Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:04, реферат
Огромен сейчас интерес к древнерусской живописи в нашей стране, и не менее огромны трудности ее
восприятия у тех, кто обращается к ней сегодня. Их испытываю практически все - и подростки, и взрослые, причем даже
люди, в остальном хорошо образованные, хотя в Древней Руси ее живопись была доступна всем. дело в том, что коренятся
эти трудности не просто в недостатке знаний у отдельного человека, причина их гораздо шире: она в драматической
судьбе самого древнерусского искусства, в драмах нашей истории.
1. РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
1.1. Корни древнерусской иконописи
1.2. Причины забвения русской иконы
1.3. Признание громадного художественного значения древнерусской иконы и возрождение интереса к ней
2. ЯЗЫК ИКОН
2.1. Сюжеты древнерусской живописи
2.2. Образы Спаса
2.3. Образы Богородицы
Список литературы
РЕФЕРАТ «Русская иконопись: художественное значение, сюжеты, образ Спаса, образ Богородицы»
СОДЕРЖАНИЕ
1. РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
1.1. Корни древнерусской иконописи
1.2. Причины забвения русской иконы
1.3. Признание громадного художественного значения древнерусской иконы и возрождение интереса к ней
2. ЯЗЫК ИКОН
2.1. Сюжеты древнерусской живописи
2.2. Образы Спаса
2.3. Образы Богородицы
Список литературы
1. РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
1.1. Корни древнерусской иконописи
Огромен сейчас интерес к древнерусской живописи в нашей стране, и не менее огромны трудности ее
восприятия у тех, кто обращается к ней сегодня. Их испытываю практически все - и подростки, и взрослые, причем даже
люди, в остальном хорошо образованные, хотя в Древней Руси ее живопись была доступна всем. дело в том, что коренятся
эти трудности не просто в недостатке знаний у отдельного человека, причина их гораздо шире: она в драматической
судьбе самого древнерусского искусства, в драмах нашей истории.
Христианству
на Руси чуть более тысячи
лет и такие же древние корни
имеет искусство иконописи.
греческого слова, обозначающего "образ", "изображение") возникла до зарождения древнерусской культуры и получило
широкое распространение во всех православных странах. Иконы на Руси появились в результате миссионерской
деятельности византийской Церкви в тот период, когда значение церковного искусства переживалось с особенной
силой. Что особенно важно и что явилось для русского церковного искусства сильным внутренним побуждением, это
то, что Русь Приняла христианство именно в эпоху возрождения духовной жизни в самой Византии, эпоху ее расцвета.
В этот период нигде в Европе церковное искусство не было так развито, как в Византии. И в это-то время
новообращенная Русь получила среди прочих икон, как образец православного искусства, непревзойденный шедевр -
икону Богоматери, получившую впоследствии наименование Владимирской.
Через изобразительное искусств
искусства, входят в его живую ткань. Нужно отметить и то, что для быстрого освоения византийского наследия на Руси
имелись благоприятные предпосылки и, можно сказать, уже подготовленная почва. Последние исследования позволяют
утверждать, что языческая Русь имела высокоразвитую художественную культуру. Все это способствовало тому, что
сотрудничество русских
оказался способным воспринять византийское наследие, которое нигде не нашло столь благоприятной почвы и нигде не
дало такого результата, как на Руси.
С глубокой древности слово "Икона" употребляется для отдельных изображений, как правило, написанных на
доске. Причина этого явления очевидна. Дерево служило у нас основным строительным материалом. Подавляющее
большинство русских церквей были деревянными, поэтому не только мозаике, но и фреске (живописи по свежей сырой
штукатурке) не суждено было стать в Древней Руси общераспространенным убранством храмового интерьера.
Своей декоративностью,
удобством размещения в храме,
написанные на досках (сосновых и липовых, покрытых алебастровым грунтом левкасом) , как нельзя лучше подходили
для убранства русских деревянных церквей.
Недаром было отмечено, что в Древней Руси икона явилась такой же классической формой изобразительного
искусства, как в Египте - рельеф, в Элладе скульптура, а в Византии - мозаика.
Древнерусская живопись - живопись христианской Руси - играла в жизни общества очень важную и совсем
иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. Русь приняла крещение от Византии
и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи - "воплотить слово" воплотить в образы
христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское "слово". Прежде всего
это Священное Писание, Библия ("Библия" по-гречески - книги) - книги, созданные, согласно христианскому
вероучению, по вдохновению Святого Духа.
Воплотить
слово, эту грандиозную
было приблизить человека к истине этого слова, к глубине того вероучения, которое он исповедовал. Искусство
византийского, православного мира - всех стран, входящих в сферу культурного и вероисповедного влияния Византиии,
- разрешило эту задачу, выработав глубоко своеобразную совокупность приемов, создав невиданную ранее и никогда
больше не повторившуюся художественную систему, которая позволила необычайно полно и ясно воплотить
христианское слово в живописны
В течение
долгих веков древнерусская
духовные истины христианства. Именно в глубоком раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира, в
том числе и живопись Древней Руси, созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную,
неповторимую красоту.
1.2. Причины забвения русской иконы
Со временем искусство всего византийского мира, и искусство Древней Руси постигло забвение. Пала под
ударами турок-завоевателей византийская империя, оказались завоеванными мусульманами некогда христианские
страны Малой Азии и многие славянские государства. В этих бедах, пережив татаро-монгольское нашествие, по существу
выстояла одна Русь. После падения Византии она была подлинным центром православной культуру.
Забвение, разорение
постигли древнерусскую
иноземцами, а в момент высочайшего подъема русской государственности при Петре 1.
Реформы Петра, повернувшие
Россию на Запад, отринули
после петровских реформ, в том числе живопись церковная, строится на этих новых западно-европейских принципах. И
хотя чисто религиозное уважение
сохранялось в
живописи древнерусской от европейской воспринимались им лишь как доказательства русской отсталости и варварства.
Постепенно вся эта живопись, как и вся допетровская старина, предавалась забвению. Древняя
художественная система в
которого были несколько "иконописных" сел - Палех, Мстера и Холуй.
Но, к счастью,
это забвение древних
после петровских реформ к нем обратилась новая, созданная как раз в результате реформ русская культура, русская
интеллигенция.
1.3. Признание громадного
художественного значения
Интерес к древнерусской культуре вызвал обращение и к ее живописи. Уже в "Истории государства
российского" Карамзин упоминает о древнерусских художниках, приводит сведения об их произведениях. Они
становятся предметом изучения для историков, но подлинное открытие иконописных сокровищ произошло позже. Дело
в том, что люди ХIХ столетия древнерусской иконописи по-настоящему просто не видели. Потемнели, покрылись пылью
и копотью, уцелевшие в древних храмах фрески и мозаики, и в буквальном смысле стали невидимы иконы - главная,
самая многочисленная часть древнерусского наследия. Ведь фресками и в особенности мозаиками украшали в древности
далеко не каждую церковь, а иконы были обязательно не только в каждом храме, но и в каждом доме. Причина этой
невидимости икон - в той особой живописной технике, в которой они создавались. Доска, на которой должна быть
написана икона покрывалась левкасом или загрунтованной тканью - паволокой, и само изображение наносилось на грунт
темперой, т.е. минеральными красками. А сверху изображение покрывалось слоем олифы. Олифа хорошо проявляет
цвет и, что еще важнее прекрасно предохраняет икону от повреждений. Но олифа обладает свойством со временем
темнеть, и за 70-100 лет она темнела на столько, что почти совсем скрывала, находящуюся под ней живопись. В
древности на Руси знали и применяли способы удаления потемневшей олифы, т.е. способы "расчистки" древней
живописи. Но способы эти были трудоемки и со временем иконы стали не расчищаться, а "поновляться", т.е. поверх
потемневшей олифы писалось новое изображение. Часто на древних иконах делалось в течение веков несколько таких
поновлений - первоначальная живопись в таком случае закрывалась несколькими слоями записей, каждый из которых
был покрыт олифой.
Таким образом, в начале
XIX века, к тому моменту,
когда возник интерес к
уже и иконы XVII века. На всех древних иконных досках представали лишь силуэты, контуры изображений,
проступающие сквозь потемневшую, закопченную олифу.
Среди образованных людей находились немногие, особо чуткие к искусству люди, сумевшие ощутить в этой
почерневшей живописи таящуюся в ней художественную силу. Так в 1840 году историк Иванчин-Писарев, посеявший
Троице-Сергиеву лавру, сумел увидеть в хранящейся там сильно потемневшей "Троице" Андрея Рублева ценнейший
памятник искусств.
До середины XIX века общим оставалось представление, что "художества водворены у нас в отечестве
Петром I". Только во второй половине столетия такой представление было разрушено. В это важную роль сыграла
русская историческая наука. Особенно значительны были успехи, сделанные ею в изучении древней словесности,
древней литературы. Во многом именно благодаря этому ученые того времени обратили внимание на древнюю
иконопись, теснейшим образом связанную со словом, с литературой, и сумели оценить точное и глубокое соответствие
икон литературному источнику.
Признание за древней
живописью художественного
кругов образованных людей к той народной среде, где эта живопись, как и вся допетровская старина, еще продолжала
жить. Для иконописи, прежде всего, такой средой была среда старообрядческая, среда раскольников, т.е. крестьян и
купцов, предки которых в середине XVII века отклонились от православной Церкви, не приняв некоторых
предпринятых в то время нововведений. Старообрядцы берегли древнюю икону, как свободную от этих нововведений,
не испорченную ими, высоко ее чтили и сохранили своеобразное понимание ее красоты. Общение со старообрядцами
давало поэтому возможность познакомиться с большим числом принадлежащих им, собранных ими икон, что уже само по
себе было важно, так как
расширяло представления о
ценить ту "тонкость древнего письма", которую они сами ценили в собранных ими иконах. Учились у них видеть и
сквозь потемневшую олифу виртуозную точность рисунка, стройную ясность композиции.
На исходе XIX века в России складываются многочисленные коллекции. Самые знаменитые из них -
коллекции А. В. Морозов а, И. С. Остроухова в которых иконы были собраны уже не как памятники старины, а как
произведения искусства. В конце жизни начинает собирать иконы и знаменитый Третьяков и, понимая художественное
значение собранной им коллекции икон, он завещает ее своей картиной (Третьяковской) галерее.
Естественно, что и у
находится под почерневшей олифой, увидеть собранную ими древнюю живопись в настоящем виде. В начала XX века
были предприняты расчистки икон.
Инициатором
этих расчисток являлся И. С.
Остроухов, бывший к тому
иконного собрания, но и попечителем Третьяковской галереи. Благодяря его знаниям, опыту нашлись и исполнители
этой работы. К ней были привлечены мастера-иконописцы, уроженцы старинных иконописных сел. Хорошо зная
технологию иконы, вспомнив дедовские приемы, они справились с поставленной задачей, убрали с поверхности
икон и потемневшую олифу и поздние записи открыли первоначальную древнюю живопись. С этого момента началось
настоящее открытие древнерусской иконописи. В результате расчисток, или реставрации, как мы теперь говорим, иконы
представали так ново и неожиданно, что удивляло даже специалистов. В прах разлетелся миф о "черных иконах".
Вслед за
первыми расчистками