Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 22:29, шпаргалка
1) ИскусствоXIX века. Реализм, импрессионизм, постимпрессионизм.
2)Научно-методическое руководство коллективами народного художественного творчества.
1) Аксиология как наука о ценностях. Этика и эстетика.
2) Особенности воспитания учащихся посредством народного художественного творчества.
1 билет.1) ИскусствоXIX века. Реализм, импрессионизм, постимпрессионизм.
XIX в. вошел в историю
Европы как период
Промышленный переворот
произошел ранее всего в
XIX в. ознаменовался открытием
электричества, телефона и
Вследствие этих изобретений
техническое господство над пространством,
временем и материей выросло беспредельно.
Начался небывалый
В значительной мере на социокультурную ситуацию в Европе оказала влияние французская революция (1789-1793 гг.).
Принятая в 1789 г. «Декларация прав человека и гражданина» провозглашала, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах, среди которых фигурировали: собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
В развитии искусства ХIХ в. столетия можно выделить две основные эпохи: эпоху романтизма (первая половина века) и эпоху декаданса (с конца 50х гг. до первой мировой войны).
Суть романтического стиля
— признание острого, драматического
и поэтому глубоко
Следует отметить, что в 40е гг. ХIХ в. наряду с романтизмом складывается и утверждается как самостоятельное течение реализм. Вообще развитие реализма сопровождает становление капиталистического способа производства. Это не случайно: все более острыми становятся социальные противоречия, все более пронизывающим влияние чистогана на быт и нравы общества, на духовное развитие человека, и зеркалом этих процессов выступает реалистическое искусство.
Как могучее художественное
движение реализм складывается в
середине XIX столетия. Говоря о реализме
середины XIX в., имеют в виду определенную
художественную систему. Во Франции
реализм связывается прежде всего
с именем Курбе, который, правда, отказывался
от наименования реалиста. Реализм
в искусстве, несомненно, связан с
победой прагматизма в
Революция 1848 г. развеяла все
романтические иллюзии
Жизнь выдвигает нового героя,
которому в скором времени предстоит
стать и главным героем искусства,—
трудового человека. В искусстве
начинаются поиски обобщенного, монументального
его образа, а не анекдотически-жанрового,
как это имело место до сих
пор. Быт, жизнь, труд этого нового героя
станут новой темой в искусстве.
Новый герой и новые темы породят
и критическое отношение к
существующим порядкам, в искусстве
будет положено начало тому, что
уже в литературе сформировалось
как критический реализм. Во Франции
критический реализм сложится в
40—50-х годах. Наконец, с реализмом
в искусстве находят свое отражение
и волнующие весь мир национально-
Во французской живописи
реализм заявил о себе ранее всего
в пейзаже, на первый взгляд наиболее
отдаленном от общественных бурь и
тенденциозной направленности жанра.
Реализм в пейзаже начинается
с так называемой барбизонской школы,
с художников, получивших в истории
искусства такое название по имени
деревушки Барбизон недалеко от Парижа.Собственно,
барбизонцы — это понятие не столько
географическое, сколько историко-
Одно время работал в Барбизоне Жан Франсуа Милле (1814— 1875). Его героем становится крестьянин. В маленьких по размеру картинах Милле создал обобщенный монументальный образ труженика земли («Сеятель», 1850). Он показал сельский труд как естественное состояние человека, как форму его бытия. В труде проявляется связь человека с природой, которая облагораживает его. Человеческий труд умножает жизнь на земле. Этой идеей пронизаны картины луврского собрания («Собирательницы колосьев», 1857; «Анжелюс», 1859).
Говоря о пейзажистах первой половины—середины XIX в., нельзя обойти молчанием одного из самых тонких мастеров французского пейзажа—Камиля Коро (1796—1875). Человек в пейзажах Коро органически входит в мир природы. («Семья жнеца», около 1857). В пейзажах Коро редко встретишь борьбу стихий, ночной мрак, что так любили романтики. Он изображает предрассветную пору или грустные сумерки, предметы в его полотнах окутаны густой мглой или легкой дымкой, прозрачные лессировки обволакивают формы, усиливают серебристую воздушность. Но главное —изображение всегда пронизано личным отношением художника, его настроением.
Критический реализм как новое мощное художественное тече¬ние активно утверждает себя и в живописи жанровой. Его становление в этой области связано с именем Гюстава Курбе (1819—1877). Все исторические события, происходившие во Франции, начи¬ная с революции 1830 г. и кончая франко-прусской войной и Парижской коммуной 1871 г., нашли самое яркое отражение в графике одного из крупнейших французских художников Оноре Домье (1808—1879).
импрессионизм (франц. — впечатление) в качестве философской базы использовал позитивизм. Это направление возникло в недрах французского реалистического искусства.
«Впечатление. Восход солнца» — именно так назывался пейзаж К. Моне, показанный на первой выставке импрессионистов в 1874 г. Импрессионисты (К. Моне, Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар и др.) ставили перед собой задачу непосредственного наблюдения и изучения окружающего мира в его разнообразных индивидуальных проявлениях и переноса в искусство результатов своих наблюдений.
Другими словами, они стремились выразить не только то, что видишь, но и как видишь. Отсюда в импрессионизме появилось подчеркнутое внимание к передаче света, оттенкам освещения, переливам красок, а также к движению воздушных масс, меняющих формы предметов и передающих динамику окружающего мира.
Еще более отчетливо проявился кризис реалистической традиции в постимпрессионизме (П.Сезанн, В.ВанГог, П.Гоген и др.). Для него характерен поиск новых форм реализма, способных отразить дегуманизацию условий жизни человека, диссонансы большого города, а также новых творческих приемов, которые могут помочь решению этой задачи.
Формальные искания
Все эти качества последовательно воплощены в символизме. У его истоков стоит Ш.Бодлер с его книгой «Цветы зла» (1857 г.). Мастерская передачи настроений усталой подавленности и душевной распутицы, цепенящего страха за мятежное богоотступничество, выносящее приговор всему земному творению, способствовала распространению символизма.
Таким образом, ХIХ в. ушел в прошлое, оставив человечеству не просто сумму выдающихся достижений культуры и острые социальные проблемы. В ХIХ в. в Европе были заложены краеугольные камни нового типа цивилизации. В его основе — индустриализм, политическая демократия, духовный плюрализм и многообразие.
2)Научно-методическое
руководство коллективами
В последнее время заметно активизировалась творческая инициатива населения. Культурная жизнь насыщена локальными фестивалями, конкурсами и другими художественными акциями,
Концептуальной
основой стратегии сегодня
Учитывая специфику деятельности в каждом отдельном субъекте федерации Д(Ц)НТ должны направить свои усилия на создания методики конструирования муниципальной сети учреждений культуры с учетом многовариантности:
Мониторинг потребительского спроса на услуги культуры должен стать основой системного анализа для создания новых форм культурной деятельности, преобразования традиционной сети в новые виды организаций культуры разнообразной жанровой направленности.
Совершенствование условий для привлечения инвестиций и расширение спектра предоставляемых услуг культуры позволят оказать положительное влияние на качество жизни населения, сохранить и преумножить культурное достояние народов России.
В целях обеспечения вертикали управления процессами сохранения и развития народного творчества и социокультурной деятельности продвижение информационных и методологических проектов должно стать основой преобразований в сфере народного творчества.
2 билет.1) Аксиология как наука о ценностях. Этика и эстетика. В современной философии есть раздел, отведенный исследованию ценностей,— аксиология (от греч. ахios — ценный и 1оgos — слово, понятие, учение). Для философского мировоззрения аксиологическая проблематика имеет фундаментальное значение. Оно обусловлено тем, что задачей философии является установление предельных оснований бытия и построение, исходя из их понимания, целостного мировидения, которое помогло бы выбрать общее направление жизни, указать ее главные цели. В решении этой задачи первостепенную важность имеет определение ценностных оснований человеческого бытия. Отсюда проистекает проясняющая сила ценностного подхода в философии. Существенные различия между философскими системами, школами, течениями и т. д. обусловливаются тем, какие ценности и в каком соотношении полагаются в их основание. Например, в философии Ницше на первый план выдвигается ценность индивидуальной воли к могуществу (воли к власти), которая становится мерилом в его «переоценке всех ценностей». Философствуя, человек размышляет о том, в чем суть всего существующего, ставя под вопрос себя самого. Он неизбежно оказывается перед проблемами смысла, назначения своей жизни, ее задач и возможностей. Ценность, достоинство отдельного существования, включая личное, определяется в соотнесении его с иерархией ценностей, на вершине которой — абсолютное благо. Исследование его выявляет глубокий смысл и действенность идущего от Платона сближения идеального и идеала; тождества и различия ценностей божественного, бытия, истины, добра, красоты, сливающихся в идее Единого-Блага, т. е.— ценностного абсолюта.