Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:32, шпаргалка
1. Анализ работ исторического жанра. Репин.
Репин Илья Ефимович – ист. Живопись, портрет, - критический реализм, - бытовые сцены. Картины: Бурлаки на волге, садко в подводном царстве, Запорожцы, Иван Грозный и его сын, Осенний букет, Плачь пророка Иеремии.
Традиции философско-
В гибеллинской среде не могла не сказываться связь с феодальным миром Европы, рыцарской культурой, то со времен Фридриха II в ней были сильны и антиклерикальные настроения, вольнодумие; в этой среде сложились смелые политические идеи Марсилия Падуанского, с ней были связаны Данте и поэты «нового сладостного стиля» Гвидо Кавальканти и Чино да Пистойя.
Напротив, близкая к папству гвельфская с
Поэтому процесс становления новой культуры в Италии очень сложен, включает ряд явлений, оценка которых не может быть однозначной. С одной стороны, каждая из рождающихся в это время новых тенденций дает начало определенной линии развития, находящей продолжение в XVI и даже XV веках, то есть является одним из истоков ренессансных традиций. И в то же время далеко не все эти тенденции представляют нечто принципиально отличное от средневековой культуры; взятые сами по себе, некоторые из них укладываются в ее рамки.
Можно сказать, что главным пафосом этой культуры стало миропонимание, основанное не только на светском начале и обращении к реальному миру, что в известных пределах не было чуждо и готике, но и на новых этических представлениях. Эпоха позднего дученто, когда в итальянских коммунах принимались декреты о свободе как естественном праве человека, формирует новое представление о человеке; его бытие, деяния, чувства наделены неизвестной готике героической активностью.
Одной из характернейших особенностей новой культуры является то, что искусство этого времени уже не анонимно, хотя в художественной практике еще нередко сохраняется средневековый артельный метод работы. Имя и личность мастера теперь пользуются авторитетом и общественным весом.
В глазах современников развитие искусства теперь начинает определять могучая и самобытная творческая личность. Это, пожалуй, одна из наиболее ярких черт, свидетельствующих о наступлении новой эпохи.
Расцвету творческой индивидуальности способствовало, как и в средневековую эпоху, требовавание от мастера универсальности: строитель собора руководил и его скульптурным убранством (не случайно в Италии и архитектор и скульптор должны были состоять в цехе каменщиков). Поэтому такие ведущие мастера второй половины XIII — начала XIV века, как Арнольфо ди Камбио, Никколо и Джованни Низано, были одновременно и зодчими и ваятелями, а величайший из живописцев этого времени Джотто был строителем и занимался скульптурой. Эта универсальность в еще большей мере присуща мастерам раннего и Высокого Возрождения.
При кажущейся разнородности итальянской художественной культуры этого времени можно говорить о ее безусловной целостности. И архитектура, и изобразительное искусство, и поэзия этого времени с их тяготением к героической монументальности, скупой обобщенности, материальной ощутимости форм, с их чувством логической упорядоченности целого проникнуты новым мироощущением, открытием реального бытия, его самых существенных свойств: значительности, физической конкретности, разумной организованности.
Билет 26
1. Искусство России 2 пол 19 века – Передвижники.
В прогрессивном русском
искусстве в середине XIX в. прочно
утвердились критический
Утверждение реалистического
направления в изобразительном искусстве шло в борьбе с традициями официального,
казенного искусства, цитаделью которого
была Академия художеств. Академизм сдерживал
рост русского искусства; в Академии господствовал
дух монархизма, поповщины, низкопоклонства
перед европейским искусством. Борьба
с академизмом вылилась в острую форму,
когда в ноябре 1863 г. 14 выпускников Академии
отказались от участия в конкурсе на золотую
медаль. Молодые художники протестовали
против подавления свободы личности и
навязывания обязательных сюжетов. Вдохновителем
группы был И. Н. Крамской.
Покинув Академию, 14 выпускников создали в Петербурге «Артель художников», организовавшую свой труд и быт по образцу коммуны Н. Г. Чернышевского. Это было своеобразное профессиональное и идейно-художественное объединение. Однако через 7 лет в результате возникших разногласий артель распалась. На смену ей пришло новое объединение. В 1870 г. образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок». В него вошли крупнейшие русские художники — Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, И. Н. Крамской, Н. Н. Ге и др. Их творчество — это особое направление в истории русского изобразительного искусства, идейно связанное с демократическим движением в России. Передвижники хотели освободить искусство от казенщины, приблизить его к народу, развить национальные особенности и традиции. Они стояли на позициях критического реализма, демократической эстетики и народности. Развертывая просветительную деятельность, передвижники устроили около 50 выставок в Петербурге, Москве, в Киеве, Харькове, Риге, Орле и в других городах. В числе передвижников были художники Украины, Латвии, Армении. Они оказали большое влияние на развитие своего национального изобразительного искусства. Расцвет деятельности «Товарищества» падает на 70—90-е годы, хотя объединение просуществовало до 1923 г. Для передвижников характерно разнообразие жанров: социально-бытовой, портретный, исторический, батальный, пейзажный.
Наиболее яркой фигурой
среди передвижников был И. Е.
Репин. Мастерский рисунок, непревзойденный
колорит, умелая композиция, непрерывное
стремление к совершенствованию, единство
идейного содержания и художественной
формы — таковы основные характерные
черты творчества Репина. Он равно
владел всеми жанрами. Картины Репина
воспевают героическое прошлое
народа, его стремление к свободе;
они обличают социальную несправедливость
и тяжелое положение народа, ничтожество
и тупость бюрократии, деспотизм
и самовластье. Положительный герой
Репина — революционер, борец за
счастье народа («Арест пропагандиста»,
«Не ждали», «Сходка», «Отказ от исповеди»).
Тонкий психологический дар Репина
раскрылся в его великолепной
галерее портретов (Л. Н. Толстого, М.
П. Мусоргского, И. М. Сеченова и др.).
Творчество И. Е. Репина — это особый
этап в истории русского изобразител
К концу XIX в. значение и влияние
передвижников в художественной
жизни падает. В изобразительном
искусстве появились новые
Бурный расцвет живописи,
усиление интереса к национальному
искусству вызвали широкое
Одним из крупных скульпторов
во второй половине XIX в. был А. М. Опекушин.
Его памятник А. С. Пушкину, открытый в
Москве в 1880 г., является гордостью русской
монументальной скульптуры. Большое влияние
на развитие скульптуры оказал М. М. Антокольский.
Образы героев русской истории позволили
скульптору передать дух народа, человеческую
душу, веру в прекрасное будущее России
(«Нестор-летописец», «Ермак», «Петр I»
и др.). В скульптуре, как и в живописи, во
второй половине XIX в. определяющее воздействие
оказывал критический реализм.
Связь изобразительного искусства
с жизнью и бытом народа, с потребностями
общественного развития обусловила его
расцвет во второй половине XIX в. Деятельность
лучших представителей науки, литературы,
изобразительного искусства, театра и
музыки обогатила сокровищницу мировой
культуры и выдвинула культуру России
на одно из первых мест в мире.
2. Работы Гогена
Гоген. постимпрессионист.портретист.
В одной из своих наиболее известных бретонских работ - "Видение после проповеди" (1888) художник акцентирует плоскостность живописной поверхности, что, возможно, является результатом его знакомства с японской гравюрой. Лучшие пейзажи Гогена и картина "Желтый Христос" (1889) тоже относятся к бретонскому периоду творчества. В эти годы Гоген становится лидером нового направления - синтетизма, приверженцы которого по-новому использовали цвет и форму, смело очерчивая объекты, упрощая образы, сопоставляя большие участки чистого цвета для достижения эмоционального эффекта. В конце 1888 Гоген провел несколько месяцев в Арле вместе с Ван Гогом, с которым познакомился в Париже в 1886. Во время этой поездки он создал несколько прекрасных рисунков и полотен, но она закончилась ссорой, во время которой Ван Гог отрезал себе ухо; вскоре Гоген уехал из Арля. Французский живописец (1840-1901), один из главных представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю "модерн". Использовал стилистические обобщения и упрощения цвета и линии. Картины эмоционально насыщены по цвету, плоскостные. Главным образом написаны на темы быта и легенд народов Океании. Создал поэтический мир гармонии человека и природы. "А ты ревнуешь?", "Женщина на берегу моря", "Женщина, держащая плод","Жена короля".
Билет 25
1. Высокое Возрождение. Представители.
(Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело). Возрождение - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Третий период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II — человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству. При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античность изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства.
Леонардо да Винчи
(1452-1519)
Основоположник высокого Возрождения.
Для него искусство - познание мира. Углубленные
характеристикм. Обобщенные формы. Крупный
ученый.
К миланскому периоду относятся:"Мадонна
в гроте","Тайная вечеря". Шедевр
"Монна Лиза". Его искусство, теоретические
исследования оказали огромное влияние
на развитие мировой культуры. Дама с горностаем,
Битва при Ангиари.
Рафаэль Санти (1483-1520)
Родился в семье скромного художника,
который был его первым учителем. Нежный
лиризм одухотворенности. "Мадонна
Конестабиле',"Обручение Марии","Сикстинская
мадонна","Мадонна со щегленком","Прекрасная
садовница". Афинская школа.
Микеланджело Буонарроти
(1475-1564)возрождение. Маньеризм. Живопись.
Скульптура.Архитектура.
Скульптор, живописец, архитектор, поэт.
Могучая пластика сильных фигур, пронизанных
единым стремительным ритмом. Рельеф "Битва
кентавров". Патетика статуи "Давида".
Роспись потолка Сикстинской капеллы
- девять композиций на сюжеты из Библии:"Отделение
света от тьмы","Сотворение Адама"
и др. Статуя Моисея. Гробницы Юлия II, Медичи.
Всю жизнь в центре внимания Микеланджело
был человек действенный, активный, готовый
к подвигу. Пьета – оплакивание христа.
2. Работы К. Брюллова. Академизм, романтизм. Портрет, ист живопись.
«Последний день Помпеи»,«Всадница»,«Осада Пскова», Портрет баснописца И. А. Крылова, Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя.
Брюллов был современником Делакруа и Э