Версальский дворец. Проблема стиля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 11:18, лекция

Описание работы

Версальский дворцово-паркового ансамбль во второй половине XVII века. 1.1. История строительства Версаля. Вторая половина XVII века - период развития классицизма во французской архитектуре. Несмотря на четкий план, лежащий в основе, отдельные части этого ансамбля далеки от полного единства. В особенности разнообразна в стилистическом отношении архитектура фасадов дворца, обращенных к городу. В создании Версальского дворца основные его авторы, Лево и Мансар, отталкивались от итальянской архитектуры. Большой ордер - основной мотив Версальской архитектуры. Он присутствует на западном фасаде дворца, а также в более поздних постройках - Большом и Малом Трианоне.

Файлы: 1 файл

Творческое задание2.docx

— 134.65 Кб (Скачать файл)
  • Парк Ольденбургского (1838—1839, архитектор В. П. Стасов, Знаменская улица, 29) — бывшая дача принцаП. Г. Ольденбургского. Все эти постройки были разрушены, в основном во время войны[33].
  • Дворцово-парковый ансамбль «Собственная дача» (1844—1850, архитектор А. И. Штакеншнейдер) — сочетание регулярного и пейзажного парка, дворец в стиле необарокко, Свято-Троицкая церковь в стиле барокко с одним многогранным куполом[33].
  • Дворцово-парковый ансамбль «Сергиевка» — бывшее имение дочери императора Николая I Марии Николаевны и её мужа герцога Лейхтенбергского. Архитектор А. И. Штакеншнейдер в 1839—1842 годах строит здесь в стиле классицизмазагородный дворец Лейхтенбергских. Помимо дворца Штакеншнейдер возвёл Кухонный и Гофмейстерский корпуса, а в 1845—1846 годах покрытую мрамором Капеллу (не сохранилась). Вокруг был разбит пейзажный парк.

Архитектура города

  • Дача Струкова (1827—1828, архитектор В. Ф. Федосеев, Санкт-Петербургский проспект, 11) — дом поручика Струкова, служившего в лейб-гвардии Уланском полку. Компактное здание, увенчанное круглой башней, стало впоследствии районным Дворцом бракосочетания.
  • Здание почты (1850—1854, архитекторы Н. Л. Бенуа, А. К. Кавос, Санкт-Петербургский проспект) — здание в готическом стиле. Центральный фасад прорезан на три оси, а два боковых флигеля решены в виде зубчатых башен, пронзающих небесный свод на фоне густой зелени. По обе стороны Почты, простирается зубчатая ограда и двое ворот с кованной решеткой, аналогичной створкам Конюшен, а во дворе располагаются два служебных корпуса и каретный сарай.
  • Дворцовые конюшни (1848—1855, архитектор Н. Л. Бенуа, улица Аврова, 2) — комплекс в готическом стиле Императорских конюшен, занимающий целый квартал. Боковые фасады венчает анфилада двух главных ворот. С советского времени используется, как санаторий «Петродворец»[18].

 

 

  • Усадьба Гейрота (1853, архитектор А. И. Штакеншнейдер, Никольская улица, 11) — комплекс усадьбы (деревянная дача и каменный особняк с кариатидами и львами) первого историка Петергофа А. Ф. Гейрота, возведенный на берегу Ольгиного пруда[33].
  • Фрейлинские дома (1853—1858, архитектор Н. Л. Бенуа, Дворцовая площадь) — два дома в стиле необарокко для летнего пребывания фрейлин. В одном из них находится «музей семьи Н. Бенуа».
  • Здание железнодорожного вокзала (станция Новый Петергоф) (1854—1857, архитектор Н. Л. Бенуа) — под него заходят два пути, против которых с внутренней стороны устроили платформы. Решенное в готическом стиле, и увенчанное четырехъярусной башней, напоминающей кремовый фонтан[18].
  • Дворцовый госпиталь (1857—1860, архитектор Н. Л. Бенуа) —
  • Дом Хрущёвых (1870-1880-е, Правленская улица, 16-18) — деревянный дом, декорированный пропильной резьбой, в котором жил еписком Николай (Ярушевич)[33].
  • Мужская гимназия (1879, архитектор Э. Л. Ган, Санкт-Петербургский проспект, 43) — двухэтажное здание бывшей Петергофской прогимназии Императора Александра II. Перестроена в 1903 году архитектором А. Н. Иоссом[34].
  • Собор Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла (1895—1904, проект Н. В. Султанова, постройкаВ. А. Косякова, Санкт-Петербургский проспект, 32/4) — действующий православный храм в псевдорусском стиле на берегу Ольгина пруда. Высота собора 60 метров, храм имеет пять шатровых глав.
  • Церковь преподобного Серафима Саровского (1904, архитектор Н. Н. Никонов, Ораниенбаумское шоссе, 11) — пятикупольное здание с высокой колокольней, исполненное в «русском стиле», бывшее подворье Серафимо-Дивеевского монастыря[33].
  • Памятник-обелиск «Защитникам Ленинграда» (1961).

Планировка

Граница Петергофа проходит от пересечения  улицы Крылова с урезом воды Финского залива, далее по оси границы с посёлком Стрельна на юг до пересечения с границей Ломоносовского района Ленинградской области, далее на запад по границе Санкт-Петербурга с Ломоносовским районом Ленинградской области до пересечения с границей города Ломоносова, далее вдоль границы с городом Ломоносовым до пересечения с урезом воды Финского залива и далее на восток по урезу воды Финского залива до пересечения с осью улицы Крылова[35][36]..

Город Петергоф состоит из четырех исторически  сложившихся частей, возникших изначально, как слободы при резиденции: Старый Петергоф, Средний Петергоф, Новый Петергоф и Егерская слобода[18].

 

Творческое  задание: целостный анализ. Архитектурно-парковый комплекс Гатчина.

 

Творческое задание: целостный анализ. Архитектурный  комплекс «Московский Кремль».

ХI — XIV вв

Первоначально Кремль служил укреплением  посёлка кривичей, возникшего на Боровицком холме, мысе при впадении р. Неглиннойв Москву-реку. Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 году. В 1156 году на территории современного Кремля были построены первые укрепления общей протяжённостью около 850 метров и площадью около 3 га. Укрепление было окружено рвом шириной 16-18 м и глубиной не менее 5 м. Земляной вал по ширине был около 14,5 м и 7 м по высоте. Для тех времён это была типичная средняя русская крепость. Вал был укреплён дубовыми брусьями, скреплявшимися на польский манер. В 1238 годуво время монголо-татарского нашествия Кремль был разрушен. С 1264 года являлся резиденцией московских удельных князей. В1339 году построены стены и башни из дуба.

 

 

В Кремле находилась самая древняя  московская церковь — Собор Спаса на Бору, или собор Спас-Преображения «что на Бору», построенный к 1330 году, к тысячелетию Константинополя — «Нового Рима».[1] Храм был уничтожен в 1933 году. Здесь были погребены московские князья и княгини, пока роль усыпальницы не перешла к Архангельскому собору для мужчин иВознесенскому монастырю (также разрушенному) для женщин. После учреждения Новоспасского монастыря в конце XV века собор Спаса на Бору получил статус придворного храма. В результате сооружения Кремлёвского дворца в период 1830—40 годов храм Спаса оказался вписанным во внутренний двор Дворца.

Другим древнейшим сооружением  был Чудов монастырь, основанный митрополитом Алексием в 1365 году, находился в восточной части территории Кремля, примыкая к Вознесенскому монастырю. Название получил по церкви Чуда Архангела Михаила в Хонех, ставшей впоследствии усыпальницей митрополита Алексия. В 1483 году на территории монастыря была сооружена Алексиевская церковь. По распоряжению чудовского архимандрита Геннадия в неё перенесли мощи митрополита Алексия. В 1501—03 годахдревнюю церковь Михаила Архангела сменил храм, возведённый итальянскими мастерами. В начале XX века в подклете Алексиевской церкви была сооружена усыпальница, где погребли останки великого князя Сергея Александровича, погибшего в Кремле в 1905 году от рук террористов. Склеп великого князя находился под полом, точно под ракой святителя Алексия. В 1929 году все постройки Чудова монастыря были снесены.

XIV—XVII вв

 

В 1367 году, при великом князе Дмитрии Донском, деревянные стены Кремля заменяются стенами и башнями из местного белого камня (по данным археологии каменными были башни и наиболее важные части стены, откуда была наибольшая опасность штурма). С этого периода в летописях часто встречается название — «Москва белокаменная». Увы, прочность материала оказалась недостаточной и сооружения «поплыли». При реставрации кремлевских стен и башен в 1946—1950 годах и в 1974—1978 годах внутри их кирпичной кладки, в нижних частях и фундаментах, были обнаружены белокаменные блоки, использованные в качестве забутовки. Возможно, что это и есть остатки белокаменных стен Кремля времени Дмитрия Донского.

Во второй половине XV века Московский Кремль перестраивается под руководством итальянских зодчих, в частности, Пьетро Антонио Солари (см.: Кастелло Сфорцеско). В проведенном с огромным размахом строительстве Кремля использовались достижения как русского, так и итальянского военно-инженерного искусства. В качестве основного материала для строительства был выбран обожженный кирпич. Многие здания, включая церкви, были спроектированы и возведены итальянскими мастерами. По замыслу зодчих центром кремля стала Соборная площадь с расположенными на ней Успенским собором (1475—79),Благовещенским собором (1484—89), Грановитой палатой (1487—91), Архангельским собором (1505—08) — (усыпальницей русских князей и царей) и колокольней Иван Великий. В отличие от главных построек Кремля, Благовещенский собор и церковь Ризоположения (1484—86), построенные русскими мастерами, гораздо более связаны со старыми русскими традициями.

В 1485—95 годах, при Иване III, фортификационные сооружения Кремля перестраиваются. Например, были заложены «Портомойные ворота» со стороны Москва реки. В 1508—16 годах на месте современной Красной площади был вырыт ров, вода в который поступала из реки Неглинной. Кремль становится неприступной крепостью, окружённой водой со всех сторон.

В 1610-12 гг. Кремль был занят польско-литовским гарнизоном А. Гонсевского. В XVII—XIX веках идёт активное строительство светских зданий, и кремлёвский ансамбль получает логическое завершение. В 1635—36 годах строится Теремной дворец, примыкающий к Грановитой палате. В XVII веке башни Кремля получают ярусные и шатровые завершения, приобретя современный облик.

XVIII — начало XX вв.

Архитектура Кремля

Стены и  башни Кремля

Основные статьи: Кремлёвская стена, Башни Московского Кремля

Существующие стены и башни  были построены в 1485—1516 годах. Общая протяжённость стен — 2235 м, высота от 5 до 19 м, толщина — от 3,5 до 6,5 м.[10] В плане стены образуют собой неправильный треугольник. Верх стены украшен зубцами в форме ласточкиного хвоста, всего зубцов по верху стены — 1045. Большинство зубцов имеет щелевидные бойницы. В стенах устроены широкие, перекрытые арками амбразуры. С наружней стороны стены гладкие, с внутренней оформлены арочными нишами — традиционный приём, призванный облегчить и упрочить конструкцию сооружения.[10]

Вдоль стен расположено 20 башен. 3 башни, стоящие в углах треугольника, имеют круглое сечение, остальные — квадратное. Самая высокая башня — Троицкая, она имеет высоту 79,3 м.

Большинство башен выполнено в  едином архитектурном стиле, приданном  им во второй половине XVII века. Из общего ансамбля выделяется Никольская башня, которая в начале XIX века была перестроена в псевдоготическом стиле.

В 1485—1516 годах строительство стен Кремля возглавляли зодчие Антон Фрязин, Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари и Алевиз Фрязин Старый. Кирпичные стены ставились по линии белокаменных, с небольшим отступлением наружу. Начиная от Спасской башни территория Кремля была увеличена в восточном направлении. Первой в 1485 году с южной стороны была заложенаТайницкая башня, а уже через пять лет вся южная часть крепости была построена. Для строительства стен и башень использовался крупный (30х14х17 см или 31х15х9 см.) кирпич весом до 8 кг каждый. Из кирпича выкладывались лицевые стенки, которые заполнялись белым камнем. Самые высокие стены были возведены вдоль Красной площади, где отсутствовала естественная водная преграда.[10]

Всходы на стены имели Спасская, Набатная, Константино-Еленинская, Троицкая, Боровицкая, Благовещенская и Петровская башни.[10] Изначально внутри стены через все башни имелся сквозной проход, перекрытый цилиндрическими сводами. Большая часть прохода была со временем засыпана строительным мусором, сохранился участок между Константино-Еленинской и Набатной башнями. Существовали также тайники и проходы под стенами, в ряде случаев выходившие далеко за линию укреплений.[11]

В начале XVIII века Неглинная была отведена дальше от стен. Для установки новых пушек на башнях были растёсаны бойницы. Тогда же сгорели изначально существующие тёсовые кровли стен. В 1702—1736 годах для постройки Арсенала была разобрана часть стены, позднее восстановленная. В 1771—1773 годах для строительство Кремлёвского дворца по проекту В. И. Баженоватакже разбиралась часть южной стены между Беклемишевской и Благовещенской башнями, которая позднее была восстановлена. В 1802—1805 годах осуществлялся капитальный ремонт башен, в ходе которого почти все отводные стрельницы были разобраны. Война 1812 года нанесла стенам тяжёлый урон, особенно пострадали Никольская башня, башни и стены вдоль Неглинной. Ремонт и восстановление уреплений проводились с 1817 по 1822 годы. В ходе ремонтных работ к внешнему облику Боровицкой и Водовзводной башен были добавлены псведоготические детали декора.[11]

В 1866—1870 годах была проведена реставрация  стен и башен Кремля архитекторами Н. А. Шохиным, П. А. Герасимовым,Ф. Ф. Рихтером, которые стремились придать постройкам их первоначальный вид. В процессе реставрации с Боровицкой башни исчезли псевдоготические декоративные детали, однако многие элементы подлинных деталей стен и башен Кремля были утрачены и заменены неточными копиями.[11] Ущерб башням и стенам был нанесён в ходе переделок второй половины XIX века в ходе приспособления их помещений под хозяйственные нужды.[11]

Пострадавшие в ходе революции  Никольская и Беклемишевская башни были отремонтированы в 1918 году. Обследование и частичная реставрация стен проводилась в 1931—1936 годах. В 1935—1937 годах на пяти башнях были установлены рубиновые пятиконечные звёзды. Следующая реставрация стен и башен Кремля проводилась в 1946—1953 годах, в ходе которой были очищены и отремонтированы прясла стен, восстановлены бойницы и парапеты, раскрыты детали на ряде башен, верхи Спасской, Троицкой и Никольской башен обиты листовой медью. В состав реставрационной комиссии входили видные учёные и реставраторы:И. Э. Грабарь, В. Н. Лазарев, М. В. Алпатов, П. Д. Корин, Д. П. Сухов и другие.[12]

 

Творческое  задание: целостный анализ. Русская  дворянская усадьба «Останкино».

 

целостный анализ. Донато Браманте. Храм Темпьетто

В центрическом здании, симметричном относительно вертикальной оси, архитекторы  эпохи Возрождения видели идеальный  образ античного храма, символически связанный с представлениями  о божественном начале, совершенстве и гармонии. Однако увлечение чистой формой вступало в противоречие с  практикой богослужения, в ходе которого служители церкви и прихожане  должны быть отделены друг от друга. Соединить  античное совершенство и требования христианства можно было в часовнях, посвященных памяти святых мучеников. К ним относится часовня-ротонда  Темпьетто («храмик») в монастыре Сан-Пьетро ин Монторио, построенная в Риме на месте мученической смерти апостола Петра. Небольшое здание увенчано полукруглый купол. Внутри целы (полого цилиндра) находится святилище, а снаружи храм окружен перистилем (внешней колоннадой). Высота целы равна радиусу перистиля. Цилиндр окружают 16 дорический колонн, пропорции которых в точности соответствуют античным образцам. Идеальное равновесие всех частей здания, совершенство форм и пропорций создают дух гармонии и единства.

Темпьетто построен на месте распятия апостола Петра, одного из двенадцати учеников Христа. В крипете под храмом находится отверстие: по преданию, оно было оставлено крестом, на котором апостол принял мученическую смерть.

Неустанно изучая античное наследие, Браманте работал над совершенствованием пропорций архитектурного сооружения. В 1506 году он получил заказ на строительство собора Св. Петра в Риме и применил свои открытия при проектировании огромного здания.

Архитектура ротонды Браманте

  1. План. Темпьетто стоит посреди маленького двора в монастыре Сан-Пьетро ин Монторио на Яникульском холме. Браманте собирался полностью изменить архитектуры двора, организовав его в форме концентрических кругов, повторяющих композиционную основу храма.
  2. Двор монастыря Сан-Пьетро ин Монторио. Часовня, зажатая в небольшом пространстве монастырского дворика, поражает монументальным величием, хотя ее диаметр составляет всего 4,5 метра. Чтобы оценить красоту Темпьетто, надо найти определенную точку зрения. Этим часовня похожа на античные храмы.
  3. Купол. Простые формы купола, укрепленного широкими ребрами, стали образцом для собора Св. Петра в Риме.
  4. Ниши. Оформление ниш в верхней части барабана продолжает традицию античного зодчества украшать здания скульптурой.
  5. Композиционная гармония. Знание законов перспективы и внимательное изучение памятников античности подтолкнуло Браманте к опытам с пропорциями и элементами ордерной системы. Находки художника значительно повлияли на развитие искусства Высокого Возрождения. Стремление к композиционной гармонии было шагом вперед – мастера Раннего Возрождения ограничивались<span class="Normal__C

Информация о работе Версальский дворец. Проблема стиля