Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 06:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История дизайна"
- переход к чистым формам
- отказ от орнамента и декора
- принцип целесообразности
-использование
новых строй мат-в (сталь,
- формы
создаются на основе
В строительной и художественнои практике жилой дом выступает как единая форма не терпящая ни какого декора. К новому направлению примкнули и многие идеологи модернизма (Вельде, Гропиус, Матезиус и Бэренс). Курс на целесообразную форму порожденную машинным производством, лежали через отказ от орнамента. Теоретики конструктивизма(Салливен,Райд) исходили из положения , что форма вещей и их украшение присущие ремесленным поделкам не уместны в век индустрии. Новый стиль был сугуборационален, подчинялся логике, конструкции функционализма и целесообразности. Внедрение в строительную практику новых материалов перевернуло традиционные представляния об ордернной архитектуре. Принципом конструктивизма становится лозунг – Форма создается на основе триединства: конструкции, материала и техники. Формы ради формы не существует. Форма не цель работы, а исключительно лишь ее результат. В 1924г состоялась выставка «Форма без орнамент», где представленные экспонаты были изготовлены в соответствии с принципами конструктивизма и функционализма и рассчитанные на массовые производства.
Примеры: городок
чикистов(Г-ца Исеть),Дом физкультуры «Динамо»,
башня третьему интернационалу(Татлин
3 ветви власти- законодательная,
6. Зарождение и становление
1.Ранний американский функционализм. Чикагская архитектурная школа
Впервые европейская общественность столкнуласть с американскими изделиями и бытовым оборудованием на выставке в Лондоне 1851г. На этой выставке внимание общественности привлекала школьная парта на чугунных опорах, где все было приспособлено к возрасту ученика, его анатомическому строению. Привлекали точность измерения, простота, соответствие эргономическим требованиям. В 1876г. В Филадельфии состоялась выставка промышленных изделий, где вновь американские изделия привлекли внимание европейской общественности. Рёло, возглавлявший немецкую делегацию, был восхищен американскими инструментами, машинами. «Топоры, мотыги, молотки…настолько хорошо соответствуют своему назначению, что кажется будто бы они предвосхищают наши потребности» Рёло.
В отчете французской
делегации было сказано, что
в Америке родился новый стиль,
Интенсивное развитие промышленности (Америка вышла на 2ое место в мире по выпуску промышленных изделий, после Англии) подтолкнуло Американских дизайнеров, инженеров, архитекторов к поиску новых форм, соответствующих особенностям индустриального производства. Заметным явлением для Америки стала промышленная архитектура США (высотные дома, конторские дома). Появление новой архитектуры способствовало открытие парового лифта (1857г.), электричества (1880г.), широкое использование новых материалов, конструкций (применение стекла и стали). Небоскреб становится символом превосходства американской технологии. Именно в Чикагской архитектурной школе были разработаны новые принципы современной архитектуры. Впервые в Америке был преодолен разрыв между конструкцией и формой, дизайнером и инженером.
Луис Салливен, , сформировал основной закон функционализма:
«Каждая вещь в природе имеет форму, иначе говоря – свою внешнюю особенность, указывающую нас, чем она является и в чем ее отличие от нас и от других вещей…»
Всюду и всегда форма следует за функцией – таков закон.
«Там, где неизменна функция, неизменна и форма» (Л. Салливен)
Особое место в становлении
индустриального дизайна
Несмотря на сложившиеся архитектурные и дизайнерские традиции в европе промышленный дизайн как самостоятельное явление впервые появился в Америке, где раньше чем в других странах начался процесс формирования общества массового потребления. Такие предметы как автомобили, холодильники, приемники, электроприборы в 20-х гг. 20го в. Стали доступны большинству американцев.
Сам термин «индустриальный
дизайн» был впервые
Питр Бэрнс с 1907 года работает в компании АЕГ (всемирный электротехнический концерн), где он впервые разработал фирменный стиль(общий художественный стиль компании). Концерн был образован в 1883 и занимался всем от переработки первичного сырья до выпуска и сбыта готовой сбытой продукции он выпускал готовые электр.лампы, чайники, эл.моторы, вентиляторы…Б провозгласил новый принцип формообразования « следования одним лишь только функцион-ым или матер-ым ценностям не может создавать никаких культурных ценностей». Задачами Б было:
Наблюдение за эстетической стороной производства, строительство новых домов и контор фирмы. Первая работа в компании: чайники с кипятильником.
Б открыл новый мир красоты технических изделий и с его именем стали связывать понятие промышленная культура. Промышленность становиться носителем культуры.
7Баухауз как первая дизайнерская школа.
В начале 20в в Европе существовали 4 крупных центра нового стиля: Франция, Германия, Россия и Голландия. Но лишь в России и Германии возникли совершенно новые типы учебных заведений – школы универсального дизайнерского профиля с оригинальными и в чем то похожими принципами построения учебных программ. В 1919 г. Вольтер Гропиус был назначен главой двух художественных школ в Веймаре – школы искусств и ремесел и института изящных искусств- и объединил их в одну. Война разуверила Гропиуса в промышленности как движущей силе прогресса. Он обращается к предметно- художественному творчеству как к инструменту для построения гуманной среды. Слово баухауз Гропиус придумал сам (инверсия слова строительство домов), оно символизировало построение своеобразного храма искусства, в котором есть место всем ремеслам и искусствам под крышей архитектуры при ее ведущей роли.Цель :подготовка художников-мастеров высшей квалификации. Манифест баухауса состоял из текста, написанного Гропиусом изображения готического собора с сияющими звездами на линогравюре Лайонелла Файнингера. Собор с тремя шпилями символизировал единство архитектуры, живописи и скульптуры. Йоханнес Иттен – самый влиятельный среди первых приглашенных Гропиусом преподавателей. Он заложил основу системы художественного образования. Он обращал внимание не только на выразительность композиции вещи, но и на состояние, в котором художник его создавал. Принципиальную схему обучения Гропиус изобразил в виде концентрических колец. Наружное кольцо – полугодовой вводный пропедевтический курс, в ходе которого изучали основные закономерности формы и цвета, знакомились с различными материалами в начальных мастерских. Следующие 3 года отводились, во первых на подробное изучение материалов: камня металла , дерева, текстиля, глины, во вторых на освоение законов правил технологий, приемов работы с материалами через изучение инструментов и конструкций, наблюдения над природой, создание цвета геометрических композиций. В центре схемы находился круг означающий проектирование, строительную площадку, учет законов конструирования и техники. Такое разделение формально –художественных и проектных дисциплин диктовалось опытом мирового художественного авангарда в начале 20 в. Уход от стилизации и декора привел к тому что выразительность вещи стала строиться на основе выразительности сочетаний ее главных элементов. Элементарные формы искусства оказались созвучными. Соответствующие тем деталям и форм вещей из которых художники предполагали строить весь предметный мир. Поэтому возникла идея разделения профессиональной подготовки дизайнера на 2 этапа: 1-обстрактно аналитическая пропедевтика, 2- проектирование функциональных изделий из того или иного материала. Среди преподавателей приглашенных Гропиусом позднее были такие художники авангарда ,как В. Кандинский, Г.Мухе, П.Клее и О.Шлеммер.
8Американское направление развития дизайна «Коммерческий дизайн».
США в 1920г 20века становится одной из наиболее важнейших стран в промышленном отношении. Имея развитую индустрию США не имели индустриальной культуры. Выпускаемые товары массового производства не соответствовали по своим эстетическим качествам, свойствам, вкусом потребителя. В конце 20века Америка вступила в стадию экономического кризиса – кризиса перепроизводства. Большое влияние на развитие американского дизайна оказала парижская выставка 1925г. Дизайну стали предавать большое значение: 1 - он становится средством восстановления здоровой экономики. Средством выхода из кризиса. 2 – становится способом борьбы с конкуренцией. Пионером американского индустриального дизайна является Норманн Белл Геддис. Он впервые на практике применять обтекаемые формы под знаком кот стал развиваться американский дизайн в 20веке (пример с автомобилем Генри Форда: он попытался выйти из кризиса путем улучшения внешней формы автомобиля, с этими изменениями улучшилась продажа автомобиля). Автомобиль становится символом социального статуса американцев. В 1927 г была организована первая дизайнерская фирма под руководством Тига. В конце 30годов профессия пром. дизайнера становится весьма распространенной. Пионером Коммерческого дизайна является Раймонд Лоуи. США получает широкое развитие коммерческое направление дизайна. Его появление прежде всего связывают с именем Лоуи. Он говорил, что дизайн это то, что заставляет чаще звонить в магазинную кассу. Уродливое плохо продается. В 1944г по инициативе Тига и Лоуи было образованно «общество пром. дизайнеров». Цель: сохранение на высоком уровне этических норм развивающейся профессии и поощрение обучения дизайнеров. В последствии это общество переименовали в американское общество дизайнеров. В 1960г после объединения с институтом дизайнеров оно стало называться Обществом дизайнеров Америки.
9ВХУТЕМАС - ВХУТЕИН. Структура, педагогические принципы, первые системы проектирования.
25 декабря были созданы
Московские Государственные
Высшие художественно-
10Стилевые направления
в европейском
20-е и 30-е годы были
в Европе временем, полным противоречий.
На первый план в экономике
стало быстро выдвигаться
11. Развития дизайна в в странах Западной Европы и США после II мировой войны (50 - 60-ые гг.)Общие тенденции развития дизайна в США в 50-60 гг.
Америка сохраняет лидирующее
положение в мировой экономике.
В американском дизайне сложилось
два направления
1«Элитарный» «Хороший» дизайн.
Цель. Способствовать эстетическому развитию публики (хороший дизайн).
Цель: стремились дать публике то, что она хочет. Главным становится достижение коммерческой прибыли.
С этим направление связывают развитие стайлинга. (содержание не меняется, только форма).
В 50е гг. в Америке развивается автомобильный стиль. Его появление связывают с именами Харли Эрла и Лоуи.
Харли Эрл является автором автомобиля – «американская мечта» (Кадиллаки)
Автомобильный стиль распространяется и на дизайн электроприборов и формы бытовых предметов (точилка, кофеварка, холодильник, и т.д.)
В условиях войны резко сказалась проблема дефицита материальных ресурсов. Перед дизайнерами встала задача использование искусственных материалов (пластмассы – стулья Имза, нейлон, плэксиглас – вместо стекла).
Профессия дизайнера получает новый толчок в развитие. Дизайнеры занимаются формообразованием, дизайном упаковки, витрин, торговых залов, общественного транспорта, разработка фирменных стилей и общей концепции компаний. Профессия становится массовой. Д занимаются проблемами оптимизации процесса труда, что способствовало появлению и развитию эргономики .
Появление стиля «Прет а Порте» стиль молодых- Стремление к самовыражению в одежде(джинсы,футболки, рок-н-ролл, поп исполнители Элвис пресли
Общие тенденции развития дизайна Европейского в послевоенный период 50-60е гг. (Великобритания, Скандинавия)
Общая тенденция (проблема) для всех стран: нехватка сырья.
Пути решения проблемы:
Сокращение товаров народного потребления, введение карточной системы.
Использование новых искусственных материалов, что приводит к появлению нового формообразования.Выделение средств для решения социальных задач и создания конкурентоспособной продукции. Происходит осознание гос властью роли дизайна в развитии нац-ой пром-ти и нац-ой торговли.Создание различных административно-научно пропагандистских структур, призванных обеспечить внедрение дизайна в производство.
Влияние США на все стороны жизни Европы (план Маршала) с одной стороны и стремление сохранить национальные культурные традиции с другой стороны.
Происходит складывание региональных школ дизайна.
Дизайн в Великобритании. 40х гг.
В 1944г. В Великобритании была создана первая в Европе общегосударственная дизайнерская структура «Британский совет по технической эстетике».