решения декораций  и костюмов проявляется более  тонко. Гамма цветов, выбранная художником, сказывается на атмосфере действия; более того, она — одно из средств  создания нужной атмосферы. Атмосфера, в свою очередь, не может не влиять на подбор пластических средств. Даже само по себе цветовое соотношение  костюмов, декораций, одежды сцены может  оказывать на зрителя определенное эмоциональное воздействие, что  должно приниматься в расчет при  расстановке фигур в мизансценах.                                                   

2 Взаимосвязь актерской игры со сценографическим решением. Достаточно очевидна связь пластической композиции спектакля с обстановкой сценической площадки — мебелью, реквизитом и всеми иными предметами, которыми пользуются актеры в процессе сценического действия. Их вес, их размеры, материал, из которого они сделаны, их подлинность или условность, — все это диктует характер обращения с этими предметами. При этом требования могут быть прямо противоположными: иногда нужно преодолеть какие-то качества предмета, скрыть их, а иногда, напротив, обнажить эти качества, подчеркнуть их. Еще очевиднее зависимость физического поведения персонажей от костюмов, покрой которых может сковывать, ограничивать или, наоборот, освобождать актерскую пластику. Сценография может оказать режиссеру и актерам неоценимую помощь в построении формы спектакля, а может и помешать формированию целостного произведения в зависимости от того, насколько замысел художника созвучен замыслу режиссера. Строя свой замысел на этой общей почве, сценограф может использовать многие особенности выразительных средств своего искусства, не нарушая жанрово-стилевого единства всей постановки. Костюмы актеров находятся в непосредственной зависимости от сценографической идеи, многообразно связаны с нею. А цементирует все — жанр спектакля и его сверхзадача. Декорации существуют для актера, ради его творчества; однако, вызванное к жизни потребностями актерского искусства, искусство сценографии приобрело известную самостоятельность и даже некоторую власть над искусством актера.

3. Основные функции сценографии.  Существует три основных функции сценографии: Создание образа места действия. Искусство, решавшее эту задачу, называется декорационным. Игровая сценография. Ее основные элементы – костюм, маска, предметы, с которыми работает актер. Ее основная функция – непосредственное участие в игре актера. Предмет или вещь, как органический элемент театральной игры, уже не подчинены актеру, а выступают в качестве противостоящего ему независимого объекта, требующего по отношению к себе не столько игры, сколько реального действия. Т.о. третья функция – действенная. Действенная сценография, как третья в истории мирового театра система оформления спектакля, в полной мере наследует обе предшествующие ей системы – игровую и декорационную.

Информация о работе Роль сценографии и костюма в современном спектакле