Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 11:18, лекция
Версальский дворцово-паркового ансамбль во второй половине XVII века. 1.1. История строительства Версаля. Вторая половина XVII века - период развития классицизма во французской архитектуре. Несмотря на четкий план, лежащий в основе, отдельные части этого ансамбля далеки от полного единства. В особенности разнообразна в стилистическом отношении архитектура фасадов дворца, обращенных к городу. В создании Версальского дворца основные его авторы, Лево и Мансар, отталкивались от итальянской архитектуры. Большой ордер - основной мотив Версальской архитектуры. Он присутствует на западном фасаде дворца, а также в более поздних постройках - Большом и Малом Трианоне.
Мечеть состоит из двух основных частей: Патио де лос Наранхос (Апельсиновый двор), с многочисленными апельсиновыми и пальмовыми деревьями, куда можно попасть через Дверь Прощения (Puerta del Perdon), рядом с которой возвышаетсяминарет, и молитвенного зала, или харама. Входом в мечеть служит Пуэрта де Лас Пальмас: вглубь интерьера уходит череда из красно-белых арок (одна из характерных черт мавританской архитектуры), которые поддерживают более 800 сохранившихся колонн из мрамора, яшмы и оникса (ранее их насчитывалось 1293).
Мечеть в Кордове имеет несколько интересных особенностей: михраб (ниша в стене мечети, к которой обращаются лицом мусульмане во время молитвы) обращен на юг, а не на восток (к Мекке). По одной из версий, это задумка Абд ар-Рахмана (михраб обращен на юг в сторону реки, которая привела его в Кордову из родного Дамаска). Но в настоящее время распространена другая версия, согласно которой главный нефмечети был ориентирован в том же направлении, что и главная улица древнеримской Колонии Патриции (близ нынешней Кордовы). Другая особенность также связана с расположением михраба, который находится далеко не в центре мечети. Это произошло из-за того, что во время правления Аль-Мансура её пришлось расширять с восточной стороны, так как с южной стороны протекала река, а с западной располагался халифский дворец.
Построенный в 16 веке собор находится в самом центре мечети. Наличие внутри мусульманского храма христианской церкви является поистине уникальным фактом. Внутри собора находится готический хор, в котором расположена главная капелла. Сиденья в хоре 18-го века, вырезанные из антильского красного дерева, являются работой Педро Дуке Корнехо. На них изображено удивительное многообразие форм и фигур на мотивы Ветхого и Нового Завета, а также сцены из жизни Пресвятой Девы Марии. В нижнем ряду представлено 105 изображений святых.
Главное ретабло изготовлено из кабрского мрамора в 1618 году по заказу иезуита Алонсо Матиаса. Старинная живопись ретабло с изображениями кордовских святых была заменена другой, работы Паломино – автора огромного полотна со сценой Успения Богоматери, давшего название собору в 16 веке.
Напротив михраба расположена капелла Вильявисиоса, которая стала первой христианской капеллой, построенной в мечети. К капелле Вильявисиоса примыкает Королевская капелла, в которой были погребены Фердинанд IV и Альфонсо XI Кастильский (позднее их останки были перенесены в соборную церковь Сан Иполито).
Благодаря своей
внушительной истории и многочисленным
влияниям, мечеть в Кордове сочетает
в себе архитектурные стили многих
эпох. Южную часть здания украшает
византийская мозаика, а внутри собора
можно увидеть элементы различных
архитектурных стилей, которые преобладали
в 16 и 17 столетии. Отдельного упоминания
заслуживает кафедральная сокровищница.
Наиболее примечательным элементом
сокровищницы является дарохранительница (
Творческое задание: целостный анализ. Архитектурный комплекс «Коломенское».
Коломенское
село (с 1960 - в черте Москвы), бывшая великокняжеская и царская усадьба; архитектурный ансамбль XVI-XVII вв. на правом, высоком берегу р. Москва. Впервые упоминается около 1339. В Коломенском находится выдающийся памятник русской архитектуры, один из первых каменных шатровых храмов - церковь Вознесения (1532; кирпич с белокаменными деталями, высота около 60 м). Строго центричный и сильно вытянутый по вертикали массив церкви включает крестообразный в плане объём, стоящий на подклете, затем восьмерик и высокий восьмигранный шатёр с плоской главкой. Узкие пилястры, стреловидные обрамления окон, вытянутые пропорции килевидных кокошников и каменных аркад лестниц и гульбища подчёркивают динамичную устремлённость храма вверх. В комплекс Коломенского входит также пятистолпная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяковском (1547), предвосхитившая архитектуру Василия Блаженного храма, храм-колокольня Георгия Победоносца (XVI в.), Казанская церковь (1660-е гг.), двое въездных ворот (1670-е гг.). В 1667-71 в Коломенском был сооружён деревянный дворец (архитекторы С. Петров и И. Михайлов, разобран в 1768), отличавшийся большой живописностью. С 1923 Коломенское - филиал ГИМа, с 1971 музей-заповедник, включающий Дьяковское городище. Сюда свозятся также памятники русского деревянного зодчества.
Коло́менское
в прошлом – село на правом берегу
Москвы-реки (с 1960 г. – в черте г. Москвы),
бывшая великокняжеская и царская усадьба,
архитектурный ансамбль 16–17 вв. В комплекс
Коломенского входят: шатровая церковь
Вознесения (1532), церковь Усекновения главы
Иоанна Предтечи в Дьякове (1547), храм-колокольня Георгия
Победоносца (16 в.); церковь Казанской Богоматери
(1660-е гг.), двое каменных въездных ворот
(1670-е гг.).
Церковь Вознесения, построенная по приказу
великого князя Василия III в честь рождения
наследника, будущего царя Ивана Грозного, –
выдающийся памятник древнерусской архитектуры,
один из первых сохранившихся до нашего
времени шатровых храмов. Кирпичная с
белокаменным декором башнеобра
По соседству с Коломенским, в древнем
селе Дьяково, на высоком холме расположен
замечательный памятник архитектуры 16 в. –
пятистолпная церковь Усекновения Главы
Иоанна Предтечи. Некоторые учёные связывают
закладку храма с венчанием Ивана Грозного
на царство (1547). Своими архитектурными
формами этот храм, состоящий из пяти отдельных
«столпов», соединённых переходами, предвосхитил
храм Василия Блаженного на Красной площади.
В 1667–71 гг. в Коломенском возвели дивно
изукрашенный деревянный дворец для царя
Алексея Михайловича (длиной 100 м, шириной
80 м, высотой до 30 м), который современники
называли «восьмым чудом света» (архитекторы
С. Петров и И. Михайлов; в 1681 г. частично
перестроен С. Дементьевым). 26 теремов разной
величины соединялись между собой крытыми
переходами и сенями. 3000 окон освещали
270 комнат, украшенных резьбой и росписями.
Терема были увенчаны кровлями самых разнообразных
форм: шатрами, «бочками», «луковицами»,
«шатровыми двойнями», «кубоватыми крышами»,
а галереи, чердаки, крылечки и оконные
наличники покрывала искусная резьба.
Один из переходов соединял дворец с каменной
церковью Казанской Богоматери (в настоящее
время это действующий храм). Обветшавший
дворец был разобран в кон. 18 в.
В 1920-е гг. при активном участии архитектора
А. Д. Барановского в Коломенском был создан
первый в России музей деревянной архитектуры
под открытым небом (ныне Государственный
историко-архитектурный музей-заповедник
«Коломенское»). Сюда привезли памятники
деревянной архитектуры 17–18 вв. из разных
областей России: Святые ворота Николо-Карельского
монастыря на Белом море (1693), башню Братского
острога из Сибири (1652), мемориальный домик
Петра I из Архангельска (1702). В настоящее
время в Коломенском проводятся археологические
раскопки, готовится воссоздание уникального
деревянного дворца Алексея Михайловича,
идут реставрационные работы.
СОБОР СВ. СОФИИ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ
Итак, христианство пришло к нам из Византии. Далеко не случайно главные соборы Киева и Новгорода — так же как и знаменитый собор в Константинополе, главный храм Византии, — посвящены Софии, Премудрости Божией. Это демонстрирует не только идею наследования Византии, но даже некоего соперничества с Царьградом (так на Руси называли Константинополь).
Собор Св. Софии в Константинополе — великая церковь, главный храм Византии — был построен в 532–537 гг., в правление императора Юстиниана (482–565, правил с 527). Известны имена архитекторов — это прославленные ученые Анфимий из Трал и Исидор из Милета. До нас дошло мало имен мастеров той эпохи, но тот факт, что история сохранила имена Анфимия и Исидора, лишний раз говорит об огромном значении константинопольской Софии. Собор Софии был не только главным храмом, но и главным общественным зданием государства. Это значит, что собор должен был вмещать огромное количество людей.
Перед архитекторами стояла нелегкая
задача: от них требовалось создать
купольный храм гигантского масштаба
на основе купольной базилики малоазийского
образца. Под базиликой обычно понимают
прямоугольное здание, разделенное
рядами столбов или колонн на три
(или более) нефа, нефы завершались
полукруглыми апсидами. Этот тип зданий
стал основным для западной церковной
архитектуры. На востоке традиционная,
римская форма базилики претерпела
существенные изменения — центральная
часть храма перекрывалась
В плане собор представляет собой
прямоугольник. Опорой для ребристого
купола служат четыре мощных пилона. Невысокие
боковые нефы разделены на два
яруса — здесь были устроены галереи,
хоры для молящихся.
Собор Софии в Константинополе не отличался
изяществом внешнего декора. Но это и не
было целью его создателей. Интерьер суровой
громады был призван потрясти воображение
каждого, переступившего порог храма.
Прежде всего эффект достигался с помощью
света. Невысокий барабан (основание) купола
был прорезан окнами. Свет, проникающий
через эти сорок окон, создавал впечатление,
будто гигантский купол парит над собором.
Про знаменитый купол говорили, что он
держится на золотой цепи, спускающейся
с неба. Окнами были прорезаны и полукупола,
и люнеты (полукруглое завершение стены).
Все это заполняло собор мистическим светом,
отражавшимся в золоте мозаик, украшавших
стены. Легкость интерьеру придавали изящные
аркады из мраморных колонн. Нижние ярусы
стен были облицованы разными сортами
мрамора. Роскошный, праздничный интерьер
резко контрастировалт с внешним обликом
собора. И такой контраст был очень характерен
для византийской архитектуры — интерьеру
здесь всегда придавали гораздо большее
значение, что обусловлено особенностями
духовной культуры Византии.
СОФИЙСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ
Киевский собор был построен в первой половине XI в. (1037 — начало 1040-х гг.), при Ярославе Мудром. Этот храм должен был стать для Руси тем, чем была София Константинопольская для Византии. Об этом в первую очередь свидетельствует его посвящение Софии, Премудрости Божией.
С момента строительства
Эти ячейки образуют рукава креста — отсюда
идет название этой архитектурной системы.
С западной стороны к подкупольному квадрату
пристроена прямоугольная ячейка, образованная
четырьмя столбами — двумя подкупольными
и двумя дополнительными. К этой ячейке
примыкает специальное пространство —
нартекс. Нартекс был предназначен для
людей, которым по каким-либо причинам
не разрешалось присутствовать на службе
в основном пространстве храма. С восточной
стороны расположено три полукруглых
выступа, перекрытых сомкнутым полусводом,
— апсиды. Центральная апсида, большая
по размеру, — это алтарь, по сторонам
от алтаря расположены апсиды меньших
размеров. Они служат для хранения литургической
утвари и облачения священников.
Как и константинопольский, киевский
собор должен был стать главным
государственным храмом. Это значит,
что собор должен вмещать в
себя великое множество молящихся.
Киевская София — это большой
пятинефный храм с двумя рядами галерей.
Внутренняя галерея была двухъярусной,
внешняя — открытой одноярусной. На второй
ярус внутренней галереи можно подняться
по лестницам, расположенным в башнях.
Собор венчают тринадцать куполов. Они
символизируют Христа (главный купол)
и двенадцать апостолов. Четыре купола,
расположенные ближе к главному, — это
четыре евангелиста. Форма куполов сильно
отличалась от той, что мы видим в настоящее
время. Нынешняя форма возникла в XVII в.
под влиянием искусства барокко. Изначально
купола имели шлемовидную форму. Тринадцать
куполов Софии образуют весьма гармоничную
пирамидальную композицию.
Но не только форма куполов претерпела изменения в более поздние эпохи. Сложенные из квадратного кирпича (плинфы) стены собора не были побелены, как в настоящее время. Они были украшены фигурной кладкой, что придавало собору нарядный, праздничный вид (В настоящее время с восточной стороны собора можно увидеть расчищенные фрагменты стены и представить себе, как выглядел храм в XI в.) Это говорит о том, что внешний вид церковного здания играет не меньшую роль, чем внутреннее, сакральное пространство, в отличие, например, от константинопольской Софии. Главный храм государства должен был поражать воображение со всех своих сторон.
Несомненно, организации внутреннего
пространства собора и его декору
придавалось огромнейшее
Главная часть храма — алтарь и подкупольное
пространство — согласно византийской
традиции была украшена великолепными
мозаиками. В центральном куполе изображен
Христос Пантократор (Вседержитель). По
сторонам от Пантократора располагались
архангелы (сохранилась только одна фигура).
В барабане помещались изображения двенадцати
апостолов (до нас дошла только фигура
апостола Павла). На парусах традиционно
изображались четыре евангелиста (полностью
сохранилась фигура Марка). На арках, держащих
купол, располагались медальоны с изображением
сорока мучеников севастийских. На подкупольных
столбах, за которыми расположен алтарь,
представлена сцена Благовещения: на левом
столбе фигура архангела Гавриила, на
правом — Богоматери.
Самая знаменитая мозаика киевской
Софии — это Богоматерь Оранта,
изображенная в конхе (сводчатой части)
алтарной апсиды. Огромная фигура (ее высота
4,5 метра) с поднятыми в молитве руками,
с одной стороны, символизирует Софию,
Премудрость Божию, которой посвящен храм,
а с другой — представляет собой Богоматерь-Заступницу,
наиважнейший образ русского православия.
Мерцающая смальта (камешки, из которых
складывается мозаика) создает эффект
парения фигуры в воздухе. Это производит
грандиозное впечатление и в нынешние
времена, и можно представить, каким необыкновенным
воздействием обладало это изображение
в XI веке!
Под Орантой расположено символическое
изображение одного из важнейших таинств
— причастия (Евхаристии).
Мозаиками была украшена только центральная
часть собора. Галереи и остальные части
украшались фресками с изображением различных
сцен Ветхого и Нового заветов, различных
святых. Но наиболее интересны фрески
на стенах верхних галерей. Верхние галереи
предназначались для князя, поэтому здесь
мы видим изображения членов княжеской
семьи. На южной стене — дочери князя Ярослава
Мудрого, на северной — его сыновья. На
западной стене был представлен и сам
князь с княгиней, но эта фреска не дошла
до наших дней. Фрески интересны не только
с художественной стороны, но и как старейшие
исторические портреты.
Очень интересны росписи лестничных
башен. Они возникли позже, уже при
Владимире Мономахе (1113–1125). Росписи
эти носят откровенно светский характер
— здесь представлены сцены охоты
на знаменитом константинопольском
ипподроме. Это объясняется тем,
что лестницы вели на верхнюю галерею,
которая служила не только помещением
для привилегированных
Киевская София, несомненно, является
самым значительным архитектурным памятником
XI в. По своей масштабности и великолепному
декору этот собор мог смело соперничать
с константинопольским, значительно превосходя
современные ему византийские церковные
постройки.