Шпаргалка по "Истории Искусств"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:32, шпаргалка

Описание работы

1. Анализ работ исторического жанра. Репин.

Репин Илья Ефимович – ист. Живопись, портрет, - критический реализм, - бытовые сцены. Картины: Бурлаки на волге, садко в подводном царстве, Запорожцы, Иван Грозный и его сын, Осенний букет, Плачь пророка Иеремии.

Файлы: 1 файл

Искусство - Билеты.docx

— 232.40 Кб (Скачать файл)

Традиции философско-теологической  мысли, искусства и архитектуры  Италии начала и середины XIII века нельзя не учитывать, говоря о формирующейся  в последней трети столетия культуре позднего дученто. Она рождается в период бурного роста новых идей, расшатывания средневековых устоев и традиций. Этому в равной степени содействовали и гвельфы и гибеллины, ибо каждая из этих партий выступала и как противница одного из двух главных институтов средневековья — Империи или папства.

В гибеллинской среде не могла не сказываться связь с феодальным миром Европы, рыцарской культурой, то со времен Фридриха II в ней были сильны и антиклерикальные настроения, вольнодумие; в этой среде сложились смелые политические идеи Марсилия Падуанского, с ней были связаны Данте и поэты «нового сладостного стиля» Гвидо Кавальканти и Чино да Пистойя.

Напротив, близкая к папству гвельфская среда испытывала воздействие клерикальных идей, в ней было сильно влияние францисканства; но она была и главной питательной почвой антифеодальных тенденций, политических концепций республиканизма и демократии.

Поэтому процесс становления  новой культуры в Италии очень  сложен, включает ряд явлений, оценка которых не может быть однозначной. С одной стороны, каждая из рождающихся  в это время новых тенденций  дает начало определенной линии развития, находящей продолжение в XVI и даже XV веках, то есть является одним из истоков  ренессансных традиций. И в то же время далеко не все эти тенденции  представляют нечто принципиально  отличное от средневековой культуры; взятые сами по себе, некоторые из них  укладываются в ее рамки.

Можно сказать, что главным  пафосом этой культуры стало миропонимание, основанное не только на светском начале и обращении к реальному миру, что в известных пределах не было чуждо и готике, но и на новых  этических представлениях. Эпоха  позднего дученто, когда в итальянских коммунах принимались декреты о свободе как естественном праве человека, формирует новое представление о человеке; его бытие, деяния, чувства наделены неизвестной готике героической активностью.

Одной из характернейших особенностей новой культуры является то, что искусство этого времени уже не анонимно, хотя в художественной практике еще нередко сохраняется средневековый артельный метод работы. Имя и личность мастера теперь пользуются авторитетом и общественным весом.

В глазах современников развитие искусства теперь начинает определять могучая и самобытная творческая личность. Это, пожалуй, одна из наиболее ярких черт, свидетельствующих о  наступлении новой эпохи.

Расцвету творческой индивидуальности способствовало, как и в средневековую  эпоху, требовавание от мастера универсальности: строитель собора руководил и его скульптурным убранством (не случайно в Италии и архитектор и скульптор должны были состоять в цехе каменщиков). Поэтому такие ведущие мастера второй половины XIII — начала XIV века, как Арнольфо ди Камбио, Никколо и Джованни Низано, были одновременно и зодчими и ваятелями, а величайший из живописцев этого времени Джотто был строителем и занимался скульптурой. Эта универсальность в еще большей мере присуща мастерам раннего и Высокого Возрождения.

При кажущейся разнородности  итальянской художественной культуры этого времени можно говорить о ее безусловной целостности. И  архитектура, и изобразительное  искусство, и поэзия этого времени  с их тяготением к героической  монументальности, скупой обобщенности, материальной ощутимости форм, с их чувством логической упорядоченности  целого проникнуты новым мироощущением, открытием реального бытия, его  самых существенных свойств: значительности, физической конкретности, разумной организованности.

 

Билет 26

1. Искусство России 2 пол 19 века – Передвижники. 

В прогрессивном русском  искусстве в середине XIX в. прочно утвердились критический реализм  и национальное начало. Крупнейшие русские художники второй половины XIX в. стояли на позициях демократической эстетики, развитой в трудах Н. Г. Чернышевского и В. В. Стасова. Внимание художников сосредоточилось на жизни народа. Они показывали его страдания, тяжелый труд, обличали пороки общественного строя, воспевали героику народной борьбы и стремились раскрыть сложный внутренний мир человека. Шедевры, созданные такими художниками, как В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, В. В. Верещагин и др., принесли русскому изобразительному искусству мировую славу и признание. 
Утверждение реалистического направления в изобразительном искусстве шло в борьбе с традициями официального, казенного искусства, цитаделью которого была Академия художеств. Академизм сдерживал рост русского искусства; в Академии господствовал дух монархизма, поповщины, низкопоклонства перед европейским искусством. Борьба с академизмом вылилась в острую форму, когда в ноябре 1863 г. 14 выпускников Академии отказались от участия в конкурсе на золотую медаль. Молодые художники протестовали против подавления свободы личности и навязывания обязательных сюжетов. Вдохновителем группы был И. Н. Крамской.

Покинув Академию, 14 выпускников  создали в Петербурге «Артель  художников», организовавшую свой труд и быт по образцу коммуны Н. Г. Чернышевского. Это было своеобразное профессиональное и идейно-художественное объединение. Однако через 7 лет в результате возникших разногласий артель распалась. На смену ей пришло новое объединение. В 1870 г. образовалось «Товарищество передвижных художественных выставок». В него вошли крупнейшие русские художники — Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, И. Н. Крамской, Н. Н. Ге и др. Их творчество — это особое направление в истории русского изобразительного искусства, идейно связанное с демократическим движением в России. Передвижники хотели освободить искусство от казенщины, приблизить его к народу, развить национальные особенности и традиции. Они стояли на позициях критического реализма, демократической эстетики и народности. Развертывая просветительную деятельность, передвижники устроили около 50 выставок в Петербурге, Москве, в Киеве, Харькове, Риге, Орле и в других городах. В числе передвижников были художники Украины, Латвии, Армении. Они оказали большое влияние на развитие своего национального изобразительного искусства. Расцвет деятельности «Товарищества» падает на 70—90-е годы, хотя объединение просуществовало до 1923 г. Для передвижников характерно разнообразие жанров: социально-бытовой, портретный, исторический, батальный, пейзажный.

Наиболее яркой фигурой  среди передвижников был И. Е. Репин. Мастерский рисунок, непревзойденный  колорит, умелая композиция, непрерывное  стремление к совершенствованию, единство идейного содержания и художественной формы — таковы основные характерные  черты творчества Репина. Он равно  владел всеми жанрами. Картины Репина воспевают героическое прошлое  народа, его стремление к свободе; они обличают социальную несправедливость и тяжелое положение народа, ничтожество  и тупость бюрократии, деспотизм  и самовластье. Положительный герой  Репина — революционер, борец за счастье народа («Арест пропагандиста», «Не ждали», «Сходка», «Отказ от исповеди»). Тонкий психологический дар Репина раскрылся в его великолепной галерее портретов (Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского, И. М. Сеченова и др.). Творчество И. Е. Репина — это особый этап в истории русского изобразительного искусства.

К концу XIX в. значение и влияние  передвижников в художественной жизни падает. В изобразительном  искусстве появились новые направления, развивавшие основные принципы критического реализма, по-новому откликавшиеся  на животрепещущие вопросы современности. Крупнейшим художником последней трети XIX — начала XX в. был В. А. Серов. Он создал ряд шедевров мировой живописи, потрясающих своей правдивостью, психологической глубиной, великолепным колоритом, мастерским владением рисунком и светом («Девочка с персиками», портреты Ф. Ф. Юсупова, М. Н. Ермоловой и др.).

Бурный расцвет живописи, усиление интереса к национальному  искусству вызвали широкое коллекционирование картин отечественных художников. В  результате деятельности крупнейших коллекционеров и меценатов 1 были созданы великолепные собрания произведений искусства, положившие начало Третьяковской галерее (по имени  коллекционера П. М. Третьякова) и  Русскому музею, открытому в Петербурге в 1898 г. 
Одним из крупных скульпторов во второй половине XIX в. был А. М. Опекушин. Его памятник А. С. Пушкину, открытый в Москве в 1880 г., является гордостью русской монументальной скульптуры. Большое влияние на развитие скульптуры оказал М. М. Антокольский. Образы героев русской истории позволили скульптору передать дух народа, человеческую душу, веру в прекрасное будущее России («Нестор-летописец», «Ермак», «Петр I» и др.). В скульптуре, как и в живописи, во второй половине XIX в. определяющее воздействие оказывал критический реализм. 
Связь изобразительного искусства с жизнью и бытом народа, с потребностями общественного развития обусловила его расцвет во второй половине XIX в. Деятельность лучших представителей науки, литературы, изобразительного искусства, театра и музыки обогатила сокровищницу мировой культуры и выдвинула культуру России на одно из первых мест в мире.

2. Работы Гогена

Гоген. постимпрессионист.портретист.начинал с импрессионизма.

В одной из своих наиболее известных бретонских работ - "Видение после проповеди" (1888) художник акцентирует плоскостность живописной поверхности, что, возможно, является результатом его знакомства с японской гравюрой. Лучшие пейзажи Гогена и картина "Желтый Христос" (1889) тоже относятся к бретонскому периоду творчества.     В эти годы Гоген становится лидером нового направления - синтетизма, приверженцы которого по-новому использовали цвет и форму, смело очерчивая объекты, упрощая образы, сопоставляя большие участки чистого цвета для достижения эмоционального эффекта.     В конце 1888 Гоген провел несколько месяцев в Арле вместе с Ван Гогом, с которым познакомился в Париже в 1886. Во время этой поездки он создал несколько прекрасных рисунков и полотен, но она закончилась ссорой, во время которой Ван Гог отрезал себе ухо; вскоре Гоген уехал из Арля. Французский живописец (1840-1901), один из главных представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю "модерн". Использовал стилистические обобщения и упрощения цвета и линии. Картины эмоционально насыщены по цвету, плоскостные. Главным образом написаны на темы быта и легенд народов Океании. Создал поэтический мир гармонии человека и природы. "А ты ревнуешь?", "Женщина на берегу моря", "Женщина, держащая плод","Жена короля". 

 

Билет 25

1.  Высокое Возрождение.  Представители.

(Леонардо да Винчи,  Рафаэль, Микеланджело). Возрождение - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Третий  период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II — человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству. При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античность изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства.

Леонардо да Винчи (1452-1519) 
Основоположник высокого Возрождения. Для него искусство - познание мира. Углубленные характеристикм. Обобщенные формы. Крупный ученый. 
К миланскому периоду относятся:"Мадонна в гроте","Тайная вечеря". Шедевр "Монна Лиза". Его искусство, теоретические исследования оказали огромное влияние на развитие мировой культуры. Дама с горностаем, Битва при Ангиари. 
Рафаэль Санти (1483-1520) 
Родился в семье скромного художника, который был его первым учителем. Нежный лиризм одухотворенности. "Мадонна Конестабиле',"Обручение Марии","Сикстинская мадонна","Мадонна со щегленком","Прекрасная садовница". Афинская школа. 
Микеланджело Буонарроти (1475-1564)возрождение. Маньеризм. Живопись. Скульптура.Архитектура. 
Скульптор, живописец, архитектор, поэт. Могучая пластика сильных фигур, пронизанных единым стремительным ритмом. Рельеф "Битва кентавров". Патетика статуи "Давида". Роспись потолка Сикстинской капеллы - девять композиций на сюжеты из Библии:"Отделение света от тьмы","Сотворение Адама" и др. Статуя Моисея. Гробницы Юлия II, Медичи. Всю жизнь в центре внимания Микеланджело был человек действенный, активный, готовый к подвигу. Пьета – оплакивание христа.

Маньеризм - ападноевропейский литературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. Некоторые исследователи (особенно литературоведы) не склонны считать маньеризм самостоятельным стилем и усматривают в нём раннюю фазу барокко. Стилевые особенности. Характерными особенностями художественного решения работ, относящихся к стилю маньеризма, можно считать повышенный спиритуализм (нередко сочетающийся с не менее сублимированным эротизмом или, напротив, подчёркнуто противопоставленный ему), взвинченность и изломанность линий (в частности, использование так называемой «змеевидной» линии), удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции и т. д.

2. Работы К. Брюллова. Академизм, романтизм. Портрет, ист живопись.

«Последний день Помпеи»,«Всадница»,«Осада Пскова», Портрет баснописца  И. А. Крылова, Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя.

Брюллов был современником Делакруа и Энгра; «Плот „Медузы“» Жерико написан в 1819 году; «Резня на Хиоссе» — в 1824, а «Свобода на баррикадах» — в 1830. Таким образом тематически творчество Брюллова не было новостью — оно вполне укладывается в академическую систему, к которой относился Брюллов. В портретах Брюллова есть некоторая импульсивность и неуловимое движение, они приятны и не темны по колориту. Меланхолия, пронизывающая его поздние портреты, сближает Брюллова с романтиками.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Искусств"