Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:32, шпаргалка
1. Анализ работ исторического жанра. Репин.
Репин Илья Ефимович – ист. Живопись, портрет, - критический реализм, - бытовые сцены. Картины: Бурлаки на волге, садко в подводном царстве, Запорожцы, Иван Грозный и его сын, Осенний букет, Плачь пророка Иеремии.
Живопись художников-
В 70—80-е годы 19 века деятельность Товарищества достигла наивысшего расцвета. Ведущее место на передвижных выставках принадлежало картинам Репина, а также Сурикова, Крамского, Поленова, Нестерова, Мясоедова, Маковского, Перова. В своем творчестве они отразили самые существенные явления окружающей действительности во всей их сложности и противоречии. Передвижники оказали огромное влияние на все стороны художественной жизни России, на формирование национальных художественных школ. Среди членов Товарищества и экспонентов были художники различных национальностей. Многие из них стали основоположниками реалистического, демократического искусства своих народов.Критический реализм развивался в борьбе с идеалистической эстетикой. По инициативе Ге, Мясоедова, Перова, Крамского возникло Товарищество передвижных выставок. Передвижники ставили своей основной задачей многосторонне отобразить современную жизнь.
2. Творчество Делакруа. Натюрморт, ист живопись. Романтизм.
Романтизм - поиски повышенной
эмоциональности. Обращение к средневековью
и христианской религии, что придавало
ему реакционную окраску. Обвиняли
последователей классицизма в оторванности
от современности, в холодности и
безжизненности.
Наряду с консервативным романтизмом
складывается и прогрессивный. Героизация
личности - центральная тема прогрессивного
романтизма. В 1830 году прогрессивный романтизм
сближается с антибуржуазными силами.
Делакруа.
Наиболее последовательное воплощение
революционного романтизма во французской
живописи. Он не только автор многих картин,
но и создатель ансамблей монументально-декоративных
росписей. Первым выдвинул проблему цвета.
Литературное наследие: "Дневник",
посвященный мыслям об искусстве. Картина
"Данте и Вергилий" отличается монументальной
пластикой фигур, контрастами цвета. Картина
создана на сюжет "Божественной комедии
Данте". Картина "Резня на Хиосе"
- отклик на героическую борьбу греческого
народа против турецких завоевателей.
Вершина творчества - картина "Свобода,
ведущая народ. 28 июля 1830 года.", изображающая
вооруженное выступление народа на борьбу
с угнетателями.
В поздний период его искусства преобладает
историческая тема: "Правосудие Трояна",
"Взятие Константинополя крестоносцами". Смерть Сарданапала.
Билет 12
1. Особенности монументальной живописи средневековья
— живопись на архитектурных сооружениях
и других стационарных основаниях. В искусстве европейского Средневековья осо
Выдающиеся произведения монументальной живописи остались от доколумбовых цивилизаций Американского континента (в частности Майя). В искусстве дальневосточных цивилизаций монументальная живопись занимает особое место, вплотную соприкасаясь с декоративной живописью (искусство Японии). В современной монументальной живописи активно осваиваются новые материалы мозаики и витража. В росписи исключительно трудоемкая и требующая технической виртуозности фреска уступает место технике «а секко» (по сухой штукатурке), более устойчивой в атмосфере современных городов.
В средние века в Западной Европе, Византии, на Руси, Кавказе и Балканах развивалась живопись, религиозная по содержанию: фреска (как по сухой, так и по влажной штукатурке, наносившейся на камень или кирпичную кладку), иконопись (на грунтованных досках преимущественно яичной темперой), а также книжная миниатюра (на грунтованном пергаменте или бумаге; исполнялась темперой, акварелью, гуашью, клеевыми и другими красками), включавшая порой и исторические сюжеты. Иконы, настенные росписи (подчинявшиеся архитектурным членениям и плоскости стены), а также мозаики, витражи вместе с архитектурой образовывали в церковных интерьерах единый ансамбль. Средневековой живописи присущи экспрессия звучного, преимущественно локального цвета и ритмичной линии, выразительность контуров; формы обычно плоскостные, стилизованные, фон отвлечённый, часто золотой; встречаются также условные приёмы моделировки объёмов, как бы выступающих на лишённой глубины живописной плоскости. Значительную роль играла символика композиции и цвета. В 1-м тысячелетии н. э. высокий подъём пережила монументальная живопись (клеевыми красками по белой гипсовой или известковой прогрунтовке на глинисто-соломистом грунте) в странах Передней и Средней Азии, в Индии, Китае, на Цейлоне (ныне Шри-Ланка). В феодальную эпоху в Месопотамии, Иране, Индии, Средней Азии, Азербайджане, Турции развивалось искусство миниатюры, для которого характерны тонкая красочность, изящество орнаментального ритма, яркость жизненных наблюдений. Поэтичностью, поразительной зоркостью видения людей и природы, лаконичностью живописной манеры, тончайшей тональной передачей воздушной перспективы выделялась дальневосточная живопись тушью, акварелью и гуашью на свитках из шёлка и бумаги - в Китае, Корее, Японии.
2.Рублев.
-представитель Московской школы
живописи. Ученик Феофана Грека. Росписи
Владимирского и Успенского собора. Хар-
кА: в основе творчества лежит иная, чем
у Феофана философская концепция: добра
и красоты, лишена трагизма и безысходности.
Лучше всего сохранились росписи сцен
«страшного суда». Для этого же собора
Рублёв создал иконостас 61 икона, высота
каждой 3м. иконы: архангел Михаил, апостол
Павел, спас.«Троица» - избрал композицию
круга, символизирующего вечность. Использование
новой краски голубец. Роспись вместе
с Прохором из Городца и Феофаном Греком
Благовещенского собора в Кремле (иконы
праздничного ряда).
Успенский собор во Владимире. Композиция
Страшного суда. Христос Рублева - человек,
желающий помочь людям.
Звенигородский собор (иконы: "Спас","Архангел
Михаил","Апостол Павел".)
Икона "Троица" в церкви, поставленной
на месте погребения Сергия Радонежского
(Загорск - юность Рублева).
Иконостас Троицкого собора Троице Сергиевой
лавры.
Рублев - иллюстратор книг (Евангелия).
Билет 11
1.Барокко в Италии.
«жемчужина неправильной
формы» (дословно «жемчужина с пороком»);
существуют и другие предположения
о происхождении этого слова) —
характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII
веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции
Мировоззренческие основы стиля
сложились как результат
Стиль барокко в живописи
характеризуется динамизмом композиций,
«плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью
и незаурядностью сюжетов. Самые
характерные черты барокко —
броская цветистость и
Барокко. Л.Бернини как
скульптор и архитектор.
Наступление феодально-католической реакции,
начиная со середины 16 века, самым отрицательным
образом сказалось на развитии итальянской
культуры и искусства. В искусстве резко
обозначились контрасты между реакционным,
условно-декоративным, и прогрессивным
реалистическим направлением. Усиление
католицизма и феодальной реакции связано
с образованием стиля барокко. Главный
центр - Рим. Церковь стремилась использовать
искусство в целях пропаганды. Отсюда
тяготение мастеров барокко к грандиозным
размерам, драматизация сюжетов, обилие
деталей, сложные ракурсы, световые и цветовые
эффекты. В барокко синтез искусств: живопись
и скульптура подчинены архитектуре.
Творчество Лоренцо
Бернини. Собор св.Петра (алтарная
кафедра Св.Петра с фигурами отцов церкви,
святых, ангелов).
Бернини создает ряд статуй и портретов,
перерастающих рамки барочного искусства.
"Давид" (1623г.) - изображение в момент
схватки, драматический пафос. Алтарная
группа "Экстаз св.Терезы" (1644г.). Портрет
кардинала Воргезе.
Портрет Людовика XIV. Бернини видел и понимал
человеческое лицо как пластическое целое,
находящееся в постоянном движении.
Мрамор в Италии всегда
оставался одним из излюбленных
отделочных материалов, но позволить
его себе могли далеко не все. Обычно
настоящий мрамор использовали только
при укладке полов. Моду на облицовку
цветным мрамором стен связывают
со знаменитым итальянским архитектором
Бернини. Такую отделку он применял
как правило для церковных интерьеров.
Горожанам, даже знатным, подобные излишества
давались с трудом. Поэтому широкое распространение
получила техника finto marmo, расписанное
под мрамор дерево. Такой способ декорирования
переняли буквально по всей Европе. Еще один популярный итальянский
прием - стукко, достигло в это время наивысшего
расцвета. Живопись и фрески в большинстве
случаев обрамляли белым или золоченым
стукковым декором.
Мебель этого времени подчинена
интерьеру. Вообще, в эпоху барокко начинает
закрепляться такое понятие, как ансамбль.
Единство всех деталей, подчиненное одной
общей идее.
Мебель барокко - это тяжелые
формы, пышный резной декор, дерево, бронза,
мрамор, стекло и прочее, прочее. В это время выходят из употребления
знаменитые итальянские сундуки. Их заменяют
вместительные шкафы, кабинеты и бюро.
В целом, мебель становится более удобной
для жизни. Для шкафов характерны криволинейность
форм, изогнутые карнизы. Филенки дверок
часто украшают инкрустациями, вставками
из цветной каменной мозаики, или маркетри,
цветной деревянной мозаики.
Популярны шкафы-кабинеты. Они
стали неотъемлемым атрибутом парадной
дворцовой обстановки. Обставленная несколькими
такими вещами комната получила название
"Кабинет". Мебель эта очень ценились
и не редко преподносились в качестве
изящного подарка. Увлечение кабинетами
приняла вся Европа, и со временем их форма
и декор стали носить национальный отпечаток.
Мебель для сидения: стулья,
кресла, табуреты также торжественна.
Она вполне соответствует современным
ей представлениям об удобстве. Обивали
ее темным бархатом или глазетом(тканью
со вплетенными золотыми или серебряными
нитями).
2.Творчество Курбе.
-критического реализма во французской
живописи. «Автопортрет с черной собакой»
и другие ранние произведения проникнуты
настроениями мечтательности, раздумья
и свидетельствуют о романтических устремлениях
художника. Однако вскоре в нем пробуждается
глубокий интерес к трезвому и точному
отображению повседневной действительности.
«Дробильщики камней», «Похороны в Орнане».
Значителен вклад Курбе в развитие натюрморта,
подчас объединенного с пейзажем. «Косули
у ручья», «Море у берегов Нормандии»,
«Волна», «Хижина в горах». Утверждал образы
людей-труженников. Его произведения отличаются
статичностью формы, насыщенностью колорита.
"Дробильщики камня".
Билет 10
1.Представители Испанской живописи 17 века.
Специфические черты испанского
искусства 17 в., его демократизм и
утонченный интеллектуализм, многочисленность
локальных местных и творческих
направлений можно понять, исходя
из особенностей исторического развития
Испании. На протяжении столетий (8—15 вв.),
проходивших под знаком национально-освободительной
борьбы (реконкисты) испанского народа
с завоевателями-маврами, в Испании
cложились формы государственности, общественные
отношения и ярко выраженные черты национального
характера. Реконкиста сформировала народную
основу культуры, так как ее движущей силой
были народные массы города, крестьянство,
рано освободившееся от крепостной зависимости
и осознавшее свои гражданские права.
В искусстве средневековой Испании чувствовались
веяния народного творчества с его свежестью
восприятия жизни.
Реконкиста способствовала
развитию самостоятельной местной провинциальной
жизни, воспитала активный характер в
народе, укрепила его национальное самосознание
и гордость. Централизация Испании не
была настолько сильной, чтобы и в дальнейшем
задавить народную культуру, ее местные
очаги. Ее широкому развитию способствовала
устойчивость местного самоуправления,
сохранение, монолита патриархальных
отношений, независимость провинциальной
жизни народа от общегосударственной.
Большое влияние на развитие испанского
искусства оказали арабская культура
и искусство, отличавшиеся живописностью,
декоративностью, динамичностью.
С середины 17 в. испанское искусство утратило
непосредственную связь с жизнью. В нем
усилились черты идеализации, внешней
эффектности, обнаружились мистические
тенденции. Последним крупным живописцем
севильской школы, где живопись дольше
сохраняла верность реализму, был Бартоломео-Эстебан
Мурильо (1017 —1682), крупный живописец, произведения
которого отличались гармоничностью колорита,
тонко воспроизводили эффекты света, воздушность
среды. К лучшим его работам относятся
изображения уличных мальчишек, играющих
в кости, лакомящихся и т. п. («Мальчик с
собакой», 1650-е гг., Ленинград, Эрмитаж).
Строгая простота в трактовке сцен из
народной жизни и религиозных сюжетов
позже вытеснялась бесхарактерностью,
сентиментальностью, внешней красивостью
и сухостью исполнения.
Экономический и политический
упадок Испании во второй половине 17 в.
тяжело отразился на всех областях жизни.
Настроение разочарованности заставило
искать ухода от действительности. К концу
17 — началу 18 в. в испанском искусстве
утвердился стиль барокко со свойственными
ему пышной декоративностью и театральностью.