Тенденции развития современной театральной педагогики применительно к любительскому театральному творчеству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 21:27, дипломная работа

Описание работы

Цель: выявить тенденции развития современной театральной педагогики, применительно к любительскому театральному творчеству.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом нами сформулированы задачи исследования:
1. Рассмотреть и выявить принципы и сущность педагогических приемов К.С. Станиславского.
2. Рассмотреть театральную педагогику Л.А.Волкова и его методику профессионального воспитания учащихся.
3. Рассмотреть и проанализировать мнения выдающихся театральных мастеров о театральной педагогике.
4. Выявить функциональные компоненты любительского театрального искусства и их педагогические аспекты.
5. Определить современные проблемы учебно-воспитательной и творческой работы в любительском театральном коллективе.
6. Выявить новизну методов и принципов режиссеров-педагогов в работе с актерами любительских театральных коллективов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Исторические этапы развития театральной педагогики.
1.1. Принципы и сущность педагогических приемов К.С.Станиславского.…………………………………………………...……..9
1.2.Театральная педагогика Л.А.Волкова и его методика профессионального воспитания учащихся………………………………19
1.3. Тенденции развития педагогических направлений выдающихся театральных мастеров современности……………………………………..29

ГЛАВА II. Развитие театральной педагогики применительно к любительскому театральному творчеству.
2.1. Функциональные компоненты любительского театрального искусства и их педагогические аспекты……………………………..……………………….34
2.2. Современные проблемы учебно-воспитательной и творческой работы в любительском театральном коллективе.………………………………………42
2.3. Новизна методов и принципов режиссеров-педагогов в работе с актерами - любителями…………………………………………………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..63

Файлы: 1 файл

Диплом готовый.doc

— 296.00 Кб (Скачать файл)

 

 

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

ФАКУЛЬТЕТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

 

 

КАФЕДРА ТЕАТРАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

Тенденции развития современной театральной педагогики применительно к любительскому театральному творчеству.

 

 

 

Выпускная квалификационная

(дипломная) работа

студентки 51 РТК группы

Воржавиновой М.В.

 

Научный руководитель:

народный артист РФ,

профессор кафедры театрального творчества,

Черныш Н.К.

 

Рецензент: заслуженный работник культуры, доцент,

заведующая кафедры театрального творчества,

Дубянская В.Н.

 

 

 

Белгород 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. Исторические этапы развития театральной педагогики.

1.1. Принципы и сущность педагогических приемов К.С.Станиславского.…………………………………………………...……..9

1.2.Театральная педагогика Л.А.Волкова и его методика профессионального воспитания  учащихся………………………………19

1.3. Тенденции развития педагогических направлений выдающихся театральных мастеров современности……………………………………..29

 

ГЛАВА II. Развитие театральной педагогики применительно к любительскому театральному творчеству.

2.1. Функциональные компоненты любительского театрального искусства и их педагогические аспекты……………………………..……………………….34

2.2. Современные проблемы учебно-воспитательной и творческой работы в любительском театральном коллективе.………………………………………42

2.3. Новизна методов и принципов режиссеров-педагогов в работе с актерами - любителями…………………………………………………………….52

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….60

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..63

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….68

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

 

Пытаясь облечь в формулировки особенности XX века, который пока ещё не привыкли называть прошлым, его нередко называют то веком атома, то веком генетики, то веком режиссуры. Если говорить об искусстве театра, то последнее, безусловно, справедливо. Именно в XX веке театральная режиссура превратилась из административной должности в творческую профессию. Причем, если первые десятилетия века были периодом становления режиссуры, как ведущей составляющей театрального процесса, когда режиссер прошел путь от скромного «разводящего» господ актеров XIX века до гордого «автора спектакля», то уже тридцатые годы были отмечены созданием государственной системы обучения режиссеров - педагогов в театральных ВУЗах страны. Режиссура, осознав себя уникальной профессией, стала планомерно готовить воспроизводство своих кадров, определились функции режиссера. Были сформулированы учебные программы и планы, определились сроки обучения режиссерско-педагогическим навыкам. Профессиональное высшее образование режиссеров действительно стало огромным завоеванием русской театральной системы. Ведь многие, даже ведущие театральные страны мира по-прежнему не имеют системы высшего режиссерского образования.

Синтетический характер театрального искусства является эффективным и уникальным средством художественно-эстетического воспитания учащихся, благодаря которому молодежный любительский театр занимает существенное место в общей системе художественно-эстетического воспитания детей и юношества. При этом, как нам кажется, особенно важным является работа педагогов в приобщении учащихся к настоящему театральному искусству.

Основоположником театральной педагогики в России стал основатель МХАТ Константин Сергеевич Станиславский. Многие актеры и режиссеры этого театра стали видными театральными педагогами. Собственно с них начинается театральная педагогическая традиция, которая существует по сей день в наших ВУЗах.

Актуальность исследования. Современное знание о состоянии педагогики в любительском театре помимо практических потребностей, представляет интерес в плане изучения истории развития театральной мысли, а значит и в формировании будущего любительской сцены. Сдвиги в области театральной эстетики, теории и практики театральной педагогики делают немыслимым постоянство методических установок. Нелепо было бы отвергать ценность опыта и традиций, как и предполагать возможность развития теории и практики педагогики любительской сцены без постоянного научного анализа и практического поиска.

Мы утверждаем, что любительский театр играет крайне важную роль в культурной жизни общества. Это и сохранение традиционных нравственно-эстетических устоев, традиций, присущих нашей культуре, воспитание бескорыстного служения любимому делу, чувства коллективизма. Именно эти аспекты социокультурной жизни в настоящее время, как мне кажется, требуют особого внимания со стороны всех, кому небезразлично состояние дел в духовной жизни общества. Состояние профессиональной сцены во многом обусловливается состоянием театра любительского, так как именно в нем появляются не только новые творческие кадры, но и многие художественные идеи, дающие направление развития профессионального искусства и театральной педагогики в целом. Точно так же можно говорить о глубоком влиянии профессиональной театрально-педагогической мысли на процессы, происходящие в сфере педагогики любительского театра.

Мы предполагаем, что на сегодняшний день существует кризис современного театрального образования, нехватка новых театрально - педагогических лидеров и новых идей, а вследствие этого нехватка квалифицированных педагогических кадров в детской и юношеской театральной самодеятельности. Слишком недавно, как нам кажется, началось научное исследование и обоснование методик преподавания режиссуры - самой молодой театральной профессии. И слишком много белых пятен в научном осмыслении современной сценической педагогики. Они порой относятся к целым режиссерско-педагогическим направлениям и школам. Без их исследования и анализа, без соотнесения с более общими вопросами искусства режиссуры невозможно ответить на многие фундаментальные вопросы. Практические и методологические потребности современной театральной педагогики в области режиссуры настоятельно требует восполнения этих пробелов, требуют углубленного осмысления процессов режиссерско-педагогической преемственности. Именно поэтому темой  исследования настоящей работы стала «Тенденции развития современной театральной педагогики, применительно к любительскому театральному творчеству»

Ссылаемся в нашей работе на то, что сегодня театральная школа со своеобразной методикой педагогики, созданная когда-то великими мастерами, основателями педагогически направленного театра для детей - уходит. Люди, занявшие места в руководстве российских театральных школ, в подавляющем большинстве, люди - утратившие или не имеющие своей "сверх задачей" деятельность, по выявлению и развитию нравственно-эстетического миропонимания студентов.

На сегодняшний день, по нашему мнению, театр, как созидатель эстетического мировоззрения, как воспитатель духовного начала в человеке превращается в искусство обмана. Зачастую происходит проявление внешних качеств актера, а не полноценного внутреннего проживания.

Даже практики театрального искусства отмечают, что сегодня несомненным является положение о том, что «в театре самая острая и насущная творческая проблема - именно педагогика». При этом процесс педагогизации театральной практики может и должен идти в двух направлениях. Условно эти направления можно обозначить так: внутри театрального коллектива (аутентичный аспект театральной педагогики) и вовне (социокультурный ее аспект). Аутентичный аспект театральной педагогики представляет собой процесс воспитания молодых актеров и педагогическую работу с труппой театра, нацеленную на расширение творческого диапазона актеров среднего и старшего поколения в процессе театрально-постановочной работы. Социокультурный аспект заключается во всесторонней просветительской и педагогической работе с публикой театра, прежде всего, с детским и молодежным ее составом. Гармоничное сочетание двух этих одинаково важных функций - художественной и просветительской удается далеко не всегда. При этом абсолютизация любой из этих функций и забвение другой неизменно ведет театр к краху.[4; 45]

Научная новизна работы. В настоящей работе нами предпринята попытка связать воедино работу с учащимися и студентами на историческом и современном этапе и, тем самым, выявить основные принципы развития театральной педагогики применительно к любительскому театральному творчеству. Эта область театральной педагогики в теории и практике советской и российской театральной науки развита не так основательно. 
 Степень изученности. Из работ, посвященных этой проблематике, стоит упомянуть книгу Бурова А.Г. «Режиссура и педагогика», а также таких авторов, как  Ганелин Е.Р. «Проблемы современной театральной педагогики и любительский театр», Рыбаков П. «Театр и время». Интересную информацию о проблемах и перспективах театрального образования предоставляет нам сборник научных трудов ЛГИТМИКа. 

О тенденциях развития театральной педагогики сегодня говорят и пишут многие мастера сцены. Среди них Александр Калягин и Петр Фоменко. Издаются пособия, в которых предоставлены наследия известных театральных режиссеров. Такое пособие в 2007 году было издано под редакцией Цукасова С.В., который раскрыл в полной мере принципы театральной педагогики Л.А.Волкова.

Почти никто из авторов в последнее время не предпринимал сколько-нибудь серьезных попыток освещения вопросов театральной любительской педагогики в том объеме, который соответствовал бы значению темы. Анализируя опыт профессиональной театральной педагогики, мы опираемся на те элементы этого опыта, которые, как нам представляется, в наибольшей мере применимы в работе с актерами-любителями.

Для разработки поставленных нами проблем научно – исследовательской работы, необходимо определить границы исследования.

Цель: выявить тенденции развития современной театральной педагогики, применительно к любительскому театральному творчеству.

Объект исследования - любительское театральное творчество.

Предмет исследования — театральная педагогика.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом нами сформулированы задачи исследования:

1. Рассмотреть и выявить принципы  и сущность педагогических приемов К.С. Станиславского.

2. Рассмотреть театральную педагогику Л.А.Волкова и его методику профессионального воспитания учащихся.

3. Рассмотреть и проанализировать мнения выдающихся театральных мастеров о театральной педагогике.

4. Выявить функциональные компоненты любительского театрального искусства и их педагогические аспекты.

5. Определить современные проблемы учебно-воспитательной и творческой работы в любительском театральном коллективе.

6. Выявить новизну методов и принципов режиссеров-педагогов в работе с актерами любительских  театральных коллективов.

Гипотеза исследования основана на предположении, что развитие современной театральной  педагогики применительно к любительскому творчеству будет эффективно в том случае, если:

  1. Раскрыта сущность любительского театрального творчества.
  2. Разработаны и реализованы технологии подготовки режиссеров-педагогов.
  3. Выявлены педагогические принципы в работе режиссеров с актерами-любителями.
  4. Созданы и разработаны новые методики по формированию индивидуально-творческих проявлений учащихся с целью повышения их практических навыков

Научно-практическая значимость исследования. В работе собран и обобщен оказавшийся доступным мне материал по театральной педагогике и любительском театральном творчестве. Теоретическое значение научно - исследовательской работы определяется возможностью применения ее основных выводов на практике. Материалы работы могут быть использованы в историко-культурных исследованиях, а также теоретиками и практиками искусства, деятельность которых непосредственно связана с предметом исследования — театральной педагогикой любительского театра, в спецкурсах и мастер-классах для руководителей детских и взрослых любительских коллективов, курсах для аспирантов драматических факультетов, учтены при разработке методических пособий и учебников для актерских и режиссерских классов ВУЗов, готовящих кадры для работы с любителями, и гуманитарных факультетов высшей школы иного профиля. Вместе с тем, практические программы, упражнения и методические разработки, изложенные в приложениях к настоящей работе, могут оказать весомую помощь всем энтузиастам любительского театра в повседневной студийной и сценической практике.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, три главы по два вопроса, заключение, список литературы и приложение.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Исторические этапы развития театральной педагогики.

    1. Принципы и сущность педагогических приемов

К.С. Станиславского.

 

 

Театр многообразен. Существует в нем множество школ и направлений. Однако мы считаем, что лишь учение Станиславского стало знаменем мирового театра ХХ века. Почему? Потому что Константин Сергеевич разрабатывал коренные принципы этого театра, тогда как многие крупнейшие мастера остались на уровне разработки лишь приемов и направлений или занимались попытками дальнейшего развития принципов К.С.Станиславского. Сам же он, создав систему приемов воспитания актера и работы с ним, среди которых были и ошибочные, и отброшенные им самим, оставался неизменно верным своим принципам. И последователи его, и его эпигоны, как мне кажется, зачастую ограничивают постижение наследия К.С.Станиславского изучением и канонизацией его приемов, не пытаясь проникнуть в далеко еще не познанные глубины его художественных принципов. Никакие самые значительные титулы и определения не смогут передать то сущностное, что внёс он в теорию и практику мирового театра. Человек, впервые создавший науку о творчестве актёра, разработавший продуманную и очень живую (несмотря на деятельность последующих «интерпретаторов») методику воспитания артиста театра, создатель особой модели театра, прекрасный актёр и многое-многое другое – всё это Константин Сергеевич Станиславский.

С именем К.С.Станиславского связана целая эпоха жизни русского сценического искусства. Созданная им система актерского творчества принадлежит настоящему и будущему театра. К.С.Станиславский разрабатывал основы материалистической теории сценического реализма, обеспечивающей дальнейший прогресс театрального искусства.[10; 7]

В книге «Моя жизнь в искусстве» К.С. Станиславский сравнивает свои открытия в области сценического творчества с крупицами драгоценного металла, добытыми путем долголетних упорных исканий. Он говорит о «системе» как о своем завещании молодежи и будущим поколениям театральных деятелей, как о важнейшем итоге всей своей творческой жизни.

Можно проследить, как постепенно из актерской, режиссерской и педагогической практики К.С.Станиславского выкристаллизовывалась его сценическая теория и как эта теория в свою очередь направляла его творческую практику. Вооруженный сценической теорией, К.С.Станиславский продолжал всю свою жизнь овладевать вершинами художественного мастерства.

Информация о работе Тенденции развития современной театральной педагогики применительно к любительскому театральному творчеству