Роль сценографии и костюма в современном спектакле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 01:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – определить роль сценографии и костюма в современном спектакле, изучить все этапы развития и становления сценографии как науки в сфере театрального искусства, изучить историю развития театрального костюма.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- проследить историю развития сценографии и костюма;
- выявить основные закономерности взаимодействия пространственных видов искусств в сценографии;
- рассмотреть технологий творческого поиска в современной сценографии

Содержание работы

Введение……………………………………..……………………….....................3
Глава 1. Сценография. …………………………….…………………………….6
1.1.Понятие сценографии и ее роль в общем режиссерском решении……....6
1.2.История сценографии…………………………….…………………………26
1.3.Сценография как один из определяющих моментов спектакля…………38
1.4 Поиск выразительных средств в современной сценографии…..…………43
1.5 Новейшие технологии в современной сценографии….………………..….45
Глава 2.Костюм……………………………..………………………………..…..59
2.1 История костюма………………………………………………………….…59
2.2. Роль театрального костюма в искусстве сцены …………….……….…..63
2.3 Театральный костюм как символика театральной культуры .....................68
2.3 Костюм и характер роли………………………………………………….…69
2.4 Костюм и психология персонажа…………………………………….…….72
2.4. Театральный костюм как образ времени ..……………………………...…74
Заключение………………………………………………………………...…….80
Список литературы …………………………………………………………….84

Файлы: 1 файл

АНЯ КУРСОВАЯ.docx

— 132.37 Кб (Скачать файл)

Точно так же, из разного рода энциклопедий, можно проанализировать и декорационное  искусство ренессанса и нового времени. К примеру декорационное искусство, (чьи элементы существовали и ранее, например, в античном театре и в  европейском средневековом - симультанная (одновременно показывавшая разные места  действия: от рая до ада, расположенные  на подмостках по прямой линии фронтально, симультанная декорация-(от франц. Simultane- одновременный), тип декорационного оформления спектакля, при котором  на сценической площадке устанавливались  одновременно (по прямой линии, фронтально) все декорации, необходимые по ходу действия. Симультанная декорация использовалась в средние века при исполнении литургической драмы, миракля, мистерии, где было принято условное обозначение  мест действия (домик или беседка- храм, дворец; два дерева- лес, и т.д.) В эпоху Возрождения с развитием драматургии и сценической техники симультанная декорация перестала применяться. (прим. автора)) декорация площадных мистерий), как особая система оформления спектаклей, родился в итальянском придворном театре конца 15-16 вв., в виде т.н. декорационных перспектив, изображавших (аналогично картинам ренессансных живописцев) как бы окружающий человека мир: площади и города идеального города или идеальный сельский пейзаж. Автором одной из первых таких декорационных перспектив был великий зодчий Д. Браманте. Создававшие их художники являлись мастерами универсального склада (одновременно и архитекторы, и живописцы, и скульпторы) - Б. Перуцци, Бастьяно де Сангалло, Б.Ланчи, наконец, С.Серлио, который в трактате О сцене сформулировал три канонические типы перспективной декорации (для трагедии, для комедии и для пасторали) и главный принцип их расположения по отношению к актерам: исполнители - на первом плане, рисованная декорация в глубине, в качестве изобразительного фона. Совершенным воплощением этой итальянской декорационной системы стал архитектурный шедевр А.Палладио - театр «Олимпико» в Винченцо (1580-1585). Последующие века эволюции декорационного искусства тесно связаны, с одной стороны, с развитием главных художественных стилей мировой культуры, а с другой, с внутритеатральным процессом освоения и технического оснащения сценического пространства.

Если рассматривать сценографию  нашего времени то можно опереться  на работы искусствоведа Виктора  Березкина, в своих работах он рассматривает действенную сценографию  в новейшее время. Первую половину 20 в. мировая сценография развивалась  под сильнейшим влиянием современных  авангардных художественных направлений (экспрессионизм, кубофутуризм, конструктивизм и т.д.), что стимулировало, с одной  стороны освоение новейших форм создания конкретных мест действия и возрождением (вслед за Аппиа и Крэгом) древнейших, обобщенных, а с другой - активизация  и даже выход на первый план других функций сценографии: игровой и персонажной. [22; стр. 137]

Также декорационное искусство  осваивало и виды конкретных мест действия. Это, во-первых, «окружающая  среда» (пространство общее и для  актеров, и для зрителей, не разделенное  никакой рампой, иногда совершенно реальное, как, например, заводской  цех в противогазах у С.Эйзенштейна, или организованное искусством художников А.Роллера - для постановок М.Рейнхардта в помещении берлинского цирка, лондонского Олимпик-холла, в зальцбургской  церкви и т.д., а Я.Штоффера и Б.Кноблока - для спектаклей Н.Охлопкова в  московском Реалистическом театре); во вторую половину 20 в. оформление театрального пространства, как «окружающей среды» стало основным принципом работы архитектора Е.Гуравского в «бедном  театре» Е.Гротовского, а затем  в самых разных вариантах (в том  числе и естественных, природных, уличных, производственных - заводские  цеха, вокзалы и пр.) стало широко использоваться во всех странах. Во-вторых - выстраиваемая на сцене единая установка, изображавшая «дом-жилище»  героев спектакля с разными его  помещениями, которые показывались одновременно (напоминая тем самым  о симультанной декорации площадных  средневековых мистерий). В-третьих, декорационные картины, напротив, динамично  сменявшие друг друга с помощью  поворота сценического круга или  движения площадок-фурок. Наконец, на протяжении практически всего 20 в. оставалась жизнеспособной и весьма плодотворной мирискусническая традиция стилизации и ретроспективизма - воссоздание на сцене культурной среды минувших исторических эпох и  художественных культур - как конкретных и реальных мест обитания героев той  или иной пьесы. (В этом духе продолжали работать - уже за пределами России - старшие мирискусники, а в Москве и Ленинграде - столь разные мастера, как Ф.Федоровский, П.Вильямс, В.Ходасевич  и др; из зарубежных художников этому  направлению следовали англичане  Х.Стевенсон, Р.Уистлер, Й. Бойс, С.Мессел, Мотли, Дж.Пайпер; поляки В.Дашевский, Т.Рошковская, Я.Косиньский, О.Аксер, К.Фрыч; французы К.Берар и Кассандр).

Среди великого многообразия экспериментов  второй половины 20 в. (французский исследователь  Д.Бабле охарактеризовал этот процесс  как калейдоскопический), проводившихся  в театрах разных стран, использовавших и новейшие открытия послевоенной волны  пластического авангарда, и всевозможные достижения техники и технологии (особенно в сфере сценического освещения  и кинетики), можно выделить две  наиболее существенные тенденции. Первая - характеризуется освоением сценографией нового содержательного уровня, когда  создаваемые художником образы стали  зримо воплощать в спектакле  главные темы и мотивы пьесы: коренные обстоятельства драматического конфликта, противостоящие герою силы, его внутренний духовный мир и т.д. В этом новом  качестве сценография становилась  важнейшим, а иногда и определяющим персонажем спектакля. Так было в  целом ряде спектаклях Д.Боровского, Д.Лидера, Э.Кочергина, С.Бархина, И.Блумбергса, А.Фрейбергса, Г.Гуния и других художников советского театра конца 1960-х - первой половины 1970-х, когда эта тенденция  достигла своей кульминации. А затем  на первый план вышла тенденция противоположного характера, которая проявилась в  работах мастеров прежде всего западного  театра и заняла ведущее положение  в театре конца 20 - начала 21 вв. Рожденное  этой тенденцией направление (его наиболее выдающиеся представители - Й.Свобода, В.Минкс, А.Мантей, Э.Вондер, Дж.Бари, Р.Колтаи) можно обозначить словосочетанием  сценический дизайн, учитывая при  этом, что таким же словосочетанием  в англоязычной литературе определяются вообще все виды оформления спектакля - и декорационные, и игровые, и  персонажные). Главной задачей художника  здесь становится оформление пространства для сценического действия и материально-вещественно-световое обеспечение каждого момента  этого действия. При этом в своем  исходном состоянии пространство зачастую может выглядеть совершенно нейтральным по отношению к пьесе и к стилистике ее автора, и не содержать в себе никаких реальных примет времени и места происходящих в ней событий. Все реалии сценического действия, его места и времени возникают перед зрителем только в процессе. [14; стр. 69]

В курсовой работе сделана попытка  дать целостный, анализ всей совокупности пространственной определенности спектакля: от архитектурно-технической заданности до пластических возможностей предметов  экспозиции - всего того, что создает  визуальную значимость и законченность  экспозиции. Значительное внимание уделяется  исследованию понятия "материал искусства", позволяющего, с одной стороны, рассматривать  экспозицию в целостности всей художественной культуры, а с другой - видеть особенности  каждого отдельного произведения. Также определяются существенные, моменты экспозиционного искусства, которые помогает выявить структурные особенности спектакля, конкретной художественной целостности. В работе сделана попытка выявить круг понятий, необходимый для становления теории сценографии, а также дан анализ узлового термина "сценография", стихийно выдвинутого практикой театра в качестве центрального понятия теории пространственного решения спектакля. Теория сценографии, основные моменты которой сформулированы в курсовой работе, позволят выяснить эволюцию театрального искусства и искусства экспозиционного под углом визуальной значимости сценического образа в его взаимном влиянии с пространственными видами искусства. Такая теория необходима как знание "языка" данного вида творчества, его законов, для практики современного театра и также современных экспозиций, и как следствие для возможности предвидения перспективы развития театрального, экспозиционного искусства. В теоретическом наследии и практике современных экспозиций имеются достаточно углубленные предпосылки, позволяющие видеть сценографию как всю совокупность пространственного решения спектакля. Рассмотрим сценографию изначально тем чем она является на самом деле. В истории театра можно проследить смену сценографических форм в контексте различных культур, эпох; при этом отчетливо просматриваются взаимосвязи сценографии с другими организующими частями спектакля в процессе становления театрального искусства. В теории актерской игры исследуются пластические возможности актерского ансамбля, характер динамики мизансценического рисунка спектакля в зависимости от системы актерской игры, исторической формы театрального искусства, это жанровой определенности. Принципы оформления спектаклей и влияние на сценографию пространственных видов искусства отражаются в истории декорационного искусства. Здесь же исследуется и творчество отдельных, театральных художников. В истории и теории театральной архитектуры и техники прослеживается развитие художественно-технических средств спектакля и выявляются особенности сценического пространства в зависимости от смены исторических форм театра. Сам термин "сценография" является ключевым для данного исследования. Он получил широкое распространение, как среди театроведов, так и среди практиков театра. Отдельные грани его содержания, сложившиеся в контексте развития современного театра и науки о нем, могут быть сформулированы следующим образом:  - сценография как синоним декорационного искусства. У Г.К. Лукомского мы читаем: «Сценография - живописное украшение сцены...». Уместно здесь предположить, что настоящий термин есть трансформированное "скенография", встречающийся еще у М. Витрувия и обозначающий "роспись сцены", то есть применение живописных перспектив в оформлении спектакля.

- сценография как определенный  этап в развитии художественного  оформления спектакля. Так в  ряде исследовательских работ  термином "сценография" обозначают  исторически сложившиеся этапы  художественного оформления спектакля,  отказавшись от иллюстративного  начала, когда декорации полностью подчинены игровой стихии актерской игры. В наиболее развернутом виде эта мысль выражена В.И.Березкиным в монографии "Театр Йозефа Свободы". В ней автор выделяет в историческом генезисе театра ряд этапов эволюции художественного оформления, последний - с начала XX века до наших дней относится к развитию собственно самой сценографии.    

 - сценография как профессия в театре. Не менее популярен и термин "сценограф", посредством его творческие работники, причастные к организации сценического пространства /художник, театральный технолог, инженер-конструктор/ подчеркивают специфику своей профессии в театре. Театральный художник стал именоваться сценографом, заявив тем самым принадлежность к особому виду искусства, а также к особому художественному методу.

- сценография как наука о  художественно-технических средствах  в создании пространственной  образности спектакля. Потребность  в создании науки, которая комплексно  изучала бы закономерности механизма  совокупности всех технических  и художественных средств оформления  спектакля, назрела давно, хотя  непосредственное становление этой  науки началось в наши дни.  За такой отраслью театроведения  и закрепилось название "сценография". Разделяя мнение В.Е. Быкова, что  под "сценографией" надо понимать "совокупность всех технических  кхудожественных средств постановки  спектакля", определение такой  науки дает В.В. Базанов. На современной стадии развитая науки о театре термин "сценография" приобрел одно из основополагающих значений. Сценография есть вся совокупность пространственного решения спектакля, определяющая визуальную значимость театрального образа. Она включает в себя как отдельные грани декорационное искусство, архитектурно-технические возможности сцены и, главное - пластические возможности актерского состава, проявляющиеся в развитии мизансценического рисунка. Во многом правы и те исследователи, которые считают, что собственно сценография характерна для театра XX века, т.е. режиссерского театра, так как только такой театр осознал значимость сценографической образности спектакля. Поэтому и сценография формировалась в большей степени режиссерами, а в свою очередь художники стали и во многом режиссерами, т.е. художниками-сценографами. Практические интересы развивающегося театрального искусства выдвинули термин "сценография" в качестве центрального понятия. В настоящее время теория сценографии должна осознать на научном уровне сценическую графику как необходимый момент художественной целостности театрального произведения. Она должна сформулировать методологические принципы для театроведческой науки, изучающей сценографию спектакля. «Синкретически-синтетическая суть театрального произведения» - исследование основных особенностей театра как отдельного вида искусства. Здесь определяется место театра в системе искусств, рассматриваются методологические проблемы, связанные с понятиями "вид искусства", "синтетизм", "синкретизм" сценического искусства и использование их в выявлении ключевых моментов в понимании спектакля как художественной целостности. Анализируется роль актерской игры, влияние отдельных видов искусства в создании спектакля, формы их проявления, а также выясняется роль технических средств в динамике спектакля. Здесь же определяются основы театрального искусства, позволяющие использовать в создании единого произведения многие виды художественного творчества. И, наконец, исследуется материал сценического произведения, закономерность его формирования. В результате выявляются сущностные моменты художественной целостности спектакля и место в этом ряду сценографии.

Практические интересы развивающегося театрального искусства выдвинули  термин "сценография" в качестве центрального понятия. В настоящее  время теория сценографии должна осознать на научном уровне сценическую  графику как необходимый момент художественной целостности театрального произведения. Она должна сформулировать методологические принципы для театроведческой науки, изучающей сценографию спектакля. Взаимодействие в экспозиции различных форм творчества(так же как и в театре) преломляет отдельные искусства в художественную целостность каждого предмета. Они кристаллизуются на основе синкретической сущности сценического искусства, в котором уже представлены как моменты целого. В целом спектакль предметов как произведение искусства вне зависимости от исторических, национальных, жанровых и других особенностей композиционно организуется из определяющих моментов художественной целостности. Такими моментами, отражающими синкретически - синтетическую суть театрального искусства, являются:

- сюжетно-драматический строй,  как развитие драматического  действия в определенном сюжетно-фабульном  направлении. Этот определяющий  момент художественной целостности,  с одной стороны, не может  быть сведен к литературному  произведению.

- звуко-музыкальный строй, то  есть музыкальность в полноте  своего проявления: произнесение  определенна образом текста, его  интонационность, звукошумовые эффекты,  музыкальное оформление, "зоны  молчания" и в целом общий  музыкальный настрой, создаваемый  развития действия экспозиции.

- сценография - как пространственная  определенности сценического произведения, визуальная значимость экспозиции. А это не только то, что компонует  на сцене художник /декорации,  костюмы (если в экспозиции  участвуют актеры), свет/, но и  все, что образует пространственное  тело спектакля. Сюда входят  и пластические возможности актерского  состава: более того, актер есть  модуль сценического пространства. Это и технические возможности  сцены экспозиции, ее архитектурно-планировочная  заданность, так как в экспозиционном искусстве, как ни в каком другом, важен технический момент. [4; стр 106]

 

 

 

1.3.Сценография как один  из определяющих моментов спектакля

 

 

Сценография в структуре театрального образа определяет его визуальную значимость, которая вместе с другими гранями  образа, формируемыми сюжетно-драматической  линией развития и звуко-музыкальным  строем, образуют художественную целостность  образного строя конкретного  театрального произведения, в его  неповторимости, индивидуальности. Сценографическое решение спектакля находится  в контексте драматического диалога  и постоянно испытывает его влияние. Зритель смотрит и слушает  спектакль одновременно, и эти  два момента восприятия находятся  в постоянной корректировке друг друга, разделить их невозможно: услышанное влияет на зрительное восприятие, взгляд акцентируется на определенных сценических  деталях в зависимости от того, что он услышал, или наоборот, увидел и заставляет по-новому отнестись  к произнесенному тексту. [17; стр. 48]

Информация о работе Роль сценографии и костюма в современном спектакле