Шпаргалка по "Искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 22:29, шпаргалка

Описание работы

1) ИскусствоXIX века. Реализм, импрессионизм, постимпрессионизм.
2)Научно-методическое руководство коллективами народного художественного творчества.
1) Аксиология как наука о ценностях. Этика и эстетика.
2) Особенности воспитания учащихся посредством народного художественного творчества.

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 445.43 Кб (Скачать файл)

  Становление и развитие эстетической культуры личности —  процесс  поэтапный, протекающий  под  воздействием  демографических,  социальных  и   социально-психологических  и  др.  факторов.  В  нем   задействованы   механизмы   как стихийного, так и сознательного (целенаправленного) характера,  определяемые в целом средой общения и условиями деятельности индивидов, их  эстетическими параметрами.  

3 билет.1вопрос. Социальная философия: человек в системе социальных связей. Человек в системе социальных связей в государстве и обществе.

Социальная философия  исследует состояние общества как  целостной системы, всеобщие законы и движущие силы его функционирования и развития, его взаимосвязь с  природной средой, окружающим миром  в целом.

Предмет социальной философии  – общество в философском подходе. Социальная философия – это раздел, часть философии, и поэтому все  характерные черты философского знания присущи и социальной философии.

В социально-философском  знании такими общими характерными чертами  являются понятия: бытия; сознания; системы; развития; истины и др.

В социальной философии имеются  те же основные функции, что и в  философии:

– мировоззренческие;

– методологические.

Социальная философия  взаимодействует со многими нефилософскими дисциплинами, которые изучают общество:

– социологией;

– политэкономией;

– политологией;

– юриспруденцией;

– культурологией;

– искусствознанием и другими  социальными и гуманитарными  науками.

Социальной философии  помогает развивать свои понятия, разрабатывать  глубже свой предмет исследования комплекс наук о природе: биология; физика; география; космология и др.

Социальная философия  – это своеобразная область знания (в рамках философии), имеющая самостоятельную  логику философских размышлений  и специфическую историю развития своих понятий, принципов и законов.

При изучении социальной философии  необходимо знать по крайней мере две узкие и непродуктивные в  целом стратегии исследования:

1) натуралистскую, которая  стремится редуцировать общество  к биологическим проблемам;

2) социологизаторскую, которая  абсолютизирует социологические  факторы в их развитии и  в детерминированности сущности  человека. Философские объяснения  социальной философии, ее задач  и предмета останавливаются на  индивиде, на его многогранных  запросах и обеспечении лучшей  жизни человека.

В социальной философии имеются  разные точки зрения почти на каждую проблему и разные подходы к ним.

Самые распространенные подходы: цивилизаци-онный; формационный.

Философия является комплексным  видом познания, способы его установки: объективный способ, объективность, которая характеризует науку; субъективный способ, субъективность, которая характеризует  искусство; способ общительности (коммуникативный  способ), свойственный морали, и только морали; созерцательность мистического свойства (или «контемплативный способ мышления»). Философское знание является комплексным, интегральным видом знания, оно бывает: естественно-научное; идеологическое; гуманитарное; художественное; трансцендирующее постижение (религия, мистика); обыденное, повседневное.

Основная задача науки  об обществе, а именно – социальной философии – заключается в  том:

– чтобы понять лучшую для  данной эпохи систему общественного  устройства;

– чтобы побудить управляемых  и правящих понять ее;

– чтобы усовершенствовать  эту систему, поскольку она способна к совершенствованию;

– чтобы отвергнуть ее, когда  она дойдет до крайних пределов своего совершенства, и построить из нее  новую с помощью материалов, которые  собрали ученые-специалисты в  каждой отдельной области.

 ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО  И ГОСУДАРСТВО

Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, это сложная целостная система, являющаяся компонентом более сложных  систем – биологической и социальной.

Человеческое общество –  это самая высокая ступень  развития живых систем, основные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности  и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных  институтов, утонченная сфера духа.

Общество можно назвать  самоорганизованной системой поведения  и взаимоотношения людей друг с другом и с природой: ведь общество изначально вписано в контекст взаимоотношения  не со всем Космосом, а непосредственно  с той территорией, на которой  оно расположено.

Общество в целом –  это объединение, включающее в себя всех людей. Иначе общество было бы лишь некоторым количеством отдельных  разрозненных лиц, порознь живущих  на данной территории и не связанных  нитями общности интересов, целей, деяний, трудовой активности, традиций, экономики, культуры и т. п. Люди созданы для  жизни в обществе.

Понятие общества включает в себя не только всех ныне живущих  людей, но и все прошлые и будущие  поколения, т. е. все человечество в  его истории и перспективе.

Общество на каждой ступени  своего развития – это многостороннее образование, сложное сплетение  множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества – это не только жизнь составляющих его людей.

Общество – это единый целый социальный организм, его внутренняя организация представляет собой  совокупность определенных, характерных  для данного строя многообразных  связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру  человеческого общества образуют:

– производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в  себя классовые, национальные, семейные отношения;

– политические отношения;

– духовная сфера жизни  общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т. д. Существует диалектическое взаимоотношение между  человеком и обществом: человек  – это микрообщество, проявление общества на микроуровне; общество –  это человек в его общественных отношениях.

Государством называется структура господства, постоянно  возобновляющаяся в результате совместных действий людей, действий, которые совершаются  благодаря представительству, и  упорядочивающая общественные действия в той или иной области.

Государство – результат  исторического развития общества, его  закономерного выделения различных  социальных групп, результат прогрессирующего развития производительных сил, который  сопровождался выделением различных  видов труда и образованием института  собственности.

Основные признаки государства:

– особая система органов  и учреждений, осуществляющих функции  власти;

– определенная территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства, и территориальное  деление населения, приспособленное  для удобства управления;

– право, которое закрепляет соответствующую систему норм, санкционированных  государством;

– суверенитет, т. е. независимость  и верховенство государственной  власти внутри и вовне страны.

2 вопрос. Дошкольный уровень этнохудожественного образования.

  1. Психологические особенности художественного восприятия и художественно – творческой деятельности дошкольников.
  2. Отечественный и зарубежный опыт художественного образования дошкольников на основе национально – культурных традиций.
  3. Специфика организации этнохудожественного образования и воспитания в разновозрастных группах.
  4. Игра как основа этнохудожественного образования дошкольников.
  5. Роль устного народного творчества в развитии речи и художественно – образного мышления дошкольников.
  6. Место авторских программ по народному художественному творчеству в дошкольных учреждениях.
  7. Преемственность как один из основополагающих принципов этнохудожественного образования. Традиции народной художественной культуры как основа содержания базовых учебных дисциплин в начальных классах.

 

4 билет.1вопрос. История развития представлений о культуре. Содержание понятия «культура». Понятие «цивилизация». Соотношение культуры и цивилизации. Понятие культуры восходит к античным

временам. Первоначально  культурным считался человек, который  знал как

возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к  возделыванию своего разума. Далее  культура восходит к культу (почитание  бога). В дальнейшем развитии культура связывается с оккультным (тайным, непознаваемым). Культура  - это образование, как говорили древние пайдейя (Платон). Каждой эпохой выработано понятие культуры. Культурология  - наука, которая является ресурсом национального развития. Культурология  как наука обладает рядом своих  теорий (например, игровая  теория,  эволюционная  теория и др.). Культурология  как наука обладает законами:  1.  Чем  примитивнее культура, тем больше ее субъекты похожи друг на друга и тем больше уровень  принуждения в данной культуре. 2.

Чем  больше культурного  разнообразия, тем более темпераментным и культурным является ее субъект. Каждая  культура имеет своих великих  людей: Рафаэль, Пушкин, Чайковский, Сахаров  и др. Культурология  как наука  имеет свои методики познания (методы добычи знаний): 1. Контекстный анализ. 2. Ассоциативный анализ. Актуальность культурологии обусловлена причинами:1. Изменение основной экономической  ориентации.  Раньше  общество было ориентировано на массовое производство товара, сейчас - на производство услуг. 2.Расширяется номенклатура услуг.3. Общество становится более открытым.4.  Сегодня  основным фактором является профессионализм и нравственность. 5.Широкие контакты.Современные технологии требуют более культурного человека. 6.  Культура  выходит из музеев, библиотек. Она является частью профессионализма. Предметом культурологи является культура в единстве и уникальности различных  культурных миров и происходящих в них процессах. Культурология  является наукой изучающей основополагающие законы становления и функционирования различных культурных миров. В отличии  от философии, культурология апирирует  не только абстрактными понятиями но проежде всего артефактами. Артефакты - образование искусственного происхождения. Артефакты являются как зримые памятники  культурного творчества так и  процессы происходящие в той или  иной культуре. Таким образом культурология  стоит между философией и аперирущими  наиболее общими понятиями науками  изучающими конкретные процессы социальной действительности: социология, политология.

Понятия культуры и цивилизации  часто не различаются и воспринимаются как

тождественные. Они действительно  имеют много общего, но вместе с  тем, между ними существуют и заметные различия. По времени термин "цивилизация"

возник гораздо позднее  термина "культура" - лишь в XVIII веке. Его автором, по

одной версии, считается  шотландский философ А.

Ферпоссон, который разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации, имея в  виду под последней высшую ступень  общественного развития. Согласно другой версии, термин "цивилизация" был  придуман французскими философами-просветителями и использовался ими в двух смыслах -широком и узком. Первый из них перекликался с тем, который  вкладывал в него Ферпоссон, и  означал высокоразвитое обществo,

основанное на началах  разума, справедливости и религиозной  терпимости. Второй смысл тесно переплетался с понятом "культура" и означал  совокупность определенных качеств  человека -незаурядного ума, образованности, изысканности манер, вежливости и т. д., обладание которыми открывало  путь в элитарные парижские салоны XVIII века. Все многообразие точек  зрения на соотношение культуры и  цивилизации в конечном счете  можно сести к трем основным. В  первом случае понятия цивилизации  и культуры выступают как синонимы, между ними отсутствуют сколько-нибудь существенные различия. В качестве примера можно указать на концепцию  авторитетного английского историка А. Тойнби, спорый рассматривал цивилизацию  в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте  и считая религию главным и  определяющим элементом. Во втором случае между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходства, так  и важные различия. Подобного взгляда, в частности, придерживался французский  историк Ф. Бродель, у которого цивилизация  составляет базу культуры, выступая в  качестве одного из элементов, образующих совокупность прежде всего духовных явлений. Наконец, сторонники третьего похода резко противопоставляют  культуру и цивилизацию. Наиболее ярким  примером  в этом плане может  служить теория немецкого культуролога О. Шпенглера,  изложенная им в книге "Закат Европы" (1918 - 1922), согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Цивилизация следует за культурой, пишет Шпенглер" как ставшее  за

становлением, как смертьза жизнью, как неподвижность за развитием,

как умственная старость и  окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством".

Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор искусства  и литературы, для творческого  расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для  художественного творчества, в ней  господствует техника и бездушный  интеллект, она нивелирует людей, превращая  их в безликие существа.

Информация о работе Шпаргалка по "Искусству"