Русская пляска как вид народного художественного творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 12:12, дипломная работа

Описание работы

задачи исследования:
1. Сохранить традиционное наследие при создании хореографического произведения;
2. Выявить художественную выразительность хореографического произведения средствами русской пляски;
3. Развить значимость русской пляски.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Русская пляска как вид народного художественного творчества 8
1.1. История возникновения и развития русской пляски 8
1.2. Виды и формы русской пляски 18
Глава II. Роль русской пляски в условиях современной сценизации 44
2.1. Сохранение и использование традиций русской пляски в
хореографических коллективах. 44
2.2. Создание хореографического произведения на основе
русской пляски. 73
Заключение 79
Список литературы 81

Файлы: 1 файл

Дипломная .doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)


План

 

Стр.

Введение                                                                                                              3

Глава I. Русская пляска как вид народного художественного творчества                                                                                                           8

       1.1. История возникновения и развития русской пляски                     8

       1.2. Виды и формы русской пляски                                                      18

Глава II. Роль русской пляски в условиях современной сценизации   44

       2.1. Сохранение и использование традиций русской пляски в  

              хореографических коллективах.                                                    44

       2.2. Создание хореографического произведения на основе

               русской пляски.                                                                               73

Заключение                                                                                                       79

Список литературы                                                                                         81

 

       ВВЕДЕНИЕ

Пляска является одним из основных жанром русского народного танца. Это наиболее распространенный и любимый сейчас вид народного творчества. Русская пляска - вид народного танца, которая включает в себя хороводы, переплясы (барыня и др.), импровизации, танцы с определенной последовательностью фигур (кадриль, ланце и др.). Пришедшая к нам из глубины веков, она сохраняет свою основу, бытует в народе не как «музейный экспонат», а как живой родник многообразного народного хореографического творчества. Пляска не является застывшей формой, она открывает большой простор для индивидуального и массового творчества. «Пляска — зеркало души русского человека, в ней проявляется и мужество, и молодечество, и задор, и лихость, и удаль, и широта, и задушевность, и лиризм, и веселье — целая гамма чувств и эмоций, свойственных всем русским людям». [26, 85]

«И песни, и пляски, - писал М. И. Калинин, — создавались народом на протяжении десятилетий и даже столетий, народ оставлял в них только самое ценное, бесконечно совершенствовал и доводил до законченной формы». Мастера - исполнители и по сей день, совершенствуют пляски, вводя в них новые движения, разнообразив их композиционно. В пляске отражаются те новые отношения, которые возникли благодаря изменению быта и жизни наших современников. Ритм нашей эпохи, боевой характер современной молодежи, дух соревнования соответствуют характеру русской пляски. Изучение русской пляски сегодня, является настоятельной необходимостью, которая определяется не только развитием хореографического искусства. Художественным руководителям театральных коллективов, творческим работникам кино, телевидения приходится воссоздавать исторические картины русской жизни, показывать быт русского народа, вводить в действие подлинные народные гуляния, обряды, танцы. Все это, требует углубленных познаний в области русского танцевального фольклора, умения передавать его живые черты и приметы. Для всех становится очевидным, что знание основ русской народной танцевальной культуры воспитывает чувство законной национальной гордости, понимание преемственности прогрессивных традиций в современной хореографии, развивает способность мыслить эстетически широко, не рутинно, способствует утверждению принципа народности в искусстве, в хореографической педагогике. Сегодня перед хореографической педагогикой стоят нелегкие задачи вернуть искусству личность. У занимающихся необходимо развивать импровизацию и воображение. Русский пляска — не музейное искусство прошлого, он не представляет собой что-то неизменное, застывшее. Все её формы — одиночная пляска, кадриль, переплясы — бытуют в народе, но они не застыли в своем развитии. Мы наблюдаем, как изменяется содержание танцев, видим, как они творчески перерабатываются и дополняются, разными любительскими коллективами, профессиональными коллективами, в связи с требованиями современной жизни. Пляска обогащается новыми движениями, обогащается его лексика. В ней появляются новые, как простые, так и сложные по технике исполнения движения. Но в этом творческом процессе, иногда, происходят такие досадные ошибки, как засорение русского народного танца чужеродными формальными схематическими движениями, голыми акробатическими трюками. Это происходит в погоне за успехом, но чаще всего из-за незнания смешиваются стиль и манера различных областей, смешиваются различные виды русского народного танца и, к сожалению, это получается не всегда удачно. Причиной тому — конъюнктура и поверхностный взгляд на самобытную русскую народную культуру, которая создавалась веками и имеет свои глубокие корни.

Проблемой дипломного исследования является выявление потребности использования традиций русской пляски при создании хореографического произведения.

В связи с этим, актуальность данной дипломной работы обусловлена потребностью, более глубокого изучения русской пляски, что является

ценнейшим национальным достоянием, фундаментальным пластом русской танцевальной культуры. Необходимо очень любовно и в то же время строго, с глубоким знанием фундамента русского народного танца подходить ко всем творческим обработкам, переработкам и сочинениям любых видов танца. «Хранить наследие, значит, развивать его»— говорил В. И. Ленин. Но прежде чем развивать наследие, необходимо его знать, изучать. Русскому народному танцу надо учиться, поскольку многие по-настоящему его не знают. Лишь тогда будет возможно, используя все богатство и разнообразие красок русского народного танца, создавать на сцене его средствами правдивые высокохудожественные образы русского человека. [19, 78]

Степень научной значимости темы исследования.

Огромную работу по сбору  и пропаганде русского танцевального  фольклора, проводят многочисленные дома народного творчества и художественной самодеятельности. Большая работа по изучению русского народного танца ведется также в научно-исследовательских институтах и отделениях консерваторий. В многочисленных институтах культуры, театральных институтах, в хореографических и колледжах культуры и искусств русский народный танец введен в качестве самостоятельного предмета.

Наши хореографы и  исследователи: Н. Бачинская, В. Всеволодский-Гернгросс, К. Голейзовский, Р. Захаров, А. Зеленко, В. Ивинг, Г. Иноземцева, О. Князева, И. Моисеев, Н. Надеждина, Г. Настюков. В. Окунева, Л. Перчихина, А. Руднева, И. Смирнов, Л. Степанова, Ф. Сударкин, Т. Ткаченко, Т. Устинова, В. Уральская, П. Филиппов, А. Чижова. М. Чернышев, И Чарноцкая, Н Шереметьевская. Н. Эльяш, М. Яницкая и многие другие — своими книгами, статьями, выступлениями, всем своим творчеством борются за сохранение чистоты и богатства русского народного танца. Они пропагандируют исполнительские традиции народного танцевального творчества и на их основе развивают русский народный танец в его самобытности.

Русскую школу изучения народного танца, русской пляски на современном этапе нельзя представить без имён: Г.Ф. Богданова, Веретенникова, К. Голейзовского, Н.И. Заикина,  В. Захарова, А. Климова, Л. Степанова, Т. Устиновой, В.И. Уральской, и так далее.

Как видим, в России поддерживается возрождение традиционного танцевального искусства.

В настоящее время  на Белгородчине вопросами народной хореографии занимается ряд исследователей, фольклористов: И.И. Веретенников, М.С. Жиров, Белых. В.И.

Фактом особого внимания к проблемам возрождения, сохранения и освоения фольклорных традиций нашего края является ряд постановлений главы администрации области Е.С. Савченко:

    • «О дополнительных мерах по изучению, сохранению и развитию традиционной народной культуры области» (1996);
    • «О развитии и поддержке самостоятельного (народного) художественного творчества в области» (1999);
    • «О развитии обрядовой культуры Белгородчины» (1999).

Социальный заказ и  недостаточная разработанность  данной проблемы диктует нам цель исследования: сохранение и развитие значения русской пляски при создании хореографического произведения.

Объектом исследования - является создание хореографического произведения.

 Предмет исследования – русская пляска как основа при создании хореографического произведения.

 В соответствии с объектом, предметом целью поставлены и решены задачи исследования:

    1. Сохранить традиционное наследие при создании хореографического произведения;
    2. Выявить художественную выразительность хореографического произведения  средствами русской пляски;
    3. Развить значимость русской пляски.

 В качестве гипотезы данного исследования выступает предложение о том что - использование разнообразных форм и методов сценизации русской пляски приведёт к более яркому, профессиональному созданию хореографического произведения.

Следовательно, новизна нашей работы заключается, в сохранение и развитие роли русской пляски в создании хореографического произведения. В работе обосновывается природа самобытности русского народного танцевального искусства, выявляются истоки и характер новаций отечественных балетмейстеров и педагогов в области характерного и народно сценического танцевания. Использование разных методов в разработке проблемы отечественного хореографического образования позволило комплексно организовать фактический материал.

        Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

    1. Анализ необходимой литературы,
    2. Изучения видов и форм русской пляски.

        Теоретическая значимость исследования заключается в том, что данные материала проделанной работы могут оказать помощь при разработке лекционного курса, семинарских занятиях, могут быть использованы на курсах повышения квалификации работников образования и культуры.

Практическая  значимость исследования заключается в том, что данные материала проделанной работы могут оказать помощь при постановке танцевального номера, а так же для проведения практических занятий и семинаров.

Глава I. Русская пляска как вид народного художественного творчества

 

    1. История возникновения и развития.

 

Русский народный танец является одним — из более распространенных и древних видов народного творчества. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям. На протяжении многовековой истории своего развития русский народный танец, всегда был тесно связан с бытом и обычаями русского человека (рождение, свадьба и т. п.), с трудовым сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая и т.п.) и со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского человека, что в свою очередь накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития не раз подвергался различным изменениям. Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые и зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его лексика.

Зарождение различных  танцев и музыки на Руси относится  к глубокой древности. Точно установить время появления плясок очень трудно. Так, литые серебряные фигурки изображавшие пляшущих людей найденные в одном из кладов на Киевщине, ученые относят к VI веку нашей эры. В древнем искусстве славян неразрывно сочетались музыка, слово и танец. Об этом свидетельствуют такие выражения, как "играть песню", "ходить песню", "водить песню". Связь танца и песни во все времена придавала русской народной пляске особое очарование, мелодичность, певучесть и содержательность. Древнейшими народными плясками на Руси были пляски-игры, изображающие трудовые процессы, а также охотничьи пляски, которые были направлены на овладение образом зверя, цель охотничьей пляски — обеспечить удачную охоту, а её центром, была имитация промыслового зверя. Поскольку имитация воспринималась как реальность (как реальный зверь), то и действия участвующих в пляске, совершаемые вокруг имитируемого зверя (например, загон, ловля и т. п.), мыслились как происходящие в действительности. Подражая зверю, человек стремился и к практической цели, например, для охотничьей маскировки. В пляске изображался зверь, его движения, повадки. «Зверь убегал от преследователей. Те искали его следы, преодолевали различные препятствия, настигали и убивали. Участвующие в такой пляске получали, можно сказать, необходимую закалку, отрабатывали и закрепляли полезные навыки». [7, 20]

В центре земледельческой пляски была имитация явлений природы, животных и птиц, трудовых процессов, в ней человек закреплял приобретенные знания и навыки.

«Древнерусские обряды, обрядовые пляски исторически приняли на себя роль организационных форм массового художественного творчества. Они собирали и организовывали людей в дни радости и печали для обще коллективного выражения своих переживаний и, естественно, способствовали совершенствованию входящих в них элементов плясового искусства. История формирования эстетической стороны народных обрядов — это постоянный отбор народом лучших произведений своего искусства. Причем, эти произведения, войдя в обряд, не оставались неизменными, они шлифовались от поколения к поколению в направлении наиболее полного соответствия их тем чувствам, внешней формой выражения которых они были». [7, 23]

Переход общинной земли в собственность  отдельных лиц, развитие торговли, возникновение новых городов, повлекло за собой расслоение общества на классы. В VIII—IX вв. из многочисленных восточнославянских племен начинает складываться первое феодальное древнерусское государство во главе с Киевом — Киевская Русь. Славянские племена, объединившиеся в единое государство, хотя и жили в различных географических и климатических условиях, имели единую языковую общность и общие для славян черты характера: «свободолюбие, неукротимость воли, миролюбие, страстное тяготение к искусствам, гостеприимство и веселость нравна». Многие из этих национальных черт особенно заметно проявлялись в хороводах, плясках и играх. Возникшее древнерусское государство сыграло большую роль в образовании русской народности, в развитии ее культуры и искусства.

 Введение на Руси в конце X века христианства повлекло за собой изменение в идеологической и культурной жизни государства, отразилось на жизненном укладе русского человека. «…Суровая реформа наложила на духовный мир русского человека тяжелую печать аскетизма и создала между церковными догмами и человеческой совестью атмосферу непримиримости». [19, 43] Введение христианства в качестве официальной государственной религии, способствовало укреплению связей с Византией, являвшейся в то время, одним из крупнейших культурных центров, позволило ближе узнать ее культуру. Это повлекло за собой также изменение характера жеста в танце, стали появляться новые танцевальные движения. К. Голейзовский пишет, что «развитие русской хореографии в IX— X веках отмечено, византийским влиянием, выразившемся, прежде всего в форме одежды, а, следовательно, и в плясовой жестикуляции, всегда находившейся в большой зависимости от покроя и формы платья и обуви». [7, 25]

Информация о работе Русская пляска как вид народного художественного творчества