Версальский дворец. Проблема стиля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 11:18, лекция

Описание работы

Версальский дворцово-паркового ансамбль во второй половине XVII века. 1.1. История строительства Версаля. Вторая половина XVII века - период развития классицизма во французской архитектуре. Несмотря на четкий план, лежащий в основе, отдельные части этого ансамбля далеки от полного единства. В особенности разнообразна в стилистическом отношении архитектура фасадов дворца, обращенных к городу. В создании Версальского дворца основные его авторы, Лево и Мансар, отталкивались от итальянской архитектуры. Большой ордер - основной мотив Версальской архитектуры. Он присутствует на западном фасаде дворца, а также в более поздних постройках - Большом и Малом Трианоне.

Файлы: 1 файл

Творческое задание2.docx

— 134.65 Кб (Скачать файл)

Творческое задание: целостный анализ. Версальский дворец. Проблема стиля

Версальский дворцово-паркового  ансамбль во второй половине XVII века. 1.1. История строительства Версаля. Вторая половина XVII века - период развития классицизма во французской архитектуре.  Несмотря на четкий план, лежащий в основе, отдельные части этого ансамбля далеки от полного единства. В особенности разнообразна в стилистическом отношении архитектура фасадов дворца, обращенных к городу. В создании Версальского дворца основные его авторы, Лево и Мансар, отталкивались от итальянской архитектуры. Большой ордер - основной мотив Версальской архитектуры. Он присутствует на западном фасаде дворца, а также в более поздних постройках - Большом и Малом Трианоне. Характер ордеров, применяемых в Версале, типичен для построек Палладио и Виньолы, - варьируются только декоративные детали, капители. Так, например, Лебрен создал так называемый "французский ордер", поместив в капителях эмблемы Людовика XIV - лилию и солнце. Как правило, фасад Версаля не отвечает внутренней планировке дворца. Наружная архитектура маскирует назначения различных частей здания, предполагаемых для бытового обслуживания. Поэтому архитектура приобретает ярко выраженный представительный характер, отвечающий духу абсолютизма. Интерьеры дворца также были созданы за несколько строительных периодов. В них особенно явственны принципы "большого стиля" французского искусства времени Людовика XIV, то есть сочетание трезвой логики композиции с декоративной обогащенностью форм. В центральной части дворца размещалась королевская семья, а в огромных крыльях находилась стража и придворные. Парадные комнаты королевской четы занимали второй этаж. Каждая комната посвящалась различным античным божествам, имена которых аллегорически связывались с членами королевской семьи. На плафонах и над каминами изображены сцены из жизни богов, а по стенам висели станковые картины, составившие позднее первый фонд Лувра. Интерьер церкви, законченной в 1710 году Робером де Коттом, составляет одно из звеньев в общей художественно единой цепи парадных интерьеров дворца; он полон светского блеска и утонченной пышности. Интерьер центральной части дворца значительно богаче по многообразию привлекаемых художественных средств, чем фасады. Этот принцип взаимосвязи наружного и внутреннего облика сооружения, сформировавшийся в Версале, получил позднее широкое распространение в отелях рококо. Почти все интерьеры центральной части дворца были выполнены самим Лебреном, при постоянной консультации братьев Перро. Лебреном были привлечены крупнейшие живописцы, скульпторы, медники, резчики и организована специальная школа. Под руководством Лебрена работала гобеленная мануфактура и двести пятьдесят рабочих. В период работы с Лево творчество Лебрена имело барочные тенденции, ярко выраженные в лестнице послов, которая ведет к большим апартаментам короля. Мастер пользуется приемами иллюзорной перспективы, примененной весьма умело и интересно. Семидесятиметровая Большая, или Зеркальная, галерея служила для торжественных входов, балов, празднеств. В Зеркальной галерее придворные собирались в надежде увидеть короля, когда он каждое утро направлялся в часовню (часто этим пользовались для подачи прошений). В этом грандиозном сооружении выражено чувство меры и гармонии, здесь господствует строгая уравновешенность и величавость. Одна из длинных стен зала образована рядом высоких закругленных окон, открывающих вид на бесконечные дали парка; противоположная стена составлена из зеркал, расположенных подобным же образом. Это оригинальное решение освобождает громадный зал от тяжеловесности, придает ему простой, ровный ритм. Только массивный свод с фресками Лебрена вносит в этот ансамбль обычное для Версаля ощущение подчеркнутой пышности. Зеркальная галерея завершается залами Войны и Мира. Зал Войны посвящен победам Людовика XIV над соседними державами во время Голландской войны. Украшение стен в нем строится на правильных овалах и прямоугольниках, но их очертания перерезают металлические фигуры и трофеи. Проект зала в целом принадлежит Лебрену, а громадный овальный рельеф, изображающий Людовика XIV в образе древнего война, мчащегося на коне, выполнен Антуаном Куазевоксом (1640-1720). Куазевокс, с 1660 года работавший в качестве придворного скульптора и наводнивший Версаль своими произведениями, был несомненно, одним из крупнейших мастеров своего времени. Покои королевских апартаментов были расположены с таким расчетом, чтобы между исходным пунктом движения (Лестницей послов) и его конечной точкой (Королевской спальней) было наибольшее число промежуточных звеньев. Эта последовательность покоев сказывается и в красочной, и в пространственном решении отдельных интерьеров. Их архитектура в Версальском дворце стремится к созданию в каждом зале целостного пространственного впечатления с легким выделением задней стены. В зале Дианы а этой стене расположен погрудный портрет Людовика работы Бернини, в зале Венеры - его портрет в образе римского война Варэна. Каждый зал имел как бы свою лицевую сторону, свой фасад. Анфиладный принцип планировки торжествует и в знаменитой Зеркальной галерее. Это в сущности не тронный зал, а настоящий проспект длинною 173 метра. Здесь было важно украсить свод и стены так, чтобы не перегружать пространства и не чинить препятствий людскому потоку. Лебрен разместил на своде изображения побед Людовика. Живопись потеряла самостоятельное значение, но зато пространство приобрело изящество и легкость. Вместо гобеленов, картин статуй, приковывающих внимание и останавливающих зрителя, галерея покрыта легкими, широкими зеркалами. В анфиладное расположение помещений включена также капелла. Правда, с наружной стороны она кажется инородным телом, но внутри она связана с анфиладой парадных зал посредством особого вестибюля, который прямо примыкает к хорам. В систему анфилад включена даже королевская спальня. Только низкая балюстрада отделяет ложе короля от текущего мимо потока придворных. Жилые помещения приносятся в жертву парадным залам. В этом смысле Версаль является законченным типом парадного расположения помещений, характерного для абсолютизма XVIII века. Интерьеры Версаля порывают с традицией XVI века. Потолки всегда гладкие или сводчатые, покрытые росписями с аллегорическими сюжетами. На появляются филенки из мрамора, штукатурки или бронзы. Лестницы, обычно до XVII века винтовые, приобретают в эту эпоху прямые марши, с широкими площадками, с балюстрадами и железными решетками. В основном применяется позолота на белом фоне, полихромия играет весьма ограниченную роль. Сооружения, расположенные рядом с дворцом, едины с ним по своим архитектурным образам. Оранжерея Лево в 1681 -1688 годах была увеличена в четыре раза и перестроена Мансаром по образцу римских терм. С южным партером ее соединяют две колоссальные лестницы, между которыми она и размещена. Кажется, что идея грандиозного нашла свою форму в образе этих лестниц. При взгляде от партера Швейцарцев, лежащего у подножия оранжереи, особенно ярко вырисовывается смысл всего замысла. Масштабы лестниц, огромные плоскости которых как бы уходят в небо, несоизмеримы с человеком: они созданы для царящей здесь "идеи". В этом же плане построены Мансаром в 1679-1686 годах Большие и Малые конюшни (напротив дворца, со стороны города ). Они заняли место между лучами трезубца дорог.

 

Творческое задание: целостный  анализ. Собор Св. Петра в Риме. Проекты Д. Браманте,  Б. Перуцци, Рафаэля,      А. да Сангалло Младший,  Микеланджело. Площадь собора Св. Петра в Риме (архитектор Л. Бернини).

Собор Святого Петра расположен к западу от центра Рима, на территории суверенного государства Ватикан. История рассказывает, что на месте  нынешнего собора Святого Петра  и прилегающей к нему площади  в древнеримские времена находился  цирк, на арене которого в правление  императора Нерона предавали мученической смерти христиан. В 67 году сюда после  судилища был приведен и апостол  Петр. Петр попросил, чтобы казнь  его не уподобляли Христовой. Тогда  он был распят головой вниз. Святой Климент, тогдашний Римский Епископ, и верные ученики апостола сняли  его тело с креста и похоронили в расположенном неподалеку гроте.

В 326 году в память об этом император Константин повелел построить  на святом месте базилику во имя  Святого Петра, которая простояла  более тысячелетия. Когда она совсем обветшала, папа римский Николай V в 1452 году решил начать строительство грандиозного нового собора. Но после его смерти в 1455 году работы были надолго приостановлены, и лишь в 1506 году папа Юлий II поручил знаменитому архитектору Браманте возобновить строительство.

Браманте задумал церковь в виде греческого равностороннего креста. После его смерти работа по перестройке собора была поручена Рафаэлю, который перепроектировал церковь в виде креста латинского, то есть вытянутого в длину. После Рафаэля строительство собора возглавил Микеланджело Буонаротти. Однако смерть не дала мастеру довести задуманное до конца. Архитекторы Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана по проекту Микеланджело возвели два купола: внутренний, округлый, и внешний, вытянутый вверх. Карло Мадерно достроил продольные капеллы и оформил фасад собора. Наконец, 18 ноября 1626 года, в 1300-летний юбилей первой базилики, Папа Урбан VIII освятил новый собор.

Новый алтарь поставили на месте прежнего и в полу прорубили  «окошечко» – Confessio, через которое верующие могли обратиться взором к гробнице Святого Петра, сокрытой глубоко под землей. Раскопки, проведенные в 1940-х годах в подземельях собора, доказали, что под алтарной частью собора находится большой некрополь римского времени, в центре которого — гробница апостола. Об этом свидетельствовали многочисленные факты, включая надписи и изображения.

До 1990 года собор Святого  Петра в Риме являлся самым  большим христианским храмом в мире (в 1990 г. его превзошел собор в  Ямусукро, столице африканского государства  Кот-д’Иву-ар — бывший Берег Слоновой Кости). В память об этом строители собора вмуровали в пол мраморные плиты с указанием размеров самых крупных в мире храмов. Размеры собора просто потрясают. Его площадь 22 067 кв. м. Высота собора составляет 189 м, длина без портика — 186,36 м, а с портиком — 211,5 м.

Перед входом в собор возвышаются  огромные статуи святых апостолов Петра  и Павла. Петр держит в руках ключи  от Царствия Небесного, врученные ему  Христом. В собор ведут пять дверей. Последняя с правой стороны —  Святая, и открывается она лишь в Святой, или юбилейный год, отмечаемый каждую четверть века. В древности  начало юбилейного года знаменовалось  звуком сделанной из козлиного рога трубы, называемой yobel, откуда и произошло слово «юбилей». Святая дверь с бронзовым крестом и небольшим квадратным ящичком, в котором хранится ключ от нее, замурована бетоном. Через каждые 25 лет накануне Рождества перед юбилейным годом бетон разбивается. В соответствии со специальным ритуалом после троекратного коленопреклонения и трех ударов молота Святая дверь распахивается, и Папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет.

Огромные бронзовые двери  центрального входа принадлежат  работе флорентийского мастера Филарета (XV в.). В их верхней части изображены большие фигуры сидящих на троне Христа и Богоматери. В центре — апостолы Петр и Павел. В двух нижних клеймах изображены сцены судилища у Нерона и последующей казни апостолов: усекновение главы святого Павла и распятие святого Петра. Двери обрамляют многочисленные сценки на темы древних мифов (Леда и Лебедь, Ромул и Рем, похищение сабинянок) и басен Эзопа («Волк и ягненок», «Лиса и журавль», «Ворона и лисица»), затейливый растительный орнамент, а также портреты императоров и других выдающихся людей того времени. Над дверями помещен мраморный барельеф Бернини «Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного». С внутренней стороны дверей можно увидеть клеймо изготовившего их мастера, изобразившего себя верхом на осле во главе процессии помощников, следующих за ним каждый со своим орудием труда (молотком, зубилом, циркулем и пр.).

На полу собора обращает на себя внимание большой круг из порфира. Он обозначает место, где в Рождественскую ночь 800 года Карл Великий, первый император  Священной Римской империи, преклонил  колени перед короновавшим его Папой  Львом III.

Убранство собора чрезвычайно  пышно. На протяжении веков его украшали выдающиеся мастера искусств. Храм производит незабываемое впечатление. Почти все изображения на стенах и сводах выполнены в технике  мозаики. Здесь находится скульптура «Пиета» («Оплакивание Христа») работы Микеланджело. Это, вероятно, наиболее часто воспроизводимое и наиболее знаменитое произведение мастера. Несколько лет назад маньяк повредил статую. Сейчас она отреставрирована и закрыта колпаком из пуленепробиваемого стекла.

Громадный купол собора Святого  Петра, сооруженный по проекту Микеланджело, взмывает вверх, словно поднятое ветром легкое полотнище. Его диаметр составляет 42 м, и в Риме его называют cupollone («куполище»). По фризу купола и далее по фризу всей церкви тянется мозаичная надпись по-гречески и по-латыни со словами Христа: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; и дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

К основанию купола ведет  пологая лестница и лифт. Стены  лестничного прохода украшают автографы  побывавших здесь коронованных особ. Лестница выводит на опоясывающий купол  внутренний балкон, с которого можно  видеть всю алтарную часть собора. Под куполом расположились сувенирные мастерские и лавочки и почтовое отделение, где на открытках ставится штамп «Кровля Святого Петра». Отсюда можно попасть на вершину  купола, с высоты которого открывается  круговая панорама Вечного города и  его окрестностей. 
Внутреннюю поверхность купола украшают изображения четырех евангелистов: Матфей — с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия, Марк — со львом, Лука — с волом, Иоанн — с орлом. Лев, орел и вол — так называемые апокалиптические звери, о которых Иоанн Богослов в «Апокалипсисе» пишет как о животных, которые окружали престол Бога (Откр. 4:6—8).

В центре собора возвышается  великолепный алтарь с неугасимыми  лампадами. Они возжжены над ракой с потемневшим от времени гробом, где хранится часть мощей апостола Петра. Алтарь этот называется папским, поскольку служить перед ним мессу может только Папа Римский. Над алтарем установлен огромный бронзовый балдахин работы Бернини, вознесенный на витых колоннах на высоту 29 м. Необычная форма колонн повторяет силуэт витой колонны из храма Соломона, привезенной в Рим после взятия Иерусалима. Хотя в интерьере собора алтарь и не выглядит особенно большим, но по высоте он равен четырехэтажному зданию. Неподалеку расположена бронзовая фигура святого Петра, сидящего на папском престоле и держащего в руке ключи от Царствия Небесного. Ступни апостола уже побелели и стерлись от прикосновений верующих: по поверью, если загадать желание и, держась рукой за стопу Петра, с верой попросить об исполнении задуманного, то все непременно сбудется.

В центральной апсиде собора находится вознесенная высоко над  землей кафедра, инкрустированная слоновой костью, с которой, по преданию, проповедовал еще святой Петр. Ее обрамляют статуи отцов римской и греческой  христианских церквей. Над кафедрой, в небольшом окне, сделанном из тонких алебастровых пластинок, неугасимым светом сияет голубь, парящий в солнечных лучах, —символ Святого Духа.

В левой части трансепта  располагаются три алтаря. В центральном помещена мозаика, изображающая мученическую смерть святых Прочессо и Мартиниана, охранявших апостола Петра в Мамертинской тюрьме. В центре левого алтаря — мозаичная копия с картины Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма», а по бокам — круглые медальоны с изображением святых князя Владимира и Ольги, принесших веру Христову на Русскую землю. Напротив — портрет Венцеслава, короля Богемии, а в центре и по бокам — медальоны с изображением славянских учителей Кирилла и Мефодия.

По всему периметру  собора идет вереница капелл, где находятся  выдающиеся произведения искусства, драгоценные  реликвии христианства, многочисленные гробницы Римских Епископов, королей  и императоров. В соборной ризнице  находится мраморная доска с  именами всех Верховных Понтификов, похороненных в соборе, начиная с  первого — апостола Петра. Многочисленные надгробия Римских Пап, установленные  в соборе, в большинстве своем  являются произведениями искусства, выполненными великими мастерами — Джотто, Бернини, Микеланджело, Гульельмо делла Порта, Торвальдсеном.

В соборе хранится копье сотника  Лонгина — то самое, которым был пронзен на кресте Иисус. Оно попало в Рим из Константинополя, когда после захвата византийской столицы турками султан Баязет прислал в дар Папе хранившийся в Софийском соборе греческой столицы наконечник копья. С той поры копье сотника Лонгина находится в Ватикане. А в одной из капелл хранится часть мощей св. Иоанна, архиепископа Константинопольского (начало VB.), за дивное красноречие нареченного Златоустом.

Центральный алтарь капеллы  Крещения украшает мозаика «Крещение  Христа». Стоящая здесь крещальная купель сделана из мраморной крышки гроба императора Отгона II (X в.), единственного императора германского происхождения, похороненного в соборе. Рядом с капеллой установлен памятник Марии Собеской, жене короля Джеймса III Стюарта (XVIII в.), умершей при родах последнего ребенка. На этом угас королевский род Стюартов.

Далее стоит саркофаг Папы Льва XI. В 1605 году он служил знаменитую мессу, когда будущий король Франции  Генрих IV, первый из династии Бурбонов, отрекшись от протестантской веры, перешел в католичество, чтобы получить права на королевский престол. Папа Лев XI знаменит также тем, что пробыл на папском престоле всего двадцать семь дней. 
Следующая капелла расположена на месте распятия святого Петра. Ее украшают три алтаря и мозаичная копия с картины Гвидо Рени «Распятие святого Петра». Другая капелла, капелла Колонны, названа так по древней иконе, которая представляет собой фрагмент колонны с написанным на нем ликом Богоматери. В этой капелле покоятся останки нескольких Пап, в том числе Льва I Великого. Рельеф, выполненный из белого мрамора мастером Альгарди (XVII в.), изображает легендарную сцену, на которой Папа Лев I, выйдя навстречу полчищам гуннов с одним только крестом в руках, обратил их в паническое бегство, сказав предводителю варваров Атилле, что Рим будут защищать не воины, а святые апостолы Петр и Павел.

Информация о работе Версальский дворец. Проблема стиля