Русская пейзажная живопись 18-19 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 03:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление основных этапов развития русской пейзажной живописи XVIII-XIX веков, а также знакомство с творчеством выдающихся его представителей.
Для наиболее полного раскрытия темы и соответствия поставленной цели, при выполнении работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить происхождение пейзажного жанра.
2. Рассмотреть зарождение пейзажного жанра в России.
3. Выявить тенденции и особенности пейзажного жанра XVIII века через выдающихся его представителей.
4. Оценить развитие пейзажной живописи XVIII века.
5. Выявить особенности пейзажного жанра XIX века.
6. Проследить влияние двух стилей—романтизма и реализма на русскую пейзажную живопись XIX века.
7. Оценить развитие пейзажной живописи XIX века.

Содержание работы

Введение. 3
1. Возникновение пейзажного жанра. 5
2. Тенденции и особенности русской пейзажной живописи XVIII века. 7
2.1 Зарождение жанра пейзажа в России. 7
2.2 Сочиненный пейзаж Семёна Фёдоровича Щедрина. 8
2.3 Городской пейзаж Федора Яковлевича Алексеева. 9
2.4 Классический пейзаж Федора Матвеевича Матвеева. 10
2.5 Вывод. 11
3. Тенденции и особенности русской пейзажной живописи XIX века. 12
3.1 Поэтизация жанра пейзажа. 12
3.2 Романтическое направление русской пейзажной живописи 19 века. 24
3.3 Реализм в русской пейзажной живописи 19 века. 27
Заключение. 32
Список использованных источников. 34

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ ПЕЧАТЬ.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

 

б) Сельские виды Саврасова.

Наряду с  Шишкиным  ярким представителем  русского реалистического пейзажа был Алексей Кондратьевич Саврасов. Его влекли сельские виды, далекие российские просторы, все его творчество проникнуто глубоко патриотическим национальным духом. Художник стремился найти те пейзажные мотивы, которые были бы выражением типичного русского ландшафта,-равнины, проселки, невысокие холмы, берега реки.

Его взгляд на действительность был сродни демократической поэзии. Небольшие картины Саврасова  адресованы лирически настроенному зрителю, в них нет исполинского величия лесных пейзажей Шишкина, но она обладают доходчивостью, надолго западающей в душу эмоциональностью.

Наиболее известным  пейзажем Саврасова является его  картина «Грачи прилетели», появившаяся  впервые на первой выставке Товарищества передвижников в 1871 году. «Весной русского пейзажа» называли ее современники.

Между тем, в  этом пейзаже нет поражающих воображение  величественных панорам, ярких красок. Будничный мотив художник сумел  претворить в картину поэтическую  и лирическую, глубоко народный образ родной природы.

 «Саврасова, -скажет в последствии его ученик И.Левитан,- появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле»[8, с.318].

Он сумел  «отыскать и в самом простом  и обыкновенном те интимные, глубоко  трогательные, часто печальные  черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действую на душу»[8, 319].

Тема, использованная Саврасовым в своей картине, в  дальнейшем станет любимой в русской  живописи, а картина Саврасова, по словам А.Н. Бенуа, - «путеводной звездой» для целого поколения пейзажистов[10, с.48].

Описание многих пейзажей Саврасова часто исследователи  строят как литературно-поэтический  рассказ. Близкая и понятная соотечественникам  художника литературность восприятия пейзажа была важной стороной всего развития этого жанра во второй половине 19 века в России. Точная прорисованность, законченность работ, большая роль светотеневой моделировки отличают художественную манеру Саврасова от более раскрепощенного, вольного обращения с цветом в творчестве пейзажистов следующих поколений.

Таким образом, поэтическая задушевность пейзажей Саврасова, и былинная эпичность лесных картин Шишкина говорят о том, что, в отличие от западного, русский пейзаж развивался на представлениях о родной природе, земле-кормилице.

 

в) Идеал романтического пейзажа Куинджи и Васильева.

Важной ступенью в русском пейзаже второй половины XIX столетия было воскрешение в нем идеалов романтической живописи в общем русле реалистических тенденций.

Федор Алексеевич Васильев прожил короткую жизнь, но все же успел сказать свое слово в истории отечественной живописи. Васильев в своем творчестве умело использовал приемы своих предшественников и добился поразительных результатов. Его картина «Оттепель» по настроению перекликается с работами жанристов, в ней умело передана атмосфера той суровой зимы, которой противопоставлял своих оптимистичных и веселых «Грачей» Саврасов.

 

Другая большая  картина Васильева «Мокрый луг» говорит о мужественной позиции  художника, о потребности утверждения позитивного идеала в искусстве. «Картина, верная с природой, не должна ослеплять каким-нибудь местом, не должна резкими чертами разделяться на цветные лоскутки»,-говорил сам автор. Художник Н.Н. Ге сказал о Васильеве, что «он открыл живое небо»[8, с.354]. Это было большим завоеванием русского пейзажа.

 Пейзажистом  иного плана был А. Куинджи,  художник яркий и талантливый,  занимающий особое место. Его  картины «Украинская ночь», «После  дождя», «Березовая роща», «Лунная  ночь на Днепре» и другие  стали в свое время сенсациями, разделившими современников на восторженных почитателей художника и его противников. Впечатление, произведенное на зрителей «Лунной ночью», было ошеломляющим. Мало кто верил, что обыкновенными красками можно достичь таких волшебных эффектов освещения. Исследователи русского искусства отмечают «стремление удивить зрителя необыкновенным эффектом, что есть нечто чуждое самому духу и характеру русского реализма», с другой стороны «нельзя отказать Куинджи в смелости новатора, в своеобразной выразительности его колористических находок и декоративных решений»[8,с.370].

Таким образом, Васильев и Куинджи, каждый по-своему обращались к природе, как идеалу романтической живописи в возможности  излить свои чувства.

 

г) Реалистический патриотизм Левитана.

Чувство любви  к родной стране, печаль и гнев за переносимые ею страдания, гордость и восхищение красотой ее природы  у величайших художников-пейзажистов  последних десятилетий XIX века воплощались  в произведениях, полных глубокого  значения. Серьезные раздумья о судьбах родины порождали образы большой человеческой глубины, философского смысла.

Так, вглядываясь  в картину «Владимирка» И.Левитана невольно перед глазами всплывают  образы каторжников, сосланных в  Сибирь. Недаром этот пейзаж был  назван  «историческим». Как знамение века, он несет потомкам живую боль современника, поднявшего голос в защиту угнетенных, в защиту справедливости.

Необходимо  отметить, что «Владимирка» Левитана отмечена печатью всех тех успехов  и завоеваний, которые свойственны передовой живописи XIX века. С жизненной правдивостью подлинного реализма в ней переданы и воздушная среда, и пространство, и свет. Серебристо-серые холодные тона необыкновенно красочны и богаты.

 

 Каждый цвет  обладает множеством дополнительных  оттенков и от этого становится удивительно насыщенным и звучным.  Роль композиции в картине Левитана также почти незаметна.

Таким образом  ощущение непосредственности, естественности композиции в произведениях Левитана усиливает реалистическую жизненность  произведения и обостряет выразительность той главной мысли, которая с такой искренностью вылилась из души художника. Его глубокое сочувствие угнетенных, живая боль и сострадание к судьбам народа воплотились в общем настроении природы.

 

д) Вывод.

Таким образом, в сферу художественных возможностей пейзажной живописи вошла еще одна область бытия людей. Политические устремления и идеалы, общественно-революционная борьба нашли отражение в образной системе нового искусства, смело использовавшего краски, линии, внутренние ритмы природы.

Во второй половине XIX века, в период складывания и развития реалистического пейзажа, он стал совершенно неразделим с представлениями о тех исторических событиях, которые совершались в то время. Природа становится как бы ареной общественно-политической деятельности людей, и все важнейшие сдвиги, происходящие в судьбах страны, находят отражение в картинах действительности. Изменяясь, мир как бы вбирает в себя надежды, замыслы и дерзания человека.

Пейзажная живопись,  вступив в свой реалистический этап, вышла из разряда второстепенных жанров и заняла одно из почетных мест рядом с такими жанрами, как портрет и бытовая живопись. В условиях русской общественной жизни этого периода лучшие художники-демократы не могли ограничиваться показом только темных сторон действительности и обращались к изображению положительных, прогрессивных явлений.

 

Заключение.

Таким образом, изучение темы данной работы позволяет  сделать выводы.

Появившись в России жанр пейзажа, уверенно занял место в русском искусстве.  И.И. Шишкин, И.И. Левитан, А.И. Куинджи, С.Ф. Щедрин А.К. Саврасов, Ф.А. Васильев, И.К. Айвазовский  и многие другие, открыли для нас свой взгляд на окружающий мир — прекрасный мир природы.

Едва зародившись в России, пейзажный жанр поравнялся с европейским искусством и продолжил жить своей российской жизнью, обретая свое лицо. Тому способствовали пенсионерские командировки Академии искусств.

Широкая русская  душа позволила русскому пейзажу  развиваться не как сухому и строгому жанру, а раскрывать свои чувства в пейзажах. В русской пейзажной живописи отчетливо проявляется патриотическая любовь к русской природе.

Что касается направлений, творчество каждого из пейзажистов  являло собой классическую основу, но каждый пейзажист привносил свое понимание природы, свои эмоции.

В России к XIX веку стали формироваться более отчетливые направления пейзажного жанра.

Интерес к миру, окружающему человека, и своеобразный образ мира,  постепенно углубляясь и совершенствуясь, занял в искусстве свое место, нашел отражение и в литературе, и в живописи. Поэтизация пейзажа, в свою очередь, отразила интерес России к пейзажному жанру, показала, что для страны пейзаж очень важный жанр.

Русский романтический пейзаж был неразрывно связан с тем великим подъемом национальной культуры, вершиной которого была поэзия Пушкина.

 Однако, в  отличие от русской литературы, где романтизм как стиль принял  более развитые формы, в живописи  его стилистические черты менее  отчетливы - большую роль играет  здесь интерес к реальному,  объективному облику мира, непосредственное наблюдение натуры. Именно стремление к непосредственному отражению действительности отчетливо ощутимо в романтической пейзажной живописи.

К 40-50 годам XIX столетия из всех течений русской романтической живописи на первый план и в число общественно значимых и всеми признанных жанров  стал выдвигаться русский  национальный романтический пейзаж.

Маринизм Айвазовского стал настоящим направлением впечатления пейзажиста, отражал истинный романтизм.

В первой четверти XIX столетия  активно развивалось романтическое направление пейзажной живописи, освобождаясь от черт умозрительного «героического пейзажа» классицизма, написанного в мастерской и обремененного грузом чисто познавательных задач и исторических ассоциаций. Пейзаж в этот период понимается как портрет данной местности.

Однако, учитывая то, что пейзажная живопись с самого момента своего возникновения была тесно связана с живой жизнью, именно эта связь с практикой  и способствовала развитию реалистических тенденций, которые сформировали качественно новое, реалистическое направление русской пейзажной живописи.

Во второй половине XIX века, в период складывания и развития реалистического пейзажа, он стал совершенно неразделим с представлениями о тех исторических событиях, которые совершались в то время. Природа становится как бы ареной общественно-политической деятельности людей, и все важнейшие сдвиги, происходящие в судьбах страны, находят отражение в картинах действительности.

Пейзажная живопись,  вступив в свой реалистический этап, вышла из разряда второстепенных жанров и заняла одно из почетных мест рядом с такими жанрами, как портрет и бытовая живопись. В условиях русской общественной жизни этого периода лучшие художники-демократы не могли ограничиваться показом только темных сторон действительности и обращались к изображению положительных, прогрессивных явлений.

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

  1. Словарь искусств. М.: Прогресс, 2002г.—205с.
  2. Дятлерова Г.В. Мастера пейзажа/ Г.В. Дятлерова.—М.:Вече, 2002.—109с.
    1. Манин В.С. Русская пейзажная живопись/В.С. Манин.—М.: Белый город, 2000.—800с.
    1. Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж XVIII – начала XIX века/ А.А.Федоров-Давыдов.—М.: Искусство, 1953.—495с.
    2. Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность/ В.Н. Стасевич. М.: Искусство, 1984.—158с.
    3. Ягодовская А. Т. О пейзаже/ А. Ягодовская. М.: Советский художник, 1963.—105с.
    4. Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории/К.М. Богемская. М.: Галактика, 1992.—336с.
    5. Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж XVIII – начала XX века/А.А.Федоров-Давыдов.—М.: Искусство, 1956.—590с.
    6. Островский Н.К. Рассказы о русской живописи/ Н.К. Островский М.: Искусство, 1971.—390с.
    7. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке./А.Н. Бенуа.М.: Республика, 1993.—448с.

 

 


Информация о работе Русская пейзажная живопись 18-19 веков