Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 20:40, лекция
Цель занятия: Ознакомить учащихся с парадными портретами из коллекции белорусских магнатов. Сформировать интерес у учащихся через приобщение к мировому культурному наследию, дать возможность распознать и прочувствовать настроение в работах, объяснить, какие средства использовал художник для создания портрета. Изучить и систематизировать портрета 18 века.
Организационный момент (1 – 2 мин)
Проверка ранее изученного материала (3 - 4 мин)
Сообщение темы урока.
Изучение новой темы (беседа по репродукциям художников)
Физкультминутка.
Практическая часть.
Закрепление материала
Рефлексия
Обобщение пройденного материала преподавателем.
Подведение итога.
Вывод-обобщение.
Скульптурный портрет 2-й пол. XVIII века стал величайшим завоеванием русского искусства этого периода. В этом жанре работало множество талантливых мастеров. Качество русского скульптурного портрета стало симптомом зрелости русского искусства. «Стремление познать человеческий характер, богатство его психологии, столь свойственное искусству столетия в целом, в полной мере сказалось и в области скульптурного портрета, где были созданы и подлинные ценности, сохранившие свое художественное и историческое значение до наших дней». В этом жанре работали почти все крупные мастера эпохи: Фёдор Гордеев, Михаил Козловский, Иван Прокофьев, Иван Мартос, Феодосий Щедрин. Однако наибольший взлет жанра отразился в произведениях Федота Шубина.
Шубин отличался глубиной характеристики,
подчеркнутым психологическим строем
образа, композиционным своеобразием,
высоким техническим
Создание Этьеном Фальконе памятника Петру I — «Медного всадника» явилось крупнейшим событием истории скульптуры XVIII века. Монумент пронизан сильной динамикой, ритм его стремительных линий слит в едином порыве. «Простота и лаконизм общего композиционного строя сочетаются с простотой и значительностью деталей. Обобщенный монументальный образ объединяется здесь с ярко выраженной портретностью».
У Фальконе не было учеников в России,
однако его произведение стало «школой
мастерства» для русских
В последнюю треть XVIII века в русском
искусстве формируется новый
стиль — классицизм. Он возникает
и развивается под воздействием
просветительских прогрессивных тенденций
общественной мысли. Господствующими
становятся идеи патриотизма и
Архитектура и вслед за ней пластика обратились к античности раньше прочих жанров. Античная скульптура была известна по оригиналам и гравюрам, и поэтому стала отличным образцом для новых мастеров. Многие русские художники сделали своей главной задачей постижение античного идеала, меры классического совершенства. Но при этом сохранялось и стремление выразить актуальные вопросы современности. Произведения русской скульптуры эпохи классицизма — крайне высокого художественного уровня и большой образной выразительности. Мастера этого стиля, прежде всего — Фёдор Гордеев, Иван Мартос, Феодосий Щедрин, Михаил Козловский, Иван Прокофьев. Эти скульпторы в некоторых произведениях еще не совсем свободны от влияния барокко, однако в зрелых работах они выражали эстетический идеал классицизма вполне совершенно.
Фёдор Гордеев был самым старшим
из этого поколения скульпторов.
Он прославился композицией «
Михаил Козловский был наиболее значительной фигурой в области классицистической пластики конца XVIII века. Ему лучше прочих удавались произведения, исполненные большого гражданского звучания, насыщенные идеалами патриотизма («Геркулес на коне», «Яков Долгорукий», «Бдение Александра Македонского»), которые стали примером содержательности русской пластики. Особенно значительны его последние работы — фонтан «Самсон» и памятник Суворову в Петербурге, в которых русский классицизм XVIII века нашел самое совершенное выражение.
Фонтан «Самсон» — пластический и смысловой центр Большого Каскада Петергофского парка. Этот парк — один из самых значительных по своей художественной ценности. Над его Большим каскадом работал ряд иностранных и русских зодчих — Михаил Земцов, Жан-Батист Леблон, Бартоломео Франческо Растрелли, Джакомо Кваренги, Андрей Воронихин, Иван Старов, на всем протяжении XVIII века. Здесь была разрешена проблема синтеза искусств. Переустройство фонтанов Большого каскада, пришедших к началу XIX века в запустение, и замена статуй на новые, явилось крупнейшим событием русской пластики этого периода. Все, что было создано ранее, требовало восстановительных работ, и для этого привлечены лучшие художественные силы. Кроме отливок с античных статуй, были созданы новые серии: «Персей», «Сирены» и «Нева» Щедрина, «Волхов» Прокофьева, «Пандора» Шубина, «Актеон» Мартоса.
Памятник Суворову на Суворовской площади — вершина творчества Козловского-монументалиста. Полководец показан с мечом и щитом в руках, в порывистом движении, как античный герой. Здесь синтезируется идея гражданственности и триумфа. Памятник стал одним из самых популярных, и его можно воспринимать как итог развития русской пластики за прошедшее столетие.
Скульптура начала XIX века отражает рост национального и общественного самосознания русского общества. Очень сильно на эти умонастроения повлияла борьба с Наполеоном. Отечественная война 1812 года породила высокий патриотизм, в искусстве отразившийся в интересе к воспеванию величия победившего народа.
Для развития скульптуры этого периода
оказался важен тот факт, что русская
архитектура тогда поднялась
на не бывало высокий уровень. В Петербурге,
Москве и других городах возводились
величественные сооружения и целые
ансамбли, которые значительно меняли
облик городов. Архитекторы Андреян
Захаров, Андрей Воронихин, Тома де Томон,
Карл Росси — придали русской
архитектуре торжественное
Таково, например, здание Адмиралтейства
(1823), которое невозможно представить
без декоративного убранства. По
словам его автора архитектора Захарова,
без скульптуры оно теряет пропорции
и красоту. Пластика Адмиралтейства
стала классическим примером синтеза
искусств. Над ней трудились лучшие
мастера — Феодосий Щедрин, Василий
Демут-Малиновский, Степан Пименов, Иван
Теребенёв. При создании здания архитектор
подробно разработал систему убранства,
определив для каждого
«К лучшим образцам декоративной пластики того времени относятся также украшения здания Биржи в Петербурге, построенной Томоном, и особенно фигуры, сидящие у Ростральных колонн». Раньше, в XVIII веке, скульптурные украшения во многих случаях являлись абстрактными аллегориями, то теперь их смысл стремились активно связывать с реальностью, предназначением сооружения. Характерные примеры — убранство арки здания Главного штаба, созданное Василием Демут-Малиновским и Степаном Пименовым, московские Триумфальные ворота работы Ивана Витали и Ивана Тимофеева, Нарвские Триумфальные ворота работы Демута-Малиновского и Пименова вместе с Петром Клодтом. «В этих образцах звучали патриотические идеи, утверждался героизм русского народа, одержавшего блистательную победу в войне с французами». Типичные черты: фигура Славы на колеснице, фигуры воинов, торжественный ритм коней, которые влекут победную колесницу, летящие славы, военная арматура, аллегорическое изображение освобождения Москвы и т. п. «Трудно представить себе архитектуру классицизма без этой пластики. Она стала неотъемлемой частью стройных и строгих портиков, арочных пролётов. Она органически слилась с городским ансамблем, придала ему особую, строгую красоту, углубила содержание архитектуры, обогатила её живописностью объёмов, игрой светотени». Скульпторам того времени удавалось передать значительное содержание в форме строгой величавости.
«К лучшим образцам декоративной пластики того времени относятся также украшения здания Биржи в Петербурге, построенной Томоном, и особенно фигуры, сидящие у Ростральных колонн». Раньше, в XVIII веке, скульптурные украшения во многих случаях являлись абстрактными аллегориями, то теперь их смысл стремились активно связывать с реальностью, предназначением сооружения. Характерные примеры — убранство арки здания Главного штаба, созданное Василием Демут-Малиновским и Степаном Пименовым, московские Триумфальные ворота работы Ивана Витали и Ивана Тимофеева, Нарвские Триумфальные ворота работы Демута-Малиновского и Пименова вместе с Петром Клодтом. «В этих образцах звучали патриотические идеи, утверждался героизм русского народа, одержавшего блистательную победу в войне с французами». Типичные черты: фигура Славы на колеснице, фигуры воинов, торжественный ритм коней, которые влекут победную колесницу, летящие славы, военная арматура, аллегорическое изображение освобождения Москвы и т. п. «Трудно представить себе архитектуру классицизма без этой пластики. Она стала неотъемлемой частью стройных и строгих портиков, арочных пролётов. Она органически слилась с городским ансамблем, придала ему особую, строгую красоту, углубила содержание архитектуры, обогатила её живописностью объёмов, игрой светотени». Скульпторам того времени удавалось передать значительное содержание в форме строгой величавости.
Продолжением этой патриотической тематики, однако уже целиком связанной собственно с историей Отечественной войны, стали памятники работы Бориса Орловского в честь Кутузова и Барклая-де-Толли перед Казанским собором. «Орловскому удалось убедительно передать роль каждого полководца в минувшей войне, лапидарно обрисовать их характер и превосходно связать памятники с ансамблем собора». Развивалось искусство Демута-Малиновского, также испытавшего влияние освободительных идей. Он создал статую «Русского Сцеволы». Фёдор Толстой создал превосходную серию медальонов, посвященных Войне 1812 года. «Толстой был большим знатоком античного искусства — его рельефы, круглая скульптура и графика стали характерным проявлением русского классицизма».
В первой половине XIX века больших успехов достигает и жанр портретной скульптуры. Особенно показательно творчество Ивана Витали и Самуила Гальберга.
Большой Царскосельский дворец (фасад), 1752-56
Этьен Фальконе— «Медный всадник»
Федор Гордеев «Прометей»
Андреян Захаров – Здание Адмиралтейства
Иван Витали и Иван Тимофеев – Триумфальные ворота
Михаил Козловский – фонтан «Самсон»
Михаил Козловский «Памятник Суворову»
Иван Мартос - Памятник Минину и Пожарскому
Ростральная колонна в Петербурге. Аллегорическая мужская фигура.
Б.И. Орловский. «Памятник М.И. Кутузову»
5. Контроль результатов усвоения нового материала:
5.1 Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте:
Напоминаем: «Не забываем, что с карандашами следует обращаться аккуратно, следите, чтобы ваш карандаш или другой графический материал лежал в безопасном месте, с красками обращаемся аккуратно».
5.2 Самостоятельная творческая работа:
а) вариативные композиционные зарисовки:
Преподаватель дает рекомендации: «Попробуйте сделать по три зарисовки композиции вашей работы, можете взять лист небольшого формата или сделать приблизительную композицию в левом верхнем углу.
б) творческая деятельность:
Информация о работе Русская скульптура 2-й половины 18-го и начало 19-го века