Версальский дворец. Проблема стиля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 11:18, лекция

Описание работы

Версальский дворцово-паркового ансамбль во второй половине XVII века. 1.1. История строительства Версаля. Вторая половина XVII века - период развития классицизма во французской архитектуре. Несмотря на четкий план, лежащий в основе, отдельные части этого ансамбля далеки от полного единства. В особенности разнообразна в стилистическом отношении архитектура фасадов дворца, обращенных к городу. В создании Версальского дворца основные его авторы, Лево и Мансар, отталкивались от итальянской архитектуры. Большой ордер - основной мотив Версальской архитектуры. Он присутствует на западном фасаде дворца, а также в более поздних постройках - Большом и Малом Трианоне.

Файлы: 1 файл

Творческое задание2.docx

— 134.65 Кб (Скачать файл)

Капеллу Михаила Архангела  украшает мозаичная копия с картины  Гвер-чино «Похороны святой Петрониллы». Мозаика эта, переливающаяся яркими тонами и озаряющая эту скупо освещенную часть храма, является лучшей в соборе Святого Петра. Сама капелла называется так по мозаичной копии с известной картины Гвидо Рени «Святой Михаил Архангел, попирающий поверженного сатану». В капелле находится надгробие Папы Климента XIII. Львы у его основания считаются самыми красивыми из созданных во всем XIX столетии. 
Григорианская капелла выполнена по рисункам Микеланджело его учеником Джакомо делла Порта. На саркофаге погребенного здесь Папы Григория XIII изображена сцена принятия в 1582 году нового календаря, получившего по имени Папы название григорианского.

Напротив расположена  пустая ниша над могилой Папы Григория XIV.

На алтаре капеллы Пресвятого Таинства сияет позолоченный бронзовый  реликварий работы Бернини. В нем хранятся многочисленные реликвии. В капелле находится единственная в соборе написанная маслом картина художника Пьетро да Кортона «Троица Новозаветная». Рядом, в капелле Бернини, хранится привезенная из Иерусалимского храма витая колонна, прислонившись к которой Христос произнес начертанные на фризе собора слова: «Ты есть Петр и на камне сем Я создам Церковь Мою». Эти полные глубокой символики слова воплощены в соборе Святого Петра, воздвигнутого над гробницей апостола.

 

Творческое задание: целостный  анализ. Ф. Брунеллески. Капелла Пацци.

Еще в 1430 году Брунеллески  начал строительство капеллы Пацци, где нашли свое дальнейшее усовершенствование и развитие архитектурные и конструктивные приемы сакристии церкви Сан-Лоренцо. Эта капелла, выстроенная по заказу семейства Пацци в качестве их семейной молельни и служившая также для собраний духовных лиц из монастыря Санта-Кроче, является одним из самых совершенных и ярких произведений Брунеллески. Она расположена в узком и длинном средневековом дворе монастыря и представляет собой прямоугольное в плане помещение, вытянутое поперек двора и замыкающее одну из его коротких торцовых сторон.  

 

         

   

 Брунеллески спроектировал  капеллу так, что она сочетает  в себе поперечное развитие  пространства интерьера с центрической  композицией, а снаружи подчеркнуто  фасадное решение здания с  его купольным завершением. Основные  пространственные элементы интерьера  распределены по двум взаимно  перпендикулярным осям, отчего возникает  уравновешенная система здания  с куполом на парусах в центре  и тремя неравными по ширине  ветвями креста по его сторонам. Отсутствие четвертой восполнено  портиком, средняя часть которого  выделена плоским куполом. 

         

   

 Интерьер капеллы Пацци - один из наиболее характерных и совершенных образцо  в своеобразного применения ордера для художественной организации стены, что является особенностью архитектуры раннего итальянского Возрождения. С помощью ордера пилястр зодчие расчленяли стену на несущие и несомые части, выявляя действующие на нее усилия сводчатого перекрытия и придавая сооружению необходимую масштабность и ритм. Брунеллески был первым, кто при этом сумел правдиво показать несущие функции стены и условность ордерных форм. 


 

Творческое  задание: целостный анализ. Дворец в  Вюрцбурге (архитектор И.Б. Нейман). Дворцовые  интерьеры. Росписи Д.Б. Тьеполо. Вюрцбургский замок

В первой половине XVIII века во франконском городе Вюрцбурге был построен дворец для местного епископа Шенборна — один из величайших памятников барочного зодчества. Дворец князей-епископов Вюрцбурга - Резиденция — принадлежит к числу самых больших в Германии, его строительство продолжалось в 1719-1753 гг. и стало одним из самых значительных проектов XVIII в.

Сначала работами руководили Иоганн Дитценхофер, архитектор Поммерсфельдена. С 1719 году Вальтасар Нейман возглавил строительство первого этажа нового дворца епископа в Вюрцбурге. Вскоре ему поручили планирование и строительство всего здания.

Нейман обратился за советом  к известным мастерам: в 1723 г. в  Париже он показал свои чертежи Роберу де Коту и Боффрану, который отправляется на строительство в следующем году. В 1729-1730 гг. Нейман побывал в Вене у Хильдебрандта, который в свою очередь прибыл в Вюрцбург в 1738 г. Наконец, в 1750 Тьеполо получил заказ на создание некоторых частей интерьера (лестница и Королевский зал). Три проекта (Робера де Кота, Боффрана, Неймана) сильно отличаются друг от друга. Первый, очень французский по духу, широко открытый. Проект Боффрана предполагает наличие более массивной стены и более четкую горизонтальную унификацию: эти тенденции возобладают у Неймана — его план ближе всего к тому, что будет воплощено в жизнь.

В своих рисунках для резиденции в Вюрцбурге Нейман не считался с  интерьерами Тьеполо. Но поперечное сечение центральной части показывает, какую важную роль играет лестница, которая вместе с вестибюлями  занимает больше половины здания. Сначала  предполагалось сделать вторую, симметричную первой лестницу в правом крыле, однако Робер де Кот посоветовал отказаться от нее. Высокий вестибюль в середине дворца ведет в Кайзерзааль, от которого видна только крыша в форме балдахина, и к анфиладе комнат с выходом в сады. Работа над дворцом продолжалась с перерывами и после смерти Нейман в 1753 году, хотя уже к 40 годам XVIII в. здание в достаточной степени было готово для работы в нем художника Г. Б. Гиероло, который должен был украсить огромные потолки дворца.

Общая композиция Вюрцбургского замка во многом обязана Версалю. Наибольший интерес в резиденции представляют интерьеры, созданные при участии великого итальянского живописца Д.-Б.Тьеполо — парадная лестница (величественная трехмаршевая с расписанным плафоном, в 1750-х годах, и Кайзерзааль, или Императорский зал, в убранство которого введены композиции Тьеполо на темы из жизни Фридриха Барбароссы. Будучи последним наследником итальянской традиции фрески, Тьеполо сочетает ее с орнаментальными темами.

Интерьеры Вюрцбурга принадлежат  к числу лучших образцов внутренних отделок европейской архитектуры XVIII века, они очень парадны и эффектны. Стиль их совмещает барокко и рококо, что вообще характерно для немецкой архитектуры первой половины XVIII века.

 

 

 

 

Творческое задание: целостный анализ. Дворцовый комплекс Альгамбра.

Альгамбра

Перевод

Альгамбра        

(от араб. аль-хамра - красная), дворец-замок в Испании, близ Гранады, над ущельем р. Дарро. Построен в середине XIII - конце XIV вв. для правителей Гранадского эмирата. Яркий образец мавританской архитектуры (см. Мавританское искусство). Залы с пышной орнаментной отделкой (Абенсеррахов, Послов, Двух сестёр, Суда) группируются, как и другие помещения Альгамбры, вокруг Дворика миртов и Дворика львов. В ансамбль Альгамбры входит и недостроенный дворец Карла V с круглым двором посередине (начат в 1526, архитектор П. Мачука) - памятник испанского ренессансного зодчества.

Альга́мбра

(от араб. al-hamra – красная), дворцовый комплекс близ г. Гранада (Испания); выдающийся памятник средневекового искусства; яркий образец мавританской (арабо-испанской мусульманской) архитектуры. Название объясняют по-разному: использованием в строительстве красной глины или воспоминаниями об отблесках ночных костров на стенах.  
 
 
Строительство началось в сер. 13 в., в правление первого эмира Гранады Ибн аль-Ахмара, на холме в центре города, на месте крепости 8 в. Дошедшие до нас сооружения (дворцы и мечети, жилые покои и бани, цветущие сады с фонтанами, склады и кладбище за стенами и башнями крепости) возведены в 14 в. при Юсуфе I и Мухаммеде V, в эпоху наивысшего расцвета Гранадского эмирата.  
Испанские короли, завоевавшие Гранаду в 1492 г., были покорены причудливой красотой Альгамбры. Фердинанд Арагонский издал указ о сохранении «столь великолепного сооружения», и, хотя в 16 в. его внук Карл V начал строить внутри ансамбля дворец в ренессансном стиле (1526), единство ансамбля не было нарушено. Католическим королям так и не удалось полностью превратить Гранаду в христианскую столицу. Легендарный город по-прежнему полон восточного очарования.  
 
 Древнейшая часть комплекса – крепость Алькасаба на западном склоне холма (45-метровая башня Комарес, стены длиной ок. 1400 м, дворец Комарес). В центре парадных помещений – прямоугольный двор с водоёмом, обсаженным миртами. Рядом Дворец львов (помещения вокруг знаменитого Львиного дворика с 12 каменными львами вокруг фонтана). Строгая симметрия в расположении помещений сочетается в архитектуре Альгамбры с причудливой изысканностью декоративного убранства. Стены и потолки дворцовых чертогов покрыты сказочными узорами. В зале Двух сестёр купол обращён внутрь 5 тыс. «сталактитовых» ячеек, создающих ощущение мерцающего небесного свода. Поэтическая красота Альгамбры с её пряным восточным ароматом создана искусно продуманной игрой солнечных лучей в садах и водоёмах, журчанием воды в фонтанах, прихотливыми очертаниями подковообразных аркад, ажурным кружевом оконных решёток, причудливой вязью орнаментов, в которых сказочные цветы сплетаются с арабскими буквами. Эти надписи-узоры – шедевры мавританской каллиграфии – обращены к посетителям Альгамбры: «Когда стемнеет, представь себе, что я мир более высокий, чем все системы звёзд…»

 

 

Творческое задание: целостный  анализ. Церковь Покрова на Нерли.

ерковь Покрова на Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. Предание рассказывает, что князь Андрей Боголюбский построил храм после гибели во время похода своего любимого сына Изяслава - в память о нем.

По некоторым источникам, белый камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции  сами побежденные волжские булгары.

Расположение церкви

Место для церкви - пойменный  луг при впадении Нерли в Клязьму - указал именно сам князь Андрей Боголюбский. Посреди заливного луга, при впадении реки Нерли в Клязьму, красуется белокаменная церковь. Вокруг - полный покоя и поэзии луговой простор с вольным воздухом, высоким небом и пышными травами. И среди этой русской одухотворенной красоты, - на возвышенности, - нежный силуэт древней церкви.

 

Здесь каждую весну разливалось  широкое половодье, и специально под храм было сооружено высокое  основание - искусственный холм из глины  и булыжного камня... Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь  в быстротекущих водах, подступающих прямо к стенам...

Духовное над материальным

С первого взгляда храм Покрова на Нерли по своей конструкции  чрезвычайно прост - это обычный  для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырехстолпный храм. Но строители церкви сумели воплотить в нем совершенно новый художественный образ. С помощью удачно выбранных пропорций и форм, зодчим удалось преодолеть тяжесть камня, создать ощущение полета, устремленности ввысь. Например, практически невозможно заметить, что стены церкви слегка наклонены внутрь и этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания. Внутреннее пространство церкви подчинено той же идее - движению вверх.. Четыре столба, на которые опираются своды, слегка суживаются кверху, зрительно увеличивая тем самым высоту храма. Высоко над головой парит полный света купол.

 

Стены храма украшает традиционная белокаменная резьба, сюжетные группы - складываются в целую систему, декоративную и философскую. Центральное место  в ней принадлежит библейскому  царю Давиду, чей образ связывается  в богословии с идеей Покрова - покровительства Богоматери. На всех трех фасадах повторяется одна и  та же композиция: царь Давид, сидящий  на троне. По обеим сторонам от него симметрично расположены два  голубя, а под ними - фигуры львов. Еще ниже - три женские маски  с волосами, заплетенными в косы. Такие же маски помещены и на боковых  частях фасада - храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют  Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмах той эпохи.

Не все фрески сохранились. Древняя живопись постоянно подвергалась каким-то обновлениям. Но тем не менее, храм Покрова на Нерли сохранил главное, к чему стремились создававшие его неизвестные - гениально выраженную в камне идею превосходства духовного над материальным. Возможно, потому эта "поэзия в камне" стала своеобразным символом России. В настоящее время храм Покрова, как и прежде, приписан к Боголюбовскому монастырю; совместно используется музеем-заповедником и церковью; внесён в Список Всемирного наследия.

 

 

Творческое задание: целостный анализ. Большая мечеть в Кордове.

Мечеть в Кордове, которая с 13 века также носит название Кафедрального собора святой Марии, расположена в историческом центре города, в двух минутах ходьбы к  северо-востоку от Алькасара и  в двух километрах на северо-восток от Кордовского Университета. Мечеть является главной достопримечательностью не только Кордовы, но и всей Андалусии, наравне с Альгамброй, а также одним из двенадцати чудес Испании. Каждый год сотни тысяч туристов со всего мира приезжают в город, чтобы увидеть это неповторимое здание, представляющее собой синтез элементов восточной и западной архитектуры.

Строительство мечети началось в 785 году на месте древней  вестготской базиликисвятого Викентия, которая, в свою очередь, была построена на месте римского храма. Первоначально мечеть состояла из 11 нефов. Из-за постоянного роста населения города мечеть несколько раз достраивали и расширяли. В первый раз это произошло между 833 и 852 годами при правлении эмира Абд ар-Рахмана I, затем между 961 и 966 годами при Абд ар-Рахмане III. Наконец, в период расцвета государства Аль-Андалус халиф Аль-Мансур всего за несколько месяцев расширил Кордовскую мечеть в два раза. В результате здание мечети получилось размером 180 на 130 метров, а стены образовали прямоугольник со сторонами 200 на 144 метра. Высота стен мечети колеблется от 8 до 20 метров, следуя за рельефом местности.

В 1236 году, при правлении  короля Фердинанда III, после взятия Кордовы христианами и бегства  мусульман в Северную Африку, мечеть была преобразована в христианский храм. Были закрыты 19 дверей, выходящие  во двор, внутри вдоль стен были построены  капеллы, минарет был превращен в колокольню. Но самое значительное изменение произошло в 1523 году, когда внутри мечети по инициативе архиепископа Алонсо Маурике началось строительство христианского собора (завершилось оно лишь в начале 17 столетия). Городские власти воспротивились этому, но Карл V дал свое согласие, хотя впоследствии и пожалел об этом. В 1526 году Карл V, посетивший Кордову, признался, что никогда бы не согласился на строительство собора в мечети, если бы видел ее раньше: «Вы построили то, что можно построить где угодно, и разрушили то, что было единственным в мире». Христианский собор был выстроен в готическом стиле с последующим добавлением элементов в стиле барокко.

Информация о работе Версальский дворец. Проблема стиля