Шпаргалка по "История дизайна"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 06:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История дизайна"

Файлы: 1 файл

История дизайна.docx

— 100.26 Кб (Скачать файл)

 

Говоря о проектировании, мы вплотную подходим к проблемам  дизайнерского творчества. Структура  проективной деятельности сложна и  включает следующие моменты: синтез воображения и абстрактного мышления, способность предвосхищения, синтез внутреннего, присущего творцу и  внешнего, даваемого культурой, консистенция знании, игровой момент, единство сознательного  и бессознательного, единство новаторского и репродуктивного. Дизайнер создает  предметный мир, построенный по эстетическим законам, главным свойством которого является соразмерность человеку. Ничто  в мире не воспринимается людьми абсолютно  объективно, без ощущения и учета  собственного присутствия. Гармония рождается  из телесно—чувственной соотнесенности человека с той или иной вещью, формой, которая должна учитываться  уже на стадии проекта. Культура на каждом этапе своего существования  формирует человека и представление  о системе его ценностей, с  которым непременно должен быть знаком дизайнер. Понятие "мера человека" сегодня предполагает возрастающее внимание к индивидуальности заказчика. На первое место выходит соответствие образу жизни, а не модной тенденции  как таковой, личному вкусу, а  не только стереотипному представлению  и т.д. Конечно, все люди различны, и для кого-то будет важным соответствие чужому авторитетному мнению. Однако установка потребителя не должна сужать установку творца

 

20 понятие стиля

В наше время все стремительно меняется: появляются новые технологии и 
 материалы, возникают новые формы общения и философии жизни.. Понятие стиль имеет как бы 
несколько уровней. употребляется для обозначения 
индивидуальных художественных особенностей, присущих творчеству писателя, 
художника, музыканта или даже отдельному периоду его деятельности. Понятие стиль широко используется в истории искусств и при определении типичных для какого-либо периода художественных направлений или тенденций, обладающих специфическим сочетанием стилевых признаков. 
  Термин стиль многозначен, можно говорить о стиле человека, стиле жизни, 
стиле того или иного исторического периода  

Стиль - наиболее общая категория  художественного мышления, 
 характеризующая определенный этап его развития; идейная и художественная 
 общность изобразительных приемов в искусстве определенного периода или в отдельном произведении;. Стиль 
 характеризует формально-эстетические признаки объектов, в которых заложено 
определенное содержание. В нем выражается система идей и взглядов, в 
 которой заложено мировоззрение каждой эпохи. Поэтому стиль можно считать 
 общим художественным выражением эпохи.

 

21 Форма по Аристотелю

Наиболее полное и адекватное дизайну представление о форме  было разработано в античной философии. Форма представляет собой границу вещи - то, что и где она есть. В этом смысле форма уже не выступает чем-то внешним по отношению к любому объекту, а задает его отдельность и своеобразие. Отсутствие формы это - отсутствие вещи, ее недостатки – это недостатки вещи. То есть форма это — природа вещи, сказывающаяся в том числе и во внешних проявлениях, а также при-чина существования вещи. Без формы вещество осталось бы 'неопределенным и аморфным, целостным и слитым. Она материальна и в то же время скрывает в себе чистую форму в ее существе. В этом смысле форма — это единство реального и идеального. Вещь не возникнет до тех пор, пока в процессе изготовления форма не соберет эти части воедино. Дизайнеру нужно знать границы возможных нарушений формы. Аристотель говорил о природных, естественных формах, имеющих в себе способность к изменению, и формах, образованных искусственно, не способных к изменению либо способных лишь постольку, поскольку состоят из "смешения природных тел". Дизайнер проектирует завершенные формы, как правило, неспособные к самостоятельным видоизменениям. При этом в первую очередь он должен учитывать, что форма соответствует сущности того или иного предмета: по форме мы понимаем его специфичность и отличие от других вещей. Форма задает и систему устойчивых внешних связей предмета. Если эти два требования соблюдены, то формой может считаться не только единичная вещь, но и синтетичное единство нескольких вещей — ансамбль, интерьер, коллекция.

.«форма» обозначает существенную природу вещи, обусловливающую все ее проявления, в том числе фигуру, очертания. Форма есть то, за счет чего определенная вещь есть именно та, которой она является. Форма есть для каждой и всякой вещи причина ее бытия. Основывая вещь как определенное бытие, форма отделяет ее от всего, что она не есть.Понятие «содержательная форма» подразумевает выражение сущности вовне, обосновывает эстетическую природу формообразования. По А.Ф. Лосеву, художественная форма есть равновесие «логической и алогической стихий», смысла и не-смысла, идеи и ее предметного выражения. Форма становится художественной, когда человеческие смыслы присутствуют в ней как принцип. Форма рождается как единство идеально-всеобщего и конкретно-вещественного, что придает ей неповторимый облик, делающий вещь именно собой и отличной от других вещей. Понятие «содержание употребимо, в том числе и когда речь идет о любой предметности, изготовленной человеком, но не трактовать как некий «наполнитель» формы. Содержание есть то смысловое, всеобщее, невещественное, что наличествует в каждой созданной человеком форме Искусство создает идеальную художественную реальность, при анализе которой на первый план выходит «содержательный» момент. Для дизайна как реального эстетического формообразования первостепенное значение приобретает понятие «материал», поскольку форма учитывает и проявляет свойства материала, а материал соответствует при этом не только форме как таковой, но идее, замыслу.

 

 

22. Нравственно-эстетический аспект потребления и дизайн. Характерные черты и противоречия коммерческого дизайна

Мораль - общественное явление, нормы устанавливаются извне..Нравственность - собственный выбор...Выбор дизайнером определенной линии проектирования...Д-р создает эстетически привлекательную форму, задача - продажи, гармонизация среды человека или д-н как компенсация стрессов...Формирование искуственных или ложных потребностей с помощью дизайна..Манипуляция психикой и поведенем..Д-н выступает как стимул, а человек реагирует.

Условия преодоления  агрессивности предметного мира

На вопрос о том, агрессивен ли сегодня предметный мир, большинство  наверняка ответит положительно. Если не агрессия, то определенная активность, не существовавшая прежде, налицо. Можно  выделить, как минимум, две ее разновидности: вещи взывают к тому, чтобы быть приобретенными, и действительно  приобретаются, зачастую без особой необходимости; вещи формируют собственный  контекст, организуют пространство вокруг себя как бы помимо участия человека. Один феномен осмыслен, будучи обозначенным с субъектной стороны как «вещизм», «потребительство», на второй пока практически не обращено внимания. Они могут показаться явлениями одного порядка.

Предмет превращается в вещь по мере своего обживания человеком, определенного одухотворения, обретения „лирического" (М.Эпштейн) голоса

 

23. Кризис инженерии.  Роль дизайна в преодолении  кризиса инженерии.

В XVI—XVII вв. идеи инженерии  и развития техники на основе инженерной деятельности были всего лишь замыслом и воплощались в отдельных  практических образцах. Но по мере развития новой науки и инженерии, а  в XIX—XX вв. — индустриального производства, целиком опирающегося на инженерию  и проектирование, — облик нового технического мира становится все более  ощутимым. Могущество инженерии подготавливает и ее кризис. Сегодня обозначились по меньшей мере, четыре области такого кризиса: поглощение инженерии нетрадиционным проектированием, поглощение инженерии технологией, осознание отрицательных последствий инженерной деятельности, кризис традиционной научно-инженерной картины мира. Инженер все чаще берется за разработку процессов, не описанных в естественных и технических науках и, следовательно, не подлежащих расчету. Проектный подход в инженерии привел к резкому расширению области процессов и изменений, не подлежащих расчету, не описанных в естественной или технической науке. Эта область содержит процессы трех видов: влияние на природные процессы (например, загрязнение воздушной среды, тепловые выбросы и т.п.), трансформация деятельности и других искусственных компонентов и систем (инфраструктурные изменения) и воздействие на человека и общество в целом (влияние транспорта или ЭВМ на образ жизни человека). С развитием технологии происходит кардинальное изменение механизмов и условий прогресса техники и технических знаний (дисциплин, наук). Главным становится имманентные возможности становления техносферы и технологии, которые через социальные механизмы формируют соответствующие этим возможностям потребности, а затем и "техногенные" качества и ценности самих людей.В связи с этим можно говорить и о более сложном процессе формирования особого типа современного человека с научно-технической ориентацией. Это проблема известной теории двух культур - технической и гуманитарной.Отрицательные последствия инженерной деятельности вносят свой вклад в три основных вида кризиса: разрушение и изменение природы (экологический кризис), изменение и разрушение человека (антропологический кризис) и неконтролируемые изменения второй и третьей природы: деятельности, организаций, социальных инфраструктур (кризис развития). Трансформация образа жизни и потребностей человека, происходящая под воздействием техники плохо поддается описанию и, тем более, точному прогнозированию. Все, что можно рассчитать и прогнозировать, нужно считать и прогнозировать; следует сводить к минимуму отрицательные последствия инженерной деятельности. Необходимо работать над минимизацией потребностей и их разумным развитием. Новая инженерия и техника предполагает иную научно-инженерную картину мира. Такая картина уже не может строиться на идее свободного использования сил, энергий и материалов природы и идее творения. Плодотворные для своего времени (эпохи Возрождения и XVI — XVII вв.) эти идеи помогли сформулировать замысел и образцы инженерии. Но сегодня Новая инженерия и техника — это умение работать с разными, это внимательное выслушивание и себя, и культуры. Выслушать — это значит понять, с какой техникой мы согласны, на какое ограничение своей свободы пойдем ради развития техники и технической цивилизации, какие ценности технического развития нам органичны, а какие несовместимы с нашим пониманием человека и его достоинства, с нашим пониманием культуры, истории и будущего.

 

 

24 Феномен Вещи  в ДИЗАЙНЕ

Отношение первобытного человека к вещи повседневного обихода  или украшению обусловлено главным  образом факторами, не связанными с  жизнью, волей, интересами отдельного человека. Первобытное мышление признает вещью только что—либо употребимое, только полезное или достойное интереса.2. Обладание, пользование делают вещь вещью, накладывая на нее отпечаток самости. Человек фиксируется в вещи, поэтому окружающими она рассматривается как он  сам. Недаром транспортные средства, мебель, одежда этого времени долгие века оставались непревзойденными по исполнению.3Античность открывает такие параметры красоты, как симметрия, пропорция, гармония, ритм, мера, стремится постичь их закономерности, чтобы использовать это знание при создании новых прекрасных вещей. Вещь красива прежде всего потому, что космична. Открытие античности, заключается в понимании красоты как наиболее полного предметного выражения сущности той или иной вещи. 4В  средневековой   культуре   всякая   вещь,   как  и   продукты природы, оказывается своей причастностью к Богу и к миру. Вещь становилась вещью уже в процессе изготовления, она несло отпечаток личности, навыки, вкусы и рабочее время создателя. Выше всего ценятся основательность, добротность обработки, в изделии — качественная, а не количественная сторона. Создатель не мыслится в качестве самостоятельной единицы, он мал и анонимен5Новое время меняет отношение к вещи кардинальным образом, повсюду привнося прагматический взгляд. Вещь ценится с точки зрения удобства, пользы, функциональности. Относящая, знаковая функция на свой лад перекрывает человеку доступ к сущности и порой даже форме, зато способствует расширению оценочной шкалы 6. Вещью нужно пользоваться с удовольствием, удовлетворяя тело, глаз, душу. Удобное, следовательно, должно быть еще и красиво, эстетически привлекательно, образно выразительно.7в культуре второй половины XVIII в. вещь, наконец, связывается с конкретным человеком. Осложняющим же явился научно—технический прогресс. Нарушались привычные связи человека и вещи. Возникло как бы два уровня вещей — новые, непохожие на все, что было прежде, казались чужеродными, отчужденными, обесчеловеченными; модные, базирующиеся на воспроизведении давным-давно найденных функций и форм, меняли только декор, атрибуты, детали; не меняясь существенно, они были скучны в своей трафаретности. 8Деградация предметного мира. Вещь  управляется внешними, идеологическими факторами, отчуждаясь от своего владельца. Здесь нет ни эстетики, ни утилитарности: обладание не предполагает пользования. Вещь может быть обменена на ей подобную, равно как и каждый ее элемент. Она есть и ее как бы нет. 9различные художественные направления, вроде появившихся в середине 1960~х гг. поп-арта, оп-арта, гиперреализма, были показателем начала нового этапа "тоски по предметности". Человек хотел окружать себя вещами и любоваться ими, причем во все возрастающих масштабах. 10Постмодернизм. Создавать что—то принципиально новое  в  этих условиях  невозможно  и  ненужно,  все  имеет аналоги, предысторию, все уже было когда-то.Искать знакомые  фрагменты, цитаты, усваивать чужой материал, иронично осмыслять его в контексте нового окружения — интересно.  Вещи  при таком подходе предстают как известные, но по-новому звучащие слова. Каждый сам строит ее, создавая или выбирая свой стиль, свой предметный мир. При таком взгляде задачей дизайнера будет создание максимально разнообразных индивидуализированных вещей и интерьеров, у каждого из которых есть шанс найти своего потребителя. Стилизация, вариация, заимствование, обыгрывание становятся здесь основными приемами.

 

25  Специфика  проектного мышления в дизайне.  «Мера человеческого» в проекте. Методы проектирования. Концепция проекта.

Рассматривая тот или  иной дизайнерский объект, не каждый потребитель  знает какой именно дизайнер трудился над ним. Для большинства людей дизайн, а именно дизайнеры, выполняют одну и ту же работу - моделируют изделия, а следовательно существует некая похожесть мышления. Но в этом и заключается ошибочное мнение.

Дизайн подразделяется на самые различные сферы, в которых  нужен тот или иной подход т. о. соответственно дизайнеры имеют свое уникальное мышление. Рассматривая тот или иной дизайнерский объект, не каждый потребитель знает какой именно дизайнер трудился над ним. Для большинства людей дизайн, а именно дизайнеры, выполняют одну и ту же работу - моделируют изделия, а следовательно существует некая похожесть мышления. Но в этом и заключается ошибочное мнение.  Дизайн подразделяется на самые различные сферы, в которых нужен тот или иной подход т. о. соответственно дизайнеры имеют свое уникальное мышление. По способу профессионального мышления дизайнер ближе всего, конечно, к архитектору. Но дизайнеру не следует обращаться за решением узко поставленной, конкретизированной задачи, есть дизайнеры которые заниматься текущим проектированием. Внутри  дизайна сложилось  разделение на инновационное проектирование и проектирование аналоговое.

Ландшафтный(система образов) и Дизайн интерьера(цельный образ)

«Мера человеческого» 1 эстетическое (прекрасное,красивое) 2конкретно-историческое (эпохе) 3 индивидуальное(заказчик)4 мировоззренческое (человек в проектировании) Концепция-Проективная работа дизайнера предполагает началом видение наиболее общих существенных признаков вещи, движется от общего к частному. Общее включает в себя программу реализации проекта, соответствие будущей формы проекту как эталону или идеалу. Наряду с требованием целостности большую роль при проектировании в дизайне играет проработка деталей, видение будущей вещи в ее конкретности. Проект вещи не возникает из пустоты. В нем необходимо учитывать технические характеристики изделия, его экономичность, характер материалов и конструктивных элементов, технологичность. Методы 1) осознанной соразмерности будущей вещи человеку, создании вещи для конкретно-исторического человека, система ценностей, психологические и ментальные особенности, бытовые привычки, нормы поведения и вкусы которого известны дизайнеру и учитываются на всем протяжении проектирования; 2) доминанте эстетического отношения и реализации принципа целостности 3) осознанной и первостепенной цельности представления будущей вещи 4) конкретности проектирования, обеспечивающей связь возникающей вещи с существующим предметным миром; 5) связи функциональных показателей с состоянием человека, ее использующего

Информация о работе Шпаргалка по "История дизайна"