Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 03:41, курсовая работа
Целью данной работы является выявление основных этапов развития русской пейзажной живописи XVIII-XIX веков, а также знакомство с творчеством выдающихся его представителей.
Для наиболее полного раскрытия темы и соответствия поставленной цели, при выполнении работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить происхождение пейзажного жанра.
2. Рассмотреть зарождение пейзажного жанра в России.
3. Выявить тенденции и особенности пейзажного жанра XVIII века через выдающихся его представителей.
4. Оценить развитие пейзажной живописи XVIII века.
5. Выявить особенности пейзажного жанра XIX века.
6. Проследить влияние двух стилей—романтизма и реализма на русскую пейзажную живопись XIX века.
7. Оценить развитие пейзажной живописи XIX века.
Введение. 3
1. Возникновение пейзажного жанра. 5
2. Тенденции и особенности русской пейзажной живописи XVIII века. 7
2.1 Зарождение жанра пейзажа в России. 7
2.2 Сочиненный пейзаж Семёна Фёдоровича Щедрина. 8
2.3 Городской пейзаж Федора Яковлевича Алексеева. 9
2.4 Классический пейзаж Федора Матвеевича Матвеева. 10
2.5 Вывод. 11
3. Тенденции и особенности русской пейзажной живописи XIX века. 12
3.1 Поэтизация жанра пейзажа. 12
3.2 Романтическое направление русской пейзажной живописи 19 века. 24
3.3 Реализм в русской пейзажной живописи 19 века. 27
Заключение. 32
Список использованных источников. 34
Введение. 3
2.1 Зарождение жанра пейзажа в России. 7
Заключение. 32
Список использованных источников. 34
Приложение.
Введение.
Актуальность данного исследования заключается в следующем: пейзаж от начала своего возникновения в России в XVIII веке развивался под влиянием Европы и разных направлений в искусстве, подобно тому, как многообразно развивается русская культура со времен ее зарождения, впитывая в себя разные культурные течения.
На тему пейзажной живописи также опубликовали свои труды Манин В.С.[3], Богемская К.Г.[7], Бенуа А.Н.[10], Федоров-Давыдов А.А.[8], Ягодовская А.[6].
Объектом исследования работы является пейзажная живопись XVIII-XIX веков.
Предметом исследования являются основные направления, особенности развития, направления пейзажной живописи XVIII-XIX веков и их представители.
Целью данной работы является выявление основных этапов развития русской пейзажной живописи XVIII-XIX веков, а также знакомство с творчеством выдающихся его представителей.
Для наиболее полного раскрытия темы и соответствия поставленной цели, при выполнении работы были поставлены следующие задачи:
Методы исследования данной работы—научный, сравнительно-исторический.
Научный метод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки.
Сравнительно-исторический
анализ — научный метод, с помощью
которого путём сравнения выявляется
общее и особенное в
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Объем 35 страниц.
Пейзажная живопись – это изображение сцен природы.
В Китае пейзажная живопись утвердилась к VIII веку. В Европе как самостоятельный жанр выделилась в начале XVI века, хотя пейзажный фон картин встречался со времен Древнего Рима.
Жанр процветал в Голландии в XVII веке(Хоббема, Рейсдал) и во франции(Пуссен, Клодт), а в XVIII веке в Италии(Каналетто, Гварди) и в XIX веке в Англии(Гернер, Котмен) [1, с.329].
Первые пейзажи, появившиеся в России в XVIII веке представляли собой топографические виды дворцов и парков. При Елизавете Петровне был издан «Атлас гравюр с видами Петербурга и его окресностей», выполненный по рисункам Махачева.
Свою лепту в развитие пейзажа внесли Семён Фёдорович Щедрин и современники Щедрина – М. М. Иванов и Ф.Я. Алексеев. Живопись Алексеева оказала влияние на молодых художников –М. Н. Воробьева, С.Ф. Галактионова, А.Е. Мартынова, посвятивших свое искусство Петебрургу:его дворцам, набережным, каналам, паркам.
М.Н. Воробьев воспитал целую плеяду замечательных пейзажистов. В их число входили братья Г.Г. и Н.Г. Чернецовы, К.И. Рабус и др. Ряд Чудесных литографических акварельных пейзажей с видами окресностей Петербурга выполнил А.П. Брюлов, брат знаменитого К.П. Брюлова, позднее ставший архитектором[2, с.17].
К середине XIX века в русской пейзажной живописи сформировались определенные принципы эстетического восприятия природы и приемы ее отображения.
От школы Воробьева идут романтические традиции, воспринятые его учениками. Среди них—рано умерший М.И. Лебедев, Л.Ф. Лагорио и И.К. Айвазовский, главной темой которого было море.
Особое место
в русской живописи занимает
творчество Саврасова,
Параллельно с лирическим направлением в русской пейзажной живописи развивается эпический пейзаж, ярким представителем которого был М.К. Клодт, стремившийся к созданию пейзажа-картины, представляющий зрителю целостный образ России.
Во второй половине XIX века серьезный вклад в развитие русского пейзажа внесли такие известные художники, как И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев, А. Куинджи, А.П. Боголюбов, И.И. Левитан. Традиции лирического левитанского пейзажа были подхвачены работавшими на рубеже XIX-XX столетий живописцами И.С. Остроуховым, С.И.Светославским, Н.Н. Дубровским.
Пейзажная живопись XX века связана с именами И.Э. Грабаря, А.А. Рылова, К.Ф.Юнона. В духе символисткого искусства создавали свои пейзажи П.В. Кузнецов, Н.П. Крымов, М.С. Сарьян, В.Э. Борисов-Мусатов.
В 1920-е годы получил развитие индустриальный пейзаж. Интерес к этой разновидности пейзажа особенно заметен в творчестве М.С. Сарьяна и К.Ф. Богаевского.
Выразительные и впечатляющие образы родной природы создавали также пейзажисты Г.Г. Нисский, С.В. Герасимов, Н.М. Ромадин[2, с.18].
Таким образом, появившись в России жанр пейзажа, уверенно занял место в русском искусстве. И.И. Шишкин, И.И. Левитан, А.И. Куинджи, С.Ф. Щедрин А.К. Саврасов, Ф.А. Васильев, И.К. Айвазовский и многие другие, открыли для нас свой взгляд на окружающий мир — прекрасный мир природы.
2.1 Зарождение жанра пейзажа в России.
В России XVIII веке зарождается класс пейзажа в петербургской Академии художеств.
Заслуженный деятель искусств, доктор искусствоведения, профессор Виталий Манин, в своем труде «Русская пейзажная живопись» замечательно описывает это время. Цитирую:
«Жанр пейзажа возник довольно поздно. Его появление связано с основанием санкт-петербургской Академии художеств, где 1767 году был учрежден класс пейзажа, готовивший живописцев – пейзажистов. Утверждению этого жанра способствовали также классы перспективы и театральных декораций, откуда вышли многие пейзажисты. Узкие специальности, в том числе пейзажа, были заведены в классе гравирования.»[3, стр. 15].
Класс пейзажа с 1776 по 1804 год вел выученик Академии художеств Семен Щедрин. Из класса перспективы вышел известный пейзажист Федор Алексеев. С поисками преподавателя для класса театральных декораций возникли трудности. Поэтому в 1776 году академический Совет принял решение о направлении к театральному мастеру двух учеников - Якова Герасимова и Федора Матвеева, впоследствии известного пейзажиста.
Манин также добавляет, что «большое значение для развития пейзажного жанра имели пенсионерские командировки наиболее одаренных выпускников Академии. Обучаясь в Италии и во Франции у больших мастеров, пенсионеры совершенствовали свое мастерство, достигая уровня европейского искусства»
За рубежом побывали, а некоторые и остались там. Это знаменитые русские пейзажисты: Максим Воробьев, Александр Иванов, Михаил Лебедев, Семен Щедрин, Федор Матвеев, Федор Алексеев, Сильвестр Щедрин.
Таким образом, едва зародившись в России, пейзажный жанр поравнялся с европейским искусством и продолжил жить своей российской жизнью, обретая свое лицо.
2.2 Сочиненный пейзаж Семёна Фёдоровича Щедрина.
Пейзаж в исполнении Семена Федоровича Щедрина(1745-1804) оформился как самостоятельный жанр. Это уже были не упражнения в перспективных видах, а реальные изображения видов местности.
Будучи пенсионером Академии художеств, Щедрин обучал во Франции. Судя по раннему произведению Щедрина «Полдень»(1779), исполненному по следам пребывания в Италии, художник находился под явным влиянием классицизма. Характерный сюжет со стадом и руинами, типичная для классицизма цветовая гамма, делящая композицию на планы—коричневые вблизи и синие вдали, декоративная трактовка деревьев, не натурных, а преобразованных в типичное облако, являются свидетельством появления жанра сочиненного пейзажа.
По прибытии
в Россию Щедрин получил ряд заказов
на выполнение пейзажных панно для
Михайловского замка(1799-1801)
А.А. Федоров-Давыдов отмечал развитие в конце XVIII века паркового искусства, повлиявшего на живопись Щедрина. Регулярные или свободные, в английском духе, парки создавались в Павловске, Петергофе, Царском Селе, Гатчине. Пейзажные картины предназначались для украшения дворцов и поэтому наряду с дворцовыми панно, несли декоративные функции. Эти функции определили смысл и структуру петербургского периода творчества Щедрина, в том числе исполненных им в 1792-1798 годы станковых пейзажей: Мельница в Павловске(1792), Вид на Гатчинский Дворец с Длинного острова(1796), Вид в Гадчинском парке(1798). Художник сохранил в них все признаки условности: бурый цвет, чуть подкрашенный зеленым и голубым, беспородные деревья, стаффажные фигуры, указывающие на мотив созерцания. В картине как бы застыло время, и оно требует осмысления[4, стр.7].
Таким образом, нельзя сказать, что пейзаж полностью сочинен Щедриным. В его основе лежит конкретный вид. Будь то классицизм или парковое искусство, он произвольно преобразуется художником.
2.3 Городской пейзаж Федора Яковлевича Алексеева.
Федор Яковлевич
Алексеев (1753 - 1824) сделал первый шаг
в русской пейзажной живописи
навстречу реальному
Алексеев создает напоенный воздухом пейзаж благодаря панорамному построению планов. Перспектива и воздушная среда - решающие компоненты его пейзажей. Нежная гамма холодных тонов обычно превалирует в петербургских перспективах. Светлая живопись соответствует реальному цвету города, а воздушная среда словно демонстрирует эмоциональное волнение художника. Интерпретация пейзажа посредством воздушной среды явилась новшеством в русском искусстве. Спокойно льющийся свет придает некоторым его работам умиротворение. Пейзажи Алексеева слабо населены людьми, но там, где возникает подобие бытового жанра, побеждает пейзажная тема.
Алексеев представляет город и как вид местности, и в целостности его жизни, а не только наслаждаясь его архитектурными особенностями («Вид с Васильевского острова на Английскую набережную»,1790-е).
Напротив, пейзажи Москвы акцентируют внимание на достопримечательностях старины, свойственной пейзажу классицизма. Город Алексеева оживлен, населен трудовым людом, особенно в картине «Красная площадь в Москве» (1799) и изображениях петербургских набережных [3, с. 18].
Пейзажи Москвы разительно отличаются от пространственных, легких и воздушных пейзажей Петербурга. Кажется, что надо всем витает некая предвзятость, заведомо принятый взгляд на вещи. Древняя столица выступает в ореоле «старинности», зеленая гамма - словно рисунку присуща затейливость, деформирующая натуру. Из-за этого изображение обретает декоративность, влекущую искусство назад - к Семену Щедрину.
Пейзаж Алексеева двигался как бы рывками. Вначале он направился по пути реалистических совершенств, затем вернулся к декоративности весьма поверхностного свойства.
Русский пейзаж начался, по сути дела, как городской пейзаж, внесший существенные коррективы в классицистическую схему. Он разрушал ее, ибо был несовместим с идеями величественного, патетического, гражданственного искусства классицизма—городской пейзаж с самого начала утверждался как низкий жанр, так как вынужден был обращаться к городской жизни, к бытовому жанру, с которым он явно совмещался[4, с.20].
Таким образом, творчество Алексеева в русском искусстве XVIII века развивалось динамически. Оно сосуществовало с декоративизмом Семена Щедрина и классицизмом Федора Матвеева, но шло с ними вразрез, образуя своеобразный городской жанр Федора Алексеева.