Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 06:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История дизайна"
Говоря о проектировании,
мы вплотную подходим к проблемам
дизайнерского творчества. Структура
проективной деятельности сложна и
включает следующие моменты: синтез
воображения и абстрактного мышления,
способность предвосхищения, синтез
внутреннего, присущего творцу и
внешнего, даваемого культурой, консистенция
знании, игровой момент, единство сознательного
и бессознательного, единство новаторского
и репродуктивного. Дизайнер создает
предметный мир, построенный по эстетическим
законам, главным свойством которого
является соразмерность человеку. Ничто
в мире не воспринимается людьми абсолютно
объективно, без ощущения и учета
собственного присутствия. Гармония рождается
из телесно—чувственной
20 понятие стиля
В наше время все стремительно
меняется: появляются новые технологии
и
материалы, возникают новые формы общения
и философии жизни.. Понятие стиль имеет
как бы
несколько уровней. употребляется для
обозначения
индивидуальных художественных особенностей,
присущих творчеству писателя,
художника, музыканта или даже отдельному
периоду его деятельности. Понятие стиль
широко используется в истории искусств
и при определении типичных для какого-либо
периода художественных направлений или
тенденций, обладающих специфическим
сочетанием стилевых признаков.
Термин стиль многозначен, можно говорить
о стиле человека, стиле жизни,
стиле того или иного исторического периода
Стиль - наиболее общая категория
художественного мышления,
характеризующая определенный этап его
развития; идейная и художественная
общность изобразительных приемов в искусстве
определенного периода или в отдельном
произведении;. Стиль
характеризует формально-эстетические
признаки объектов, в которых заложено
определенное содержание. В нем выражается
система идей и взглядов, в
которой заложено мировоззрение каждой
эпохи. Поэтому стиль можно считать
общим художественным выражением эпохи.
21 Форма по Аристотелю
Наиболее полное и адекватное дизайну представление о форме было разработано в античной философии. Форма представляет собой границу вещи - то, что и где она есть. В этом смысле форма уже не выступает чем-то внешним по отношению к любому объекту, а задает его отдельность и своеобразие. Отсутствие формы это - отсутствие вещи, ее недостатки – это недостатки вещи. То есть форма это — природа вещи, сказывающаяся в том числе и во внешних проявлениях, а также при-чина существования вещи. Без формы вещество осталось бы 'неопределенным и аморфным, целостным и слитым. Она материальна и в то же время скрывает в себе чистую форму в ее существе. В этом смысле форма — это единство реального и идеального. Вещь не возникнет до тех пор, пока в процессе изготовления форма не соберет эти части воедино. Дизайнеру нужно знать границы возможных нарушений формы. Аристотель говорил о природных, естественных формах, имеющих в себе способность к изменению, и формах, образованных искусственно, не способных к изменению либо способных лишь постольку, поскольку состоят из "смешения природных тел". Дизайнер проектирует завершенные формы, как правило, неспособные к самостоятельным видоизменениям. При этом в первую очередь он должен учитывать, что форма соответствует сущности того или иного предмета: по форме мы понимаем его специфичность и отличие от других вещей. Форма задает и систему устойчивых внешних связей предмета. Если эти два требования соблюдены, то формой может считаться не только единичная вещь, но и синтетичное единство нескольких вещей — ансамбль, интерьер, коллекция.
.«форма» обозначает существенную природу вещи, обусловливающую все ее проявления, в том числе фигуру, очертания. Форма есть то, за счет чего определенная вещь есть именно та, которой она является. Форма есть для каждой и всякой вещи причина ее бытия. Основывая вещь как определенное бытие, форма отделяет ее от всего, что она не есть.Понятие «содержательная форма» подразумевает выражение сущности вовне, обосновывает эстетическую природу формообразования. По А.Ф. Лосеву, художественная форма есть равновесие «логической и алогической стихий», смысла и не-смысла, идеи и ее предметного выражения. Форма становится художественной, когда человеческие смыслы присутствуют в ней как принцип. Форма рождается как единство идеально-всеобщего и конкретно-вещественного, что придает ей неповторимый облик, делающий вещь именно собой и отличной от других вещей. Понятие «содержание употребимо, в том числе и когда речь идет о любой предметности, изготовленной человеком, но не трактовать как некий «наполнитель» формы. Содержание есть то смысловое, всеобщее, невещественное, что наличествует в каждой созданной человеком форме Искусство создает идеальную художественную реальность, при анализе которой на первый план выходит «содержательный» момент. Для дизайна как реального эстетического формообразования первостепенное значение приобретает понятие «материал», поскольку форма учитывает и проявляет свойства материала, а материал соответствует при этом не только форме как таковой, но идее, замыслу.
22. Нравственно-эстетический аспект потребления и дизайн. Характерные черты и противоречия коммерческого дизайна
Мораль - общественное явление,
нормы устанавливаются извне..
Условия преодоления агрессивности предметного мира
На вопрос о том, агрессивен
ли сегодня предметный мир, большинство
наверняка ответит
Предмет превращается в вещь по мере своего обживания человеком, определенного одухотворения, обретения „лирического" (М.Эпштейн) голоса
23. Кризис инженерии. Роль дизайна в преодолении кризиса инженерии.
В XVI—XVII вв. идеи инженерии
и развития техники на основе инженерной
деятельности были всего лишь замыслом
и воплощались в отдельных
практических образцах. Но по мере развития
новой науки и инженерии, а
в XIX—XX вв. — индустриального
24 Феномен Вещи в ДИЗАЙНЕ
Отношение первобытного человека
к вещи повседневного обихода
или украшению обусловлено
25 Специфика
проектного мышления в дизайне.
Рассматривая тот или иной дизайнерский объект, не каждый потребитель знает какой именно дизайнер трудился над ним. Для большинства людей дизайн, а именно дизайнеры, выполняют одну и ту же работу - моделируют изделия, а следовательно существует некая похожесть мышления. Но в этом и заключается ошибочное мнение.
Дизайн подразделяется на самые различные сферы, в которых нужен тот или иной подход т. о. соответственно дизайнеры имеют свое уникальное мышление. Рассматривая тот или иной дизайнерский объект, не каждый потребитель знает какой именно дизайнер трудился над ним. Для большинства людей дизайн, а именно дизайнеры, выполняют одну и ту же работу - моделируют изделия, а следовательно существует некая похожесть мышления. Но в этом и заключается ошибочное мнение. Дизайн подразделяется на самые различные сферы, в которых нужен тот или иной подход т. о. соответственно дизайнеры имеют свое уникальное мышление. По способу профессионального мышления дизайнер ближе всего, конечно, к архитектору. Но дизайнеру не следует обращаться за решением узко поставленной, конкретизированной задачи, есть дизайнеры которые заниматься текущим проектированием. Внутри дизайна сложилось разделение на инновационное проектирование и проектирование аналоговое.
Ландшафтный(система образов) и Дизайн интерьера(цельный образ)
«Мера человеческого» 1 эстетическое (прекрасное,красивое) 2конкретно-историческое (эпохе) 3 индивидуальное(заказчик)4 мировоззренческое (человек в проектировании) Концепция-Проективная работа дизайнера предполагает началом видение наиболее общих существенных признаков вещи, движется от общего к частному. Общее включает в себя программу реализации проекта, соответствие будущей формы проекту как эталону или идеалу. Наряду с требованием целостности большую роль при проектировании в дизайне играет проработка деталей, видение будущей вещи в ее конкретности. Проект вещи не возникает из пустоты. В нем необходимо учитывать технические характеристики изделия, его экономичность, характер материалов и конструктивных элементов, технологичность. Методы 1) осознанной соразмерности будущей вещи человеку, создании вещи для конкретно-исторического человека, система ценностей, психологические и ментальные особенности, бытовые привычки, нормы поведения и вкусы которого известны дизайнеру и учитываются на всем протяжении проектирования; 2) доминанте эстетического отношения и реализации принципа целостности 3) осознанной и первостепенной цельности представления будущей вещи 4) конкретности проектирования, обеспечивающей связь возникающей вещи с существующим предметным миром; 5) связи функциональных показателей с состоянием человека, ее использующего