Шпаргалка по "История дизайна"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 06:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История дизайна"

Файлы: 1 файл

История дизайна.docx

— 100.26 Кб (Скачать файл)

Демонстрация основных теорий постмодерна.

Представители:

Сотсасс, Матис Тун, Барбара Райдис.

Мемфис становится международным  стилем и получает развитие в различных  странах. Великобритания студия дизайна  «Аттик». Специализируется на проектировании брендов: Adidas, Nike, Toyota, General Motors  и др.

Стиль хайтек. Стиль высоких технологий.

Дизайнеры, архитекторы стремились формировать всю среду по образу и подобию машины. Впервые термин Хайтек как стиль в архитектуре и дизайне употребляется в 1978г. После выхода в свет книги Слецина и Крона «новый стиль в архитектуре».

Черты:

Простые, минималистические  формы.

Использование промышленных материалов в новом контексте.

Дизайн с выраженными  технологическими мотивами.

Обилие стекла в сочетании  с металлическими конструкциями

Символическая ассоциация света.  И др.

 

Центр Жоржа Помпиду 1976г. Его авторы архитекторы: итальянец  Пьяно и английский Р. Роджерс.

Система визуальных коммуникаций основана на цветовом кодировании зон  и пространств. Голубой – центр  промышленности творчества. Зеленый  – библиотека. Красный – коллекции  современного искусства.

Хайтек в дизайне – это стиль, пропагандирующий эстетику материала (камень, натуральное дерево, стекло, металл). Главное – принцип техногенности. Вся среда формируется по образу и подобию машин. Сочетание стекла и металлических констр-ий, простые минимальные ф-мы, заимствование выразительных ср-в постмодернизма.  

 

 

 

15 функции дизайна

В обыденной речи этим словом.1обозначают предметы и вещи, выполненные по определенным законам композиции, технологически отличающиеся от других вещей. Термин чаще относится к материально—вещественным объектам, выполненным руками человека или механизмом, и только к ним. Как правило, это качество связано  с чистотой решения и техничностью производства, которые может себе позволить не всякая культура.2 дизайном называется деятельность человека, связанная  с проектированием предметов, их ансамблей, среды обитания в целом. Сегодня существуют такие специальности, как "ландшафтный дизайн", "дизайн одежды", "веб-дизайн".3 употребление слова "дизайн" уместно далеко не ко всем вещам, произведенным человеком. Существует некое историческое ограничение, рубеж, дата .Некоторые из толкований, среди которых наиболее существенны для нас следующие 1речь идет о подготовке предварительных эскизов или планов, о проекте. Дизайн связан с проектировочной деятельностью человека. 2 предполагается реализация проекта в материале и ее определенное качество. 3, - дальнейшие значения уточняют характер мастерства: эскиз должен быть таков, чтобы проект мог быть "построен как произведение искусства или здание".4 ряд значений подчеркивает рациональный характер "дизайнирования". Оно предполагает определять назначение, смысл, сущность проектируемого. 5, дизайн связан не только с созданием оболочки, но с определенной организацией, структурированием, расположением композиций. 6 предполагаются не только замысел и его оформление в виде эскиза, но завершенность, сделанность, итог. Итак, необходимыми компонентами дефиниции выступают: проективный момент, осознание цели вещи и цели работы, создание эстетически выразительной формы, причем в условиях крупного промышленного производства, материальная реализация замысла и возникновение целостной гармоничной вещи при точном знании ее функционального назначения.

Эстетическая  функция не преодоление практического, а отказ от его тотальности, позволяющий достичь духовного раскрытия.. Дизайн целенаправленно творит красоту, но при этом утилитарное не отрицается и не уходит на второй план, а приходит к единству с эстетическим. Гуманизирующая функция.Дизайн представляет собой своеобразный ренессанс на пути очеловечивания и одухотворения мира, когда опыт человечества приводит к созданию гармоничных и эмоционально—выразительных форм. Организующая функция. Дизайнер организует материю и пространство, работа ведется в больших масштабах - организация пространства выставки или супермаркета.

Рационализирующая функция. Дизайн органично сочетает чувственное и рациональное, выразительность и целесообразность. Математически выведенные формулы красоты, вроде "золотого сечения".

 Созидательная  функция, планирование того, что еще отсутствует. Дизайн начинается там, где человек не только планирует, но и реализует замысел, создает нечто новое, не существовавшее прежде.

Сигнификативная функция.означивания, называния реальности. Дизайнер как бы маркирует вещь. Ее имя позволяет определить предназначение и судьбу. Форма вещи, различные ее качества непосредственно или опосредованно обозначают пользователя(муж, или жен.)Человек Социализирующая функция Получается, что создатель вещи как бы формирует потенциального потребителя, как поведет себя человек и кем он станет в сформированной профессионалом среде.

Функция общения Функция связана с возможностью вещи становиться посредником в процессе общения людей. Гедонистическая функция. Дизайн формирует не только предметную среду, но и органы чувств, способные улавливать удобство и красоту…Общество Актуализирующая функция Дизайн создает мир предметных форм. Дизайн сродни археологии, он может сделать современными формы давно исчезнувших или малоизвестных культур, извлекая из—под слоев времени наиболее привлекательные и выверенные решения. Знаковая функция.вступает в действие только в случае востребованности изготовленной дизайнером формы, когда вещь становится значащей и отсылает к определенному смыслу. Идеологическая функция Дизайнеру важно не только совпадать с модой, той или иной идеологией. Зачастую его усилия направлены на формирование моды. Утопическая функция. Если же речь идет о некоей идее будущего, то в этом случае идеологическая функция дизайна переходит в функцию утопическую. Генеральная функция фиксирует неповторимую потребность культуры и человека в дизайне.

 

 

 

16. Дискуссия о возрасте дизайна. Определение дизайна, данное ИКСИД: критический анализ.

   Самым распространенным  является мнение, что дизайн занимается  тем, что делает красивые и  удобные вещи, создает комфорт.   Важно иметь в виду, что давая определение дизайна, мы одновременно задаем начало отсчета его истории. Говоря о красоте и удобстве как о качествах, непременно присущих продуктам дизайна, мы обнаружим эти качества у предметов, созданных человеком еще в каменном веке.

Затем развитие декоративно-прикладного  искусства, хотя нам предложено еще  одно определение – "ремесленный  дизайн". Отметим особенность "ремесленного дизайна": вещь чаще всего делалась не на рынок, а по заказу: известно было, кто ее делал и для кого она  сделана.

   Еще одна точка  зрения связывает появление дизайна  с началом промышленного производства. Но это все история техники,  а не история дизайна.

   Вообще ХIХ век, особенно во второй его части, когда проходили Всемирные промышленные выставки, показывает, что стремительное развитие техники опережает эстетическое осмысление форм промышленных изделий: телефон Белла, первые образцы электрического транспорта фирмы Сименс, радиоприемник А.Попова, швейные машины, станки,- все эти образцы сделаны с любовью, их старались сделать красивыми, но получалось это не всегда, что и убеждает нас в отсутствии системы дизайна.

Итак, связывая возникновение дизайна с началом промышленного производства, , мы должны будем признать, что если фактор промышленного производства и является необходимым, он все же не является достаточным условием формирования системы дизайна.

Еще одна точка  зрения: отсчет истории дизайна следует начинать с деятельности П. Беренса на фирме AEG.

То, что делает П.Беренс, мы теперь определяем как создание фирменного стиля: он строит здание турбинного цеха (1909 год), с которого можно начинать историю промышленной архитектуры, проектирует электрические чайники, вентиляторы, увлажнители воздуха, осветительное оборудование, часы. То, что это продукты дизайна, видно уже по тому, что для их характеристики мы должны пользоваться современными терминами: вариативность - вот ход, который благодаря П.Беренсу позволил на ограниченном количестве техоснастки выпускатьдесятки моделей чайников, различных по форме, характеру обработки поверхности покрытию, объему.

  

   Изделие ХIХ века – швейная машинка фирмы Зингер (1851 год): она уже собранней, цельнее других подобных изделий. Видно, что конструктор стремился сделать ее красивой, но видно и то, что делал ее конструктор, а не дизайнер, достаточно обратить внимание на немасштабность вещи.

   Швейная машинка  фирмы Зингер, показанная на выставке "Промышленная эстетика США"  в 1967 году. Автор модели –   американский дизайнер Генри  Дрейфус. 

   Первая половина  ХХ века осталась в истории  дизайна двумя яркими школами  – это Баухауз в Германии (1919 – 1933 гг.) и ВХУТЕМАС в Советской России (1920 – 1930 гг.), где разрабатывались принципы функционализма (конструктивизма), где учились готовить дизайнеров.

Однако, первые дизайнерские бюро появились в США в конце 20-х – начале 30-х годов.

в 1925 году Соединенные Штаты  отказались от участия во Всемирной  выставке в Париже

Кризис, разразившийся в  мировой экономике капитализма  в конце 20-х – начале 30-х годов  ХХ века, с наибольшей силой потряс Америку, где перепроизводство промышленной продукции было наиболее ощутимым. Именно кризис показал, что стабильность экономики определяется потреблением не только эксклюзивных дорогих изделий, но и сбытом массовой продукции,

Появляется потребность  быть первыми на рынках

. Такую задачу не может  решить конструктор, потому-то  на рубеже 20-х – 30-х годов  ХХ века и появилась новая  службу – служба дизайна, способная  придать продукции качества, делающие  ее желанным предметом потребления. 

4ИКСИД

Из этого определения  следуют такие характеристики дизайнерского  творчества, как1-несводимость дизайна  только к проектной и даже конструкторской  деятельности, необходимость предметной реализации дизайнерского замысла;2-работа по адаптации продуктов промышленного  производства к условиям существования  человека. Отсюда - тезис данной главы  о дизайне как «проектировании  для Другого»;3-творческое формообразование, работа с предметностью. Предоставляется, что виртуализация культуры, происходящая сегодня, в ряде случаев видоизменяет задачи дизайна, но не трансформирует их до неузнаваемости: создание виртуального мира происходит с учетом законов создания и восприятия предметного мира, который создается усилиями дизайнеров;4-включенность дизайнера в процесс производства предметов, подразумевающая учет норм и запросов изготовителя;5-создание формы в том смысле, как она трактуется в европейской традиции, начиная с Аристотеля: не только как оболочка, но и суть («структурные и функциональные связи»).

 

 

17Хайдеггер

Вещь ни в коем случае не может рассматриваться как нечто  автономное и самодостаточное. Предметная среда создается людьми и существует только во взаимодействии с ними. Вещь возникает как ответ на определенную практическую или практически-духовную потребность. Только удовлетворяя ее, вещь является вещью. Вещественность вещи, однако, и не заключается в ее представленной предметности, и не поддается определению через  предметность предмета вообще"Согласно такому прочтению, вещи окружают человека раньше, чем становятся предметами. Качество вещности долгосрочнее качества предметности. Вещь — это часть бытия, а не только элемент культуры. Это форма в ее чистой непосредственной данности. Философ связывает бытие вещи со всем миром, из которого и в котором она возникает. Хайдеггер доходит до истоков и первоначальных смыслов вещи, не сводимых только к тем, что проявляются в процессе ее использования. Древнейшие значения делают вещь тем, что она есть. Человек может определиться только через то, что им не является. Это происходит посредством вещи. Приобретая космическое значение, вещь у Хайдеггера собирает воедино пространства и стихии. Предмет функционален, вещь не только такова. Предмет односторонен, вещь целостна. Через вещь бытие самоопределяется в качестве мира. этом  процессе человеческое "присутствие" становится бытием-в-мире, человек обретает себя. Поэтому мыслить предметно может инженер, вещественно — дизайнер. Вещь есть необходимая самостоятельная сущность, полнота бытия которой раскрывается только в отношении с человеком и через него.

 

18. Понятие «смысл». Смысл  вещи смыслов одной вещи может  быть несколько, с учетом уже  сложившихся стереотипов и понимания  вещи. 
То есть, чтобы понять смысл вещи, необходимо его прочувствовать. 
   Вещь в границах реалогии предстает как самоценное бытие, как единичность, не сводимая ни к материи, ни к идее. Вещь обладает особой лирической и мемориальной сущностью, которая возрастает по мере того как утрачивается технологическая новизна, товарная стоимость и эстетическая привлекательность вещи. Эта сущность, способная сживаться, сродняться с человеком, раскрывается все полнее по мере того, как другие свойства вещи отходят на задний план, обесцениваются, устаревают.. Мы говорим "предмет чего?" - производства, потребления, экспорта, изучения, обсуждения, разглядывания... но: "вещь чья?" - отца, сына, жены, подруги, попутчика... Предмет превращается в вещь лишь по мере своего духовного освоения. Вещи придают пространству свойства текста. С каждой вещью связаны определенное воспоминание, переживание, привычка, утрата или приобретение, раздвинувшийся жизненный горизонт. Обычность вещей как раз и свидетельствует об особой значительности, которой лишены вещи “необычные”, – о способности входить в обыкновение, срастаться со свойствами людей,

1.Эмоциональное впечатление

2.Историчесская вертикаль(использование)

3.Для кого, зачем, потребители.

4.Смысловая структура  веши

*онтологический уровень(форма, состовляющие, контраст, новые функции)

*функциональный смысл(для чего)

*знаковый смысл(индивидуальность)

*культурно-символический  смысл(Круг - идеальная по композиции, лаконичности и симметричности фигура. Круг - это движение, круговорот, цикличность. «Прозрачность» - олицетворение чистоты, искренности объекта (родниковая вода, хрусталь, драгоценные камни.)

*Актуальный смысл (с  т. зрения моды)

5.Концепция (для кого, и  использование)

6.Вывод( впечатление = анализ )

 

 

19. Дизайн как  эстетич ценность..Основные типы эстетич сознания в проектировании

Природа и сущность эстетического.

Эстет. первоначально возникает  только в своей положит. разновидности ,то есть как прекрасное Эстетически безобр—это преодоление без., сигнал о его вредоносности и снятие отриц. силы. Естественно в обществе, раздел. на классы не может быть всеобщего прекр.и благоприятного. Но и какая то соц. группа выступает как представитель общества а через него и челов—ва. Эстетич. отношение существовало как опред. псих. состояние на уровне чувств Формирование эстет. отношения, как необход. и объективно ценностного отношения особого рода формир. эстет. чувство. По мере развития чел. сознания происходит все более тесное и непосредств. взаимоД эмоций и разума. Это приводит к появлению поистине чел. чувств, кот. обладают большей инфо глубиной и широтой чем чувства жив. три слоя образований, кот. приводят к формир. Эстет. Отношения.1) объедин. значений объектов и образование на их базе некоего нового целого, 2) набор способов, выявления значений объектов и тех их реальных качеств кот. В этих значениях раскрывались бы.3) достижение коллективом и личностью целостности своей жизнедеят—ти, преодоление воздействия отриц. Продуктов соц. Жизнедеятельности

Информация о работе Шпаргалка по "История дизайна"