Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 22:29, шпаргалка
1) ИскусствоXIX века. Реализм, импрессионизм, постимпрессионизм.
2)Научно-методическое руководство коллективами народного художественного творчества.
1) Аксиология как наука о ценностях. Этика и эстетика.
2) Особенности воспитания учащихся посредством народного художественного творчества.
Книга Шпенглера имела огромный успех, в ней ярко показаны многие характерные черты культуры и цивилизации. Однако сама концепция, основанная на полной противоположности и несовместимости культуры и цивилизации, вызвала вполне обоснованные и убедительные возражения и критику.
Более приемлемыми представляются
первые два подхода к пониманию
соотношения культуры и цивилизации.
Между этими явлениями
общего, они неразрывно связаны между собой, взаимно переплетаются и переходят друг в друга. Одними из первых на это обратили внимание немецкие романтики,
которые отмечали, что культура "прорастает" цивилизацией, а цивилизация
переходит в культуру. Поэтому вполне объяснимо, что в повседневной жизни мы
не слишком различаем их.
Цивилизованность с
культуры, которая в свою очередь включает в себя цивилизованность. Некоторые ученые как бы растворяют культуру в цивилизации, другие же делают обратное,придавая последней предельно широкое значение.
2 вопрос. Основные
направления и формы
Направления деятельности ГРДНТ и региональных домов творчества
Исходя из целевого предназначения, сформулируем функции учреждений культурно-досугового типа по видовым признакам.
1.Дом (Дворец) культуры |
Обеспечение досуга
населения; обеспечение условий
для развития народного творчества
и самодеятельного искусства; обеспечение
условий для социально- |
3.Дворец молодежи |
Обеспечение досуга
населения, обеспечение условий
для массового отдыха, обеспечение
условий для развития народного
творчества и самодеятельного искусства,
обеспечение условий для |
4.Социально-культурный центр |
Обеспечение досуга
населения, обеспечение условий
для развития народного творчества
и любительского искусства, обеспечение
информационных и методических услуг;
сохранение нематериального культурного
наследия; выставочная деятельность;
обеспечение условий для |
5.Национально (Этно) культурный центр |
Обеспечение сохранения
и развития национальных культурных
традиций; обеспечение условий для
социально-культурных инициатив населения;
обеспечение развития художественного
и декоративно-прикладного |
6.Дом (Центр) ремесел |
Сохранение нематериального
культурного наследия; развитие ремесленнических
традиций; создание и распространение
ремесленнических изделий; выставочная
деятельность; создание и распространение
методик ремесленнического |
7.Дом фольклора |
Сохранение нематериального культурного наследия; исследование местных фольклорных традиций. |
8.Дом народного творчества |
Сохранение нематериального культурного наследия во всем многообразии жанров и этнических особенностей, создание методик интеграции традиционных творческих навыков в современный творческий процесс; информатизация и методическое обеспечение творческих процессов; организация и проведение народных праздников, фестивалей народного творчества и любительского искусства. |
9.Передвижные культурные центры |
Внестационарное обеспечение досуга населения; организация выездных информационных, выставочных, праздничных мероприятий. |
10.Информационно-методические центры |
Обеспечение информационных и методических услуг. |
5 билет.1вопрос. Структурные компоненты культуры. Основные функции, типы и виды культуры. Понятия субкультуры и контркультуры.
Несмотря на приведенные примеры критического
отношения к культуре, она играет огромную положительную роль. Культура
выполняет несколько жизненно важных функций, без которых само существование
человека и общества невозможно. Главной из них является функция
социализации, или человекотворчества, то есть формирования и воспитания
человека. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением
все новых элементов культуры, так и воспроизводство человека происходит через
культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком.
Подтверждением тому могут служить известные по литературе случаи, когда ребенок
терялся родителями в лесу и в течение нескольких лет рос и жил в стае зверей.
Даже если его потом находили, этих нескольких лет оказывалось достаточным для
того, чтобы он был потерян для общества: найденный ребенок уже не мог освоить
ни человеческий язык, ни другие элементы культуры. Только через культуру
человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным
членом общества. Здесь особую роль играют традиции, обычаи, умения, навыки,
ритуалы, обряды и т. д. которые образуют коллективный социальный опыт и уклад
жизни. Культура при этом
действительно выступает в
наследственности", которая передается человеку и значение
которой нисколько не меньше,
чем биологической
культуры, тесно связанной с первой, является «познавательная,
информационная». Культура способна накапливать разнообразные
знания, сведения и информацию о мире и передавать их от поколения к поколению.
Она выступает как социальная и интеллектуальная память человечества.Не менее
важной является регулятивная, или нормативная функция
культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения
между людьми. Эта функция осуществляется прежде всего через системы норм,
правил и законов морали, а также правил, соблюдение которых составляет
необходимые условия для
нормального существования
тесно переплетается коммуникативная функция, которая
осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося главным средством
общения людей. Наряду с естественным языком все области культуры - наука,
искусство, техника - обладают своими специфическими языками, без которых
невозможно овладение всей культурой в целом. Знание иностранных языков
открывает доступ к другим национальным культурам и всей мировой культуре. Еще
одна функция - ценностная, или аксиологическая
-также имеет большое значение. Она способствует формированию у человека
ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать хорошее и плохое,
добро и зло, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок
выступают прежде всего нравственные и эстетические ценности. Особого выделения
заслуживает творческая функция культуры, которая находит
выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, обычаев и
традиций, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже
существующей культуры.Наконец, важное значение имеет игровая, развлекательная,
или компенсаторная функция культуры, которая связана с
восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга,
психологической разрядкой и т. д. Нельзя признать обоснованными суждения о том,
что культура - это одни только традиции, консерватизм, конформизм, стереотипы,
повторение уже известного, что она препятствует творчеству, поиску нового и т.
д. Традиции в культуре не исключают обновления и творчества.Таким же
необоснованным представляется тезис о том, что культура подавляет здоровые
инстинкты человека. Подтверждением этому может служить запрещение инцеста, или
кровосмешения. Считается, что именно оно стало первым в истории человечества
четким водоразделом между природой и культурой. Однако, будучи чисто культурным
явлением, этот запрет является непреложным условием для воспроизводства и
выживания людей. Древнейшие племена, которые не приняли данный запрет, обрекли
себя на вырождение и вымирание. То же самое можно сказать о правилах гигиены,
являющихся по (своей сути культурными, но оберегающих здоровье человека.
Существуют различные культурные миры, которые рождаются, развиваются и гибнут следовательно всемирная история представляет собой богатство и разнообразие этих культурных миров. Признав существование самостоятельных, хотя и
взаимосвязанных культурных миров культурологическая наука встала перед
проблемой типологизма. Вебер выделил 3 типа: Традиционный, харизматический,
рациональный. Традиционный Основывается на священности
господствующих форм традиции.
Ему соответствует
главе которой стоит господин, имеющий сакральный статус.
Харизматический. Представляет собой власть личности, обладающий особыми враждебными, интеллектуальными и психологическими качествами. Эти качества
позволяют данной личности увлекать людей, подчинять их, вести за собой. Данная
личность воспринимается, как обладающая особыми свойствами, которые у других
отсутствуют. С точки зрения харизматического типа культуры такая личность
является критерием абсолютной истины. Рациональный. Отрицает
как традиционный так и харизматический типы культуры, считает их устаревшими,
архаистическими, насильственными. Рациональному типу соответствует правовой тип
государства, который по Веберу характеризуется подчинением исключительно
закону. Иоган Якоб Бахофен и Лео Фробениус разделяли все культуры на
матриархальные и
доминации мужского или женского начала. Оба исследователя качественным более
высоким представляли матриархальный тип, а абсолютной доминации патриархального
начала усматривали явную угрозу как для существующих отдельных цивилизаций,
так и для существующей культуры вообще. Культурологичесая наука за время
своего развития выработала
следующие универсальности
Единство культурного пространства географической среды. б) единство духовной
традиции в) родство этнасов г) единство способов хозяйственной деятельности.
Культура — это некая
целостная система с присущей
ей внутренней определенностью ценностно-