Шпаргалка по "Искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 22:29, шпаргалка

Описание работы

1) ИскусствоXIX века. Реализм, импрессионизм, постимпрессионизм.
2)Научно-методическое руководство коллективами народного художественного творчества.
1) Аксиология как наука о ценностях. Этика и эстетика.
2) Особенности воспитания учащихся посредством народного художественного творчества.

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 445.43 Кб (Скачать файл)

Книга Шпенглера имела  огромный успех, в ней ярко показаны многие характерные черты культуры и цивилизации. Однако сама концепция, основанная на полной противоположности  и несовместимости культуры и  цивилизации, вызвала вполне обоснованные и убедительные возражения и критику.

Более приемлемыми представляются первые два подхода к пониманию  соотношения культуры и цивилизации. Между этими явлениями действительно  имеется много

общего, они неразрывно связаны  между собой, взаимно переплетаются  и переходят друг в друга. Одними из первых на это обратили внимание немецкие романтики,

которые отмечали, что культура "прорастает" цивилизацией, а цивилизация

переходит в культуру. Поэтому  вполне объяснимо, что в повседневной жизни мы

не слишком различаем  их.

Цивилизованность с необходимостью предполагает наличие некоего уровня

культуры, которая в свою очередь включает в себя цивилизованность. Некоторые ученые как бы растворяют культуру в цивилизации, другие же делают обратное,придавая последней предельно  широкое значение.

2 вопрос. Основные  направления и формы деятельности  Государственного Российского Дома  народного творчества, домов народного  творчества в Липецкой области. На Государственный Российский Дом народного творчества и региональные Дома (центры) народного творчества  возложена задача методического обеспечения и координации деятельности учреждений культуры и коллективов традиционного художественно творчества.В целях создания вертикали управления государственной культурной политики в области народного творчества и досуга, предметом деятельности учреждений культуры должно стать организационное, информационное, методическое и творческое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы и других организаций различных организационно-правовых форм, расположенных в территориях субъектов Российской Федерации и ведущих работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры, любительского искусства и социокультурной деятельности.

Направления деятельности ГРДНТ и региональных домов творчества

  • Методическое обеспечение и межрегиональная координация процессов сохранения нематериального культурного наследия, развития народного творчества и социокультурной интеграции через сеть учреждений культурно-досугового типа, организаций других организационно-правовых форм, общественных объединений и творческих коллективов.
  • Организационное обеспечение региональных, межмуниципальных государственных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания.
  • Информационное обеспечение субъектов культурной политики по предмету деятельности.
  • Творческое воплощение художественных проектов и программ, отражающих результаты государственной культурной политики по сохранению нематериального культурного наследия, развитию любительского искусства, социокультурной деятельности и патриотического воспитания.
  • Осуществление общественных связей по вопросам организации и участия в фестивалях, конкурсах и смотрах национальных культур народов России и мира.
  • Разработка методик сохранения и интеграции традиционной многонациональной культуры в современные общественные процессы.
  • Организация фестивалей, смотров, конкурсов, других общественно-культурных акций.
  • Сбор и фиксация на различных носителях образцов народного творчества.
  • Сбор и обобщение государственных статистических данных по сети культурно-досуговых учреждений в субъектах Российской Федерации.
  • Мониторинг деятельности культурно-досуговых учреждений, аналитическое обобщение творческих, досуговых и социокультурных процессов.
  • Создание базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, правоприменительной практике и др.
  • Обеспечение аналитических, социологических и маркетинговых исследований по предмету деятельности.
  • Разработка методических материалов по различным аспектам народного творчества и культурно-досуговой практики.
  • Повышение квалификации руководителей и специалистов по предмету деятельности, передача навыков через систему постоянно действующих выставок, студий, мастер-классов, семинаров.
  • Издание методических, рекламных  и других материалов по предмету деятельности.

Исходя из целевого предназначения, сформулируем функции  учреждений культурно-досугового типа по видовым признакам.

1.Дом  (Дворец) культуры

Обеспечение досуга населения;  обеспечение условий  для развития народного творчества и самодеятельного искусства; обеспечение  условий для социально-культурных инициатив населения, патриотическое воспитание.

3.Дворец молодежи

Обеспечение досуга населения, обеспечение условий  для массового отдыха, обеспечение  условий для развития народного  творчества и самодеятельного искусства, обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения.

4.Социально-культурный  центр

Обеспечение досуга населения, обеспечение условий  для развития народного творчества и любительского искусства, обеспечение  информационных и методических услуг; сохранение нематериального культурного  наследия; выставочная деятельность; обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения

5.Национально  (Этно) культурный центр

Обеспечение сохранения и развития национальных культурных традиций; обеспечение условий для  социально-культурных инициатив населения; обеспечение развития художественного  и декоративно-прикладного народного  творчества; 

6.Дом (Центр)  ремесел

Сохранение нематериального  культурного наследия; развитие ремесленнических традиций; создание и распространение  ремесленнических изделий; выставочная  деятельность; создание и распространение  методик ремесленнического мастерства.

7.Дом фольклора

Сохранение нематериального  культурного наследия; исследование местных фольклорных традиций.

8.Дом народного  творчества

Сохранение нематериального  культурного наследия во всем многообразии жанров и этнических особенностей,  создание методик интеграции традиционных творческих навыков в современный творческий процесс; информатизация и методическое обеспечение  творческих процессов; организация и проведение народных праздников, фестивалей народного творчества и любительского искусства.

9.Передвижные  культурные центры

Внестационарное  обеспечение досуга населения; организация  выездных информационных, выставочных, праздничных мероприятий.

10.Информационно-методические  центры

Обеспечение информационных и методических услуг.


 

5 билет.1вопрос. Структурные компоненты культуры. Основные функции, типы и виды культуры. Понятия субкультуры и контркультуры.

Несмотря на приведенные  примеры критического

отношения к культуре, она  играет огромную положительную роль. Культура

выполняет несколько жизненно важных функций, без которых само существование

человека и общества невозможно. Главной из них является функция

социализации, или человекотворчества, то есть формирования и воспитания

человека. Как выделение  человека из царства природы шло  вместе с возникновением

все новых элементов культуры, так и воспроизводство человека происходит через

культуру. Вне культуры, без  ее освоения новорожденный не может  стать человеком.

Подтверждением тому могут  служить известные по литературе случаи, когда ребенок

терялся родителями в лесу и в течение нескольких лет  рос и жил в стае зверей.

Даже если его потом  находили, этих нескольких лет оказывалось  достаточным для

того, чтобы он был потерян  для общества: найденный ребенок  уже не мог освоить

ни человеческий язык, ни другие элементы культуры. Только через  культуру

человек овладевает всем накопленным  социальным опытом и становится полноправным

членом общества. Здесь  особую роль играют традиции, обычаи, умения, навыки,

ритуалы, обряды и т. д. которые  образуют коллективный социальный опыт и уклад

жизни. Культура при этом действительно выступает в качестве "социальной

наследственности", которая  передается человеку и значение

которой нисколько не меньше, чем биологической наследственности.Второй функцией

культуры, тесно связанной  с первой, является «познавательная,

информационная». Культура способна накапливать разнообразные

знания, сведения и информацию о мире и передавать их от поколения  к поколению.

Она выступает как  социальная и интеллектуальная память человечества.Не менее

важной является регулятивная, или нормативная функция 

культуры, с помощью которой  она устанавливает, организует и  регулирует отношения

между людьми. Эта функция  осуществляется прежде всего через  системы норм,

правил и законов морали, а также правил, соблюдение которых  составляет

необходимые условия для  нормального существования общества. С уже названными

тесно переплетается коммуникативная  функция, которая

осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося  главным средством

общения людей. Наряду с естественным языком все области культуры - наука,

искусство, техника - обладают своими специфическими языками, без  которых

невозможно овладение  всей культурой в целом. Знание иностранных  языков

открывает доступ к другим национальным культурам и всей мировой  культуре. Еще

одна функция - ценностная, или аксиологическая 

-также имеет большое  значение. Она способствует формированию  у человека

ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать  хорошее и плохое,

добро и зло, прекрасное и  безобразное. Критерием таких различий и оценок

выступают прежде всего нравственные и эстетические ценности. Особого  выделения

заслуживает творческая функция  культуры, которая находит

выражение в создании новых  ценностей и знаний, норм и правил, обычаев и

традиций, а также в  критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже

существующей культуры.Наконец, важное значение имеет игровая, развлекательная,

или компенсаторная функция  культуры, которая связана с

восстановлением физических и духовных сил человека, проведением  досуга,

психологической разрядкой  и т. д. Нельзя признать обоснованными  суждения о том,

что культура - это одни только традиции, консерватизм, конформизм, стереотипы,

повторение уже известного, что она препятствует творчеству, поиску нового и т.

д. Традиции в культуре не исключают обновления и творчества.Таким  же

необоснованным представляется тезис о том, что культура подавляет  здоровые

инстинкты человека. Подтверждением этому может служить запрещение инцеста, или

кровосмешения. Считается, что  именно оно стало первым в истории  человечества

четким водоразделом между  природой и культурой. Однако, будучи чисто культурным

явлением, этот запрет является непреложным условием для воспроизводства  и

выживания людей. Древнейшие племена, которые не приняли данный запрет, обрекли

себя на вырождение и вымирание. То же самое можно сказать о  правилах гигиены,

являющихся по (своей сути культурными, но оберегающих здоровье человека.

Существуют различные  культурные миры, которые рождаются, развиваются и гибнут следовательно  всемирная история представляет собой богатство и разнообразие этих культурных миров. Признав существование  самостоятельных, хотя и

взаимосвязанных  культурных миров  культурологическая наука  встала перед

проблемой типологизма. Вебер  выделил 3 типа: Традиционный, харизматический,

рациональный. Традиционный  Основывается на священности

господствующих форм традиции. Ему соответствует патриархальная  общность во

главе которой стоит господин, имеющий сакральный статус.

Харизматический. Представляет собой власть личности, обладающий особыми враждебными, интеллектуальными  и психологическими качествами. Эти  качества

позволяют данной личности увлекать людей, подчинять их, вести  за собой. Данная

личность воспринимается, как обладающая особыми свойствами, которые у других

отсутствуют. С точки зрения харизматического типа культуры такая  личность

является критерием абсолютной истины. Рациональный. Отрицает

как традиционный так и  харизматический типы культуры, считает  их устаревшими,

архаистическими, насильственными. Рациональному типу соответствует  правовой тип

государства, который по Веберу характеризуется подчинением  исключительно

закону. Иоган Якоб Бахофен  и Лео Фробениус разделяли  все культуры на

матриархальные и патриархальные. Это разделение осуществлялось по принципу

доминации мужского или женского начала. Оба исследователя качественным более

высоким представляли матриархальный тип, а абсолютной доминации патриархального

начала усматривали явную  угрозу как  для  существующих отдельных  цивилизаций,

так  и для существующей культуры вообще. Культурологичесая  наука за время

своего развития выработала следующие универсальности критерии типологизации: а)

Единство культурного  пространства  географической среды. б) единство духовной

традиции в) родство этнасов  г) единство способов хозяйственной  деятельности.

Культура — это некая  целостная система с присущей ей внутренней определенностью ценностно-иерархических  взаимоотношений. В любой культуре существует ценностная доминанта, или  ядро культуры, а рядом с ним  ряд субкультурных образований. Возникает закономерный вопрос, что  такое субкультура. Принято считать, что субкультура — это подсистема целостной системы культуры. Возникновение  субкультур связано с определенным уровнем развития общества. Существует такая точка зрения, что субкультуры  отсутствуют в примитивных формах общественного бытия. Иногда еще  больше акцентируют этот момент, считая, что субкультура — современное  порождение городского уклада жизни.

Информация о работе Шпаргалка по "Искусству"