Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:32, шпаргалка
1. Анализ работ исторического жанра. Репин.
Репин Илья Ефимович – ист. Живопись, портрет, - критический реализм, - бытовые сцены. Картины: Бурлаки на волге, садко в подводном царстве, Запорожцы, Иван Грозный и его сын, Осенний букет, Плачь пророка Иеремии.
Хогарт. критический реализм. Портрет.
Учился у гравера. Основоположник реализма,
создатель общественной политической
сатиры.
У него есть серия картин, объединенных
единой сюжетной линией: "Модный брак"
- поучительная история о браке по расчету,
"Карьера мота" - о том, как юноша получил
большое наследство, промотал его и, в
конце концов, попал в дом умалишенных,
"Улица Пива" - мир лондонского "дна",
"Выборы в Парламент" - борьба партий
Новатор в бытовой и политической карикатуре.
Реалистические портреты: "Портрет
миссис Солтер", "Автопортрет","Девушка
с креветками". Написал трактат "Анализ
красоты".
Рейнольдс. Классицист.
Ист жанр и портретный
Рейнольдса можно считать родоначальником
настоящей английской школы живописи —
основателем того отличающего ее направления,
которое стремится, главным образом, к
глубине тона и к сочности письма и не
осталось без влияния на другие новейшие
школы, особенно на французскую и английскую.
Рейнольдс был эклектик, умевший в своем
творчестве разумно соединять качества
нескольких излюбленных им мастеров, одновременно
подражавший Тициану, Рубенсу, Рембрандту
и Корреджо. В ряду английских портретистов
Рейнолдс выделяется непревзойденным
мастерством улавливать и передавать
черты характера человека, его индивидуальность.
Он создал более 2 тысяч портретов. Среди
тех, чьи портреты он написал, были выдающиеся
мыслители и общественные деятели. Организатор и первый президент
королевской Академии художеств. Сочетал
черты светской парадности и монументальности.
Любил изображать портретируемого за
работой. Естественна Нелли О'Брайен, сидящая
в тени деревьев. "Сара Сиддонс" изображена
в виде музы трагедии. "Портрет адмирала
лорда Хитфилда "По взглядам близок
к классицизму, одновременно, придавая
большое значение изображению чувств,
предвосхищал романтизм.
Гейнсборо. Реализм.
Рококо. Пейзаж, портрет.
Творчество во власти мира чувств, настроений.
Портрет - главная тема творчества, в то
же время явился одним из создателей английского
пейзажа. Остро чувствует сложные характеры
портретируемых Первые работы относятся
к области пейзажной живописи. Изображает
портретируемых на фоне пейзажа в свободной
позе. "Портрет супругов Эндрю" ."Портрет
актрисы Сары Сиддонс" - художник подчеркнул
интеллект молодой женщины. Колорит построен,
чаще всего, на сочетании холодных голубовато-серых,
оливково-серых тонов. Рассеянный свет."Портрет
герцогини де Бофор","Голубой мальчик","Деревенские
дети", "Повозка, едущая на ярмарку","Утренняя
прогулка".
2.Работы Боровиковского: сентиментализм.
Портрет.
Влади́мир Луки́ч Боровико́вский (1757—1825) — р
Билет 27
1.Представители идейного реализма в русской живописи (перов, крамской,ге, мясоедов, ярошенко, маковский, савицкий)
Критический реализм развивался в борьбе с идеалистической эстетикой. По инициативе Ге, Мясоедова, Перова, Крамского возникло Товарищество передвижных выставок. Передвижники ставили своей основной задачей многосторонне отобразить современную жизнь.
Критическое отношение к
русской жизни, наметившееся в живописи
Федотова, получило развитие в творчестве
Перова, где обличение некоторых
сторон жизни стало более резким.
Живопись, как и литература, уходила
от романтических и
Как раз во время бурной
эпохи освобождения крестьян от крепостной
зависимости Перов пишет
В суровой каменистой местности в предутреннем рассвете на одном из камней сидит Христос, весь поглощенный решением выбора пути. Он отверг все искушения диавола. «...Имея силу все сокрушить, - поясняет картину Крамской, - одаренный талантом покорить Себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности...»
Благородный облик Христа
на картине Крамского
Ге. Шаг в развитии исторической
живописи. Работал над проблемой композиции. "Тайная
вечеря", "Петр I допрашивает царевича
Алексея в Петергофе.".
Мясоедов. Жизнеутверждающие
образы. "Земство обедает" - бесправие
крестьян, "Страда" - крестьянский
труд.
Савицкий.
Крестьянская тематика. "На войну",
"Встреча иконы".
Маковский.
Бытовая тема. "Свидание", "На
бульваре".
Ярошенко.
Социальная заостренность образов. "Кочегар",
"Курсистка".
2. Хронология средневековья.
5 – варварский – 7 – каролинский – 9 – романский – 12 – готический – 13 – итальянский – 15 в.в.
Романский - 11в. - время раннего, 12в. - время зрелого романского искусства. В Германии и Италии (по сравнению со Францией) романский стиль сохраняется дольше. Наибольшее значение имеют храмы, монастыри, замки. Для внешнего вида церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (цилиндр, конус, пирамида.) Романскому искусству присуща острая выразительность. Трактовка фигур находится в прямой зависимости от форм архитектуры. В области монументальной живописи преобладает фреска, в скульптуре - рельеф (основной материал - камень). Произведения из дерева раскрашивались. К лучшим монументальным памятникам бургунской школы относятся тимпаны церкви Сен-Мадлен в Везеле и собора в Отене. Пизанский собор- италия. Уинчестерский собор-англия, Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд, Франция. Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, такие как колонны с абстрактными орнаментами, а также украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен.
Готическое искусство-13, 14вв. - время наивысшего расцвета
средневековой культуры (готический стиль,
стройные, устремленные ввысь готические
соборы). Сохранившиеся планы соборов
(Кельнского, Венского, Страсбурского)
говорят о высоком уровне подготовки архитекторов.
Совершенство всех трех элементов церковного
интерьера: пространство, каменная конструкция
и окна. Изобретен нервюрный свод - крестовый
свод обличенной конструкции, то есть
перекрытие помещения двумя взаимно-перекрещивающимися
диагональными арками-нервюрами. Нервюры
- несущие каркасы, распалубки - простое
легкое заполнение. Сквозной характер
аркад, отделяющих один неф от другого,
подчеркивает открытость и взаимную связь
всех частей внутреннего пространства,
а большие ажурные окна-виражи делают
легкой преграду между интерьером собора
и внешним миром.
В готических соборах пространство среднего
и боковых нефов почти сливается. Окна
становятся больше (по сравнению с романским
храмом), простенки между ними заполняются
фризом из арочек.
В орнаменте, украшающем капители готических
соборов, мастера готики обращались к
мотивам природы: листья дуба, бука. Украшающие
алтарь живописные композиции поздней
готики, выполненные в технике темперы,
или цветные рельефы отличались яркостью
красок. Скульптурные композиции, статуи
и украшения на порталах, карнизах и капителях
обогащали обогащали художественный образ
готического собора. Более реалистическое
(чем в романском стиле) развитие сюжета.
Поле надвратного тимпана заполнялось
высоким рельефом.
Самые значительные памятники готики:
соборы в Шартре, Реймесе и Амьене (Франция).
Высокой готике присуще высокое мастерство
при создании богатых архитектурных композиций
с обилием скульптуры и витражей. Основные
центры витражного искусства в 13 веке
- Шартр и Париж. Скульптура готики.
"Прекрасный Бог" (Амьенский собор),
статуи и рельефы западного фасада собора
Парижской богоматери, фасад Реймского
собора.
Каролинский
- в Западной Европе происходил
известный подъем искусства, связанный
с возникновением первой империи средневековья
— империи Карла Великого. В ней были объединены
территории современной Франции, Западной
и Южной Германии, Северной и Средней Италии,
Бельгии, Голландии и северо-восточной
Испании. В стремлении к внутреннему порядку
и централизации новое государство нуждалось
в некоторых формах античной образованности,
почти совершенно исчезнувшей среди обломков
римской цивилизации. Отсюда также забота
о возрождении искусства, отразившаяся
в ряде правительственных мероприятий,
направленных к сохранению старых памятников,
строительству дворцов и храмов, украшению
рукописей и т. д. Наиболее замечательным
культовым сооружением явилась дворцовая
капелла, построенная архитектором Эйдом
из Меца между 795 и 805 гг. в Аахене, любимой
резиденции Карла Великого.
Аахенская капелла (илл. 171, рис- на стр. 218) была не первым центрическим сооружением каролингского времени: ее предшественницами являются капелла в Неймегене (в устье Рейна), а также церковь в Георгенберге (в Госларе). И все же Аахенская капелла имеет свой непосредственный образец в Италии—церковь Сан Витале в Равенне. каролингское искусство широко пользовалось фресковой живописью и мозаикой. Сюжеты обычно заимствовались из церковных легенд, хроник, аллегорических трактатов. Художник должен был приспособить раннехристианские мотивы к новым условиям и выразить с наибольшей ясностью рассказываемую им историю. Долгое время примером каролингского церковно-монументального искусства служила только мозаика абсиды церкви в Жерминьи де Пре (илл. 167, 168). Ее необычный для западноевропейского искусства сюжет («Ковчег завета» с указывающими на него ангелами по сторонам) и манера исполнения говорят о воздействии раннего христианского искусства. Распространенными декоративными мотивами были архитектурные формы, главным образом колонны с арками, портики, обрамлявшие обычно фигуры сидящих евангелистов или королей. Особенно характерны в этом отношении были таблицы канонов, украшенные аркадами. Эти графические изображения роскошных архитектурных форм приобретали иногда самодовлеющий характер.
Варварский - О ранней архитектуре
варварских народов, осевших в Западной
Европе, мы знаем, главным образом, из письменных
источников.
Обычным видом было деревянное зодчество,
памятники которого нередко были украшены
обильной декоративной резьбой. С принятием
христианства в церковной архитектуре
утверждается тип базилики, а вместе с
тем и каменное строительство.
К числу самых ранних памятников архитектуры
варварских народов относится гробница
остготского короля Теодориха в Равенне
(526—530). Это монументальное сооружение
отличается особой лаконичностью своего
внешнего облика. Циклопический характер
постройки выступает отчетливо в самой
конструкции сооружения. Внутри мавзолей
состоит из двух помещений, расположенных
друг над другом, купол его высечен из
огромного монолита. В целом гробница
сурова и вместе с тем величественна.
Наиболее ранние крупные церкви 6—7 веков были впоследствии перестроены, но на территории теперешней Франции сохранилось несколько небольших церковных зданий. Наиболее известными являются баптистерий в Пуатье (7—8 вв.) и крипта (в былое время самостоятельная постройка) святого Лаврентия в Гренобле (того же времени). Оба здания представляют крытые коробовым сводом прямоугольные пространства с примыкающими к ним небольшими абсидами (абсидиолами). Расположенные у стен грубоватые в деталях колонны служат не столько конструктивным, сколько декоративным целям.
Декоративное искусство варваров. В художественной культуре варваров изобразительная сторона была развита слабо. Зато орнаментально-декоративные формы отличались чрезвычайным богатством. Особенно высоко стояла при этом техника художественной обработки металлов. Памятники этого искусства находят на огромном протяжении — от берегов Черного моря до Британских островов, в погребениях и кладах. Чаще всего встречаются фибулы (застежки, пряжки), украшения оружия, декоративная утварь, а также, со времени принятия христианства, предметы культа: чаши, кресты, оклады церковных книг.
Итальянский период - Особый характер носит итальянская культура XIII века. Вплоть до начала второй половины этого столетия Италия в значительно меньшей степени, чем Франция и другие западноевропейские страны, была вовлечена в тот бурный процесс духовного обновления, развития новых, светских тенденций, который наряду с мощным подъемом религиозного чувства был характерен для эпохи готики. Культура Италии гораздо дольше оставалась сугубо теологической. Этот парадокс исторического развития отчасти связан с тем, что в Италии, где города в своей борьбе с грандами и императорской властью опирались на поддержку пап, авторитет церкви в XII—XIII веках был очень велик. Неслучайно поэтому именно в Италии, в трудах Бонавентуры и Фомы Аквинского достигла своих вершин теологическая мысль XIII века, были созданы такие шедевры западноевропейской духовной поэзии, как «Dies irae» и «Stabat Mater».
Огромную роль в духовной жизни Италии первой половины XIII века сыграло францисканство, в котором демократическое начало, оппозиция официальной церковности, проповедь любви к всему живому, восторг перед красотой реального мира сочетались с аскетическими идеалами и мистицизмом. В первой половине XIII века единственным очагом светской культуры в Италии был двор императора Фридриха II Гогенштауфена в Сицилии, где наряду с увлечением античностью, эпикурейской философией, математикой возникла и получила первое развитие светская поэзия на итальянском языке.
Развитие архитектуры (как и изобразительного искусства) первой половины и середины XIII века во многом определялось общим характером культуры этого времени — отсюда стремление к строгости, почти аскетической простоте, более обостренной духовной экспрессии, пришедшее на смену праздничности, декоративной нарядности, богатству форм, характерному для романики XII века.
С начала XIII века в итальянскую художественную культуру входит новый компонент — готика, традиции которой сыграли большую роль в дальнейшем развитии искусства Италии и в трансформированном виде продолжали жить даже в XV веке. Как и в других западноевропейских странах, ее принципы раньше всего утвердились в архитектуре. В Италии этому содействовала строительная деятельность францисканского ордена, благодаря которому здесь получила распространение так называемая «цистерцианская готика» с ее прямоугольными планировками и скупостью архитектурных форм. Но принципы готической конструкции сочетаются в Италии с присущей романскому зодчеству массивностью форм, укрупненностыо членений. На этой основе в итальянских готических постройках уже в середине XIII века начинают намечаться новые черты: обозримость и спокойное равновесие пространства, четкое выделение конструктивных элементов. Особенно, замечательны в этом смысле однонефная верхняя церковь двухъярусной базилики Сан Франческо в Ассизи (1228—1253)—главной святыни францисканцев, и церковь Сан Франческо в Болонье (1236—1250), где строители подчеркнули все архитектурные членения розово-красной кирпичной облицовкой.